СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование самооценки подростков на уроках обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-педагогические рекомендации для учителей на уроках обществознания

Просмотр содержимого документа
«Формирование самооценки подростков на уроках обществознания»

Курс « Формирование самооценки детей подросткового возраста»

Составитель: Доброва Е.Г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Курс «Формирование самооценки детей подросткового возраста » разработан как инструмент, оказывающий благоприятное воздействие на развитие личности ребенка. Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а так же отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживания.

Подростковый возраст является переломным периодом развития самооценки и самосознания в целом, в течение которого происходит их интенсивное становление, периодом собственно возникновения самосознания во всей его целостности.

Именно это делает подростковый возраст интересным в плане изучения самооценки, чем и обусловлена актуальность данного курса.

В рамках образовательного процесса осуществляется не только обучение, но и всестороннее развитие личности ребенка. Однако для того, чтобы процесс обучения содействовал успешному становлению самосознания и его стержневого компонента – самооценки, необходим особый подход к реализации этого процесса, создание определенных психолого–педагогических условий.

В ходе ряда занятий будут обсуждаться типичные жизненные психолого-педагогические ситуации, чтобы с помощью логического проектирования найти возможные варианты выхода из ситуации, определить из них самый лучший.


Структура и содержание курса

Курс рассчитан на 34 часов.

Данный курс рассчитан на учащихся в возрасте от 14 до 16 лет.

Цель курса состоит в определении психолого–педагогических условий для формирования адекватной позитивной самооценки подростков.


Надпредметный курс призван решать задачи:

  1. Расширить общие знания, полученные на уроках обществознания об самооценки человека;

  2. выявить сущностные характеристики самооценки подростков;

  3. разработать модель процесса формирования самооценки у детей подросткового возраста;

  4. активизация самопознания;

  5. развитие у учащихся способности к рефлексии различных сторон своей личности, чувств, состояний, ценностей, способов поведения;

  6. помощь в повышении реалистичности представления подростков о себе и принятии подростками различных сторон своей личности;

  7. усиление чувства собственного достоинства и веры в свои силы, повышение уверенности в себе.

Методы, средства и формы обучения

Методы обучения - рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленные на решение задач образования. Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств. На каждом занятии предусматривается практическая работа учащихся, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в деловых и ролевых играх, выполнение упражнений. Усилению личностной направленности подростков способствует организованная деятельность в рамках тренинговых занятий.

Предполагается также использование таких методов обучения, как семинар,беседа, дискуссия, диспуты.

Средства обучения - рассматриваются как источник получения знаний, формирования умений и навыков. Необходимо использовать все доступные аудиовизуальные средства, средства компьютерной диагностики.

Основные формы обучения - групповая дискуссия, ролевые игры, рефлексия, индивидуальные задания, деловая игра, обратная связь, творческая деятельность.

Занятия призваны решить следующие задачи:

- актуализация знаний по определению самооценки;

- формирование новых знаний и способов действий по формированию самооценки;

- применение полученных знаний и умений;

- принятие ответственности за собственную индивидуальность;

- осознание собственной позиции по отношению к различным сторонам жизни;

- формирование представлений об уверенном поведении и чувстве собственного достоинства.

Психологические задачи курса направлены на формирование мотивации к обучению, создание психологического комфорта с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Организация учебной деятельности выделяется в три формы: фронтальную, индивидуальную, групповую.

На каждом занятии проводятся практические работы, используются групповые формы учебной деятельности. В процессе изучения курса используются диагностические методики, которые предполагают индивидуальную работу каждого подростка.

К другим формам обучения, используемым в ходе реализации программы курса, относятся индивидуальные и групповые консультации, беседы с элементами психологической поддержки.

По окончанию курса, обучаемые должны знать:

  1. значение адекватной самооценки для дальнейшей жизни каждого человека;

  2. свойства и особенности собственного характера и типа нервной системы,

  3. общие сведения о психических процессах.

Методическое обеспечение курса:

  1. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков.— М., 1999. – С. 46.

  2. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование. Поиск новой парадигмы / В.В. Сериков.– Волгоград, 1997. – С. 167.

  3. Формирование личности в переходный период от подросткового к раннему юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной – М., 1987. – С. 32.

  4. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова.– М., 1977. – С. 80.

  5. Шильштейн В.С. Особенности презентации «Я» в подростковом возрасте / В.С. Шильштейн // Вопросы психологии. – 2000. – № 2. – С. 26.

  6. Прихожан А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе/А.М. Прихожан.– М., 2000. –С. 26–54.

  7. Психология подростка от 11 до 18 лет. Методики и тесты / под ред. А.А. Реана. – М., СПб., 2007. – С. 67.

  8. Как построить свое «Я» /под ред. В.П. Зинченко. – М., 1991. – С. 123.

  9. Как построить свое «Я» /под ред. В.П. Зинченко. – М., 1991. – С. 123.

10.Потёмкина О., Потёмкина Е. «Тесты для подростков» Москва, 2006 г.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

« Формирование самооценки детей подросткового возраста»


п/п

Наименование тем

курса

Всего часов

В том числе:

Форма

контроля

Лекций

Практик

Семинаров

1.

Вводное занятие. Знакомство с основным содержанием и особенностями курса.







1







1















Групповая дискуссия

Индивидуальные задания

Рефлексия.

2

«Кто Я?»

-Познание мира и самого себя;

-Пути познания;

-Самопознание.

-Личность. -Мировоззрение. -Духовный мир человека.

-Мысли и чувства.

-Поиск смысла жизни .

6


5

1

тесты, групповая дискуссия

Индивидуальные задания

Ролевые игры

Рефлексия

3

« Чувство собственного достоинства»

- Жизненные ориентиры и ценности; -Ценности человеческой жизни; ---Свобода и ответственность

-Социальные ценности нормы;

-Моральный выбор; -----Самоконтроль




6




1




4




1

Групповая дискуссия

Индивидуальные задания

Психогимнастические упражнения

Обратная связь

Творческая деятельность

Информирование

Рефлексия.

4

«Точки опоры»

-Социальная роль и социальный статус; -Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте;

-Взаимосвязь «Я» и социальной роли

-Человек и его ближайшее окружение; -Общение

6

1

4

1

Групповая дискуссия

Индивидуальные задания

Психогимнастические упражнения

Обратная связь

Творческая деятельность

Информирование

Рефлексия

5

«Победи своего Дракона»

-Межличностные отношения;

-Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение

-Пути достижения взаимопонимания




6



1



4



1

Групповая дискуссия

Индивидуальные задания

Психогимнастические упражнения

Обратная связь

Творческая деятельность

Информирование

Рефлексия

6

«Я могу больше!»

-Образ жизни

-Социальная ответственность

-Межличностные отношения в семье

7

1

5

1

Групповая дискуссия

Индивидуальные задания

Работа в малых группах

Творческая деятельность

Рефлексия

тренинговые упражнения, игры, задания, ситуации на развитие личностных качеств

7

Консультация - собеседование

2


2


Индивидуальные консультации


















Методические рекомендации


Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с основным содержанием и особенностями курса (1 часа)

Цель: знакомство с основными понятиями курса, формирование мотивации.

