СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ценностно-смысловых компетенций обучающихся в духовно-нравственном развитии через курсы ОРКСЭ и ОДНКР, а также внеурочную, проектную и исследовательскую деятельность.

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на РМО. 

Просмотр содержимого документа
«Формирование ценностно-смысловых компетенций обучающихся в духовно-нравственном развитии через курсы ОРКСЭ и ОДНКР, а также внеурочную, проектную и исследовательскую деятельность.»

Формирование ценностно-смысловых компетенций обучающихся в духовно-нравственном развитии через курсы ОРКСЭ и ОДНКР, а также внеурочную, проектную и исследовательскую деятельность.


Наши ученики – это люди нового поколения, нового информационного конкурентного общества. И умение творить себя, свою жизнь в таком обществе очень важно. Именно на развитие учащихся, становление каждого ребенка как личности, и направлен компетентностный подход в образовании и воспитании учащихся, заложенный в стандартах нового поколения.

Однако современное общество столкнулось с проблемой потери нравственных ориентиров. И, хотя печально известные 90-е годы, когда для многих наших сограждан сверхзадачей было просто выжить любой ценой, остались позади, их наследие мы вынуждены преодолевать до сих пор. Преодоление бездуховности, эгоцентризма, иждивенчества современного человека невозможно без возврата к базовым ценностям. Поэтому среди прочих компетенций особое место занимают, на мой взгляд, ценностно-смысловые и общекультурные компетенции. Эти компетенции связаны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, принимать решения.

Ценностно-смысловые и общекультурные компетенции проявляются в том, что дети:

- учатся адекватно оценивать свои способности и возможности;

- понимают важность таких ценностей как здоровье, семья и интересная работа;

- создаются внутреннюю мотивацию приобретения знаний для дальнейшего образования;

- формируют собственное представление о необходимости соблюдать общечеловеческие, нравственные законы и нормы.

Наибольшим потенциалом в плане развития ценностно-смысловой и общекультурной компетентности обладают дисциплины гуманитарного цикла, это связано с их личностно-ориентированным характером. На уроках истории и обществознания идёт процесс формирования этих компетентностей через разные формы работы учащихся:

- изучение различных источников и их оценку;

- исследование своей родословной;

- через создание презентаций на заданные темы, самостоятельный поиск, анализ и отбор необходимой информации;

- через работу в группах.

Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

         Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Можно выделить следующие составляющие ценностно- смысловой компетентности обучающихся:

1. Мотивационный компонент: направленность личности на совместную деятельность и взаимодействие с другими людьми.

2. Когнитивный компонент: знания об основных ценностях, высокий уровень эмпатии, степень независимости и самостоятельности в своих поступках, принятие и использование ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми.

3. Инструментально-операциональный: овладение способами деятельности по оценке явлений окружающей действительности, выявлении личностных смыслов, рефлексии своих действий и поступков.

Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:

  • формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;

  • владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;

  • уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

  • осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм;

  • осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность.

Ценностно – смысловая компетентность - это:

•        восприятие ценности семьи в своей жизни;

•        понимание ценности дружбы со сверстниками; авторитет педагога;

•        справедливость, честность;

•        оптимизм;

•        аккуратность

•        самокритичность;

•        нравственная устойчивость;

•        верность данному слову;

•        доброта, чуткость, сострадание;

•        трудолюбие.

От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Следовательно, достижению нового качества образования способствует понимание и принятие тех ценностей, которые в современном мире принято называть «общечеловеческими», таких как:

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира.

Ценность красоты и гармонии – это ценность  стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновение в суть явлений, понимание закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны,  государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

И вот тут я сталкиваюсь с очень серьёзным ДЛЯ МЕНЯ обстоятельством: я считаю, что никаких ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ценностей не существует. В мире имеется масса философских (религиозных) учений, каждое из которых обладает собственной аксиологической системой. В идеале, формируя ценностно-смысловые компетенции, я должна не наполнять разум моих учеников принятыми мною ценностями, а учить их определять и формулировать собственные.

Все мы прекрасно понимаем, что при этом мне бы как учителю хотелось, чтобы воспитанники приняли мою систему ценностей (которую, кстати сказать, целенаправленно формировать в них мне запрещает Закон об образовании, т.к. это может быть расценено как принуждение к принятию убеждений – см. Ст. 48 ФЗ N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года). Однако это желание может не совпадать с желаниями самого ребенка, его родителей. Какова же должна быть моя роль?

