СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование слухового восприятия и устной речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Календарно тематическое планирование учителя  надомного обучения. План составлен на основе адаптированной основной общеобразовательной программы, 4.1, нацеленной на образование детей, имеющих нарушения слуха с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учётом их индивидуальных образовательных потребностей .

Просмотр содержимого документа
«Формирование слухового восприятия и устной речи»

Календарно тематическое планирование учителя надомного обучения. План составлен на основе программы

по организации учебного процесса в 5в классе на основе:

ФГОС от 19.12.2014 приказ №1599, адаптированной основной общеобразовательной программы, 4.1, нацеленной на образование детей, имеющих нарушения слуха с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учётом их индивидуальных образовательных потребностей .







Предмет

Класс

Количество часов за год

Количество часов в неделю

Автор учебника




Формирование слухового восприятия и устной речи

5

34

1

С. Р. Кудрина.













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Содержание образования.

  • Базовые учебные действия.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

  • Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

  • Формирование учебного поведения:

  • Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

  • Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);

  • Использование по назначению учебных материалов;

  • Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

  • Формирование умения выполнять задание:

  • В течение определенного периода времени,

  • От начала до конца,

  • С заданными качественными параметрами.

  • Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит, как на групповых. индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.







Обоснование выбора данной программы



 Данная учебная программа составлена для обучающегося с умственной отсталостью в умеренной степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР),.)направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.

Данная учебная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения больного ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.

Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.

По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

Этим обоснован выбор данной образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с выраженной умственной отсталостью.



Основные цели и задачи коррекционного обучения:



1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

2.Развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности.

3.Формирование представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих.


4.Формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.
5.Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;

6.Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.



Формы организации учебного процесса:

Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.



Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.

Последовательность использования упражнений:

  • практические упражнения;

  • упражнения с картинками;

  • «письменные» упражнения;



Виды деятельности учащегося на уроке:

- наблюдение;

- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,

аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;

- игры-имитации, жестово-образные игры;



Сроки освоения образовательной программы определяются индивидуальными возможностями конкретного ребенка.



Ожидаемые результаты освоения программы:

Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.





Рабочая программа по коррекционному предмету «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» составлена на основании следующих документов:



1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказа МО РФ от 10.04.2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных

учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

3. Приказа МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего основного общего и среднего (полного) общего образования»

4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей).

Составитель сборника: ведущие сотрудники Института коррекционной педагогики РАО доктор педагогических наук, профессор А.Г.Зикеев, доктор психологических наук, профессор Л.И. Тигранова. Просвещение, 2003г. Допущено Министерством образования Российской Федерации. Программа «Развитие слухового восприятия. Обучение произношению» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. Под редакцией И.Г.Багровой входит в сборник программ.

5. Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (приказ МО РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п)

Адресат

Рабочая программа предназначена для учеников 5ых классов надомного обучения и составлена с учетом возрастных, слуховых и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.



Цель и задачи специального (коррекционного) предмета

Цель- формирование у глухих детей восприятия и воспроизведения устной речи (с использованием стационарной электроакустической аппаратуры и / или индивидуальных слуховых аппаратов).



Основные задачи реализации содержания специального предмета ФРС и ПСУР

  • формирование и развитие речевого слуха, создание на этой базе принципиально новой слухозрительной основы восприятия устной речи;

  • развитие внятной, членораздельной, достаточно естественной по звучанию речи, навыков самоконтроля произносительной стороной речи

  • формирование умений использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, пластику и др.), что в известной мере облегчает понимание речи глухих детей;

  • в сфере личностных универсальных учебных действий: развитие мотивации овладения устной речью, устной коммуникацией со слышащими людьми; формирование речевого поведения при соблюдении норм речевого этикета;

  • в сфере регулятивных универсальных учебных действий: развитие способности принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, осуществлять, контролировать и оценивать свои речевые действия; вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

  • в сфере познавательных универсальных учебных действий: восприятие и анализ поступающей речевой информации; осуществление вероятностного прогнозирования на основе воспринятых элементов речи, их анализа и синтеза с опорой на коммуникативную ситуацию, речевой и внеречевой контекст; моделирование собственных высказываний с учетом ситуации общения и речевых партнеров;