Содержание:

Введение: ознакомление с особенностями курса, определение значения самооценки в жизни человека. Основные понятия: «самооценка», «принятие решения», «решение задачи», «выбор».

Методика: вводная лекция, беседа.

Ожидаемый результат: понимание учащимися целей и задач, основного содержания и особенностей курса; формирование готовности учащихся к совместной коммуникативной и познавательной деятельности


Тема 2. «Кто Я?» (6 часов)

Цели:

* осознание образа «Я»

* формирование представлений о ценности и индивидуальности каждого человека

* формирование мотивации и атмосферы доверия (климата)

Методика: беседа, выполнение упражнений, работа с диагностическими методиками, тестирование, ролевая игра.

Содержание:

  1. Диагностика собственной самооценки

  2. Оказание помощи в выявлении причин приводящих к неправильному решению о выборе

  3. формирование ценностных ориентаций


Ожидаемый результат: осознание учащимися причин, приводящих к неадекватной самооценке;

Практические работы:

1. Тренинговые упражнения по формированию уверенности в себе: «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы», «Репетиция поведения».

2. Работа с тестом «Уверены ли Вы в себе.

3. Диагностики самооценки


Тема 3. « Чувство собственного достоинства» (6часов)

Цели:

* осознание различных сторон своей личности

* принятие ответственности за собственную индивидуальность

* осознание собственной позиции по отношению к различным сторонам жизни

* формирование представлений об уверенном поведении и чувстве собственного достоинства

Методика: лекция, беседа, выполнение упражнений, работа с диагностическими методиками, тестирование, ролевая игра, рефлексия.

Практические работы:

*Групповая дискуссии на темы: «Что в моей жизни зависит от меня»; «Зачем нужны моральные принципы»; «Моральный выбор и чувство собственного достоинства»;

*Задания на рефлексию ценностей, различных сторон своей жизни, чувств и переживаний

Развивающее занятие

* ролевое проигрывание ситуаций морального выбора

* ролевое проигрывание ситуаций уверенного, неуверенного, агрессивного поведения

* обсуждение полученного опыта

* подведение к пониманию, что моральное поведение и уверенное поведение характерны для человека с чувством собственного достоинства


Тема 4:«Точки опоры» (6 часов)

Цели:

* осознание различных сторон своей личности

* осознание различий между социальной ролью и индивидуальностью

* развитие рефлексии

*повышение уверенности в себе

Методика:лекция,беседа, выполнение упражнений, работа с диагностическими методиками, тестирование, ролевая игра,рефлексия.

Практические работы:

Групповая дискуссии на темы: «Наши социальные роли и индивидуальность»; «Как наша уверенность зависит от других людей»

* Задание на рефлексию собственных социальных ролей

* Домашнее задание – понаблюдать и проанализировать, как воспринимают другие люди (Каким меня видят другие?)

Развивающее занятие

* Игра «Мои права» (разработка декларации о правах подростка)

* Получение позитивной обратной связи от окружающих («Карусель Комплиментов»)

* «Мой портрет в лучах солнца» (творческое представление собственных сильных качеств



Тема 5: «Победи своего Дракона» (6 часов)

Цели:

* развитие рефлексии

* осознание различных сторон своей личности

* повышение уверенности в себе

Методика: объяснение, создание проблемных ситуаций, работа с диагностическими методиками и упражнениями.

Практические работы:

* Ролевое проигрывание конфликтных ситуаций (конструктивное разрешение = чувство собственного достоинства)

* Задание на рефлексию причин и способов разрешения своих конфликтов с другими

Развивающее занятие

*Деловая игра «Победи своего Дракона»

* Составление списка отрицательных качеств, выбор «Дракона» (рисунок или коллаж)

* Объединение в группы

* Приобретение в «Волшебном магазине» необходимых качеств и средств

* создание истории о победе над «Драконом», поиск реальных путей победы над ним, представление в творческой форме



Тема 6: «Я могу больше!» (7часов)

Цели:

* осознание произошедших изменений

* построение перспективы будущих достижений

* повышение веры в собственные силы

* повышение реалистичности образа «Я»

* принятие ответственности за собственное будущее


Методика: лекция,объяснение, создание проблемных ситуаций, психогимнастические упражнениями, упражнения с элементами тренинга.

Практические работы:

* Дискуссии на темы: «Какой образ жизни я выбираю», «Социальная ответственность»

* Задания на рефлексию своих трудностей и достижений, произошедших изменений в личности и отношениях

Развивающее занятие

* Коллаж «Кто Я?» (внесение изменений)

* Создание «Карты моих будущих достижений»

* Упражнение «Преодоление» (список трудностей и способов их преодоления)

* «Автопилот» (создание позитивных установок)

* Телеграммы «Пожелания друг другу»

* Итоговая рефлексия


Тема 7:Консультация - собеседование (2 час.)



















Приложение 1.

ВЫЯВЛЕНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ

ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ.

ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Методика выявления типологических особенностей личности предложена К.Юнгом.


Инструкция: «На каждый вопрос имеется два варианта ответа, необходимо выбрать ответ, который подходит Вам больше, и поставить букву, обозначающую этот ответ».



1. Что вы предпочитаете?

а) немного близких друзей;

б) большую товарищескую компанию.


2. Какие книги вы предпочитаете читать?

а) с занимательным сюжетом;

б) с раскрытием переживаний героев.


3. Что вы скорее можете допустить в учёбе?

а) опоздание;

б) ошибки.


4. Если вы совершаете дурной поступок, то:

а) остро переживаете;

б) острых переживаний нет.


5. Как вы сходитесь с людьми?

а) быстро, легко;

б) медленно, осторожно.


6. Считаете ли вы себя обидчивым?

а) да;

б) нет.


7. Склонны ли вы хохотать, смеяться от души?

а) да;

б) нет.


8. Считаете ли вы себя?

а) молчаливым;

б) разговорчивым.


9. Откровенны ли вы или скрытны?

а) откровенен;

б) скрытен.



10. Любите ли вы анализировать свои переживания?

а) да;

б) нет.


11. Находясь в компании, вы предпочитаете:

а) говорить;

б) слушать.


12. Часто ли вы переживаете недовольство собой?

а) да;

б) нет.


13. Любите ли вы что-нибудь организовывать?

а) да;

б) нет.


14. Хотелось бы вам вести личный дневник?

а) да;

б) нет.


15. Быстро ли вы переходите от решения к исполнению?

а) да;

б) нет.


16. Легко ли вы меняете ваше настроение?

а) да;

б) нет.


17. Любите ли вы убеждать других, навязывать свои взгляды?

а) да;

б) нет.


18. Ваши движения:

а) быстры;

б) замедленны.


19. Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях:

а) часто;

б) редко.