На мой взгляд, моя задача заключается в том, чтобы, во-первых, показать ребенку важность социально-значимых ценностей; во-вторых, научить его распознавать то, что значимо для него самого; в-третьих, формулировать своё отношение к ценностным категориям, обосновывая их приятие или неприятие. Это последнее важно для того, чтобы юный член общества формировал свои убеждения, и мировоззрение в целом, более осознано, что с большой вероятностью помогло бы ему избежать деструктивных влияний и отвергнуть ложные ценности.

На уроках ОРКСЭ и внеурочных занятиях по ОДНКНР мы много работаем с текстом учебников, но, помимо этого, я стараюсь подбирать какие-то литературные отрывки или короткие произведения, соответствующие теме занятия. К таким текстам можно составить различные вопросы и задания:

  • творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". Вопрос следует начать со слова – придумай….

  • практические вопросы. Они могут следовать после описания какой-либо проблемы. «Как можно помочь герою?», «Что бы ты предпринял, чтобы не оказаться в этой ситуации?», «Как бы ты поступил на месте героя?». Вопрос следует начать со слова – предложи….

  • оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Хорошо это или плохо? Почему?», «Как вы относитесь к поступку главного героя?». Вопрос следует начать со слова – поделись…

Практика показывает, что очень многие дети ЗНАЮТ как принято в обществе оценивать те или иные события, явления поступки, но такая оценка не является их внутренним убеждением. Чтобы выявить, а каковы же на самом деле взгляды ребенка на рассматриваемую ситуацию, я для себя нашла такой приём, как «Неоконченный рассказ». Суть его в том, что мой рассказ о каком-то событии или чтение литературного фрагмента обрывается в точке кульминации. А дальше я предлагаю ребятам дописать этот рассказ. В этом случае им не надо давать прямых оценок. Они дают свободу своей фантазии. Но герой в созданном ими финале действует так, как они сами считают правильным. Это позволяет увидеть, какие ценностные установки уже сформированы, понять, какие из них стоит развивать, а какие постараться скорректировать.

В 4 и 5 классе я даю детям проектные задания, которые скорее являются подготовкой к проектной деятельности, нежели самим проектированием. Мне важнее, чтобы ребенок самостоятельно нашел в Интернете факты, подтверждающие как положительное, так и отрицательное воздействие человека на природу, чем чтобы он бойко прочитал написанный мамой доклад под сделанную старшим братом презентацию. Считаю, что главное в проектной деятельности (если говорить о ценностях) – это самостоятельность автора, начиная с выбора темы, заканчивая формулированием выводов. А это работа не для малышей.

Что касается старших школьников, то с ними идёт в основном индивидуальная работа по подготовке проектов ( участие в «Ярмарке проектов») и исследовательских работ. Правда, аксеологической тематике посвящен был только один проект. Это была первая, еще внутришкольная проектная неделя. Тогда одна из моих воспитанниц выполнила проект по конфликтологии. Она очень страдала от собственной вспыльчивости и постоянных конфликтов. Конечно, ей казалось, что все вокруг стараются её обидеть, задеть. Мы много говорили о том, что на самом деле очень редко случаются столкновения, в которых виновата только одна сторона. Девочка исследовала свои отношения с родными и друзьями, вела «Дневник ссор», в котором отмечала с кем, из-за чего она конфликтовала в течение дня, анализировала ситуацию и формулировала выводы о том, как можно было бы избежать данного конфликта. Продуктом проекта тогда стал некий набор рекомендаций этой девочки самой себе «Как не искать врагов там, где их нет». Сейчас она уже довольно взрослая дама, недавно вышла замуж. Но в шутку или всерьёз говорит, что ей частенько помогают некоторые из тех детских подсказок.

Что касается исследовательской деятельности, то это в основном подготовка к Ильинским образовательным чтениям. С точки зрения формирования ценностных ориентиров труды Ивана Александровича привлекают меня двумя аспектами:

  1. Его взгляды основаны на Православии.

  2. Философские, политологические, юридические произведения Ильина написаны живым, понятным языком, что делает их изучение вполне доступным.

Подводя итог, хочу отметить, что ценностно-смысловые и общекультурные компетенции нельзя механически усвоить или впитать от учителя. Они вырабатываются самой личностью как результат её творческой активности, и задача педагога создать все необходимые условия для этого.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!