Формирование у учащихся экологической культуры и культуры природолюбия в рамках реализации природоохранного социально-образовательного проекта "Эколята" (СЛАЙД 1)
Актуальность Проекта
Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я гражданин России» таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения,
Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.
Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено в общеобразовательных организациях.
Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструментарии, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.
Одним из таких инструментариев экологического воспитания и образования детей начальных классов школ, как части патриотического воспитания ребёнка, стал новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята».
Данный проект является новым инновационным инструментарием развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в начальных классах школ российских регионов.
Цель Проекта
Формирование у учащихся богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание культуры природолюбия.
Задачи Проекта представлены на слайде. (СЛАЙД 2)
• дать учащимся общеобразовательных организаций знания об окружающей их Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту Природы;
• способствовать развитию понимания неразделимого единства человека и Природы, понимание общечеловеческой ценности Природы;
• помочь осознать необходимость сохранения, охраны и спасения Природы для выживания на земле самого Человека;
• расширить общий кругозор, способствовать развитию творческих способностей;
• помочь самоопределиться в построении взаимоотношений с Природой и окружающим его миром;
• разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных организаций новые инновационные инструментарии, формы, методы, подходы и приёмы, способные сформировать чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к Природе;
• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
В 2021 м году наша школа стала участником Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята». (СЛАЙД 3) Мы направили письмо в программный комитет Проектов о желании стать участником Проекта и о внесении организации во Всероссийский реестр участников Проектов. После положительного ответа провели акцию посвящения детей в «Эколята – Молодые защитники Природы». (СЛАЙД 4) Акция посвящения- обязательное условия вступления в ряды эколят. Только после этого возможно использовать логотип Эколят и атрибутику. У нас- это зелёные галстуки.
После проведения Акции начали осуществлять свою деятельность согласно Положению Проекта.
Мною была составлена Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Эколята», которая размещена в навигаторе дополнительного образования детей Кузбасса.
Цель программы:
Подготовка и развитие практических умений учащихся в области экологической оценки состояния окружающей среды в целях повышения экологической культуры учащихся, , активного и ответственного отношения к жизни, к окружающей среде.
Программа состоит из 8 разделов, они представлены на слайде. (СДАЙД 5)
№ п/п | Наименование раздела |
1 | Раздел 1.Место человека в природе. |
2 | Раздел 2.Здоровье человека и окружающая среда. |
3 | Раздел 3:Влияние человека на окружающую среду. |
4 | Раздел 4:Что такое экологическая катастрофа. |
5 | Раздел 5:Я – юный исследователь. |
6 | Раздел 6.Природные катаклизмы. |
7 | Раздел 7 :Красная книга России. |
8 | Итоговое занятие. Защита исследовательских работ или творческих проектов учащихся. |
В 2022 году моя программа заняла 2 место в региональном этапе конкурса Био ТОП ПРОФИ в номинации "Эколого- биологическая". (СЛАЙД 6) Это Всероссийский конкурс дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности. Цель- выявление и масштабирование в практику деятельности образовательных организаций и профессионального педагогического сообщества лучших образовательных практик дополнительного образования естественнонаучной направленности.
Работу по экологическому образованию ведут все образовательные учреждения. Но моя работа отличается тесным сотрудничеством с родителями . (СЛАЙД 7)
Родители и дети - равноправные участники Проекта. Родители- идейные вдохновители многих акций, помимо разработанного мною плана, они вносят свои идеи, мысли и мы их реализуем, так как вместе с ними мы являемся участниками Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята».
В связи с различными жизненными ситуациями многие родители отдалены от школы, но благодаря моей системе работы, родители проявляют заинтересованность к школьной жизни ребёнка как к урочной, так и внеурочной, что сказывается на успешной успеваемости учащихся в целом, на сплочении детского коллектива, на укрепление взаимоотношений в семье. В этом учебном году у меня уже второй набор учащихся, которые участвуют в Проекте.
В рамках реализации программы работа ведётся в разных формах и направлениях деятельности: кружок "Эколята"- 2 часа в неделю, участники кружка- все учащиеся класса. У нас проходят занятия в разных формах: подготовка к участию в акциях, например, "Вместе ярче"- акция по энергосбережению в рамках Всероссийского фестиваля энегосбережения", неделя всемирной акции "Мы чистим мир", акция "Каждой пичужке- наша кормушка", "Встречаем пернатых друзей". В этом году привлекла своих выпускников- пятиклассников к проведению занятия в рамках Всероссийского проекта "Экоход". Есть сайт с таким же названием, где размещён материал к урокам. Ребятам дала ссылку, они сами выбрали себе материал и представили его творчески первоклашкам. Тема занятия была "Что такое отходы, откуда они появляются и что с ними делать?" Понравилось всем!
Выстроена работа с социальными партнёрами : с культурно- досуговым центром "Творчество", (СЛАЙД 8) городской библиотекой-филиалом №2, (СДАЙД 9), Кузбасским естественнонаучным центром "Юннат", который проводит региональные экологические конкурсы и конференции.
У нас оформлен стенд совместно с родителями. Данный стенд принял участие в конкурсе уголков Эколят. ( СЛАЙД 10)
В связи с тем, что система работы в данном направлении сформирована, я не первый раз делюсь своим опытом работы на различных уровнях от школьного методического объединения начальных классов нашей школы до участия в конференциях и Педагогических Чтениях.
За два года работы в Проекте мы имеем следующие результаты:
1. Конкурс творческих отчётов о проведении Дня птиц- 2022 - й год 3 место, 2023 -й - участник. (СЛАЙД 11)
2. Акция "Помоги птице зимой" номинация "Каждой пичужке наша кормушка" , одно первое, два вторых и два третьих места на муниципальном уровне, на региональном- участники. (СЛАЙД 12)
3. Областной конкурс творческих работ "Календарь здоровья" 2 место в номинации "Будь здоров!" (СЛАЙД 13)
4. Конкурс листовок "Встречаем пернатых друзей" в рамках областной экологической акции "Птицеград" 1,2,3 места. (СЛАЙД 14)
5. Конкурс листовок "Вы в ответе за тех, кого приручили" в рамках муниципального конкурса "Жизнь в гармонии с природой". 3 место на муниципальном уровне (СЛАЙД 15)
6. Конкурс "Зеркало природы". Муниципальный уровень- 1 место, региональный - третье. (СЛАЙД 16)
7. Муниципальная конференция исследовательских работ и проектов "Я и природа" - 1 место. (СЛАЙД 17)
8. Мои ученики ежегодно участвуют во Всероссийской олимпиаде "Эколята - молодые защитники природы", имеем призовые места. (СЛАЙД 18)
9. Второй год мы участники Международной научно-практической полевой конференции «По следам динозавров», (СЛАЙД 19) которую проводит «Кузбасский естественнонаучный центр «Юннат». В прошлом году у нас были первое и третье места, (СЛАЙД 20) в этом году ученик первого класса Симаков Артур занял 1 место. А меня пригласили в жюри. (СЛАЙД 21)
Наш Проект с каждым годом объединяет всё больше учащихся нашей школы. В проводимых нами Акциях- сбор батареек, например, сделаем мир чище, уборка школьной территории и школьного сада- который у нас уже не просто сад, а экологическая тропа, включаются учащиеся из средних и старших классов. Дни проведения акций становятся общешколными экологическими праздниками.
Спасибо за внимание! (СЛАЙД 22)