СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование технологических понятий

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по технологии по теме: "Формирование технологических понятий"

Просмотр содержимого документа
«Формирование технологических понятий»

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31          План – конспект урока Формирование технологических понятий на примере темы «Подготовки ткани к раскрою» по разделу «Проектирование и изготовление рабочей одежды (фартук)», 5 класс.           Выполнила: учитель технологии Губайдулина М. В.           Комсомольск-на-Амуре 2018

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31 

 

 

 

 

План – конспект урока

Формирование технологических понятий на примере темы «Подготовки ткани к раскрою» по разделу «Проектирование и изготовление рабочей одежды (фартук)», 5 класс.

 

 

 

 

Выполнила: учитель технологии Губайдулина М. В.

 

 

   

 

Комсомольск-на-Амуре

2018

Подходы к определению категории  понятия  Определение понятия - раскрытие содержания понятия на основе перечисления совокупности существенных признаков.  Формулировка определения понятия - перечисление совокупных признаков, признанных целостно существенными для предмета мысли, в некоторой системе понятий.

Подходы к определению категории понятия

Определение понятия - раскрытие содержания понятия на основе перечисления совокупности существенных признаков.

Формулировка определения понятия - перечисление совокупных признаков, признанных целостно существенными для предмета мысли, в некоторой системе понятий.

 Овладение знаниями – это, прежде всего овладение понятиями, понятия характеризуют собственно знания. В понятии отражается сущность факта, предмета, явления, процесса, т.е. совокупность всех их существенных признаков.  Понятие - форма мышления, отражающая наиболее существенные свойства, связи и отношения предмета, явления.

Овладение знаниями – это, прежде всего овладение понятиями, понятия характеризуют собственно знания. В понятии отражается сущность факта, предмета, явления, процесса, т.е. совокупность всех их существенных признаков.

Понятие - форма мышления, отражающая наиболее существенные свойства, связи и отношения предмета, явления.

Характеристики категории понятия  Объем понятия - совокупность эмпирических и абстрактных объектов, которым рассматриваемое понятие присуще в качестве свойства.  Содержание понятия - совокупность существенных признаков предмета (вещи, явления) объективной деятельности, ставшего предметом мысли.  Основная функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.

Характеристики категории понятия

Объем понятия - совокупность эмпирических и абстрактных объектов, которым рассматриваемое понятие присуще в качестве свойства.

Содержание понятия - совокупность существенных признаков предмета (вещи, явления) объективной деятельности, ставшего предметом мысли.

Основная функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.

 Понятие неразрывно связано со словом, слова и знаки являются не только выражением понятий, но и средством их образования.  Одной из задач обучения является формирование понятий в рамках изучаемых учебных предметов. С формированность у учащихся понятийного словаря свидетельствует о достаточно высоком уровне  овладения учебным материалом.

Понятие неразрывно связано со словом, слова и знаки являются не только выражением понятий, но и средством их образования.

Одной из задач обучения является формирование понятий в рамках изучаемых учебных предметов. С формированность у учащихся понятийного словаря свидетельствует о достаточно высоком уровне овладения учебным материалом.

 Поведение человека, связанное с усвоением и употреблением понятий, включает в себя несколько взаимосвязанных процессов:  Процесс индуктивного вывода понятий, в результате которого человек приходит к символическому представлению понятия;  Процесс формирования основного мысленного  представления о понятии;  Процессы, которые приводят к различению понятий друг от друга;  Процесс выбора, когда человек определяет, какое понятие является наиболее подходящим для использования в конкретной ситуации.

Поведение человека, связанное с усвоением и употреблением понятий, включает в себя несколько взаимосвязанных процессов:

Процесс индуктивного вывода понятий, в результате которого человек приходит к символическому представлению понятия;

Процесс формирования основного мысленного представления о понятии;

Процессы, которые приводят к различению понятий друг от друга;

Процесс выбора, когда человек определяет, какое понятие является наиболее подходящим для использования в конкретной ситуации.

Методы изучения понятий абстрактно-  дедуктивный метод конкретно-индуктивный метод   Восхождение от абстрактного к конкретному Восхождение от конкретному к абстрактному

Методы изучения понятий

абстрактно- дедуктивный метод

конкретно-индуктивный метод

Восхождение от абстрактного к конкретному

Восхождение от конкретному к

абстрактному

Пути формирования технологических понятий восхождение конкретного к абстрактному   восхождение абстрактного  к конкретному овладение понятиями через представления   формирование общих представлений   обобщение    анализ   конкретизация понятия   систематизация

Пути формирования технологических понятий

восхождение конкретного

к абстрактному

восхождение

абстрактного к конкретному

овладение понятиями через представления

формирование общих представлений

обобщение

анализ

конкретизация понятия

систематизация

Основные логические приемы формирования понятий обобщение   анализ сравнение абстрагирование    синтез

Основные логические приемы формирования понятий

обобщение

анализ

сравнение

абстрагирование

синтез

Тема урока:  «Подготовка ткани к раскрою».

