Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Неманское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»
Доклад на МО учителей
на тему: «Формирование у обучающихся Неманского СУВУ осознания своей принадлежности к российскому гражданскому обществу» (гражданская идентичность)
Подготовила и выступила Шелестенко И.А.
учитель истории и обществознания
Неман 2020-2021 уч. г
Тема посвящена проблеме формирования гражданской идентичности, воспитания патриотизма, уважения к истории и традициям страны, Родины, воспитания гражданской ответственности.
Известно, что личность формируется под воздействием того общества, в котором она живет. Следовательно, «степень» гражданственности определяется тем, насколько эта личность вписалась в социально-политические отношения, и способствует развитию и укреплению общественного устройства.
Формирование гражданской идентичности личности является ключевой задачей социокультурной модернизации общества, поэтому данный опыт является актуальным на сегодняшний день, и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса.
В современных условиях проблема воспитания гражданской идентичности, т.е. осознание своей принадлежности к гражданам России, стоит особенно остро. Это связано с тем, что дети уже в подростковом возрасте имеют определенный жизненный опыт. При выборе жизненных ориентиров ребенку необходима помощь педагога, так как стремление к самостоятельности не всегда подкреплено устойчиво сложившимися социальными мотивами, интересами и достаточным опытом. Наиболее полно педагогические задачи воспитания гражданской идентичности решаются на уроках истории и обществознания, благодаря специфике этих предметов, приоритетной целью которых является социализация личности обучающегося.
Основной задачей школы по формированию гражданской идентичности является формирование очень важных характеристик личности, таких как:
- Гражданский патриотизм;
- Установка на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры;
- Готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир; великодушие;
- Осознание своей сопричастности к судьбам человечества;
- Установка на владение универсальными способами познания мира.
Предыстория. Интерес к теме
Тема воспитания патриотизма – становления российской идентичности – меня интересует давно. Я собираю и систематизирую материалы о нашей великой стране. Они включают в себя общие сведения о России, ее истории, культуре, ярких личностях. Поэтому неслучайно в качестве темы доклада я выбрала представление своего опыта по воспитанию патриотизма обучающихся - становлению гражданской идентичности. Решила показать некоторые направления работы.
Как отмечается в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина» (главном направляющем документе в области воспитания): «развитие гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Чтобы наш воспитанник был достойным сыном Отечества, мы должны научить его любить мать, отца, друзей, природу родного края, его прошлое и будущее, великие и малые свершения своего народа. Любить искренне, активно, преломляя свою любовь в поступок. Научим мы его так любить – значит, воспитаем гражданина, которому можно доверить страну.
Основные проблемные вопросы, которые предстояло решить в работе - считаю, что их нет, потому как, это не проблемные вопросы, а не решенные задачи, которые мы решаем в процессе нашей профессиональной деятельности.
С принятием «Национальной доктрины образования в РФ до 2025 г.» (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва "О национальной доктрине образования в Российской Федерации»)
наша система образования призвана обеспечить:
- воспитание патриотов России, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
- формирование культуры мира и межличностных отношений;
- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;
- формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
- формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции…;
- сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур
Таким образом, перед педагогическими работниками всегда встает задача поднимать престиж. Согласно «Концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина России» современный национальный воспитательный идеал — «это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»
Двумя важными составляющими результативности образовательного процесса считаются личностный рост обучающегося и его успешная социализация.
Примерный «портрет выпускника российской школы» в рамках нового государственного образовательного заказа выглядит так:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Итак, среди направлений воспитательной работы одним из важных является патриотическое воспитание или становление гражданской, или национальной идентичности обучающихся.
Среди факторов формирования гражданской идентичности можно назвать следующие: - общее историческое прошлое (общая судьба), воспроизводящееся в мифах, легендах и символах; - общий язык, являющийся средством коммуникации и условием сохранения ценностей; - общая культура, построенная на определенном опыте совместной жизни,
- переживание совместных эмоциональных состояний, связанных с реальными ситуациями в стране (к примеру, совместное празднование государственного юбилея – 70-летия Великой победы) и др.
Процесс становления гражданской идентичности – присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей.
Чувство «Мы», объединяющее человека с обществом, позволяет ему преодолеть страх и тревогу и чувствовать себя более уверенно в новых социальных условиях.