20. В затруднительных случаях:


а) спешите обратиться за помощью к другим;

б) не любите обращаться.


Обработка результатов


Показатели экстраверсии: 16, 2а, 36, 46, 5а, 66, 7а, 86, 9а, 106, 11а, 126, 13а, 146, 15а, 16а, 17а, 18а, 196, 20а.

Количество ответов подсчитать и умножить на 5.

Баллы: 0—35 — интроверсия; 36—65 — амбоверсия; 66—100 — экстраверсия.


Экстраверты («вывернутые наружу») — легки в общении, имеют высокий уровень агрессивности, тенденцию к лидерству, любят быть в центре внимания, легко завязывают контакты, импульсивны, открыты, судят по людям «по внешности», не заглядывают внутрь; холерики, сангвиники.


Интроверты («обращенные внутрь») — направлены на мир собственных переживаний, мало контактны, молчаливы, с трудом заводят новые знакомства, не любят рисковать, переживают разрыв старых связей, нет вариантов проигрыша и выигрыша, имеют высокий уровень тревожности и ригидности; флегматики, меланхолики.



Приложение 2

Тест «Кто Я?» М. Куна


С помощью методики М. Куна «Кто я?» [30, с. 182], относящейся к группе проективных, решалась задача изучения содержания образа «Я» в подростковом возрасте.

Процедура проведения была следующей. Испытуемым предлагался чистый лист бумаги, в устной форме предъявлялась инструкция: «Поставьте на этом листе в столбик цифры от 1 до 20. На верхней строке напишите «Кто я?». Теперь постарайтесь, пожалуйста, дать 20 различных ответов на этот простой вопрос. Отвечайте так, как будто вы отвечаете самому себе, а не кому-то другому. Располагайте ответы в том порядке, в котором они приходят вам в голову. Пишите быстро, поскольку время ограничено». На выполнение теста отводилось 12 минут. Исследование проводилось фронтально.

Обработка ответов испытуемых осуществлялась методом контент-анализа согласно классификации смысловых единиц, разработанной в Институте социологии РАНВысказывания участников исследования распределялись по двум классам: «Я сам» (личностная идентификация) и «Я в группе» (социальная идентификация). В связи с возрастными особенностями испытуемых, нами были несколько видоизменены некоторые номинации. В итоге в первую классификацию «Я сам» вошли 21 номинация, во вторую классификацию «Я в группе» - 13, всего – 34. По каждой номинации подсчитывалась частота упоминания в общем по выборке (в процентах).

Классификация смысловых единиц по тесту «Кто я?» выглядит следующим образом:

  1. «Я сам» (критерий – индивидуально- личностные свойства)

Физические признаки:

1. Внешние данные

2. Половозрастной статус

3. Здоровье

Статусные характеристики и особенности стиля жизни:

4. Уровень материального благосостояния

5. Образование

6. Будущая профессия

7. Статус школьника, будущего абитуриента, студента

8. Стиль жизни

Особенности мировоззрения:

9. Интересы, увлечения

10. Этические, нравственные качества

11. Особенности мироощущения

12. Политические взгляды

13. Состояние души

Психологические особенности:

14. Способности

15. Психические особенности

16. Черты характера

17. Индивидуальные самооценки

18. Особенности поведения

19. Особенности нервной системы

20. Интеллектуальные качества

21. Метафорическое самовосприятие

  1. «Я в группе» (критерий – групповая идентификация)

22. Семейное положение

23. Родство

24. Отношение к родственникам

Большие группы:

25. Этническая принадлежность

26. Гражданская принадлежность

27. Идентификация с человечеством

28. Религиозная принадлежность

29. Идентификация с категорией военнообязанных

30. Принадлежность к астрологическим категориям (гороскоп)

Первичные неформальные группы:

31. Идентификация с людьми по месту жительства

32. Идентификация со своими друзьями

33. Отношения с противоположным полом

Формальные группы:

34. Идентификация с одноклассниками

Также нами подсчитывалось общее количество высказываний испытуемых и частота встречаемости негативных характеристик.

По результатам методики «Кто я?» строился обобщенный профиль образа «Я» подростков, представленный в виде диаграммы и отражающий значимость различных номинаций классификации в представлении подростков о себе.

Приложение 3

Методика изучения самооценки Т. Дембо – С.Я. Рубинштейн (в модификации Г.А. Ключниковой, А. М. Прихожан)

Методика Т.Дембо–С.Я. Рубинштейн(в модификации Г.А. Ключниковой, А. М. Прихожан) [4, 21, 45] применялась для изучения уровня самооценки и особенностей рефлексии подростков.

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки). Каждому испытуемому предлагается бланкметодики, содержащий инструкцию и задание. В соответствии с задачами исследования и возрастными особенностями испытуемых нами были изменены и добавлены некоторые шкалы.

Инструкция: «Любой человек оценивает свои способности, возможности,характер и др. Уровень развития каждого качества; стороны человеческойличности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точкакоторой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются десять таких линий. Они обозначают:

  1. здоровье;

  2. ум;

  3. внешность;

  1. умение многое делать своими руками, умелые руки;

  2. авторитет у сверстников;

  3. творческие способности, талант;

  4. уверенность в себе;

  5. доброта;

  6. воля;

  7. оптимизм.

На каждой линии чертой (–) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, этой стороны вашей личности в данный момент времени.»

Испытуемым выдаются бланки, на которых изображено десять линий, высотой каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкал. Приэтом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на; заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

После завершения работы для определения уровня рефлексивности самооценки испытуемым предлагается индивидуально в устной или письменной форме ответить на следующие вопросы:

  1. Почему ты считаешь, что у тебя данное качество проявляется на этом уровне?

  2. Как, по твоему, будет проявляться данное качество на высшем уровне?

  3. Какие ты можешь отметить недостатки в проявлении у себя данного качества? Чем ты недоволен?

Обработка и интерпретация результатов.

Обработка проводится по девяти шкалам (первая, тренировочная «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже

отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54 мм = 54 баллам).

1. По каждой из девяти шкал определяется высота самооценки — расстояние от «0» до знака «—»;

2. Рассчитывается средняя величина показателя уровня самооценки.

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной Самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности.

Количественные характеристики уровня самооценки для учащихся 7–10 классов городских школ (по А.М. Прихожан) [45, с. 59]

Уровень

Низкий

средний

Высокий

Завышенный

Средний балл

Менее45

45–59

60–74

75–100



Также оценивается уровень рефлексивности самооценки, которая определяется как умение подростка анализировать, сравнивать, сопоставлять основания своих самооценок, умение выделять, обсуждать трудности и

намечать перспективы своего развития. Анализируется объем и содержание обоснований самооценок по шкалам.