Тема урока:

«Подготовка ткани к раскрою».

Цель урока : познакомить учащихся с подготовкой ткани к раскрою и научится экономному способу раскладки деталей фартука.  Задачи:  Образовательная:  формирование технологических понятий по проектированию и изготовлению рабочей одежды (фартука);  формирование технологических умений при проведении влажно – тепловой обработки ткани, навыков подготовки ткани к раскрою, научить проводить самоанализ проделанной работы.  Развивающая:  содействовать развитию памяти, внимания, конструктивному мышлению и наблюдательности; развитие глазомера; ориентировку в пространстве; умение правильно воспринимать и запоминать информацию.  Воспитательная:  воспитание личностных качеств,  обеспечивающих успешность исполнительской деятельности учащихся:  трудолюбия, исполнительности, добросовестности, работоспособности,  обученности; воспитание у школьника культуры труда, чувство бережливости, аккуратности, самостоятельности.

Цель урока : познакомить учащихся с подготовкой ткани к раскрою и научится экономному способу раскладки деталей фартука.

Задачи:

Образовательная: формирование технологических понятий по проектированию и изготовлению рабочей одежды (фартука);

формирование технологических умений при проведении влажно – тепловой обработки ткани, навыков подготовки ткани к раскрою, научить проводить самоанализ проделанной работы.

Развивающая: содействовать развитию памяти, внимания, конструктивному мышлению и наблюдательности; развитие глазомера; ориентировку в пространстве; умение правильно воспринимать и запоминать информацию.

Воспитательная: воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности учащихся: трудолюбия, исполнительности, добросовестности, работоспособности, обученности; воспитание у школьника культуры труда, чувство бережливости, аккуратности, самостоятельности.

 Структура урока: 1. Организационная часть урока (2 мин.)  2. Актуализация знаний (8 мин.)  3. Изучение нового материала (15мин.)  4. Закрепление изученного материала (15мин.)  5. Практическая работа. Вводный инструктаж (8 мин.)  6. Самостоятельная работа. Текущий инструктаж  (30 мин.)  7. Заключительный инструктаж (4 мин.)  8. Подведение итогов (4 мин.)  9. Домашнее задание (2 мин.) 1. Организационная часть урока (2 мин.)  2. Актуализация знаний (8 мин.)  3. Изучение нового материала (15мин.)  4. Закрепление изученного материала (15мин.)  5. Практическая работа. Вводный инструктаж (8 мин.)  6. Самостоятельная работа. Текущий инструктаж  (30 мин.)  7. Заключительный инструктаж (4 мин.)  8. Подведение итогов (4 мин.)  9. Домашнее задание (2 мин.)  10. Уборка рабочих мест (2 мин.)

Структура урока:

1. Организационная часть урока (2 мин.)

2. Актуализация знаний (8 мин.)

3. Изучение нового материала (15мин.)

4. Закрепление изученного материала (15мин.)

5. Практическая работа. Вводный инструктаж (8 мин.)

6. Самостоятельная работа. Текущий инструктаж

(30 мин.)

7. Заключительный инструктаж (4 мин.)

8. Подведение итогов (4 мин.)

9. Домашнее задание (2 мин.)

  • 1. Организационная часть урока (2 мин.) 2. Актуализация знаний (8 мин.) 3. Изучение нового материала (15мин.) 4. Закрепление изученного материала (15мин.) 5. Практическая работа. Вводный инструктаж (8 мин.) 6. Самостоятельная работа. Текущий инструктаж (30 мин.) 7. Заключительный инструктаж (4 мин.) 8. Подведение итогов (4 мин.) 9. Домашнее задание (2 мин.)

10. Уборка рабочих мест (2 мин.)

Актуализация знаний Что такое ткань?  ткань - это материал, который изготовляют на ткацком  станке путем переплетения пряжи или нити. 2. Как называют нити указанные на рисунке?  нити основы - долевые  уточные нити - поперечные    3.Назовите свойства долевых нитей? очень прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняют своей длины.

Актуализация знаний

  • Что такое ткань?

ткань - это материал, который изготовляют на ткацком станке путем переплетения пряжи или нити.

2. Как называют нити указанные на рисунке?

нити основы - долевые

уточные нити - поперечные

3.Назовите свойства долевых нитей?

очень прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняют своей длины.

4. Назовите свойства нитей утка? Менее прочные, более толстые, короткие, при растяжении увеличивают свою длину.  5. Как определить нить основы?  Проходит вдоль кромки ткани; по степени растяжения - нить основы меньше тянется; при растяжении и  ослаблении ткани издаваемый ею звонкий звук характерен для основы, а глухой звук - для утка; основная нить - прямая,  а уточная – извитая. 6.Ткань имеет две стороны, как они называются? Лицевая и изнаночная.

