СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование толерантного тношения к детям с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

материалы к родительскому собранию по теме: Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в образовательном пространстве школы.

Просмотр содержимого документа
«Формирование толерантного тношения к детям с ОВЗ»

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Подготовила Белогура А.В.

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

Подготовила

Белогура А.В.

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».  Антуан де Сент-Экзюпери В истории человеческой цивилизации отмечается разное и противоречивое отношение общества к детям с ограниченными возможностями: от равнодушия, ненависти и агрессии, до примеров заботы, милосердия. Но главное чего ждут такие дети от общества – это сотрудничества с ними на равных условиях. Стратегией решения социальной и психолого-педагогической проблемы адаптации детей с нарушениями в развитии стало введение инклюзивного образования в России. Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Антуан де Сент-Экзюпери

В истории человеческой цивилизации отмечается разное и противоречивое отношение общества к детям с ограниченными возможностями: от равнодушия, ненависти и агрессии, до примеров заботы, милосердия. Но главное чего ждут такие дети от общества – это сотрудничества с ними на равных условиях. Стратегией решения социальной и психолого-педагогической проблемы адаптации детей с нарушениями в развитии стало введение инклюзивного образования в России.

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями

Отношение к инклюзивному образованию в современном обществе Социокультурные условия, экономическая ситуация, сложившиеся в России, актуализируют качественную трансформацию существующей государственной социальной политики в области социальной защиты прав детей, имеющих отклонения в развитии. Выдвижение приоритета общечеловеческих ценностей повлекло за собой изменения в отношении нашего общества к детям с проблемами в развитии. Это, в свою очередь, требует соблюдения ряда условий: предоставление детям с ограниченными возможностями равных прав и особых условий для развития; обучение их навыкам независимости; самостоятельной жизни. При этом усиливается роль образования как института, гарантирующего права человека на самореализацию, развитие возможностей и социальную интеграцию.

Отношение к инклюзивному образованию в современном обществе

Социокультурные условия, экономическая ситуация, сложившиеся в России, актуализируют качественную трансформацию существующей государственной социальной политики в области социальной защиты прав детей, имеющих отклонения в развитии. Выдвижение приоритета общечеловеческих ценностей повлекло за собой изменения в отношении нашего общества к детям с проблемами в развитии. Это, в свою очередь, требует соблюдения ряда условий:

  • предоставление детям с ограниченными возможностями равных прав и особых условий для развития;
  • обучение их навыкам независимости;
  • самостоятельной жизни.

При этом усиливается роль образования как института, гарантирующего права человека на самореализацию, развитие возможностей и социальную интеграцию.

До недавнего времени в обществе считалось, что образовательные потребности детей, имеющих ограничение жизнедеятельности не могут быть удовлетворены в общеобразовательных учреждениях (ОУ). Государственная социальная политика в России была ориентирована на изоляцию людей с ограниченными возможностями здоровья, признавая наиболее благоприятными условиями для развития, обучения и воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей инклюзивного или интегрированного (совместного) воспитания и обучения нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии, при котором за каждым ребенком с особыми нуждами сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка.

До недавнего времени в обществе считалось, что образовательные потребности детей, имеющих ограничение жизнедеятельности не могут быть удовлетворены в общеобразовательных учреждениях (ОУ). Государственная социальная политика в России была ориентирована на изоляцию людей с ограниченными возможностями здоровья, признавая наиболее благоприятными условиями для развития, обучения и воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей инклюзивного или интегрированного (совместного) воспитания и обучения нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии, при котором за каждым ребенком с особыми нуждами сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка.

С учетом структуры дефекта каждого ребенка возможен выбор полезной и возможной для него формы (или модели) интеграции: Комбинированная интеграция С учетом структуры дефекта каждого ребенка возможен выбор полезной и возможной для него формы (или модели) интеграции: Частичная интеграция Временная интеграция Полная интеграция С точки зрения нахождения ребенка в ОУ можно выделить временную и постоянную формы интеграции. Модель постоянной интеграции предполагает воспитание и обучение ребенка с особыми нуждами в массовом ОУ на протяжении всего учебного времени.