Критерии оценки уровня рефлексивности самооценки

Уровень рефлексивности

Критерии оценки уровни рефлексивности

Низкий

Отсутствие обоснования

Обращение к единичному факту

Ориентация на внешние оценки

Средний

Содержательное обоснование части самооценочных шкал

Высокий

Наличие развернутых оснований, перечень ряда жизненных фактов, демонстрирующих проявления самооценки

Умение анализировать, сравнивать, сопоставлять основания своих самооценок

Обсуждение трудностей и перспектив своего развития


Приложение 4

Методика ранжирования С.А. Будасси (в модификации А.А. Реана)

Методика ранжирования С. А. Будасси(в модификации А.А. Реана) основанная определении соответствия между идеальным и реальным образом «Я» с помощью коэффициента ранговой корреляции по Спирмену применялась для изучения самооценки и степени удовлетворенности собой.

Испытуемым предлагается следующая инструкция:

«Внимательно прочтите набор из 20 качеств личности: аккуратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, правдивость, принципиальность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жадность, подозрительность, эгоизм, нахальство.

В столбик «идеал» под номером (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое вы более всего цените в людях, под номером 2 – то качество, которое цените чуть меньше и т. д., в порядке убывания значимости.Под номером 13 укажите то качество – недостаток – из вышеуказанных, которое вы легче всего могли бы простить людям (ведь, как известно, идеальных людей не бывает, у каждого есть недостатки, но какие-то вы можете простить, а какие-то – нет), под номером 14 – тот недостаток, который простить труднее и т. д., под номером 20 –самое отвратительное, с вашей точки зрения, качество людей.

В столбик 2 «Я» под (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое лично у вас сильнее всего развито(независимо от того, достоинство это или недостаток), под номером 2 – то качество, которое развито у вас чуть менее и т. д. в убывающем порядке, под последними номерами – те качества, которые у вас менее всего развиты или отсутствуют.»


Приложение 5

ТЕСТ М.СНАЙДЕРА

САМОКОНТРОЛЬ В ОБЩЕНИИ

Американским психологом М.Снайдером разработан тест на оценку самоконтроля в общении.

Инструкция: «Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву "В", если неверным или преимущественно неверным - букву "Н"».

1. Мне кажется трудным искусство подражать повадкам других людей.

2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.


Подсчет результатов:

по 1 баллу начисляется за ответ «Н» на вопросы №№ 1, 5 и 7 и за ответ «В» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы искренне отвечали на вопросы, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0—3 балла — у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво и вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.

4—6 баллов — у вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.

7—10 баллов — у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.

Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.Понятие «коммуникативные умения» включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д.

Тренинговые упражнения


Упражнение "Взаимные презентации"

Цель: сплочение группы, формальное открытие тренинга, самопрезентации участников, получение участниками обратной связи.

Инструкция:

«Сейчас мы разобьемся на пары. Мы с вами будем действовать по алгоритму.

Первый этап работы заключается в том, что каждый самостоятельно рисует образ, отвечая на вопрос «Я и моя профессия». На выполнение первого этапа у вас 5 минут.

Второй этап : вы рассказываете своему партнеру о себе и своем рисунке, расскажите друг другу о себе как можно подробнее.

Третьим этапом работы будет представление группе своего партнера. Поэтому постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации следующие самые важные вопросы:

· Как я вижу свою профессию;

· Что я ценю в самом себе;

· Предмет моей гордости;

· Что я умею делать лучше всего.

На выполнение второго этапа у вас 5 минут»

После этого организуется работа в парах.

Комментарий 1: Тренер может сам разбить группу на пары, например разбиение «через одного»,( человек, сидящий слева от тренера образует пару с человеком находящимся через одного от него и т.д.) или люди сидящие друг на против друга образуют пару. Тренер может позволить группе самостоятельно разбиться на пары «молчаливый выбор» (все встают со своих мест, молча ходят по комнате и выбирают себе партнера.) Можно так же использовать недавно выполненную работу «человечков» (по степени похожести выбранных цветовых гамм; распределению цветовых зон; использованию одного, двух, трех цветов).

Спустя десять минут ведущий дает дополнительную инструкцию.

«Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. Его задача - попытаться войти в роль своего партнера на время презентации, стать им, думать, рассуждать, чувствовать, переживать так, как кажется стоящему, вел и отвечал бы его партнер. В течение одной минуты – строго одной минуты, не больше и не меньше! – стоящий говорит, играя роль сидящего. Сидящий же, все это время молчит и как все остальные слушает. Ровно через минуту я прерву монолог; если кто-то закончит раньше, мы будем молчать, пока не истечет отведенная на выступление минута. Таким образом наша задача – построить свою презентацию так, чтобы она длилась ровно шестьдесят секунд.

После этого любой член группы – и я в том числе – имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Понятно, что вы можете и не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнер. Кстати, тот, кого презентуют, не может вмешиваться, и вынужден будет молчать»

Комментарий 2. Вопросы, которые задают участники группы и ведущий выступающему, начинаются с обращения к нему по игровому имени человека, которого он презентует, и могут касаться самых разных тем, например:

· Какие качества ты наиболее ценишь в людях?

· Что ты считаешь самым отвратительным?

· Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь? Кто он?

· Чего бы тебе хотелось добиться в жизни? И т.п.

Упражнение завершается обсуждением чувств и мыслей участников. При этом важно уделить внимание трем аспектам – способности учитывать время при презентации, способности верно и сжато передать полученную информацию от партнера и способность «вчувствоваться» в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию.

Комментарий 3. Вопросы:

-Оцени успешность твоей презентации своего партнера.

-Что ты чувствовал, когда твой партнер не сумел уложиться в отведенное время (замолчал раньше, чем закончилась минута?)

-Удалось ли партнеру верно изложить сведения о тебе?

-Получилось ли у твоего партнера стать твоим двойником?

-Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?

-Тяжело ли было говорить от имени другого?

Процедура "Диспут"

Цель упражнения: развитие умений и навыков активного слушанияУпражнение проводится в форме диспута. Участники делятся на две приблизительно равные по численности команды С помощью жребия решается, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу, например: сторонники и противники "загара", "курения", "раздельного питания" и т.д.. Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Обязательным требованием для играющих является поддержка высказываний соперников и уяснение сущности аргументации. В процессе слушания тот из членов команды, чья очередь высказываться следующим, должен реагировать угу-поддакиванием и эхо, задавать уточняющие вопросы, если содержание аргументации не до конца ясно или же сделать парафраз, если создалось впечатление полной ясности. Аргументы в пользу позиции своей команды разрешается высказывать лишь после того, как выступающий тем или иным способом просигнализирует, что его поняли правильно (кивок головой, "да, именно это я и имел в виду").

Ведущий следит за очередностью выступлений, за тем, чтобы слушающий осуществлял поддержку высказывания, не пропуская тактов, парафраз, используя при этом реакции соответствующего такта. Можно давать разъяснения типа, "Да, Вы меня поняли правильно'" легче всего, просто повторив слова собеседника, а убедиться в правильности понимания можно парафразируя его высказывания. Предостеречь участников от попыток продолжать и развивать мысли собеседника, приписывая ему не его слова.