  • в сфере коммуникативных универсальных учебных действий: осуществление взаимодействия на основе устной речи;выражение собственных мыслей и чувств в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; умение говорить внятно и достаточно естественно, реализуя сформированные произносительные умения; использование в устной коммуникации естественных невербальных средств; в процессе устной коммуникации при восприятии вопросов –умение давать краткие и полные речевые ответы, при восприятии заданий - умение выполнять их, давать краткий или полный речевой комментарий к собственным действиям; при восприятии сообщений - умение повторять их; выражать в устных высказываниях непонимание при затруднении в восприятии речевой информации; умение использовать при решении коммуникативных задач в разных видах учебной и внеурочной деятельности отработанный речевой материал (фразы, слова, словосочетания, монологические высказывания, диалоги и др.); умение сообщать сведения анкетного характера, сведения о собственной деятельности, своей семье, своих интересах, пожеланиях, самочувствии; умение выражать в устной форме просьбу, приглашение ; умение выражать собственное мнение, опираясь на воспринятую информацию и личный опыт; умение выяснять отношение собеседника; умение передавать устно воспринятую речевую информацию; умение отображать в кратких и полных устных сообщениях предметное содержание и условия деятельности; умение по воспринятым слухозрительно или на слух коротким текстам диалогического и монологического характера отвечать на вопросы, кратко и полно пересказывать содержание, участвовать в диалоге.



Общая характеристика специального (коррекционного) предмета

Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи являются одной из важных организационных форм обучения глухих детей, позволяющие проводить специальную (коррекционную) работу по развитию восприятия и воспроизведения устной речи с учетом фактического состояния слухоречевого развития, индивидуальных особенностей каждого ученика. Специальная (коррекционная) работа, проводимая на индивидуальных занятиях, способствует наиболее полноценному овладению обучающимися устной речью, что имеет важное значение для получения ими качественного образования, социальной адаптации, формирования личности в целом.



Место специального (коррекционного) предмета в учебном плане

Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи проводятся на всех годах обучения ( 1 час в неделю на одного обучающегося).



Ценностные ориентиры содержания специального (коррекционного) предмета



Формирование у глухих и слабослышащих детей речевого слуха, слухозрительного восприятия речи, ее произносительной стороны (при использовании необходимых средств электроакустической коррекции) является одним из приоритетных направлений образовательно-коррекционной работы, способствующим развитию устной речи, речевого поведения, навыков устной коммуникации. Это имеет важное значение для достижения выпускниками основной школы планируемых результатов овладения предметными, социальными и коммуникативными компетенциями, активизации их общения со слышащими людьми, что необходимо для более полноценного личностного развития, адаптации и интеграции в обществе.

Планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) освоения предмета

«Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»



Личностные результаты:

  • развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;

  • желание вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;

  • умение вступать в устную коммуникацию с ближайшим кругом речевых партеров (в семье, в школе, в совместной деятельности со слышащими сверстниками во внеурочное время, в общественных организациях - поликлинике, библиотеке и др.) с учетом социокультурных потребностей и возможностей обучающихся;

  • умение выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, достаточно внятно, т.е. понятно для окружающих;

  • осознание собственных возможностей в устном общении;

  • наличие мотивации к овладению устной речью;

  • развитие желания и умений постоянно пользоваться электроакустической аппаратурой разных типов, включая индивидуальные слуховые аппараты.



Метапредметные результаты:

  • развитие коммуникативных способностей, умений выбрать адекватные речевые средства для решения коммуникативных задач;

  • развитие речевого поведения при соблюдении основ речевого этикета, культуры речевого общения, включая умения в процессе устной коммуникации при восприятии вопросов - давать краткие и полные речевые ответы, при восприятии заданий - выполнять их, давать краткий или полный речевой комментарий к собственным действиям; при восприятии сообщений - повторять их;

  • развитие умений участвовать в диалоге и полилоге;

  • развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер;

  • развитие способности реализовывать учебную задачу, контролировать и оценивать результаты собственной деятельности, вносить соответствующие коррективы в ее выполнение;

  • использование при решении коммуникативных задач в разных видах учебной и внеурочной деятельности речевого материала, отработанного на индивидуальных занятиях;

  • развитие умений сообщать в устной форме сведения о себе, своей семье, собственных интересах, пожеланиях, самочувствии, осуществлении различных видов деятельности, ее результатах, затруднениях при выполнении заданий и др., выражать устно просьбу, приглашение, собственное мнение, выяснять мнение собеседника;

  • развитие умений выражать в устных высказываниях непонимание при затруднении в восприятии речевой информации.