С учетом структуры дефекта каждого ребенка возможен выбор полезной и возможной для него

формы (или модели) интеграции:

Комбинированная интеграция

С учетом структуры дефекта каждого ребенка возможен выбор полезной и возможной для него формы (или модели) интеграции:

Частичная интеграция

Временная интеграция

Полная интеграция

С точки зрения нахождения ребенка в ОУ можно выделить временную и постоянную формы интеграции. Модель постоянной интеграции предполагает воспитание и обучение ребенка с особыми нуждами в массовом ОУ на протяжении всего учебного времени.

В России накоплен немалый опыт инклюзивного образования и формирования толерантного взаимодействия субъектов образования, не исключающий достижения специального (коррекционного) обучения и воспитания. Их результаты способствуют решению проблем адаптации особых детей к социокультурным условиям жизнедеятельности. Несмотря на целый ряд сложностей и проблем обучение детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками дает положительный эффект в отношении личностного развития и социализации и той, и другой категории учащихся, а также соответствует нормам международного права и российского законодательства. Эффективная интеграция возможна в условиях постоянного совершенствования систем образования. Такой подход не только позволяет лицам с особыми потребностями обеспечить успех во взрослой жизни, но и дает реальное право выбора, предоставляет возможность вносить свой вклад в общественную жизнь.

В России накоплен немалый опыт инклюзивного образования и формирования толерантного взаимодействия субъектов образования, не исключающий достижения специального (коррекционного) обучения и воспитания. Их результаты способствуют решению проблем адаптации особых детей к социокультурным условиям жизнедеятельности. Несмотря на целый ряд сложностей и проблем обучение детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками дает положительный эффект в отношении личностного развития и социализации и той, и другой категории учащихся, а также соответствует нормам международного права и российского законодательства. Эффективная интеграция возможна в условиях постоянного совершенствования систем образования. Такой подход не только позволяет лицам с особыми потребностями обеспечить успех во взрослой жизни, но и дает реальное право выбора, предоставляет возможность вносить свой вклад в общественную жизнь.

Факторы среды (социальные факторы) Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья Толерантность, терпимость специалистов, других членов общества В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия. !

Факторы среды (социальные факторы)

Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья

Толерантность, терпимость специалистов, других членов общества

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.

!

Толерантность В педагогике В психологии «В Декларация принципов толерантности (1995 г). Способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни. Свойство биологической или социальной системы принятия другой системы или ее элементов, неоказания им сопротивления. Активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. При этом под процессом воспитания толерантности педагог подразумевает создание пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению людьми, их сообществами, иначе говоря – сосуществования разного.

Толерантность

В педагогике

В психологии

«В Декларация принципов толерантности (1995 г).

Способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни.

Свойство биологической или социальной системы принятия другой системы или ее элементов, неоказания им сопротивления.

Активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

При этом под процессом воспитания толерантности педагог подразумевает создание пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению людьми, их сообществами, иначе говоря – сосуществования разного.

Ограничение связи с миром «особого ребёнка» Ограничение связи с миром «особого ребёнка» Бедность контактов со сверстниками и взрослыми Бедность контактов со сверстниками и взрослыми Ограниченность общения с природой Ограниченность общения с природой Ограничение доступа к культурным ценностям Ограничение доступа к культурным ценностям Ограничение доступа к образованию Ограничение доступа к образованию Негативное отношение к детям со стороны сверстников Негативное отношение к детям со стороны сверстников Интолерантное отношение педагогов Интолерантное отношение педагогов Противоречия, возникающие в образовательном пространстве:
  • Ограничение связи с миром «особого ребёнка»
  • Ограничение связи с миром «особого ребёнка»
  • Бедность контактов со сверстниками и взрослыми
  • Бедность контактов со сверстниками и взрослыми
  • Ограниченность общения с природой
  • Ограниченность общения с природой
  • Ограничение доступа к культурным ценностям
  • Ограничение доступа к культурным ценностям
  • Ограничение доступа к образованию
  • Ограничение доступа к образованию
  • Негативное отношение к детям со стороны сверстников
  • Негативное отношение к детям со стороны сверстников
  • Интолерантное отношение педагогов
  • Интолерантное отношение педагогов

Противоречия, возникающие в образовательном пространстве:

Задача №1 Задача №2 Задачи в развитии толерантности:  Формирование педагогической толерантности Способность понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.  Воспитание у сверстников толерантного и уважительного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

Задача №1

Задача №2

Задачи в развитии толерантности:

  • Формирование педагогической толерантности

Способность понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.

