СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование учебно-познавательной мотивации на уроках истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование учебно-познавательной мотивации на уроках истории и обществознания»

«Формирование учебно-познавательной мотивации на уроках истории и обществознания»


Введение.

Инновационные изменения в обществе определяют потребность в творческих, интеллектуально развитых выпускниках. В условиях модернизации российского образования ученик должен уметь самостоятельно мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены. Перед учителем поставлены новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда, приоритетом развития образования сегодня становится личностно ориентированная направленность ученика. Требования подобного характера к современному выпускнику предъявляются в соответствии с Законом об образовании, Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», ФГОС ООО. На практике, довольно часто, мы имеем некоторые трудности на пути к реализации данных требований.

Педагогическая деятельность предполагает особую заботу об учебной мотивации школьников. Проблема формирования устойчивых положительных мотивов учащихся актуальна в педагогике, психологии и практике школы и представляет интерес для изучения. Ученик скучает на уроке, он не нарушает дисциплину, просто не слушает учителя. Он не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Ученик не задает вопросов после объяснения учителя, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения. Он неактивен и отвлекается, когда требуется напряжение мысли, преодоление трудностей, не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя. Ученик не может воспроизвести определения понятий, не может отойти от готового текста, не понимает текста. Наблюдения, проведенные среди учащихся, показали, что многие ребята не обладают культурой чтения, не умеют читать вдумчиво, не понимают прочитанное, не выделяют главное, не размышляют над полученной информацией. Так развивается неуспеваемость.

Таким образом, возникает проблема: обучающийся при отсутствии учебно-познавательной мотивации не сможет овладеть необходимыми умениями и навыками.

Технология развития критического мышления - один из способов, посредством реализации которого возможно добиться высокой мотивации к познавательной деятельности.

Цель: повышение учебно-воспитательной мотивации обучающихся.

Задачи:

1. Раскрыть сущность, цели и задачи технологии развития критического мышления.

2. Показать на примере конкретного урока возможность использования технологии развития критического мышления с целью формирования учебно-познавательной мотивации учащихся, развития индивидуальных интеллектуальных способностей обучающихся, создания условий для совершенствования аналитического мышления школьников; стимулирования самостоятельной поисковой, творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Ожидаемые результаты: применение технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания позволит создать максимально благоприятные условия для формирования учебно-познавательной мотивации, активизации и развития мыслительных способности школьников.



Основная часть

Теоретическая основа технологии развития критического мышления.

А теперь приведем разъяснение понятия «критическое мышление».

Современная научная литература дает различные определения, которые сводятся к тому, что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Понятие «критическое» предполагает оценочный компонент, отнюдь не синонимичный понятию «критика».

Слово критическое происходит от двух греческих слов: "кritike" - искусство судить и "kriterion" - средство для суждения. Это мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт.

Таким образом, технология развития критического мышления - это система стратегий, обучающих мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные, аргументированные решения, р азработана в конце XX века в США. В основу технологии РКМ положены идеи теории Жана Пиаже, Льва Семёновича Выготского об этапах умственного развития ребёнка. По мнению Г.Селевко, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем:

- не объем знаний или количество информации является целью образования,

а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим

способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;

- не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое

рождается в процессе обучения;

- коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий

диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также

«партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;

- объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом

объекте.

Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии РКМ Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками могут пользоваться педагоги, достигая эффективных результатов в работе. Формы урока РКМ отличаются от уроков традиционного обучения. Ученики не сидят пассивно, принимая готовые знания, а становятся главными субъектами учебной деятельности, они думают и вспоминают, рассуждают, аргументируют и опровергают, устанавливают закономерности и делают выводы.

Первый этап работы называется стадия вызова - пробуждение имеющихся знаний, интереса к информации, актуализация жизненного опыта. Другими словами «создание мотива к обучению». На этой стадии у ребенка возникают собственные цели и мотивы для изучения нового.

Вторая стадия называется осмысление содержания (получение новой информации). Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации. А учащиеся со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные вопросы.

Третья стадия — стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы преподаватель проверил память учащихся, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы. Рефлексия представляет собой обращённость познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, своё психологическое состояние. На разных стадиях технологии используются приёмы и методы, о которых и пойдёт в дальнейшем речь.

Примеры приемов и стратегий технологии развития критического мышления.

Стадия вызова

• Мозговая атака

• Ключевые слова (словосочетания, предложения)

• Перепутанные логические цепочки

• Разбивка на кластеры (смысловые блоки)

• Денотатный граф - [от лат. denoto - обозначаю и греч.- пишу] - способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

• Конструктивная таблица (Знаем - Хотим узнать - Узнали)

• Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

Стадия реализации смысла

Система маркировки текста «ИНСЕРТ»

Чтение с остановками

Таблица «Плюс - минус - интересно»

Метод RAFT

Прием ПОПС

Прием «фишбоун»

Стадия рефлексии

• Парная (групповая) мозговая атака; парное (групповое) подведение итогов

• Возвращение к приемам применяемым на стадии осмысления

• Мини-сочинение, эссе

• Синквейн

• Перекрестная дискуссия

• «Шесть шляп мышления» и др.

