СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ценностного отношения к миру как условие развития глобальных компетенций обучающихся.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описываются  методы и приёмы  формирования ценностного отношения к миру в основной школе.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ценностного отношения к миру как условие развития глобальных компетенций обучающихся.»

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Бирюкова Виктория Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

высшая кв.к.


Литература, являясь, по словам Горького, человековедением, способствует развитию ценностных ориентиров.

Ценности…

Многие философы задавались вопросом: как определить понятие "ценность вообще и ценность сознания в частности".

Известный советский философ Олег Григорьевич Дробницкий(1933-1973гг.), к ценностям сознания относил общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре и зле, справедливости, прекрасном и безобразном, о смысле истории и назначении человека, об идеалах, моральных принципах действий).

Серьёзная ломка идет в представлениях о ценностях в нашей стране. Их диапазон велик – от государственного устройства до структуры образования и здравоохранения. Главное, что интересует общество – какие ценности победят в будущем?Именно школа призвана работать над формированием ценностных ориентиров человека.

Для работы по развитию глобальных компетенций ученика, связанных с ценностными ориентирами, способностью видеть и понимать окружающий мир в его многообразии, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, я сначала определила места и возможности формирования ценностного отношения к миру.

Это дидактическое триединство: урок, внеурочная деятельность, воспитательная работа в классе.

УРОК

ВД

ВР

Необходимыми средствами обучения являются слово, понятие и образ как язык культуры, основанный на жизненных впечатлениях, переживаниях; анализ и синтез как осмысление, выстраивание концепта, базирующегося на следе духовности в истории общества; действие как жизненная парадигма человека культуры, т.е. принципы, поступки, жизненные события.

Памятуя о том, что формирование мировоззрения ученика зависит отвзаимоотношений в семье, классе, школе (ученик - ученик, ученик - учитель,ученик -родитель,учитель-родитель), навыков самооценки и самоконтроля,выбора педагогом текстов, приёмов и форм работы с ними, я провела отбор средств и хочу представить некий арсенал наиболее результативных, на мой взгляд.

Подскажи словечко

Необходимо добавить необходимое слово. Этот прием эффективен при изучении фразеологизмов, паронимов, пословиц и т.д.

" Разброс мнений" представляет собой организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по определенной проблеме или теме. Учитель подготавливает карточки с незаконченными высказываниями по теме урока. Карточек должно быть столько, сколько учеников. Начало фразы должно быть проблематично. Ответ подразумевает гипотезу и ее аргументирование.

Например, при изучении темы «Тире между подлежащим и сказуемым» предлагаются высказывания:

Добро – это… .

Добро не есть… .

Любить словно…

Победа над собой значит … .

Неоконченные предложения

Дерево жизни

Прикрепляются листочки с хорошими привычками, а листочки с вредными привычками бросаются в корзину.

Неотправленное письмо. Предлагается написать письмо одному из литературных героев, сообщив ему, чем он разочаровал(порадовал) читателя.

Игра «:6 шляп мышления»

Белая шляпа. Расскажите о числительном только определениями, фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок.

Жёлтая шляпа. Расскажите, где и как используются числительные. Выделите, что хорошо, и объясните почему.

Чёрная шляпа. Выделите негативные моменты, проанализируйте их.

Зелёная шляпа. Ответьте на вопрос: что придумали бы люди, если бы не было числительных.

Красная шляпа. Расскажите, какие эмоции вызвала та или иная информация по теме “Имя числительное”. Не надо рассказывать почему. Эмоция – факт.

Синяя шляпа. Обобщите высказывания других шляп. Сделайте вывод.


Сочинения-миниатюры, думаю, ни для кого не являются новшеством, однако хочу заострить внимание на этой форме работы, т.к. она позволяет развивать креативность, способствует интересу к аналитике многообразия мировоззрений (ученики зачастую, не дожидаясь проверки и анализа обсуждают между собой предмет своего речевого творчества).

Алгоритм проведения таких сочинений следующий:

Ребятам представляется изображение(рисунок, контур, репродукция картины и т.д.), или мини-действие (например зажжение спички), или видеозапись, или запись слова на доске, или включается короткая аудиозапись музыкального произведения.

При отсутствии каких-либо пояснений, ученики в течение 5-7 (в первое время затрачивается больше времени) пишут сочинение-миниатюру.

При анализе обращается внимание на морально-нравственные, этические аспекты и многообразие трактовок.

