СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование системных знаний и предметных умений по учебному предмету «Музыка»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование системных знаний и предметных умений по учебному предмету «Музыка»»

Формирование системных знаний и предметных умений по организации культурного самовыражения учащихся, освоения языков пластических искусств и их закрепления в восприятии произведений искусства и в художественно-творческой деятельности по учебному предмету «Музыка»

В современном обществе потребления происходит глобальное отчуждение человека от искусства, а массовое искусство переместилось на первое место. Ребенок отчужден от искусства уже потому, что взрослый зачастую сам отчужден от него. Кроме того, в педагогической практике наблюдается большой разрыв между возможностями искусства и ее результатами. Существует крен в сторону усвоения знаний, умений, навыков, а оценка деятельности учителя на уроке – по количеству усвоенного материала. Необходимость знаний, умений, навыков в области разных видов искусства не вызывает сомнений. Но закономерен вопрос: «А для чего нужны эти знания? Смогут ли они перерасти в потребность учащихся общаться с искусством, послушать музыку, пойти в театр, взять в руки книгу?»

В то же время, всё большее внимание специалистов завоевывает мысль о том, что искусство не столько предмет, сколько метод обучения на уроке, что главное не что усвоил, а что испытал ребенок, общаясь с искусством. По своей уникальной возможности вызывать в человеке творческую активность искусство занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих систему воспитания человека.

Основная цель изучения предметов образовательной области «Искусство» - развить в детях способность эстетического восприятия действительности, раскрыть закономерности развития мировой культуры, научить их понимать язык художественных и музыкальных образов.

Главная задача учителя искусства - помочь ребенку развить творческое начало и самостоятельную продуктивную деятельность. Это позволяет сформировать у учащихся комплекс умений: увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности; поставить цель и разбить ее на тактические шаги; оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределить их; добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники информации; планировать свою работу; выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы; увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем; развивать адекватную самооценку; коммуникативную и информационную компетентность, другие социальные навыки.

Урок музыки, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку творчество является его стержнем и влияет на развитие соответствующих способностей учащихся. Музыкальные занятия дают возможность наиболее полно раскрыть основные психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, интеллектуальную гибкость и т.д.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познать глубину душевных переживаний).

Проблема формирования системных знаний и предметных умений по организации культурного самовыражения учащихся на уроках музыки является достаточно актуальной.

Системные знания о музыке - основной компонент музыкальной культуры, позволяющий связать в единое целое разнообразные виды музыкальной деятельности ребенка на начальной стадии обучения.

Также музыкальное обучение предполагает определенные формирования предметных умений.

В общей педагогике выделяются три этапа формирования умений: 1) объяснение учителем нового материала; 2) применение знания «по образцу»; 3) самостоятельное применение знаний учащимися. Формирование музыкальных умений осуществляется в специфической форме.

Здесь выделяются следующие этапы.

1. Накопление учащимися музыкального опыта, необходимого для формирования умения.

2. Введение в знание. На первое место здесь выступает организация учителем поисковой ситуации на уроке. Вначале перед учащимися ставится задача, затем с помощью учителя осуществляется ее решение, и в результате учащиеся должны сами сделать необходимый вывод.

3. Дальнейший процесс формирования умения (его закрепление и углубление) осуществляется во всех видах музыкальной деятельности учащихся.

В целом формирование ведущих музыкальных умений отражает уровень развития восприятия музыки учащимися и способность применения знаний как в практике музыкального обучения, так и вне школы.

Урок музыки – это урок искусства. Каким мне видится этот урок? Конечно же творческим. А лучший способ для учителя развить творческие задатки у детей – это самому быть творческой личностью.

На протяжении многих лет у меня сложилась своя система проведения урока.

     Перед занятием я всегда знакомлю ребят с планом урока. Но не просто  перечисляю задания, а с помощью условных знаков изображаю его на доске. Эти обозначения ребята легко запоминают. Они сразу знают, какую работу надо сделать на уроке. Урок музыки обычно разделён на несколько этапов. Вот некоторые из условных обозначений:

  • (лицо человечка со знаком вопроса над головой) - разучиваем новую песню

  • (лицо человечка) - повторение выученной песни

  • (любой музыкальный инструмент) - играем на музыкальных инструментах

  • (лицо человечка с большим ухом) - слушаем произведение

  • (знак вопроса) - узнаём что- то новое

  • (человечек с мячиком в одной руке и нотой в другой руке) - музыкально-физкультурная разминка

  • (цветик – семицветик) - музыкальные ребусы, загадки, кроссворды.