  • Воспитание у сверстников толерантного и уважительного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья
Имеет добровольный характер Формирование позитивного общественного отношения к проблеме доступности образования детям с ограниченными возможностями, правовой культуры населения, толерантного отношения к детям с проблемами в развитии, основанного на принципах взаимного уважения, понимания и терпимости. Толерантность  как внутренняя установка личности  Приобретается через личный жизненный опыт Приобретается через воспитание  Приобретается через информацию

Имеет добровольный характер

Формирование позитивного общественного отношения к проблеме доступности образования детям с ограниченными возможностями, правовой культуры населения, толерантного отношения к детям с проблемами в развитии, основанного на принципах взаимного уважения, понимания и терпимости.

Толерантность как внутренняя установка личности

Приобретается через личный жизненный опыт

Приобретается через воспитание

Приобретается через информацию

В целях формирования позитивного общественного отношения к проблеме интегрированного (инклюзивного) образования необходимо привлечение внимания широких слоев общественности, представителей администраций разных уровней, работников социальных служб, СМИ. Большую роль в этом может сыграть деятельность просветительского характера, организация курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов разного профиля для работы в условиях смешанной системы образования, изучение зарубежного опыта в сфере социальной и образовательной интеграции нетипичных детей. Такая работа позволит подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, выработать у участников образовательного процесса терпимое (толерантное) отношение к лицам, имеющим нарушения в развитии.

В целях формирования позитивного общественного отношения к проблеме интегрированного (инклюзивного) образования необходимо привлечение внимания широких слоев общественности, представителей администраций разных уровней, работников социальных служб, СМИ. Большую роль в этом может сыграть деятельность просветительского характера, организация курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов разного профиля для работы в условиях смешанной системы образования, изучение зарубежного опыта в сфере социальной и образовательной интеграции нетипичных детей. Такая работа позволит подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, выработать у участников образовательного процесса терпимое (толерантное) отношение к лицам, имеющим нарушения в развитии.

Процесс формирования толерантного , терпимого отношения участников образовательного процесса к детям с особыми нуждами осуществляется комплексно и предусматривает работу со всеми субъектами инклюзивного обучения:

В целях формирования позитивного общественного отношения к проблеме интегрированного (инклюзивного) образования необходимо привлечение внимания широких слоев общественности, представителей администраций разных уровней, работников социальных служб, СМИ. Большую роль в этом может сыграть деятельность просветительского характера, организация курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов разного профиля для работы в условиях смешанной системы образования, изучение зарубежного опыта в сфере социальной и образовательной интеграции нетипичных детей. Такая работа позволит подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, выработать у участников образовательного процесса терпимое (толерантное) отношение к лицам, имеющим нарушения в развитии.

Руководители ОУ

Дети

Педагоги ОУ

Родители

Психолог ОУ

Преимущества инклюзивного образования:

  • развитие самостоятельности детей через предоставление помощи; обогащение социального опыта детей; развитие толерантности, умение проявлять сочувствие
  • развитие самостоятельности детей через предоставление помощи; обогащение социального опыта детей; развитие толерантности, умение проявлять сочувствие

социального характера

  • исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности
  • исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности

психологического характера

  • подражание «здоровому» типу поведения; исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»
  • подражание «здоровому» типу поведения; исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»

медицинского характера

  • рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом).
  • рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом).

педагогического характера

16 ноября Международный День толерантности

16 ноября

Международный

День

толерантности

Инклюзивное образование

Инклюзивное образование

Каждый класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в любой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни конфликтов.

Каждый класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в любой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни конфликтов.

Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю.  Антуан де Сент-Экзюпери

Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю.

Антуан де Сент-Экзюпери


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!