Предметные результаты:

  • развитие (с помощью слуховых аппаратов) речевого слуха: различения, опознавания и распознавания на слух, исключая зрение, фраз, слов, словосочетаний, основного содержания коротких текстов диалогического и монологического характера, а также различения и опознавания (в связи с коррекцией произношения и грамматической структуры речи) слогов и слогосочетаний; создание на этой базе принципиально новой слухозрительной основы восприятия устной речи;

  • развитие умений слухозрительно и на слух воспринимать речевую информацию с опорой на ее вероятностное прогнозирование на основе принятых элементов речи, их анализа и синтеза, с опорой на коммуникативную ситуацию, речевой и внеречевой контекст;

  • овладение достаточно внятной речью, приближающейся к естественному звучанию;

  • овладение приемами самоконтроля произносительной стороной речи;

  • овладение умениями использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, пластику)



Структура и содержание специального (коррекционного) предмета



Курс состоит из двух взаимосвязанных разделов:

  • формирвание речевого слуха;

  • формирование произносительной стороны устной речи.

Время, отведенное на эти разделы на индивидуальных занятиях, делится пополам: половина времени отводится на работу по формированию речевого слуха, половина времени - на работу по обучению произношению. При этом в процессе развития слухового и слухозрительного восприятия устной речи ученики продолжают систематически и целенаправленно реализовывать произносительные возможности, учатся достаточно внятной, естественной и выразительной речи. При обучении произношению они различают и опознают на слух фразы, слова, словосочетания и тексты, а также слоги, слогосочетания и отдельные звуки, элементы интонации, над которыми ведется работа на данном занятии.

Работа по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи предусматривает формирование у детей речевого поведения на основе активного использования развивающегося слухового и слухозрительного восприятия устной речи при постоянном применении различных типов электроакустической аппаратуры (стационарных устройств и/или индивидуальных слуховых аппаратов).

  1. Формирование речевого слухав основной школе предполагает продолжение обучения детей восприятию определенного речевого материала на слух и слухозрительно, его воспроизведению, действиям, адекватно воспринятому.

Речевой материал, используемый в работе по развитию речевого слуха у глухих школьников, включает фразы, слова и словосочетания, а также тексты диалогического и монологического характера. В процессе обучения лексический состав материала расширяется, усложняются грамматические и синтаксические конструкции речи. Важно, чтобы фразы и слова, которые школьники учатся различать, опознавать и распознавать на слух, постепенно входили в их активный словарь. При подборе речевого материала учитывается, прежде всего, необходимость его использования для устной коммуникации на уроках, занятиях, во внеурочное время. Отбор речевого материала осуществляется с опорой на фонетический принцип: используются слова, словосочетания и фразы, резко отличающиеся по слогоритмической структуре.

На индивидуальных занятиях ведется работа по обучению восприятию на слух нового (незнакомого по звучанию) речевого материала, опознаванию его в различных сочетаниях с уже знакомым.

В процессе развития речевого слуха на индивидуальных занятиях используются различные виды деятельности (выполнение поручений, работа с рассыпным текстом, слуховые диктанты и т. д.), способствующие уточнению понимания речевого материала, предъявляемого на слух, и поддержанию у учащихся интереса к занятиям. Каждое занятие должно быть построено и насыщено материалом таким образом, чтобы оно вселяло в ученика уверенность в возможности восприятия им речи на слух.



  1. Формирование произносительной стороны устной речинаправлено на развитие внятной, членораздельной речи, приближающейся к естественному звучанию. Развитие у глухих внятной, достаточно естественной речи необходимо для осуществления устной коммуникации с окружающими. Достижение максимальной членораздельности речи, возможно полнее отображающей фонетическую систему языка, важно для реализации устной речью роли носителя языка, инструмента мышления.

В процессе обучения произношению реализуются аналитико-синтетический, концентрический, полисенсорный метод. Большое значение придается выработке у учащихся соответствующих слуховых дифференцировок (при использовании электроакустической аппаратуры).

