СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование у младших школьников адекватной самооценки

Нажмите, чтобы узнать подробности

28 Так же можно выделить, что для повышения самооценки у младшего школьника, педагоги и родители могут использовать некоторые приемы: – чаще называть ребенка по имени; – хвалить ребенка в присутствии окружающих; – отмечать достижения ребенка, например, на специально оформленных стендах; – не пренебрегать заданиями, которые должны выполняться за фиксированное время; – не торопить и не подгонять ребенка. По данным Л. И. Божовича, правильное развитие адекватной самооценки – это важнейший фактор формирования личности ребенка. Адекватная, устойчивая самооценка, формируется под влиянием оценки со стороны окружающих его людей, сверстников и взрослых, а так же, благодаря, собственной оценки ее результатов и своей деятельности. Не умение школьника анализировать свою деятельность, а оценка со стороны окружающих приобретает для него негативный характер, тогда начинают возникать аффективные переживания. Длительное сохранение такой ситуации может привести к отрицательным формам поведения, которые в свою очередь фиксируются и становятся устойчивыми личностными качествами [3]. Таким образом, самооценка не является величиной постоянной, так как она динамична и меняется под воздействием различных факторов, жизненных обстоятельств и условий окружающей действительности. Вывод по 1 главе Самооценка является одной из форм проявления самосознания, эффективного самооценивания, которое может обладать различным уровнем интенсивности, поскольку конкретные черты «образа Я», могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их осуждение или принятием, ну и конечно же оценочной составляющей «Я – концепции».

Просмотр содержимого документа
«Формирование у младших школьников адекватной самооценки»

Формирование у младших школьников адекватной самооценки

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и
практики является проблема личности и ее развития в специально
организованных условиях.
В настоящее время в связи с гуманизацией общества и школы,
изменением педагогической парадигмы со знаниевой на личностно-
ориентированную, проблема формирования личности оказалась в центре
внимания.

15
возраста. Автор утверждает, что для развития у младших школьников
адекватной самооценки, в классе необходимо создать атмосферу
психологического комфорта и поддержи. Учителя должны донести свои
положительные ожидания до всех учеников, создать положительный
эмоциональный фон при любой даже низкой оценке. Так же важно дать
соответствующее пояснение к отметки, а не просто поставить её.
Таким образом, при анализе психолого-педагогической литературы
было выявлено, что под самооценкой понимается, как человек оценивает
свои собственные достоинства и недостатки, поступки, силы, качества,
определение персональной роли и значимости в социуме, определение
самого себя в целом.
1.2 Условия формирования адекватной самооценки у младших
школьников
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и
практики является проблема личности и ее развития в специально
организованных условиях.
В настоящее время в связи с гуманизацией общества и школы,
изменением педагогической парадигмы со знаниевой на личностно-
ориентированную, проблема формирования личности оказалась в центре
внимания [22].
Под самооценкой понимается наличие убеждений и чувств личности по
отношению к самому себе. В младшем школьном возрасте роль самооценки
не ограничивается лишь учёбой. Школьники в этом возрасте уже обладают
чувством собственного достоинства и стремятся в жизни достичь успеха.
Именно поэтому здоровая адекватная самооценки обеспечивает гармоничное
развитие личности. Большая вероятность того, что перейдя во взрослую
жизнь, неуверенный в себе ребёнок так и останется нерешительным.

Младший школьник обладает следующими важными особенностями
личности: доверительность, открытость, послушание и исполнительность. В
этот период у ребёнка усиливается волевая регуляция и сознательный
контроль деятельности.
В этом возрасте у школьников формируется нормальный уровень
притязаний. Ребёнок учится адекватно оценивать свои возможности и
способности. Он уже понимает, что успех зависит не только от имеющихся у
него способностей, но и от прилагаемых им усилий и стараний.
Уровень его самосознания уже переходит на другую ступень развития.
Школьник начинает осознавать себя в качестве социального существа, он
уже больше не считает себя изолированным, но вовлечённым в систему
людских отношений. Этот новый уровень развития самосознания имеет
прямую связь с развитием новой грани личности – внутренней позиции.
Личность ребёнка в целом характеризуется стремлением стать школьником,
что определяет его деятельность, поведение и систему отношений к себе и к
окружающей действительности. Как показали исследования, представления о
себе имеют тесную связь с самооценкой, т. е. отношением к себе.

В семь лет у ребёнка начинает складываться самооценка, которая
характеризуется обобщённым (внеситуативным, устойчивым), одновременно
и дифференцированным отношение к себе. Через неё выстраивается
отношение младшего школьника к самому себе, суммируются отношения с
людьми, опыт его деятельности – ведь ребёнок как психически, так и
физиологически уже готов к подобному анализу. С помощью этих качеств с
оглядкой на общественные нормы школьник может контролировать свою
деятельность, способен выстраивать адекватное поведение.
Самооценка в младшем школьном возрасте только формируется,
поэтому на неё можно воздействовать и корректировать её в большей
степени, нежели у взрослых. Поэтому для установления взаимоотношений с
ребёнком, для неизбежно складывающегося между людьми общения очень
важно знать его самооценку.

В процессе воспитания и обучения под воздействием оценочных
суждений (сверстников, учителя) у ребёнка устанавливаются определённые
нормы и ценности, формируется установка оценивать собственные
возможности, что является важным компонентом самооценки. У него
формируется не только определённое отношение к самому себе, но и к себе
самому как индивидууму. Подрастая, он уже чётко понимает, чего он на
самом деле достиг и то, чего бы он смог достичь, имея другие качества
личности.
Самооценка помимо прочего содержит мнение других о себе, ставшее
известным ребёнку, а также его растущую собственную активность,
нацеленную на осознание своих качеств личности и поступков.