В заключение упражнения ведущий комментирует его ход, обращая внимание на случаи, когда с помощью парафраза удалось добиться уточнения позиций участников "диспута"

Процедура "Рекламный ролик"

Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все - потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача - представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все - как в обычной деятельности рекламной службы.

Но один маленький нюанс - объектом нашей рекламы будут являться: конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом?

Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и - истинные - достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика - не более одной минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе. При необходимости можете использовать любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам.

Время на подготовку - десять минут.

Упражнение "Дар убеждения"

Цель упражнения: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи,

Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили у кого из них в коробке лежит бумажка - каждый начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае, если "публика" ошиблась - ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать).

Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда "публика" ошибалась- какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.

Упражнение "Его сильная сторона"

Цель упражнения: разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты.

- Начнем сегодняшний день с игры. Бросая по очереди друг другу этот мяч, будем говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросает мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого".

Упражнение "За что мы любим"

Вступая во взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нравятся нам или не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем. Задание будем выполнять письменно. Возьмите лист бумаги, выберите в группе человека, который по многим своим проявлениям импонирует вам. Укажите пять качеств, которые особенно нравятся вам в этом человеке. Итак, не указывая самого человека, укажите пять качеств, которые вам особенно в нем нравятся. Начали! Ваше время вышло. Теперь, пожалуйста, по очереди прочитайте вашу характеристику, а мы все попробуем определить человека, к которому она относится. Пожалуйста, кто начинает? Можем начать слева направо. Пожалуйста, начали! Ну, сейчас можно подвести итог. Ведущий, пожалуйста, определите, кого из присутствующих мы узнали быстрее всего, следовательно, кто оказался в числе самых популярных личностей. Ведущий, вам слово. Спасибо, на этом игра закончена.

Упражнение "Портрет"

Цель упражнения: - формирование умений распознавания личности по портретным описательным характеристикам; - приобретение навыков сравнительного анализа персонажей между собой.

Каждый участник в течение 5-7 мин. набрасывает "психологический портрет" кого-либо из членов группы. Указывать на признаки, особенно внешние, (рост, телосложение и т. п.), по которым можно сразу узнать конкретного человека, нельзя. В портрете должно быть не менее 10-12 черт характера, привычек, особенностей, характеризующих именно этого человека. Затем каждый выступает с информацией перед группой, а остальные участники пытаются определить, чей это портрет. Возможно сопоставление разного видения членами группы одного и того же человека.

Упражнение "Свой-Чужой"

Данное упражнение предназначено для определения факторов доверия и недоверия в ситуации первого контакта.

Выбираются трое участников, которые будут представлять соискателей на должность внутреннего консультанта крупной компании. Остальные участники – совет директоров компании.

Инструкция соискателям . Вы являетесь специалистов в области бизнес консультирования. У вас достаточный опыт и солидные рекомендации. Вы трое прошли долгий многоэтапный отбор на должность внутреннего консультанта в данную компанию. Вам объявили, что последним этапом конкурсного отбора для Вас будет собеседование на совете директоров. На собеседовании Вы должны произнести короткую речь - презентацию (не более 1 минуты), после которой Вам будут заданы вопросы (не более трех). После этого будет принято решение о Вашем приеме на работу в компанию.

Сложность задания в том, что один из Вас будет играть роль «чужого» - человека, который пытается проникнуть на фирму с целью передачи важной информации в пользу ее конкурентов. Никто, кроме «чужого», не будет знать, кто «чужой». Задача каждого из Вас – пройти конкурс и быть принятым на работу.

Инструкция совету директоров . Вы заинтересованы в том, чтобы в штате компании оказался один из трех компетентных консультантов, которые сидят перед Вами. Вас равно устраивает каждая из трех кандидатур. Однако, служба безопасности вашей компании среагировала на информацию о том, что на фирму пытается проникнуть «чужой» - человек, который планирует добывать информацию в пользу конкурентов. Вы полагаете, что «чужой» воспользуется удачной возможностью устроиться на фирму именно в должности консультанта, поскольку в ближайшее время ваша компания не планирует нанимать работников на работу в стратегических должностях.

Ваша задача – прослушав выступления и ответы на вопросы каждого соискателя, принять решение, кто из них «чужой».

Как мы будем работать

1 этап

Ведущий выводит соискателей за дверь и там в «закрытую» раздает им карточки, на которых написаны их роли (свой, свой, чужой). Важно, чтобы ни один участник не знал ролей двух других.

Остальные участники группы в это время делятся на три подгруппы, каждый из которых будет работать автономно.

2 этап .

Соискатели возвращаются в аудиторию и выступают с краткой вступительной речью перед советом директоров.

На основании полученной информации участники – члены совета директоров – формируют по три вопроса от подгруппы и задают их соискателям. Работа идет в режиме вопрос-ответ, без комментариев и развертывания смыслов.

3 этап .

После того, как все вопросы заданы, и ответы получены, каждый член Совета директоров выскажет свои соображения относительно того, кто «чужой» и почему.

Комментарий

Комментарий по ведению . При обращении к соискателям, подгруппа должна говорить, кому именно предназначается вопрос. Если один вопрос требует ответа всех соискателей, можно считать, что вопросов было три… Это позволит процессу не затянуться. Кроме того, важно настроить участников на перебор вариантов вскрытия намерений соискателей.

Комментарий по анализу.

Некоторые факторы, вызывающие недоверие в контакте.

1. Долгая пауза раздумья перед ответом на вопрос.

2. Смена темы, уход от прямых ответов на вопросы.

3. Рассогласование поведения человека и проговариваемой цели прихода.

4. Демонстрация отсутствия интереса к теме разговора.

5. Повышенная защищенность в контакте.

6. Ответная агрессия.

7. Жесткое управление ситуацией, например, вопросом на вопрос.

8. Напряженность позы и взгляда при общении.

9. Многословие при ответе на вопросы

10. Повышенная активность жестов и их полное отсутствие их.

Игра «Молекулы»

Члены группы - «атомы» - свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т.д. в конце упражнения объединяется вся группа.

Игра «Магия нашего имени»

Игра-фантазия.

Участники делятся на пары. Партнеры представляются по имени и обсуждают:

От кого я получил свое имя?

Кто из моих знакомых (родных) носит то же имя?

Есть ли мои тезки среди известных людей?

Знаю ли я литературных или киногероев, носящих то же имя?

Как имя влияет на мое поведение в жизни?

Задание группе - каждый должен выдумать историю и рассказать ее своему партнеру. Герой истории носит имя рассказчика.

Партнер должен молча заинтересованно слушать историю и одновременно пытаться понять, каким человеком является рассказчик.

В конце игры все члены собираются вместе. Каждый из участников представляет своего партнера и пытается охарактеризовать его личность. Цель представления - представить личность партнера с разных, порой неожиданный сторон

Игра «Ассоциации»

Выбирается ведущий, выходит за дверь. Один из участников придумывает ассоциации на самого себя. На какое животное, птица, дерево, цветок, любой предмет я похож.