4. Назовите свойства нитей утка?

Менее прочные, более толстые,

короткие, при растяжении увеличивают свою длину.

5. Как определить нить основы?

Проходит вдоль кромки ткани; по степени

растяжения - нить основы меньше тянется; при растяжении и ослаблении ткани издаваемый ею звонкий звук характерен для основы, а глухой звук - для утка; основная нить - прямая,

а уточная – извитая.

6.Ткань имеет две стороны, как они называются?

Лицевая и изнаночная.

Изучение нового материала Подготовки ткани к раскрою  1 . Определить длину и ширину ткани. 2.Определить лицевую и изнаночную стороны ткани. 3.Проверить качество ткани 4.Определить направление долевой нити в ткани. 5.Определить характер рисунка. 6.Продекатировать ткань. Декатирование - это ВТО (влажно - тепловая обработка)материала  паром, для предотвращения последующей усадки. Запиши в тетрадь ?

Изучение нового материала

Подготовки ткани к раскрою

1 . Определить длину и ширину ткани.

2.Определить лицевую и изнаночную стороны ткани.

3.Проверить качество ткани

4.Определить направление долевой нити в ткани.

5.Определить характер рисунка.

6.Продекатировать ткань.

Декатирование - это ВТО (влажно - тепловая обработка)материала паром, для предотвращения последующей усадки.

Запиши в тетрадь ?

Раскладка выкроек на ткани  Ткань складывают пополам, лицевой стороной вовнутрь, по долевой нити.  Выравнивают поперечный срез ткани. Сначала раскладываем крупные детали, а затем более мелкие. Деталь выкройки прикалываем булавками к ткани.

Раскладка выкроек на ткани

  • Ткань складывают пополам, лицевой стороной вовнутрь, по долевой нити.

  • Выравнивают поперечный срез ткани.
  • Сначала раскладываем крупные детали, а затем более мелкие.
  • Деталь выкройки прикалываем булавками к ткани.
Величины припусков на швы: Основная деталь фартука: • По нижнему и боковым срезам - 15 мм. • По верхнему срезу - 10 мм.  Нагрудник: По всем срезам - 10 мм.  Карман: По нижнему и боковым срезам - 15 мм. По верхнему срезу - 40 мм.  Бретель: По всем срезам - 10 мм. Пояс: По всем срезам - 10 мм. Запиши в тетрадь ?

Величины припусков на швы:

Основная деталь фартука:

• По нижнему и боковым срезам - 15 мм.

• По верхнему срезу - 10 мм. Нагрудник:

  • По всем срезам - 10 мм.

Карман:

  • По нижнему и боковым срезам - 15 мм.
  • По верхнему срезу - 40 мм.

Бретель:

  • По всем срезам - 10 мм.

Пояс:

  • По всем срезам - 10 мм.

Запиши в тетрадь ?

Раскладка лекал деталей фартука с нагрудником на ткани   Настил ткани всгиб при ширине ткани 90см. кромка сгиб

Раскладка лекал деталей фартука с нагрудником на ткани Настил ткани всгиб при ширине ткани 90см.

кромка

сгиб

Раскладка лекал деталей фартука с нагрудником на ткани  Настил ткани всгиб при ширине ткани 140см. кромка кромка сгиб

Раскладка лекал деталей фартука с нагрудником на ткани Настил ткани всгиб при ширине ткани 140см. кромка

кромка

сгиб

Закрепление изученного материала   Ткань  - это материал, который изготовляют на ткацком станке путем  переплетения пряжи или нити.  Выкройки – чертежи деталей в натуральную величину.  Основные нити  – нити, идущие вдоль ткани.  Поперечные нити  - уток.  Долевая нить  - нить основы.  Декатирование  - это ВТО материала паром, для предотвращения  последующей усадки.  Дефект  - это нарушение структуры ткани и эстетического вида,  Кромка – более плотная полоска ткани, идущая по краю.

Закрепление изученного материала

Ткань - это материал, который изготовляют на ткацком станке путем переплетения пряжи или нити.

Выкройки – чертежи деталей в натуральную величину.

Основные нити – нити, идущие вдоль ткани.

Поперечные нити - уток.

Долевая нить - нить основы.

Декатирование - это ВТО материала паром, для предотвращения последующей усадки.

Дефект - это нарушение структуры ткани и эстетического вида,

Кромка более плотная полоска ткани, идущая по краю.

Домашнее задание:  Повторить последовательность подготовки ткани к раскрою. Терминологию выполненных работ. Составить кроссворд.

Домашнее задание:

  • Повторить последовательность подготовки ткани к раскрою.
  • Терминологию выполненных работ.
  • Составить кроссворд.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!