СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование ценностно-смысловых и социально трудовых компетенций через деятельность детских организаций и ученическое самоуправление».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. О формировании ценностно - смысловых и социально - трудовых компетенций и пойдёт речь в данной статье.

Просмотр содержимого документа
««Формирование ценностно-смысловых и социально трудовых компетенций через деятельность детских организаций и ученическое самоуправление».»

    




Тема:


«Формирование ценностно-смысловых и социально трудовых компетенций через деятельность детских организаций и ученическое самоуправление».









г. Узловая

2018











  1. Формирование ключевых компетенций и их виды

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. Впервые идея формирования ключевых компетенций в образовании была выдвинута экспертами Совета Европы в 1996 г. в «Европейском проекте» по вопросам образования. Эта идея нашла выражение в Государственном образовательном стандарте основного общего образования.

В Концепции модернизации российского образования определены основные направления совершенствования образовательной среды, а одной из приоритетных задач становится обеспечение полноценной самореализации учащихся. Рассматривая проблемы качества и доступности современного образования, мы отмечаем, что социальный заказ школе изменился: мы отходим от традиционной характеристики качества – уровень полученных знаний и ориентируемся на иной результат образования – компетентность в различных сферах жизнедеятельности, устойчивая мотивация к обучению в течение всей жизни, к профессиональному и личностному росту. В педагогике идёт поиск эффективной программы формирования компетенций.  Они связаны с ценностными ориентирами учащегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков. От них зависит программа жизнедеятельности ученика в целом.

         Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для наших школ, когда школьники могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. В то же время наличие определённых знаний, умений и навыков не даёт право говорить о наличии у человека компетенций. Для этого необходимы условия, в которых данные категории будут развиваться и, благодаря которым, они будут трансформироваться в категории гораздо более высокого уровня. Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по определённому кругу вопросов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.

При всем многообразии подходов к определению компетенции применительно к общеобразовательной школе наиболее приемлемым можно считать: «Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности». Принято классифицировать компетенции следующим образом: базовые компетенции; ключевые компетенции; предметные компетенции

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. Набор ключевых компетенций в обобщенном виде можно представить следующим образом: ценностно-смысловые компетенции; учебно-познавательные, информационные; коммуникативные, социально-трудовые; общекультурные; компетенции личностного самосовершенствования.

2.Формирование ценностно – смысловых компетенций

Компетенцию рассматривают как возможность установления связи между знанием и ситуацией или как способность обнаружить знания и предпринимать действия, подходящие для решения проблемы в конкретных условиях её реализации. Если расшифровать ключевые слова в характеристике компетенций применительно к общеобразовательной школе, то это будет выглядеть так: искать: опрашивать окружение; консультироваться у педагога; получать информацию; думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности; приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и внести свой вклад. Принято считать ключевыми компетенции:

1.     Ценностно – смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

2.     Общекультурная компетенция – круг вопросов, в котором ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной культуры человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии

3.     Учебно – познавательная компетенция – это совокупность компетенций у ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

4.     Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать, и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.

5.     Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение разными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

6.     Социально – трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в гражданско – общественной деятельности (выполнение роли гражданина). В социально – трудовой сфере (права потребителя, покупателя).

7.     Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура,  безопасность жизнедеятельности.

     Современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент, который должен быть представлен в содержании учебно – воспитательного процесса таким образом, чтобы востребовать духовность, гражданственность, развивать эмоциональную сферу ребенка. В решении этих задач важная роль отводится педагогам, классным руководителям, педагогам дополнительного образования. Сегодня каждая школа, если она действительно стремится стать Школой Воспитывающей, имеет свою концепцию воспитания и реализует ее в адекватной воспитательной системе. Процесс формирования воспитательной системы в значительной степени определяется тем, что она в первую очередь является самоорганизующейся системой. В

3.Формирование ценностно-смысловых и социально трудовых компетенций через ученическое самоуправление

Особая роль при организации воспитательного процесса в школе отводится ученическому самоуправлению. Человек как субъект активно проявляет себя в деятельности, общении с другими людьми. Эффективным механизмом включения ребенка в эти сферы являются социальная практика и социальные пробы. Общественно значимая деятельность способствует формированию социальных компетенций обучающихся. Ученическое самоуправление – процесс формирования и развития «партнерских отношений между детьми при подготовке и реализации коллективно-творческих дел». В рамках деятельности детской организации ребенок приобретает конкретный социальный и гражданский опыт: учится избирать и быть избранным, осваивает процедуру выборов и правила демократического устройства своей организации, принимает участие в формировании «политики» своего объединения, учится уважать закон.

Основной принцип самоуправления – это не когда одни дети управляют другими, а когда все учатся основам демократических отношений в обществе. Школьное самоуправление – это не просто дань моде, а осознанная возможность усиления воспитательного потенциала ОУ, создание условий для развития индивидуальных лидерских качеств, необходимых для успешной социализации. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И надо построить процесс обучения так, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка. Поэтому необходимо не только доступно всё рассказать и показать, но и научить мыслить, привить навыки практических действий обучающимся.

         Этому могут способствовать различные формы внеурочной занятости. Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учёбе в активное, творческое. Успех связан с чувством эмоционального подъёма, создаёт ощущение внутреннего благополучия. Один раз пережив успех, ребёнок будет вновь и вновь стремиться к нему. Ребёнок – активный участник познания и преобразования окружающего мира. Ему всё интересно, он удивлён окружающим его миром Чтобы уверенность не терялась, необходимо помочь развитию ребёнка. Важное значение имеет прямое общение детей не только на уроке, но и во внеурочное время. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищёнными, неуверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения. Здесь и имеет большое значение работа в группах и парах. Что приобретает школьник, пройдя через такой процесс обучения и воспитания. Самое главное – у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении ситуаций, он умеет доказывать своё и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию. В этом и заключается смысл всей нашей работы. 

 В.А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, тренировке памяти… хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».   Работая с детьми, мы всегда задумываемся над тем, какими станут наши ученики, когда повзрослеют. Конечно же, мы мечтаем о том, чтобы они были знающими, ответственными, творческим людьми. Мы все сегодня прекрасно понимаем, что уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний важнее научить «хотеть учиться».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!