Изучение и анализ педагогического опыта показывает достаточно
широкое освещение проблемы формирования самооценки младших
школьников. Данная тема является актуальной в современных научных
исследованиях.
Младший школьный возраст в силу основных новообразований
данного возраста является очень важным периодом для формирования
адекватной самооценки. Исследования обнаружили у младших школьников
все виды самооценок: устойчивую адекватную; устойчивую завышенную;
неустойчивую с неадекватным завышением или занижением. Поэтому
педагогу необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности
учащихся при формировании самооценки.

Младшие школьники с адекватной самооценкой выглядят бодрыми,
активными, находчивыми, обладающими чувством юмора, они сами с
интересом копаются в своих ошибках, выбирают себе задачи «по плечу», а
когда успешно их решают, то переходят к такой же или ещё более сложной
задаче.

Очень низкая самооценка у ребенка встречается не так уж часто.
Каждый такой ребенок имеет драматический опыт тяжелых семейных
обстоятельств. Чаще всего это тяжелобольные, либо страдающие
алкоголизмом родители. Изредка фиксируется низкая самооценка детей,
родители которых придерживаются крайне авторитарного стиля воспитания.
Такие папы и мамы готовы в любой момент применить физическое
наказание. Поэтому ребенок растет в страхе и постоянном стрессе. Такие
дети обычно ведут себя достаточно скромно, легко соглашаются с
ровесниками и учителями, предпочитают держаться в тени, неохотно
участвуют в общих играх и не любят отвечать перед всем классом. Им
крайне тяжело добиваться поставленных целей, а также выполнять домашнее
задание и заниматься творчеством. Их самореализация сильно страдает,
поскольку они всегда скованны, замкнуты и избегают общения.
Младшие школьники, у которых пониженная самооценка, обычно
отказываются от предложенных им заданий, так как не уверены в своих
силах и способностях справиться с поручениями. У них очень велик страх
совершения ошибки, ведь дома за любую провинность они могут быть
сильно наказаны. Из-за таких особенностей поведения младшие школьники с
низкой самооценкой имеют очень мало друзей. Их личностные качества
плохо развиты.

19
дружеское общение, потому что правильно оценить сами себя такие дети не
могут. Критика для них – больной вопрос, здесь возможны 2 крайности: либо
ребенок крайне резко, негативно и болезненно воспринимает любое
замечание, либо абсолютно равнодушен к критике и полностью ее
игнорирует.
Самосознание и самооценка у младших школьников начинают
определять социальный статус школьника. Педагогам и другим взрослым
следует об этом помнить, потому что неосторожное слово или необъективная
оценка может оказать губительное влияние на социальные связи и
заниженную самооценку у ребенка. Детей необходимо принимать такими,
какие они есть, и в любом случае относиться к ним с пониманием и любовью.
Завышенная самооценка у ребенка – это сигнал к тому, что школьнику
нужна помощь психолога. Дети с высокой самооценкой обычно ведут себя
очень активно. Им нравится быть лидерами и привлекать других детей
участвовать в их собственных играх. Они охотно предлагают свои идеи и
добиваются участия остальных в выбранных ими развлечениями. Им хочется
и нравится быть во всем первыми. Самоутверждение для них очень важно.
Поэтому любую возможность для самореализации они используют на 100%.
Благодаря самооценке дети учатся договариваться о компромиссе,
строить межличностные отношения, давать объективную оценку своим
возможностям и ставить перед собой посильные задачи. Ребята с
чрезвычайно завышенной самооценкой зачастую очень ярко и громко
выражают свои эмоции. Они стремятся постоянно привлекать к себе
внимание, но при этом отличаются сильным снобизмом и пренебрежением к
чувствам других людей. Несмотря на очевидные лидерские задатки, такие
дети неспособны стать хорошими друзьями и завоевать уважение
одноклассников. Педагоги утверждают, что даже результаты контрольных
работ или соревнований школьники с завышенной самооценкой не
воспринимают всерьез и продолжают считать себя лучше других детей.

Дети, самооценка которых устойчиво завышена, прилагают очень
много сил, чтобы преуспеть в деятельности любого рода. Им нравится
проявлять полную самостоятельность в решениях и выборе друзей. Они не
уважают общественные правила. Если у ребенка завышенная самооценка, он
обычно самоуверен и считает, что может без помощи и поддержки
окружающих добиться больших успехов как в учебе, так и в межличностных
отношениях.
Младшие школьники, у которых самооценка завышена, но при этом
неустойчива, склонны слишком высоко себя оценивать, преувеличивать свои
возможности, переоценивать личные качества и результаты своего труда.
Они пытаются браться за задания, выполнить которые им явно не по силам.
Когда они терпят неудачу (а так случается чаще всего), они либо резко
меняют вид деятельности, либо упорно продолжают настаивать на том, что
могут выполнить данную работу. У них формируются многочисленные
социальные связи, но почти всегда непрочные.

Если у ребенка занижена самооценка, он будет предпочитать самые
легкие задачи и задания, ведь сделать их у него больше шансов. Процесс
учебы вызывает у него тревогу и волнение. У такого ребенка нет
достижений, на основе которых он может оценить себя более высоко, однако
он стремится не потерять хотя бы то самоуважение, которое у него есть.
Повышение самооценки в подобных обстоятельствах становится крайне
необходимо, ведь, имея плохое мнение о себе, ребенок не понимает, как
правильно общаться, что делать на уроках и как выстраивать отношения со
взрослыми. От всех окружающих он подсознательно ждет неприятностей. У
него развивается негативная внутренняя позиция.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!