Урок истории с использованием приемов технологии развития критического мышления по проблеме роли личности в истории: «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…»


Цель: Определить роль личности Наполеона Бонапарта в истории Франции.

Задачи:


  1. Проследить этапы становления личности Наполеона.

  2. Рассмотреть влияние Наполеона на ход исторических событий от падения монархии до провозглашения Франции империей.

  3. Сделать вывод о роли Наполеона Бонапарта в истории Франции и России.

Методы: приемы ТРКМ: 3 фазы урока, кластер, инсерт, синквейн, «толстые вопросы», логическая цепочка.

ЦОР: компьютерная презентация, мультимедийный комплекс.


Стадия вызова:

1 слайд. На экране возникают портреты и имена великих исторических личностей


Учитель: Ребята, что, на ваш взгляд, объединяет всех этих людей, многих из которых вы уже знаете в ходе изучения истории, с личностями некоторых вам предстоит познакомится в дальнейшем?


Наш урок мы посвятим проблеме имеющей прямое отношение к тому, каков путь к славе. И сделаем это в рамках изучения Новой истории, истории Франции к XVIII – нач. XIX вв.


2 слайд. На экране проблема урока «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…»


Учитель: В процессе урока мы будем решать данную проблему на примере личности Наполеона Бонапарта. Какие качества, способы, историческая ситуация помогли ему пройти сложный путь от лейтенанта артиллерии до императора.


3 слайд. Задачи для учеников

Наши задачи: определить роль личности Наполеона, проследить становление его политической карьеры, рассмотреть влияние Наполеона на историю Франции и России, и, наконец, сделать вывод путем составления кластера.

Итак, мы начинаем. (учитель на магнитной доске открывает проблему, вокруг которой ученики будут выстраивать смысловые единицы)


Стадия осмысления


4 слайд. Портрет Наполеона

Учащиеся работают в группах с пакетом материалов, позволяющих изучить личность Наполеона, этапы его карьеры, влияние его на исторические события.


Желаемый результат:

- построение смысловой единицы.

- аргументация в защиту позиции

- на полях в процессе работы учащиеся маркируют

«V» – я уже это знал

«+» - для меня эта информация новая

«-» - я думал иначе

«?» - не понял, не усвоил


Стадия рефлексии


  1. Каждая группа помещает на доску смысловые единицы.

  2. Представляет аргументы в ее защиту.


Учитель:

- Кто не согласен с данной позицией?

- Кто считает по-другому?

- Чья позиция кажется вам наиболее убедительной?

3) Результат маркировки озвучивается.


После завершения работы групп

Учитель: Пришло время обобщить сказанное, предлагаю вам построить логическую цепочку и связать смысловые единицы. (связываем смысловые единицы)


Слайд 5. На доске проблема урока «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…»


Учитель: Ребята, предлагаю вам, подводя итог нашего урока, завершить фразу, таким образом, поставить точку в нашей проблеме, а может и не точку, в вновь многоточие, а вы еще не раз сможете сами вернуться к обдумыванию, осмыслению данной проблемы не обязательно сегодня, а в последующем..




Заключение.

Таким образом, применение в учебно-воспитательном процессе данной технологической модели соответствует реализации личностно - ориентированного подхода в обучении, позволяет создать на уроках истории и обществознания условия для успешной самореализации школьников, формирует учебно-познавательную мотивацию. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся получает возможность самому в процессе обучения конструировать этот процесс и отслеживать направления своего интеллектуального развития. В целом же выбор методов, средств и приемов обучения зависит от особенностей класса.

Применение элементов технологии развития критического мышления

даст положительные результаты, повысится интерес учащихся к исследовательской деятельности, ребята активно будут участвовать в научно-практических конференциях, в городских, областных и Всероссийских конкурсах исследовательских и творческих работ.

В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты – уметь получать и моделировать информацию, создавать и сотрудничать. Меняется общество, неизбежно меняется и образовательный процесс, его технологии. Неизменно остается одно – мы должны подготовить учащихся к успешной жизни, к успешному будущему.



Список используемой литературы.

Основные источники

История. Обществознание 8-11 кл. Современные технологии на уроках и внеклассных занятиях. /Лемина, Сябирова. - Волгоград: Изд. Учитель — 2014.
  1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Издательство «Скифия», «Альянс – Дельта». СПб. 2003г.

  2. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.

  3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2009. – 24с. – (Стандарты второго поколения).

  4. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., 2005. - 224 с.

Нормативные документы

  1. Закон РФ об образовании

  2. Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.

  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.

  4. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)

Интернет ресурсы:

  1. http://www.mon.gov.rucайт Министерства образования и науки РФ

  2. http://samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области

  3. Дулама Мария Элиза. Кластеры как форма организации мышления. //lib. 1september/ruhtm



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!