Участник-ведущий возвращается в группу. Ведущий тренинг озвучивает ассоциации. Задача угадать человека. 3 попытки. Каждый из участников должен побывать в роле ведущего и угадываемого.

Упражнение «Скала»

Один участник - альпинист, группа выстраивается в шеренгу, имитируя скалу. Задача альпиниста пройти вдоль скалы, преодолевая препятствия. Пройдя путь, альпинист встает в конце шеренги и примыкает к скале, путь начинает следующий участник. 10 мин.

Упражнение «Доверительное падение»

Работа в парах, по очереди с каждым участником. Задание, стоя спиной к партнеру упасть к нему на руки. Проводится по очереди с каждым членом группы.

После игры участники садятся в круг.

Вопросы ведущего: что тебе было легче делать, падать или ловить, какие чувства ты испытывал при этом, есть ли в реальной жизни ситуации, где ты испытываешь подобные чувства

Упражнение «Слепой и поводырь»

Упражнение в парах. Участники договариваются, кто какую играет роль. «Слепой» завязывает глаза платком.

Задание ведущего: поводырь знакомить своего подопечного с окружающим миром, передать свое отношение. 5-7 минут, меняемся ролями.

В конце - обсуждение. Что было легче, комфортнее. Какие мысли и чувства возникали во время игры.

Упражнение «Правда или ложь»

Члены группы садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бумага и карандаш.

Ведущий дает задание написать участникам три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна - нет.

Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, все остальные пытаются понять, что и сказанного соответствует действительности, а что - нет. При этом все мнения должны обосновываться.


Игра «Коллективный счет»

Участники закрывают глаза. Задача группы - называть по порядку числа от 1 до 20. Условия игры - каждое следующее число не может называть рядом сидящий участник, нельзя называть два числа подряд одному и тому же участнику, нельзя одновременно называть число двум и более участником. После каждой ошибки, ведущий возобновляет счет.

Игра «Автомобиль»

Задание сконструировать автомобиль. Запчасти - члены группы. Через 15 минут вы должны представить ваш автомобиль в действии и разъяснить, из чего он состоит, какую функцию выполняет каждый участник.

Обсуждение и анализ результатов.

Как выбирались роли?

Довольны ли вы своей ролью?

Совпадает ли данная роль, с той которую вы обычно играете в жизни?

Почему вас выбрали на эту роль?


Содержание занятий по формированию самооценки подростков

Тема 2. «Кто Я?»

Введение правил групповой работы

Ведущий предлагает правила поведения на занятиях, особо подчеркивая, что эти правила в равной степени относятся и к нему, и к участникам.

1. Добровольность участия при четком определении своей позиции (не хочешь говорить или выполнять какое-нибудь задание — не делай этого, но сообщи об этом с помощью условного знака).

2. Не существует правильных, или неправильных ответов. Правильный ответ — тот, который на самом деле выражает твое мнение.

3. Анонимность рассказываемых ситуаций, случаев из жизни и т.п. Нельзя превращать занятия в классный час по разбору поведения кого-либо.

4. Лучше промолчать, чем говорить не то, что ты думаешь, или просто врать.

5. Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит.

6. Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнаем друг о друге на занятиях, и то, как разные ребята ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остаться нашей общей тайной.

После того как ведущий изложит правила и ответит на вопросы подростков, он должен развернуть плакат с этими правилами, укрепить их так, чтобы все видели, и сказать о том, что плакат этот на занятиях всегда будет у них перед глазами.

Ведущий «торжественно обещает» следовать этим правилам и предлагает школьникам сделать то же самое. Придумывается какой-нибудь общий знак и восклицание, которые будут открывать и завершать каждое занятие, напоминая участникам об их обещании.

Упражнение «Моя Вселенная»

Школьникам раздаются «форматки» для черчения или рисования. В центре листа надо нарисовать солнце и в центре солнечного круга написать крупно букву «Я». Затем от этого «Я» — центра своей Вселенной – надо прочертить линии к звездам и планетам:

— Мое любимое занятие...

— Мой любимый цвет...

— Мое любимое животное...

— Мой лучший друг...

— Мой любимый звук...

— Мой любимый запах...

— Моя любимая игра...

— Моя любимая одежда...

— Моя любимая музыка...

— Мое любимое время года...

— Что я больше всего на свете люблю делать...

— Место, где я больше всего на свете люблю бывать...

— Мой любимый певец или группа...

— Мои любимые герои...

— Я чувствую у себя способности к...

— Человек, которым я восхищаюсь больше всего на свете…

— Лучше всего я умею...

— Я знаю, что смогу...

— Я уверен в себе, потому что...

Ведущий говорит о том, что «звездная карта» каждого показывает — у всех много возможностей, много того, что делает каждого из нас уникальным, и того, что для всех нас общее. Поэтому мы нужны друг другу,икаждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить.

Коллаж «Это Я!»

Подросткам предлагается на большом листе бумаги творчески изобразить свое представление о себе, все то, что они о самих себе знают. Для работы можно использовать рисунки, картинки, фотографии, символы, надписи. Особо подчеркивается, что нет правильных и неправильных вариантов, главное, чтобы результат работы отражал индивидуальность участников.

Рекомендации ведущему. Подросткам нужно заранее дать домашнее задание подобрать подходящие картинки, фотографии и т.п.


Тема3. «Чувство собственного достоинства»

Письменные задания на развитие рефлексии

Школьникам предлагается закончить предложения:

Вариант А

Мне грустно, когда...

Я чувствую себя глупо, когда...

Я сержусь, когда...

Я чувствую себя неуверенно, когда...

Я боюсь, когда...

Я чувствую себя смело, когда…

Вариант Б

Счастливее всего я чувствую себя, когда...

Хуже всего я чувствую себя, когда...

Никак не могу понять, почему я...

Моя жизнь была бы счастливее, если бы я...

Главное, что я хотел(а) бы в себе изменить, это...


Упражнение «Уверенность – неуверенность»

Инструкция для участников: «Сейчас мы выполним упражнение, цель которого научиться различать, когда мы ведем себя уверенно, когда — неуверенно и когда — грубо. Вот эта кукла, — учитель надевает куклу на руку, — будет рассказывать, что произошло, а тот, кто наденет на руку вторую куклу, должен будет показать, как ведет себя в этой ситуации, что говорит уверенный, неуверенный в себе и агрессивный человек».

Ведущий от имени куклы предлагает определенную ситуацию. Вторую куклу надевает тот, кто должен дать ответ. После нескольких ситуаций, предложенных ведущим, можно обратиться к школьникам, чтобы они придумали собственные ситуации. Если желающих нет, предлагаются ситуации, заранее заготовленные ведущим. Важно, чтобы в упражнении участвовали все школьники, причем ведущий обращает внимание на то, чтобы школьники сами квалифицировали ответ как уверенный, неуверенный или грубый.