Анализ возможностей учебных предметов
Перечень учебных дисциплин, обеспечивающих предметную основу для формирования гражданской идентичности личности включает, например
1) Литература: обучающиеся проводят анализ и оценку поступков героев, читают и изучают сказки народов России, произведения о России, её природе, людях, истории;
2) Русский язык: обучающиеся постигают воспитательный потенциал русского языка, происходит развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.;
3) Обществознание: изучают учебные темы: «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка», изучение правил поведения в отношениях «человек – человек» и «человек – природа»; происходит осмысление понятий «добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость», изучают темы: равенство и добрые отношения народов России, культуру диалога, взаимодействие представителей разных конфессий и т.д.;
4) ИЗО, «Музыка»: знакомятся с народными промыслами, декоративно-прикладными видами искусства России, творчеством национальных художников и музыкантов; слушают и исполняют народные песни танцы; посещают тематические выставки и др.;
5) «Физическая культура»: учатся народным играм (русским и других народностей РФ).
6) Внеурочная деятельность: изучение истории через темы обеспечивает формирование чувства патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников, государственных праздников.
Формирование гражданской идентичности должно представлять собой целенаправленный процесс, включающий учебную и внеурочную деятельность. Важно создать необходимые условия, осуществить выбор тем и форм работы для решения данной единой задачи.
В реальной жизни наших детей окружает непривлекательная действительность:
фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур;
газеты, пестрящие материалами похожего содержания;
правосудие, способное наказать только слабых мира сего;
безработица, пьянство, наркомания;
бездомные и нищие;
компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив;
никому ненужное в мире денежных отношений подрастающее поколение.
Надо суметь заинтересовать обучающихся возможностью сохранить прошлое для других поколений. Надо сделать так, чтобы уроки и внеклассные мероприятия несли в себе заряд личной причастности к прошлому, рождали интерес, пробуждали в детях патриотизм и любознательность, работу мысли, исследовательское начало, что очень дорого стоит. Успешность работы в области гражданского воспитания зависит не только от специальных знаний, но и личностных качеств учителя.
Помимо уроков, огромную роль в формировании гражданской идентичности играет наша воспитательная работа и внеклассные мероприятия. Как правило, при проведении предметных недель или проведении какого-либо мероприятия, связанного с той или иной памятной датой, мы педагоги стараемся как можно больше привлечь обучающихся, стараемся вызвать у них интерес.
В своей работе использую различные формы деятельности, направленные на воспитание патриотических чувств. Одним из оптимальных средств реализации может выступать метод проектов:
Проектная работа «Путешествие к замкам Тевтонского Ордена» (участие во Всероссийском конкурсе «Мой вклад в величие России)
Цель: изучение замков, находящихся на территории Калининградской области и являющихся историко-культурным наследием государства Тевтонского ордена, существовавшего в Восточной Пруссии с XIII века по 1525 год.
Проектная работа «Есть такой народ эвенки»
(участие во Всероссийском конкурсе «Мы гордость Родины»)
Цель: изучение знаний о величии и героизме народа – эвенки и обогащение знаний об их быте и культуре, о сохранении традиций предков.
Проектная работа «Герои, живущие рядом»
Проектные работы «Храмы моего города» посв. Дню всемирного наследия
Другие мероприятия в области гражданско-патриотического воспитания:
Игра-викторина к Дню Народного единства
«Наука побеждать» посв. А.В.Суворова
«Хроника блокадного Ленинграда»
«Кто лучше всех знает Россию» викторина 1 сентября
«Маршал Василевский»
Просмотр социальных видеороликов и исторических фильмов
Методика самооценки уровня сформированности гражданской идентичности
Анализ результатов анкетирования обучающихся СУВУ
Показатели сформированности гражданской идентичности
1. Что такое Родина, уважение к ней;
2. любовь к родному краю (малой родине);
3. наличие позитивного отношение к семье, понимание ее ценности для человека;
4. готовность помочь ближнему.
Для проверки сформированности показателей была использована методика самооценки уровня сформированности гражданской идентичности. На ее основе составлена следующая анкета:
В каждом разделе выдели ту цифру, которая тебе подходит
1.1.
5 – люблю и берегу природу, побуждаю к бережному отношению других
4 – люблю и берегу природу
3 – участвую в деятельности по охране природы под руководством учителя
2 – не очень нравится участвовать в деятельности по охране природы (заставляют взрослые)
1 – природу не ценю и не берегу, ломаю природные объекты
1.2.
5 – интересуюсь и горжусь историческим прошлым Отечества, рассказываю об этом другим
4 – интересуюсь историческим прошлым, самостоятельно изучаю историю
3 - люблю слушать рассказы взрослых и одноклассников по истории
2 – знакомлюсь с историческим прошлым только при побуждении старших
1 – не интересуюсь историческим прошлым, высказываю негативные оценки
2.1.
5 – нахожу дела на пользу своему городу и организую других
4 – нахожу дела на пользу городу селу
3 – с желанием участвую в делах на пользу своему городу, организованных другими людьми
2 – участвую в делах на пользу своему городу, организованных другими людьми под давлением со стороны
1 – не принимаю участия в делах на пользу своему городу
2.2.
