СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование способностей учащихся к самореализации и саморазвитию на занятиях ТО «Английский с увлечением» (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

транслирование опыта работы педагога дополнительного образования - обучение детей начальной школы английскому языку

Просмотр содержимого документа
«Формирование способностей учащихся к самореализации и саморазвитию на занятиях ТО «Английский с увлечением» (из опыта работы)»

3


Формирование способностей учащихся к самореализации
и саморазвитию на занятиях ТО «Английский с увлечением»

(из опыта работы)

Гончаренко Татьяна Николаевна
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДЮЦ ОРТ с.Чугуевка, 2019г.

Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха «образование длиною в жизнь». Сегодня обществу нужны образованные, нравственные, способные к сотрудничеству люди, которые смогут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому педагогам необходимо развивать такие качества учащихся как инициативность, мобильность, динамизм и конструктивность. Необходимо воспитывать стремление к самопознанию, самореализации, самообразованию на протяжении всей жизни.

Дополнительное образование – одна из возможностей гармоничного включения человека в социальную деятельность с ориентацией на собственный выбор творческой работы.

Самореализация – это реализация потенциала личности. По теории американского психолога Абрахама Маслоу, самореализация относится к наивысшей потребности человека. Т.е. самореализация – это высшее желание человека реализовывать свои таланты и способности.

Самореализация - осуществление своих имеющихся желаний, своих знаний, умений и способностей, своих сегодняшних представлений о себе и своем пути в жизни.

Саморазвитие - учусь делать то, что пока не умею, открываю в себе новое.

Создание условий для самореализации учащихся (как это делаю я):

  • Строить занятие на научной основе;

  • Учить учиться, вести учащихся к успеху;

  • Быть подготовленным к занятию;

  • Быть требовательным в системе и последовательно;

  • Прислушиваться к мнению учащихся;

  • Использовать межпредметные связи;

  • Организовывать самостоятельную познавательную деятельность учащихся в системе и на всех этапах занятия;

  • Использовать проблемные методики в целеполагании

  • Организовывать опережающее обучение;

  • Использовать современные педагогические технологии: ИКТ, игровые технологии, технологию критического мышления, сотрудничества, технологию проектной деятельности, проблемного обучения и т.д.;

  • Использовать все источники информации;

  • Создавать атмосферу гуманизации в отношениях между детьми, между педагогом и учащимися;

  • Помогать одарённым учащимся



Важнейшей задачей системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков.

В широком значении «УУД» - саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком УУД - это совокупность действий учащихся, которые обеспечивают его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.

Формирование УУД является основой способности учащегося к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения английскому языку необходимо учитывать, что ребёнку следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу английский язык?», «Зачем я выполняю то или иное задание на занятии (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю изученное?», «Чему я научился на занятии?», «Что ещё мне следует сделать?». Язык необходимо осваивать осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнать новое.

С.Л. Рубинштейн писал о творчестве как о “строительстве человека”. Именно в творчестве находится источник для самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений и т.д.

Задача педагога – организовать обучение так, чтобы ребёнок смог раскрыть свои таланты и способности. Творческая работа - это и процесс, и продукт деятельности, это и личное качество, и среда, которая создаёт условия для самореализации. Самовыражение, самораскрытие личности ребёнка не всегда вполне сознаваемый акт, но всегда характеризующийся высоким накалом положительных эмоций, подъёмом нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу самое ценное на что способен.

Процесс изучения английского языка способствует формированию творческой самостоятельности. В рамках данного предмета есть возможность использовать творческие задания, упражнения, которые требуют от учащихся самостоятельной работы и учат их пользоваться языковым материалом для выражения своих мыслей в диалогической и монологической речи. Самостоятельная работа - не самоцель. Она является средством борьбы за прочные и глубокие знания учащихся. Самостоятельная работа - средство формирования у детей активности и самостоятельности как черт личности развития их умственных способностей.

Для саморазвития, самореализации детей могут использоваться нестандартные занятия: путешествие, праздник, занятие –концерт, занятие – театр, видео – занятие, занятие – проект, занятие – экскурсия, занятие – интервью, а также разные формы творческой работы: метод проектов, игры, творческие самостоятельные, проблемные ситуации, исследовательская деятельность.

Уверена, вы слышали песню «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться». Игра является методом обучения, который направлен на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в конкретной ситуации, её основной целью является углубление интереса к учебе и тем самым повышение эффективности обучения. Внешне кажущаяся беззаботной и легкой, на самом деле, игра требует от ребенка отдачи максимума энергии, ума, выдержки, самостоятельности.Использование игр и игровых ситуаций на занятиях раскрывает способности детей, их индивидуальность, повышает мотивацию учащихся к изучению английского языка, способствует созданию доброжелательной атмосферы .

Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Поэтому такой метод обучения как игра может способствовать формированию УУД.

Игры позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся.

Коллективные игры развивают умение работать в группе, находить необходимые формы сотрудничества для достижения поставленной задачи.

Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Спонтанная игра повышает внимание. Игра позволяет педагогу исправлять ошибки учащихся быстро, по ходу дела, не давая им глубоко закрепиться в памяти.

Во всякой игре есть элемент неожиданности, элемент соперничества, а выигрывать мы все любим. Даже если победа — не главное, то уж свои силы проверить любит каждый. Не стоит забывать и о том, что игра — это проекция жизненных ситуаций.

Игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к учению.

Можно начать занятие с пятиминутной игры, чтобы учащимся было легче войти в учебный ритм, чтобы освежить их память, заинтересовать в изучении нового материала. И еще, можно спонтанно прервать занятие, когда начинаешь чувствовать, что внимание пропадает, для создания краткой игровой ситуации.

Игра в конце занятия тоже очень полезна. В предвкушении отдыха учащиеся работают с большим энтузиазмом, что возможно подвигнет детей ожидать следующего занятия с нетерпением.

В различных играх развиваются разные лингвистические навыки: аудирование, говорение, чтение, письмо.

Вот некоторые примеры из моей практики:

  1. Игра «Ты мне, я тебе». Педагог начинает игру, задав одному из учащихся вопрос по теме. Ребёнок, ответив, задает вопрос следующему, тот, ответив, продолжает цепочку и т. д.

  2. Игра «Снежный ком», «Крестики – Нолики», «Что изменилось?»

  3. Настольные игры.

  4. Занятие-игра: «Морской бой», «Как стать отличником», «Звездный час» и др.

На занятиях мы часто работаем с диалогами, полилогами. По теме «Путешествие» я использую такие речевые ситуации: «Представьте, что вы в Лондоне. Вы идете по улице и видите красивое здание. Вы интересуетесь у случайного прохожего, спрашиваете, что это за здание, сколько ему лет, кто архитектор». Мы учимся запрашивать информацию о том, как добраться и посетить достопримечательности города, проигрываем ситуацию с покупкой билетов, в роли гидов учащиеся рассказывают о культурно-исторических местах, обычаях и традициях стран изучаемого языка, организуем диалог культур, связывая с достопримечательностями и традициями своей страны.

В рамках темы «Здоровье» берем интервью у известных спортсменов, делимся опытом, как вести здоровый образ жизни, рецептами здорового питания.

Виды творческих заданий, развивающие языковую компетенцию:

  • презентация PowerPoint с функцией фломастера (matching) на новый лексический материал;

  • презентация Power Point с функцией фломастера/ плакат/ книжка-малышка /книжка-раскладушка по темам“To eat or not to eat”, “Wild animals” ,“Farm animals”, “Zoo animals”, “Clothes”, “Countries and capitals”, “Jobs”, “Hobbies”, “Sport and sports games”, “Food”, “Shops”, “Phrasal verbs”и другие;

  • проект расписания уроков, ресторанного меню, меню на неделю, распорядок рабочего дня, распорядок выходного дня;

  • план-схема“My flat”, “My way home”, “The center of the town”;

  • кроссворды на закрепление нового лексического материала по пройденным темам с использованием программы “Hot Potatoes” (или без нее).

Мною разработаны презентации по всем модулям образовательной программы, как для введения новых знаний, так и для закрепления материала.

Виды творческих заданий, способствующие развитию речевой компетенции:

  • иллюстрированные сочинения“My family”, “My pet”, “My flat”, “ My best friend”, “My summer/winter holidays”, “My favourite animal”, “My favourite holiday” и другие;

  • рассказ о любимом времени года, друге, школе, празднике, городе с использованием презентации Power Point/фотографий/ портретов/ иллюстраций;

  • проведение социального исследования на тему Howgreenis our school /class/ familyс представлением результатов в виде таблиц или графиков с помощью программы Power Point (или плаката) с комментариями;

Виды творческих заданий, направленные на развитие социокультурной компетенции:

  • эскиз приглашения на день рождения, поздравительные открытки к английским праздникам;

  • сопоставительный анализ расписания уроков/ образа жизни/ праздников в Великобритании и России;

  • презентации Power Point натему “Countries and capitals”,

Holidays in the UK/ the USA”, “Christmas in Great Britain/ the USA”

  • составление викторин по темам“What do you know about London?”, “English language”,

  • написание неофициального письма;

  • написание неофициального электронного письма.

Одними из самых эффективных инновационных технологий в обучении английскому языку, на мой взгляд, выступают проектные технологии. Составной частью и разновидностью этих проектных технологий являются творческие самостоятельные работы, обуславливающие самореализацию личности учащихся на занятиях.

Что приобретают учащиеся при работе над проектами? Во-первых, деятельность. Каждый что-то обдумывает, предлагает, т.е. мыслительная деятельность. И коммуникативная деятельность – все делятся своими мыслями, идеями. И практическая работа. Работа по выполнению чаще всего бывает групповой, такая организация подразумевает распределение ролей, выполнение работы каждым учащимся и объединение усилий каждого в единый результат. Работа над проектами позволяет выработать и развить специфические умения и навыки проектирования, а именно: освоение навыков целеполагания, формулирования проблемы, планирования работы, умение ориентироваться в информационном пространстве, умение самостоятельно конструировать свои наработки, творчески оформить свою работу, презентовать ее.

Грань между видами творческих заданий прозрачна, все они взаимодействуют друг с другом и связаны с коммуникативным характером обучения, инициирующим познавательную активность в учении, с формированием способности и потребности к саморазвитию, самоактуализации и самореализации в английском языке.

Правила нашей работы:

  • Детям должно быть интересно учиться, важно, чтобы они с большим желанием шли на занятия.

  • Родители должны видеть положительные результаты работы детей.

  • Педагог должен получать удовольствие от каждого занятия с детьми.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!