  • (скрипичный ключ) - работа в нотной тетради

  • (театральная маска) - инсценировка песни

  • (ритмический рисунок) - музыкальные игры

  • (перо) - творческая работа

Одной из основных форм приобщения детей к музыке является её слушание. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором, но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании. Для этого можно использовать следующие приёмы:  

«Цветные карточки» –  после прослушивания произведения учащиеся на уроке показывают карточки в зависимости от характера музыки (тёплые тона – музыка лёгкая, подвижная; холодные тона – музыка тяжелая, серьёзная).

«Букет цветов» – учащимся раздаются яркие и тёмные цветы (цветы из бумаги сделанные на уроках трудового обучения). После прослушивания музыки выходят ученики с цветами (в зависимости от характера музыки), получается «музыкальный букет». Затем – оценка выполненного задания.

«Словарь» – в тетрадях в две колонки ученики  пишут как можно больше слов-синонимов, разделяя их по характеру музыки: грустная и весёлая.

«Мы рисуем музыку» – стенд, на котором выставляются рисунки учащихся после прослушивания музыки.

Ни для кого не является открытием, что в музыкальном обучении первостепенная роль, прежде всего, отводится игровой деятельности, движению ребёнка. Очень полезно и нужно использовать на уроке момент психологической разгрузки детей – это «минутки здоровья», музыкально- ритмические движения, пляски. Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности. Один из видов музыкальной деятельности – пластическое интонирование.

Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Поводом для пластических интонирований могут быть множество произведений. В работе с учащимися я использую элементы инновационной музыкально-педагогической технологии Татьяны Боровик «Хор рук», которую открыла для себя не так давно. Что меня в ней зацепило?  А именно то, что эта технология сама по себе  является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, цветотерапии. Ее применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма.  Применение этой музыкальной технологии даёт огромный полёт фантазий, творческого вдохновения на создание красивейших номеров и конечно радость от полученного результата.  Использование элементов технологии «Хор рук» эффективно в работе со всеми детьми, в том числе с детьми  с ограниченными возможностями здоровья. Например, для более глубокого восприятия музыки и развития творческого воображения ребят использую дополнительные атрибуты, которые закрепляются на запястье детей, либо перчатки, к которым можно прикрепить снежинки, листья, цветы, бабочек, птиц и т. д. В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции.

Еще один из приемов пластического интонирования является дирижирование – это такая своеобразная трансляция музыки через жесты. Дирижер являет собой зримое воплощение музыкального содержания.
         СВОБОДНОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ - «комплекс пластических приемов, использующих разнообразные, свободные от схемы, движения рук. В основе таких упражнений лежит двигательное моделирование элементов музыкальной речи, возможности которого безграничны: от выразительного прохлопывания ритмического рисунка и пространственного изображения мелодической линии в движении рук до более сложных приемов анализа музыки посредством жестов».
       Например, на одном из первых уроков при изучении темы «Регистр» обращаемся к музыке Н. А.Римского-Корсакова  «Полет шмеля» из оперы  «Сказка о царе Салтане».  Предлагаю детям изобразить смену высоты музыкального движения при помощи соответствующих передвижений рук вверх или вниз. При этом пластический образ, хорошо знакомый детям из жизни, могут дополнить мелкие движения пальцев рук, подобные трепету прозрачных крылышек насекомого.
Высвобождение эмоционально-моторного компонента восприятия и перевода его в сферу пластического интонирования является основой синтеза слушания и исполнения, который, в свою очередь, направлен на развитие музыкального восприятия обучающихся. При этом пластическое интонирование дает возможность передачи ткани музыкального произведения во всей его целостности.

Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах.    Делаем музыкальные инструменты сами из пустой пластиковой тары и различных круп. Самоделки затем используем на занятиях, праздниках. Это тоже своего рода пластическое интонирование. Такие  нетрадиционные виды оркестров воспитывают у детей навыки импровизации, фантазии, интерес к окружающему миру, самостоятельному творчеству.

  Приобщить к музыкальному искусству школьников помогает пение. Репертуар, используемый для пения, самый разнообразный. Я подбираю песни, в которых перед ребятами раскрываются современные проблемы, общечеловеческие темы. Стараюсь давать ребятам музыку, как саму жизнь, бесконечно меняющуюся, способную к превращению, к тайне. 

В завершение хочется сказать, что каждый урок искусства, будь то музыка, ИЗО или МХК должен стать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Его нужно создавать при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуации.

Творческая деятельность на уроках искусства полезна и в качестве здоровьесберегающих технологий, так как оказывает психологическое воздействие на учащихся, снимая нервно-психологическое напряжение, вызванное другими уроками, восстанавливая энергию и создавая эмоционально-положительный настрой на последующие занятия. У детей развиваются эмоции, появляются чувства, которые они никогда не испытывали.

Путь в творчество имеет много дорог, известных и ещё неизвестных. Сегодня - творчество, завтра - дело!

    























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!