Содержание специального обучения произношению продолжает работу над основными разделами:

  • Работа по развитию речевого дыхания направлена на формирование умений правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводить слитно на одном выдохе слова и фразы более сложной конструкции, членить фразы на синтагмы;

  • Работа над голосом включает в себя формирование и развитие у учащихся умений пользоваться голосом нормальной высоты и силы, без грубых отклонений от нормального тембра, развитие модуляций голоса по силе и высоте;

  • Работа над звуками и их сочетаниями направлена на формирование и развитие у учащихся навыков правильного воспроизведения звукового состава речи;

  • Работа над ритмико-интонационной структурой речи направлена на формирование и развитие у учащихся слухового восприятия и воспроизведения основных интонационных структур - паузация, темп, громкость, ритмическая и мелодическая структура речи, при реализации комплексного подхода с использованием двигательного моделирования данных структур, специальных речевых упражнений;

  • Работа над словами направлена на формирование и развитие у учащихся навыков воспроизведения слов слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав точно, соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения;

  • Работа над фразами направлена на формирование и развитие у учащихся навыков их произнесения в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе) или деля фразу паузами на синтагмы, соблюдая логическое и синтагматическое ударения, по возможности, мелодический контур фраз, наиболее полно реализуя возможности воспроизведения слов;

  • Работа над формированием навыков самоконтроля произносительной стороны устной речи.



Перечень учебно-методического обеспечения



  1. Средства обучения

  1. Технические и электронные средства обучения и контроля знаний обучающихся:

  • Звукоусиливающая аппаратура «Глобус»;

  • Индивидуальные слуховые аппараты;

  • Ноутбук «ICL».

  1. Цифровые образовательные ресурсы:

  • www.zavuch.info

  • http://pedsovet.org

  • http://festival.1september.ru

  1. Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

  • Учебные пособия в виде карточек, карточек с индивидуальными заданиями, альбомы для работы над звукопроизношением;

  • Речевые игры;

  • Игры на развитие слухового восприятия, фонематического слуха;

  • Игры на развитие дыхания;

  • Комплексы артикуляционной гимнастики;

  • Материал для формирования лексико-грамматического строя речи и связной речи.





























РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ЗА I ПОЛУГОДИЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ: « РАЗВИТИЕ СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ» КЛАСС: 5В



РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ:

СРОКИ:

ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ:

- Открой книгу

- Возьми пенал

- Возьми ручку

- Возьми ластик

- Возьми карандаш и положи его в пенал

- Возьми из пенала ручку и положи на стол

Повторение пройденного материала

I ЧЕТВЕРТЬ

1.09 -28.10

ПОКАЖИ НА КАРТИНКЕ:

- Лето

- Осень

- Зиму

- Весну

- Волка

- Медведя

- Змею

- Мышь

- Белку

- Кошку

- Собаку

- Птицу

- Корову

- Барана

- Кролика

Закрепление пройденного материала


II ЧЕТВЕРТЬ

7.11 -27.12



РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ЗА II ПОЛУГОДИЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ: « РАЗВИТИЕ СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ» КЛАСС: 5В

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ:

СРОКИ:

ПОКАЖИ, КТО ЭТО?

- Асия Вячеславовна (учитель)

- Дания Мисбаховна (бабушка)

- Зухра Наилевна (мама)

- Адель Ривкатович (папа)

- Алия (сестра)

ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ:

- Положи карандаш на книгу

- Положи ручку в книгу

- Положи карандаш сбоку от книги

- Положи ручку под книгу

- Положи тетрадь в книгу

- Возьми тетрадь и положи в папку

- Положи папку в ранец

- Положи карандаш над ручкой

- Возьми колпачок и надень на ручку

- Достань из пенала линейку

Повторение пройденного материала


III ЧЕТВЕРТЬ

9.01 -24.03

ВЫБЕРИ ТАБЛИЧКУ:

- Я отдыхаю

- Я учусь

- Я играю

- Я гуляю

- Я сижу

- Я стою

- Я ем

- Я пью

- Я отдыхаю

- Я убираю

- Я помогаю

- Я радуюсь

Закрепление пройденного материала




IV ЧЕТВЕРТЬ

03.04 -31.05








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!