СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование социальных компетентностей учащихся во внеурочной деятельности в свете ФГОС.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье даются методические рекомендации к построению системы внеурочной деятельности, направленной на формирование социальной компетентности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Формирование социальных компетентностей учащихся во внеурочной деятельности в свете ФГОС.»


Формирование социальных компетентностей учащихся во внеурочной деятельности в свете ФГОС.

Человек живёт в обществе. А современный этап общественного развития характеризуется стремительно разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и социальной. Время ставит свои запросы. Современному обществу нужны люди, умеющие хорошо ориентироваться в быстроизменяющемся социуме, осознающие свою этническую принадлежность и собственную социальную значимость. Задача учителя – научить ребёнка общению с людьми, уважению личности другого человека, толерантности к другим культурам и религиям. Решению этой задачи способствует идея компетентностного подхода в обучении, реализованная в Федеральных государственных стандартах второго поколения.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.[1]

В современной педагогической литературе существует множество различных определений социальной компетентности. Еслипроанализировать существующие подходы, то можно определить социальную компетентность как интегративное качество личности, которое включает в себя необходимые знания, опыт, способности, сформированные в результате социализации и позволяющие человеку адекватно адаптироваться в социуме и эффективно взаимодействовать в обществе. Социальная компетентность позволяет в достаточно эффективной степени решать проблемы в социальной среде.[2]

Неотъемлемой частью моей педагогической деятельности является классное руководство, поэтому моя задача – растить духовно-нравственную личность, имеющую четкую гражданскую позицию. Воспитательный процесс в 7 «Б» классе, классным руководителем которого я являюсь, стремлюсь строить таким образом, чтобы все компоненты урочной и внеурочной деятельности обеспечивали воспитание и социализацию учащихся. В своей работе я опираюсь на основные виды универсальных действий, в составе которых можно выделить четыре блока:

  • личностный;

  • регулятивный;

  • познавательный;

  • коммуникативный.

Каждый блок отвечает за формирование социальных компетентностей в той или иной степени.

Личностный блок обеспечивает умение ориентироваться на знание моральных норм, соотносить поступки с принятыми этическими принципами, в социальных ролях и межличностных отношениях, обеспечивает гражданскую идентичность. В классе регулярно проходят мероприятия по гражданско-правовой культуре: классные часы и тематические встречи. В нашем классе нет правонарушений, нет детей, состоящих на учете в КПН или внутришкольном учете. Ежегодно класс принимает участие в военно-патриотическом конкурсе-смотре строя и песни, посвящённом Дню защитника Отечества.

Регулятивный блок формирования социальной компетентности обеспечивает способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка). Для развития саморегуляции проводится цикл классных часов: «Разговор о самовоспитании».

Познавательный блок формирует умение решать проблемы и задачи. К этому виду можно отнести исследовательскую деятельность учащихся, в результате которой были реализованы проекты: «Новосибирск в задачах», «Улицы Центрального района».

Коммуникативный блок обеспечивает умение эффективного социального взаимодействия. «За чужой щекой зуб не болит» – гласит русская пословица. Но мне хотелось бы, чтобы болел, чтобы у моих воспитанников было сострадание к чужой боли. Человек всегда должен оставаться человеком, который не унизит своего товарища, не позволит себе обидеть слабого, вступится за пострадавшего, не станет смеяться над старостью и физическими недостатками другого человека. Поэтому одним из задач при составлении плана учебно-воспитательной работы я считаю воспитание у учащихся доброты и гуманности, уважения к старшим, друг к другу, гуманное отношение к окружающей среде, к живым существам. В нашем классе стали традиционными сбор подарков для детского дома, приюта для бездомных животных, недели толерантности. В наших социальных проектах принимают участие от 95 до 100 % учащихся класса.

В выборе путей формирования социальной компетентности особое внимание следует уделить проектированию целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества, созданию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе, сплочению классного коллектива и развитию детского самоуправления.
Ребята в классе активные и подвижные. Очень любят принимать участие в спортивных состязаниях, коллективных творческих делах, активно участвуют в органах самоуправления в классе. Староста представляет классный коллектив в гимназии на совете старостата.

  Важным компонентом успешности работы классного руководителя является взаимодействие с родителями, которое осуществляется в следующих направлениях: объединение родителей в сплоченный коллектив, способный повысить уровень учебно-воспитательной работы с учащимися класса и развитие собственно педагогической культуры родителей. Папы и мамы посещают родительские собрания, часто общаются со мной в неформальных беседах, помогающих лучше понять интересы и приоритеты каждой семьи. Посещение неблагополучных семей, индивидуальные беседы о каждом ребенке, привлечение родителей к организации и участию во внеклассных мероприятиях повышают эффективность моей деятельности.

Тематика бесед, проводимых на родительских собраниях, отражает круг вопросов и проблем, с которыми каждая семья может столкнуться на разных этапах взросления ребенка:«Режим дня школьника», «Почему мой ребенок стал плохо учиться?», «Роль родителей в подростковом возрасте», «О вредных привычках», «С кем дружит мой ребенок?», «Чем увлечь подростка?».  Родительский комитет класса – моя правая рука во многих начинаниях и мероприятиях: от организации досуга детей в классе доактивного участия в решении различныхорганизационных вопросов. Состав родительского комитета обновляется каждые полгода, что дает возможность родителям каждого ребенка принять непосредственное участие в руководстве классным коллективом.

Таким образом, одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. В современных условиях востребован квалифицированный, творчески мыслящий человек, умеющий организовать деятельность, готовый воспринять новаторскую мысль и создать условия для её воплощения в жизнь.[2]

Мне кажется, мои ученики, прошедшие важную школу дружбы, взаимодействия и сплоченности, будут полностью соответствовать таким требованиям.


Список литературы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 48 с.

  2. Богачева Г. Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 92-106.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!