Формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ
в урочное и внеурочное время
Академик, хирург Н. М. Амосов.
Проблема укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных в современной России. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии здоровья детей и подростков. В настоящее время лишь 10–14 % выпускников школы могут считаться здоровыми. По данным НИИ (научно-исследовательского института) Гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90 % детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. По данным Института возрастной физиологии РАО (Российская академия образования), «сама школа является причиной до 40 % всех факторов, ухудшающих условия существования детей». За годы обучения в школе в пять раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в три раза увеличивается количество детей с заболеваниями органов пищеварения, в четыре раза — число нарушений психического здоровья детей. В школу, отмечают физиологи, «приходят около 20 % детей с нарушениями психического здоровья пограничного характера, а уже к концу первого класса их оказывается 60–70 %».
Как сказал академик, хирург Н.М.Амосов
"Если нельзя вырастить ребёнка,
чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае,
поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно"
И от нас, учителей, это также зависит, и, наверное, от учителей физического воспитания в большей степени!
Главная цель физического воспитания - содействие всестороннему развитию личности, закрепление и сохранение здоровья; удовлетворение потребности общества в гражданах всесторонне физически развитых, ведущих здоровый образ жизни, готовых к высокопроизводительной трудовой деятельности.
Здоровье - это не только отсутствие болезни, но и полное социальное, психологическое и духовное благополучие.
Поэтому я стараюсь делать так, чтобы дети были здоровы, чтобы на уроке всегда присутствовал здоровый психологический климат, чтобы дети с желанием спешили на урок. На построении обязательно проверяю готовность класса, наличие спортивной формы (чтобы избежать травматизма), не исключая освобожденных, потому что и дети, входящие в подготовительную или специальную группу, также занимаются но с меньшей, дозированной физической нагрузкой. Очень важно вести тесное сотрудничество с медицинским работником школы, постоянно нужно отслеживать количество освобожденных. Если же ребенок не занимается вообще по каким-либо причинам, то он получает по изучаемой теме индивидуальное задание на дом: реферат, сообщение, видеоролик.
Прежде чем проверять домашнее задание или переходить к новой теме всегда провожу разминку, так как очень важно подготовить ребенка к предстоящей нагрузке.
На каждом уроке физической культуры следует отводить до 15-18 минут времени для воспитания физических качеств, с обязательным контролем домашних заданий.
Существует ряд факторов, которые определяют здоровый образ жизни: прежде всего, физическая культура и спорт, активный труд и отдых; рациональное питание; личная и общественная гигиена; отказ от вредных привычек (алкоголь, курение).
Наличие спортивной формы.
Возможности использования сети Интернет на уроках заключаются в поиске информации в Интернете необходимого материала для написания рефератов и проектов.
Как известно, в классе, который приходит на урок физической культуры, далеко не одинаковый состав учащихся. Все они заметно отличаются по своему физическому развитию, состоянию здоровья, подготовленности. Есть ученики, хорошо физически подготовленные. И наряду с ними - ученики со средней и даже слабой подготовкой. Кто-то часто болеет ОРЗ, а кто-то имеет хроническое заболевание, а кто-то здоров. Для того чтобы правильно организовать работу с учениками, не нанести вред их здоровью, учитель должен знать о состоянии здоровья учащихся.
Группы здоровья
Затем в соответствии с физическим развитием, состоянием здоровья, уровнем тренированности и уровнем общей физической подготовленности школьников дозирую нагрузку на уроке.
Уроки физической культуры проводятся в разных условиях - в помещении, на площадке, на местности, в разное время учебного дня.
Большое значение для здоровья имеет бег. В нашей школе уже 10 лет проводится традиционный праздник посвящённый бегу – « Осенний кросс», «день бегуна» приглашаем гостей из других школ.
Веду также внеклассную работу по предмету: секции по волейболу и баскетболу.
Для выработки у обучающихся объективной оценки своих достижений, формирования ответственности использую технологию самооценки