Так пейзажные зарисовки, репродукции картин, отрывки из музыкальных произведений формируют помимо креативности ещё и осознание себя частью природы и эстетического мира, обращение к фотографиям памятных мест, памятников героям Великой Отечественной войны способствуют формированию патриотизма. В октябре я дала задание написать сочинение-миниатюру по фотографии памятника Анели Тадеушовны Кживонь, погибшей в октябре 1943года. Ребята выполнили работу, затем я, обратив внимание на знакомый пейзаж, сообщила им о том, что этот памятник поставлен в нашем городе не случайно, для многих это оказалосьновостью и стало вызовом к поиску информации. Так исподволь формируется гражданская позиция и уважение к представителю другого народа.

Герб писателя, героя как интерпретация текста на уроках литературы, даёт возможность соотнести свои мировоззрения, ценности с взглядами и внутренними качествами героев.

Давая такое задание, я акцентирую внимание учеников на том, что герб должен отразить главное: принципы жизни героя, внутренние целевые установки, морально- нравственные качества(черты характера), присущие только ему. Нарисовав герб, ученик, должен пояснить все использованные символы.

Приведу одно из ученических пояснений. Герб М.Ю.Лермонтова. 1. Молния: непростая жизнь из-за сложного характера; парус и туча: ссылки и внутренние метания; вьюн: желание прильнуть к кому-то, кто обовьёт своим спокойствием; скрипичный ключ - музыка скрашивала одиночество; книга – он мог довериться бумаге, был талантливым поэтом и писателем.

И если литература –это человековедение, то я прибегаю на уроках литературы к карточке-противоречию, используемой в теории и технологии СДО,способа диалектического обучения(авторы-разработчики В.Л.Зорина, М.Н.Гончарук), которая заставляет искать противоречия в действиях и мыслях героя и предполагает попытку разрешения найденной проблемы, а это и есть поиск жизненных решений.

Процесс ориентации на ценности неразрывно связан с оценкой, которая есть средство осознания ценности. Оценка означает решение по выбору, а выбор ведет к действию, поэтому остановлюсь на самооценке,т.к. именно самооценка способствует самопринуждению (для детей, выросших на принципах потребления, не так-то простореально оценить себя), ставит ученика в ситуацию выбора между желанием и действительностью, правдой и обманом.

Задание.

Самостоятельность (+),

использование подсказок (указать источник, например, учебник или составленный самостоятельно Сборник понятий).

Балл, отметка.

Задание.



Упр.



Устные ответы.



Вывод (рекомендации себе):



Приведу наиболее интересный пример рекомендаций себе: «Надо повторить синтаксис, вводные слова и вообще, я всё зазубрил, а надо понять и выучить».Ученик оценил смысл и спроектировал маршрут преодоления затруднений в обучении, что стало самым основным результатом применения самооценки на уроке.

Условием целенаправленного формирования ценностного отношения к миру является сочетание образовательных и воспитательных целей и задач, поэтому оптимальмым вариантом работы со школьниками является курс внеурочной деятельности «Вся наша жизнь – игра!», который позволяет учить думать об окружающих, развивать прогностические способности, учит жить среди людей.

И хоть ценностное отношение к миру не подвергается замерам, в гимназии на протяжении многих лет ежегодно во всех классах проводится мониторинг личностного развития обучающихся (сиспользованием методического инструментария А.А.Логиновой и А.Я.Данилюка), результаты которого позволяют увидеть динамику ценностного отношения к миру обучающихся, радует, что динамика в 8В классе, классным руководителем которого я и являюсь, положительна в областисформированности представлений о способах оценки нравственных и безнравственных поступков.

Завершить статью я хочу словами Д.С.Лихачёва: «…экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологическй среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды- задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной осёдлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности.

В экологии есть 2 раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. И нет между ними пропасти, как нет чётко обозначенной границы между природой и культурой».

Используемая литература

1,В.Л.Зорина, В.С.Нургалеев. Оптимизация образовательного процесса в средней школе посредством способа диалектического обучения:Монография. – Красноярск:СибГТУ, 2001. – 160с.

2.Способ диалектического обучения. Подготовка учителя к формированию у чащихся системных знаний: монография для работников образования, слушателей системы повышения квалификации, дополнительного и профессионального образования/ Г.В.Глинкина, В.Л.Зорина. – Красноярск: ККИПКиППРО, 2010.-232с.

3.Учимся читать, слушать, говорить, писать: рабочая тетрадь по русскому языку.6кл. В 2ч.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.П.Васильевых, С.И.Львова.М.: Мнемозина, 2010.-119с.

4.http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/

5.http://sochi.edu.ru/activity/funktsionalnaya-gramotnost.php

6.https://multiurok.ru/files/rabochaia-programma-kursa-vneurochnoi-deiateln-606.html

7.https://100ballnik.com/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8B-%D0%BE-%D0%B2%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%BC-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!