Примеры предлагаемых ситуаций:

— поставили незаслуженную двойку;

— не принимают в игру;

— несколько человек играют, хочешь поиграть с ними, просишь, чтобы тебя приняли играть;

— взрослые не разрешают тебе...

— просишь у взрослых разрешить тебе...

— просишь у сверстников помочь тебе выполнить поручение взрослого;

— друг рассказывает тебе о чем-то, а тебе нужно идти;

— отказываешь кому-нибудь в просьбе;

— хочешь познакомиться со сверстником.

На каждую сценку должно уходить в среднем не более 3-4 мин.

В конце проводится краткое обсуждение и определяется, что значит уверенное, неуверенное, грубое поведение.


Тема 4. «Точки опоры»

Деловая игра «Мои права»

Ведущий напоминает школьникам о разыгрываемых на втором занятии сценках, спрашивает, с чем связано уверенное, неуверенное и грубое поведение. Задача этого разговора — подвести школьников к понятию прав человека, соблюдение которых способствует его уверенности в себе.

Затем школьникам предлагается, разбившись на 3 группы, написать «Декларацию о правах восьмиклассника». На выполнение задания дается 10-12 минут.

После этого начинает работать «Конституционная комиссия» по выработке общей Декларации. Ведущий вводит правила, на основании которых «Конституционная комиссия» утверждает эти права. Эти критерии подростки могут выработать сами вместе с ведущим или он может предложить эти критерии сам.

К таким критериям относятся:

1) твои права не должны ущемлять прав других людей;

2) осуществление этих прав должно зависеть не от других людей, а от тебя самого.

Далее в театрализованной форме проводится принятие прав, предложенных каждой из групп разработчиков. Остальные группы выполняют роль «Конституционной комиссии». Членам «группы разработчиков» дается право отстаивать свои предложения. Принятые предложения фиксируются на доске.

Затем ведущий зачитывает окончательный список. Он может делать это, играя роль «Постоянного председателя Конституционной комиссии».

Ведущий говорит о том, что такие «списки прав» составляли многие люди, и знакомит подростков с некоторыми из таких списков. Например, со списком, разработанным К.Д. Заслофф:

«У детей с момента рождения, как и у всех людей, есть право быть такими, какие они есть. Существуют личные права, которыми все могут пользоваться как механизмом зашиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и свои собственные возможности. Но для этого надо знать, на что имеешь право».

Вы имеете право:

— иногда ставить себя на первое место;

— просить о помощи и эмоциональной поддержке;

— протестовать против несправедливого обращения или критики;

— на свое собственное мнение и убеждения;

— совершать ошибки, пока не найдете правильный путь;

— предоставлять людям решать свои собственные проблемы;

— говорить «нет, спасибо», «извините, НЕТ»;

— не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям;

— побыть одному(ой), даже если другим хочется вашего общества;

— на свои собственные чувства — независимо от того, понимают ли их окружающие;

— менять свои решения или избирать другой образ действий;

— добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает;

Вы никогда не обязаны:

— быть безупречным(ой) на 100%;

— следовать за толпой;

— любить людей, приносящих вам вред;

–– делать приятное неприятным людям;

–– извиняться за то, что были самим(ой) собой;

–– выбиваться из сил ради других;

–– чувствовать себя виноватым за свои желания;

–– мириться с неприятной ситуацией;

— жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;

— сохранять отношения, ставшие оскорбительными;

— делать больше, чем вам позволяет время;

— делать что-то, что на самом деле не можете сделать;

— выполнять неразумные требования;

— отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать;

— нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;

— отказываться от своего «я» ради кого бы то или чего бы то ни было.

Заявляя о своих личных правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши».

Желательно предлагаемые списки прав представить в виде плакатов, чтобы школьники могли иметь их перед глазами.

Проводится обсуждение. Особое внимание уделяется соотношению собственных прав и прав других людей.

Домашнее задание: Составить контракт (официальное соглашение) с самим собой с перечнем прав, которые школьник предлагает реализовывать. Обязательный пункт контракта: обязательство уважать права других (с указанием, какие именно).

Упражнение «Карусель комплиментов»

Участники образуют два круга – внутренний и внешний – таким образом, что каждый имеет партнера, становятся лицом друг к другу. В течение 30 секунд один партнер говорит другому: «Мне нравится в тебе…», называя при этом внутренние качества, способности, поступки, достижения. Затем партнеры меняются ролями. По сигналу ведущего внешний круг смещается на один шаг влево, образуются новые пары. Упражнение продолжается до тех пор, пока участники из внешнего круга не встретятся со своими первыми партнерами.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

Ведущий просит ответить на вопрос «Почему я заслуживаю уважения?» следующим образом: нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши свое имя или нарисуй свой портрет. Затем вдоль лучей напиши все свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы было как можно больше лучей.


Дополнительное развивающее занятие для подростков с низкой самооценкой «Поверь в себя»

Упражнение «Свечка»

Это упражнение проводится в большом кругу. Каждый участник по очереди разворачивается на стуле спиной к остальному кругу. Ведущий с зажженной свечой в руках подходит к остальным участникам, тот, рядом с кем останавливается ведущий, говорит, какие качества, черты характера, поступки нравятся ему в подростке, сидящем спиной к кругу. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый участник не получит от каждого информации о своих позитивных сторонах.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» (продолжение).

Участники добавляют к солнцу новые лучи, вдоль которых пишут свои сильные, позитивные качества, информацию о которых они получили в предыдущем упражнении («Свечка») и за весь период развивающей работы.

Упражнение «Аплодисменты»

Участники по очереди встают на стул и произносят: «Я горжусь собой, потому что…» (называются достоинства, качества, умения, поступки и т.п.). Все остальные аплодируют.

Упражнение «Автопилот»

«Это задание, которое поможет вам еще лучше разобраться в себе и настроиться на радостную и продуктивную жизнь в дальнейшем. Вы должны записать не менее десяти фраз установок типа: «Я умный!», «Я сильный!», «Я обаятельная!», «Я красивая!» и т.п. Естественно, что эти установки должны относиться непосредственно к вам, отражать ваши жизненные цели и стремление стать именно таким. Отнеситесь к этому заданию серьезно, так как жизнь человека во многом определяется именно тем, что он о себе думает, что он чаще всего себе говорит. Ни в коем случае не пишите фраз, подчеркивающих ваши слабости и недостатки. Это должна быть оптимистическая программа будущего, своеобразный автопилот, который поможет вам в любых жизненных трудностях». На работу отводится 10–15 минут.

«А теперь поработаем над тем, что у вас получилось. Какие магические фразы установки вы сформулировали сами для себя? Какой получилась программа для вашего личного автопилота? Может быть не только «Я умный!» и «Я сильный!», «Я обаятельная!» и «Я красивая!»? Кто первый начнет рассказывать о своей программе?»

Рекомендации ведущему. Это упражнение проводится в большом круге, чтобы все участники смогли услышать программы друг друга. После очередного выступления вы организуете обсуждение содержания программы, просите участников помочь этому человеку подкорректировать ее, чтобы «автопилот» действительно помогал ему в дальнейшей жизни. Членов группы следует настроить на запоминание окончательного варианта программы.

Этим упражнением в сознание участника внедряется система личностных установок, которые ему помогают воспринимать себя в более позитивном ключе. Это обычный процесс самовнушения, только с коррекцией программы самовнушения со стороны группы и ведущего.


Тема 5. «Победи своего дракона»

Деловая игра «Победи своего дракона»

Ведущий рассказывает ребятам о том, что почти у каждого есть «свой дракон», выращенный в домашних условиях: это наши недостатки, которые мешают нам жить, но с которыми мы почему-то миримся. В один прекрасный день почти каждый решается убить своего дракона. Но потом оказывается, что дело это муторное и долгое, что на месте одной отрубленной головы как-то незаметно вырастает другая, потом третья. И мы приучаемся жить со своим драконом, хотя со временем он все больше портит и нашу жизнь, и жизнь наших близких.

Ребятам предлагается нарисовать или склеить по типу коллажа «своего дракона» и назвать его в целом и каждую его голову в отдельности.

После выполнения задания школьникам предлагается придумать историю или сказку о том, как они победят своих драконов. История может быть изображена в виде комикса, представлена в виде рассказа или сценария фильма. Желающие могут объединиться в группы и придумать общую историю, но и драконов, и героев должно быть столько же, сколько членов в группе.

Однако перед этим участники отправляются в «Волшебный магазин», в котором можно купить абсолютно все. Этот «магазин» находится в далеком старинном городе, здесь ребята смогут приобрести то, что поможет им победить своих драконов (качества, умения, средства). Для этого им нужно изобразить то, что они хотели бы купить, на маленьких листочках и сдать ведущему. При покупке участники должны «заплатить», назвав «продавцу» что они готовы сделать для того, чтобы обрести нужные им качества, умения, средства.

На написание истории школьникам дается 25 минут. Затем желающим предлагается рассказать или показать свои истории.

Обсуждение:

— Что проявилось в этих историях?

— Может ли эта сказка помочь реально «победить своего дракона» и в чем?

В заключение ведущий спрашивает: думал ли кто-нибудь над тем, что действительно можно сделать со своими «драконами»? Желающие могут кратко рассказать об этом.


Тема 6. «Я могу больше»

Коллаж «Это Я!»

Участникам предлагается внести изменения в коллаж, сделанный ими на первом занятии. Им нужно представить в творческой форме (нарисовать или приклеить заранее подобранные картинки) изменения, которые произошли в их представлении о себе в ходе развивающей работы, и то новое, что они о себе узнали.

Упражнение «Карта будущих достижений»

На листе бумаги участникам группы предлагается изобразить (нарисовать или написать) все то, чего бы они хотели достичь в будущем, изобразить свою жизнь такой, какой бы они хотели, чтобы она была. Желающие могут представить свою работу группе. Важно, чтобы группа не высказывала критических замечаний, наоборот, нужно выразить поддержку и уверенность в том, что все задуманное возможно реализовать. Эти листы остаются у подростков и служат своеобразным «якорем» веры в себя, к ним можно обращаться в моменты уныния и неуверенности.

Упражнение «Преодоление»

«Жизнь борьба. Эту формулу вы, безусловно, слышали много раз. С ней можно не соглашаться, спорить. Действительно, лучше жить в мире и согласии с собой и с окружающими. Но жизнь часто ставит перед нами серьезные проблемы, создает препятствия, которые нужно преодолевать. Именно это в значительной мере стимулирует рост и развитие личности. Вспомните о тех препятствиях, которые вам приходилось преодолевать за последнее время. После этого найдите общее, что помогло вам преодолеть эти трудности. На это вам дается 10 минут. А теперь мы выслушаем всех, особое внимание уделите способам преодоления препятствий. Мы составим обобщенный перечень и назовем его «Преодоление». У каждого из вас в трудную минуту будет под рукой наш общий опыт успешного преодоления трудностей».

Участники сначала работают индивидуально, не нужно включить музыку. Затем их приглашают в общий круг и просят высказаться всех по очереди, соблюдая правила, принятые группой.

Упражнение помогает каждому участнику осознать, что не только у него, но и у всех людей бывают серьезные трудности. Главное не бояться, не уходить от их решения, а действовать. Кроме того, обсуждение разных способов преодоления препятствий помогает участникам расширить свои представления о том, как поступать в затруднительной ситуации.

Упражнение «Автопилот»

«Это задание, которое поможет вам еще лучше разобраться в себе и настроиться на радостную и продуктивную жизнь в дальнейшем. Вы должны записать не менее десяти фраз установок типа: «Я умный!», «Я сильный!», «Я обаятельная!», «Я красивая!» и т.п. Естественно, что эти установки должны относиться непосредственно к вам, отражать ваши жизненные цели и стремление стать именно таким. Отнеситесь к этому заданию серьезно, так как

жизнь человека во многом определяется именно тем, что он о себе думает, что он чаще всего себе говорит. Ни в коем случае не пишите фраз, подчеркивающих ваши слабости и недостатки. Это должна быть оптимистическая программа будущего, своеобразный автопилот, который поможет вам в любых жизненных трудностях». На работу отводится 10–15 минут.

«А теперь поработаем над тем, что у вас получилось. Какие магические фразы установки вы сформулировали сами для себя? Какой получилась программа для вашего личного автопилота? Может быть не только «Я умный!» и «Я сильный!», «Я обаятельная!» и «Я красивая!»? Кто первый начнет рассказывать о своей программе?»

Рекомендации ведущему. Это упражнение проводится в большом круге, чтобы все участники смогли услышать программы друг друга. После очередного выступления вы организуете обсуждение содержания программы, просите участников помочь этому человеку подкорректировать ее, чтобы «автопилот» действительно помогал ему в дальнейшей жизни. Членов группы следует настроить на запоминание окончательного варианта программы.

Этим упражнением в сознание участника внедряется система личностных установок, которые ему помогают воспринимать себя в более позитивном ключе. Это обычный процесс самовнушения, только с коррекцией программы самовнушения со стороны группы и ведущего.

Упражнение «Телеграммы»

Каждому ученику раздаются бланки «телеграмм» с проставленным именем адресата. Адресатами являются все участники занятий, в том числе и тот, кто посылает «телеграммы». Надо написать каждому, в том числе и самому себе, пожелание и самое хорошее, что можно о нем сказать.

В заключение подчеркивается, что умение найти хорошее в каждом человеке характеризует не только адресата, но и того, кто это делает. Для того чтобы телеграммы были доставлены адресату, их складывают в «волшебный ящик» за день до занятий, а затем ведущий вручает их каждому участнику. Содержание телеграмм не обсуждается.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!