5 – организую дела на пользу школе; классу
4 - участвую в делах класса и привлекаю других
3 – испытываю гордость за свою школу, участвую в делах класса
2 – в делах класса участвую при побуждении
1- в делах класса не участвую, гордости за свою школу не испытываю
2.3.
5 – интересуюсь и горжусь историческим прошлым своего края, берегу исторические памятники, рассказываю об этом другим
4 – интересуюсь историческим прошлым своего края, берегу исторические памятники
3 - люблю слушать рассказы взрослых и одноклассников по истории нашего края
2 – знакомлюсь с историческим прошлым нашего края только при побуждении старших
1 – не интересуюсь историческим прошлым нашего края, высказываю негативные оценки
3. 1
5 – люблю своих родителей, благодарен им за заботу, считаю, что они делают для меня всё, что могут
4 – люблю своих родителей, благодарен им за заботу
3 - люблю своих родителей, считаю, что они делают для меня не всё, что могут
2 – люблю своих родителей, но считаю, что они для меня ничего не делают
1 – не уважаю и не люблю своих родителей
3.2.
5 – домашние обязанности исполняю добровольно, всегда качественно
4 - домашние обязанности исполняю добровольно, но не всегда качественно
3 – домашние обязанности исполняю по настроению
2 – домашние обязанности исполняю при наличии напора и контроля со стороны родителей
1 – нормы и правила поведения не соблюдаю
4.1.
5 – уважаю старших, не терплю неуважительного отношения к ним со стороны других
4 – уважаю старших
3 – уважаю старших, но на неуважительное отношение со стороны других не обращаю никакого внимания
2 - к старшим не всегда уважителен, нуждаюсь в руководстве
1 – не уважаю старших, допускаю грубость
4.2.
5 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно отношусь к сверстникам, осуждаю грубость
4 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам
3 – сам уважение проявляю, но к грубости других равнодушен
2 – проявляю дружелюбие в присутствие взрослых
1 – груб и эгоистичен
4.3.
5 – сочувствую и помогаю слабым, больным, беспомощным, привлекаю к этому других
4 – сочувствую и помогаю слабым, больным, беспомощным
3 – помогаю слабым, беспомощным при организации дела другими людьми
2 – помогаю слабым, больным при условии поручения
1 – неотзывчив, иногда жесток
Уровни
Высокий - выше 4 балов;
Средний – от 3 до 4 баллов;
Низкий – от 1 до 2 баллов.
Задания «Неоконченное предложение»
Пожалуйста, допиши то, что думаешь
1
1. В моём понимании Родина __________________________________________________
2. Я горжусь своей страной за то, _______________________________________________
____________________________________________________________________________ 3. Я не уеду из страны, потому что ______________________________________________
4. Мне нравится в своей стране _________________________________________________
5. Я могу сделать для своей страны _____________________________________________
2
1. Я люблю свой город, потому что _______________________________________________
____________________________________________________________________________ 2. Если был бы я волшебником, то я для города ____________________________________
____________________________________________________________________________ 3. Для своего города я делаю __________________________________________________
4. В жизни нашего города мне не нравится ________________________________________
5. Если бы мне предложили переехать в другой город, то я __________________________
3
1. Для меня семья – это _________________________________________________________
2. Я люблю своих родителей за __________________________________________________
3. Мы всей семьёй _____________________________________________________________
4. Для семьи я могу ____________________________________________________________
5. Традиции нашей семьи _______________________________________________________
4
1. Если я вижу, что кому-то нужна помощь, то _____________________________________
2. Если родители пришли домой уставшие, я ______________________________________
3. Если моего друга обидели, я __________________________________________________
4. Если я окажусь в одном классе с учеником другой национальности, то я _____________
_____________________________________________________________________________
5. Если мой друг сказал неправду, то я ____________________________________________
Итоговая диагностика по выявлению уровня сформированности основ гражданской идентичности показала:
Методика «Неоконченное предложение»
Вывод: основы гражданской идентичности у обучающихся сформированы. Некоторые ответы обучающихся заставляют задуматься (желание мести), отдельные – радуют (толерантные качества, готовность стать добрее ради своих близких).
Заключение
Формирование гражданской идентичности должно представлять собой целенаправленный процесс, включающий учебную и внеурочную деятельность. Важно создать необходимые условия, осуществить выбор тем и форм работы для решения данной единой задачи. Организация любой деятельности гражданско-патриотической тематики дает более высокие возможности в становлении основ гражданской идентичности.
Воспитать человека – сложнейшая задача, но она достижима, если за её реализацию возьмутся родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, воспитатели. Но, к сожалению, порой бывает так как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука».