СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование самообразовательной компетенции учащихся на уроках физики.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья. Формирование самообразовательной компетенции учащихся на уроках физики.

Просмотр содержимого документа
«Формирование самообразовательной компетенции учащихся на уроках физики.»

ГОРОДСКОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР




Формирование самообразовательной компетентности учащихся на уроках физики




Из опыта работы учителя

МОУ СШ №102

Пшегалинской Н.В.














Макеевка, 2020 г

Содержание работы

План

  1. Вступление

  1. Необходимость самообразования и его значение

  2. Сущность самообразования

  1. Основная часть

  1. Мотивация самообразования

  2. Классификация видов самообразования

  3. Психолого-педагогические основы формирования готовности к самообразованию:

  1. организация самостоятельно работы учащихся на уроке;

  2. организация работы учащихся на конференциях;

  3. формирование умений самостоятельно учиться.

  1. Методика формирования приемов работы с отдельными источниками информации:

  1. обучение умениям работы с книгой;

  2. обучение умениям делать записи в процессе чтения;

  3. средства управления восприятием речи у учащихся;

  4. формирование умений работы с экраном ТСО.

  1. Развитие у школьников познавательной активности и самостоятельности как необходимое условие их подготовки к самообразованию:

  1. внесение элементов проблемного обучения в учебный процесс и разнообразие методов как средства подготовки учащихся к самообразованию;

  2. пути включения самообразования в учебный процесс;

  3. использование в учебном процессе ТСО для информирования стремления к самообразованию.

  1. Обучение учащихся умениям самостоятельной познавательной деятельности:

  1. программа умений самообразования;

  2. вооружение учащихся приемами самостоятельной познавательной деятельности и умениями самообразования.

  1. Формирование у учащихся стремления к самообразованию во внеклассной работе.

  1. Заключение


Современный учитель не может не осознавать, что он призван не только давать ученику знания, но и воспитывать у него потребность в непрерывном их совершенствовании, формировании умения заниматься самообразованием.

Подготовка учащихся к самообразованию не связывается с какими-то одиночными специальными приемами, а определяется всей направленностью процесса обучения.

По отношению к школе проблема самообразования выступает как задача формирования готовности к самообразованию. Успешное решение этой задачи – в стимулировании и организации самообразования учащихся в условиях школьного обучения.

В самообразовательной деятельности кроется неиссякаемый резерв для учителя, ставящего перед собой цель не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и увлечь учащихся более глубоким изучением отельных специальных вопросов.

Самообразование школьника – это целенаправленная, систематическая, управляемая самим школьником познавательная деятельность, необходимая для совершенствования его образования. При этом ученик сам или с помощью руководителя определяет образовательную цель, содержание познавательной деятельности объем и организацию своей работы.

Самообразование – это в первую очередь познание. Самообразование совершенствуется по внутренним побуждениям личности, носит добровольный характер.

Наиболее распространенные мотивы, побуждающие учащихся к самообразованию – мотивы, связанные с реализацией жизненных планов. Эти мотивы выражаются в формировании своего кредо, подготовке себя к овладению будущей профессии. Они включают и познавательный интерес к учебному предмету, связанный с жизненными планами учащихся.

Вторая группа включает мотивы, связанные с побудительной силой познавательного интереса, без ориентации личности на жизненные планы. Самообразовательную деятельность здесь движет жажда непосредственного познания, стремление к непрерывному овладению всем новым и новым потокам информации.

Третья группа мотивов самообразования связана с потребностью личности в самосовершенствовании , в развитии своих способностей.

Четвертую группу мотивов объединяют разнообразные формы увлечения учащихся, их хобби.

В нашей школе направленность осуществляется на первую и вторую группу мотивов. В процессе своей работы с учащимися пытаемся довести эту мотивацию до каждого учащегося в течение всех лет его обучения в школе. Третья и четвертая группа мотивов прослеживается реже в связи с социальной обстановкой в обществе, во-первых, и, во вторых, с падением престижа школьного образования и, в частности, естественно научного образования.

Самообразование можно классифицировать по следующим видам:

    1. Самообразование, связанное с формированием мировоззрения.
      2. Общее самообразование, направленное на более углубленное изучение отдельных циклов научных предметов согласно склонностям и жизненным планам учащихся.

    2. Самообразовательная деятельность, направленная на подготовку к полюбившейся профессии.

    3. Самообразование, обусловленное любительскими занятиями.

    4. Самообразование, связанное с самовоспитанием.

Для подготовки учащихся к самообразованию ориентируюсь на то, что процессе обучения нужно постепенно наращивать управляющие функции школьника во всех звеньях учебной деятельности с таким учетом, чтобы удельный вес элементов самообразования в процессе обучения к старшему возрасту неуклонно возрастал.

На начальной стадии III ступени обучения учащиеся нашей школы выбирают содержание своего образовании в основном с учетом своих склонностей, обеспечивая тем самым возможность углубленной работы над более значимыми для себя предметами. Для этой цели в школе введено профильное обучение, одно из направлений которого физико математической профиль.

Участие учащихся и выборе профиля обучения позволяет стирать грань между обязательными и добровольными видами его познания, т.к. обязательная работа в этой системе становится для учащегося более значимой и может быть им продолжена по желанию вне стен школы.
В процессе обучения стараюсь увеличивать долю самостоятельного познания Доступные для учащихся темы предлагаются учащимся для самостоятельного изучения. К таким темам могут быть отнесены: "Принцип действия электроизмерительных приборов. Громкоговоритель", "Масс-спектрограф", "Магнитная запись информации", "Термо- и фоторезисторы", "Виды самостоятельного газового разряда" в курсе физики 10 класса и "Радиолокация", "Виды излучений и их применение", "Химическое действие
света", "Радиоактивность", "Свойства электромагнитных волн" и др. в курсе физики 11 класса.

При этом ученики выступают как самостоятельные организаторы своей деятельности: определяют виды своей работы, приемы выполнения, формы самоконтроля.

Приведу фрагмент урока по самостоятельному изучению материала в 11 классе по теме "Свойства электромагнитных волн".

1. Объявляется записывается тема урока
2. Сообщаются задачи изучения темы (усвоить свойства электромагнитных волн, установить, как их подтвердить экспериментально, применить знания о модуляции и детектировании при изучении свойств волн, формировать навыки самообразовательной работы).

  1. Учащиеся класса делятся на 5 групп, (научных групп), каждая из которых получает свое задание.
    1) Опыты по наблюдению свойств электромагнитных волн.
    2) Поглощение электромагнитных волн.
    3) Преломление ЭМВ.

  1. Поперечность ЭМВ.

  1. Учащиеся получают инструктаж по выполнению самостоятельной работы самостоятельно изучить указанный вопрос, обсудить его в группе, выбрать теоретика, практика, аналитика, которые могли бы сообщить необходимые сведения по данному вопросу всем учащимся класса.

  2. После выполнения задано заслушиваются сообщения групп.
    Теоретики освещают теорию вопроса, практики демонстрируют опыт, аналитики анализируют выступления теоретиков и практиков.

  3. Осуществляется взаимооценка работы групп.

  4. Подводится итоги самостоятельной работы учащихся выясняются, какие вопросы из нового материала недостаточно уяснены, что удалось хорошо, а что требует доработки.

  5. В качестве домашнего задания учащимся предлагается изучить данный материал, составить конспект, а также изучить дополнительный материал по теме — для желающих.

Процесс самообразовательной работы на уроках организую следующим образом:

Перед началом самостоятельной работы учащиеся повторяют материал, проводят наблюдения.

После такой подготовки даются четкие указания об объеме и содержании предстоящей работы, се целях, о технике выполнения. На первых порах - это подробный инструктаж.

Познакомившись с инструкцией к заданию, учащиеся работают над его выполнением. В процессе этой работы учителем предоставляется помощь отдельным учащимся или группам.

Старя общую задачу, заранее предусматриваются задания разной степени сложности, т.к. существуют различия в познавательных возможностях учащихся.

Работа заканчивается всем учащимися класса одновременно. Затем организуется общая беседа, цель которой — проверить правильность выполнения задания. Подводятся итоги этой работы.

Таким образом, на таких уроках посредством сочетания фронтальной, индивидуально групповой работы удается по-разному и дифференцированно организовать самостоятельную работу учащихся.
Создание условий для более активной позиции учащихся процессе обучения, увеличение доли самостоятельного познания дает возможность использовать более разнообразные формы организации уроков: семинары, конференции, практические занятия, чаще применять индивидуальные и групповые формы самостоятельной работы.

К числу самых необходимых для самообразовательной деятельности по физике умений можно отнести следующие: осуществлять первичную обработку (анализ. систематизацию) учебного материала, составлять план прочитанного, конспектировать текст, составлять тезисы сообщения, использовать таблицы, графики, эксперимент.

Эти умении развиваю в ходе подготовки уроков-конференций. Например, на конференции в 11 классе "Атом на службе человеку" учащимся предлагалось осветить следующие вопросы:
1."Из истории изучения атома".
2 "Получение и применение радиоактивных изотопов".
3. "Биологическое действие радиоактивных излучений"
4. "Доза излучения. Защита организма от излучения".
5. "Ядерная энергетика и се опасность"

О проведении конференции сообщается за месяц, рекомендуется литература. стимулируется самообразовательная деятельность учащихся, которая усложняется: учащиеся не только изучают дополнительную литературу, но и составляют тезисы сообщения, подбирают к иллюстрации и т. д.
В результате подготовки и проведения урока-конференции у школьников формируется комплекс учебных действий обучение работе над информацией (читать литературу, выделяя компоненты се текста, вести записи и пр. разрабатывать режиссуру выступления (элементы "ораторского искусства", место и роль опытов, иллюстраций т.д.), учитывать необходимость обеспечения общих задач урока.

Развитие всех компонентов процесса обучения по сближению его с самообразованием может быть обеспечено лишь при сочетании целенаправленной системы обучения и умения самостоятельно учиться.
Рассмотрим формирование умения самостоятельно учиться, на примере формирования у учащихся умений и навыков работы с учебником, которая проводится на всех этапах обучения.

За время обучения в школе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками при работе с учебником:

  • выделить главное в тексте, рисунке, таблице;

  • устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями;

  • сравнивать изучаемые явления;

  • делать обобщения, выводы по параграфам учебника;

  • составлять таблицы, схемы, графики по тексту учебника;

  • анализировать рисунки;

  • самостоятельно изучать отдельные темы учебника,

  • составлять план по тексту;

  • писать конспекты.

Для этого организуется обучение рациональным приемам работы с учебником.

Составление плана прочитанного является сложным видом самостоятельной работы с учебником. Элементарные навыки составления простого плана учащиеся приобретают в начальной школе. Эти навыки учащимся необходимо закреплять, развивать в среднем, а затем в старшем звене.

В процессе работы с книгой учу учащихся по следующей схеме:

    1. вычленить ведущую идею текста;

    2. составить план;

    3. составить конспект, тезисы, рабочие записи;

    4. прорецензировать содержание прочитанного.

В процессе самообразования у учащихся также формирую такие умения, как умение подобрать литературу по теме, работать с каталогами.
Рассмотрим основные звенья работы при воспитании у школьников умений работать с книгой на разных ступенях обучения. При формировании умений работать с книгой как источником самообразования можно выделить три этапа.

На первом этапе осуществляется активизация позиции учащегося, обеспечивающая принятие им задачи овладеть умением работы с книгой.
Умение работать с книгой у учащихся нельзя сформировать без активного целенаправленного участия самого школьника этом процессе, Поэтому так важен первый этап формирования, когда у учащихся воспитывается осознание необходимости специальных умений для работы с литературой.
Для этой цели в начале учебного года провожу небольшие беседы о книге: значимость книги, её виды, знакомство с учебной литературой по предмету.
При знакомстве с учебником анализирую характер изложения темы, параграфа, определяю назначение курсива, жирного шрифта, обращаю внимание на рисунки, схемы таблицы, выделяю рабочий аппарат учебника: вопросы к параграфу, задания, задачи, лабораторные работы, даю знакомство с приложением, предисловием. Кратко знакомлю учащихся с дополнительной и справочной литературой.

На этом этапе обучаю учащихся всем составным частям работы с книгой. Также предлагаю учащимся участвовать в сборе материала по интересующим их темам. Второй этап заключается в целенаправленной отработке на уроке каждого из компонентов работы с книгой.
Задача эта решается в повседневной работе, Знакомя учащихся с тем, как составлять план прочитанного, как вычленять идею на учебном материале, можно постепенно подводить учащихся к анализу более сложных структурных схем, с которыми они могут встретиться в научно-популярной литературе.

Рассмотрим программу формирования познавательных умений. Вначале целесообразно показать значимость этих умений, затем необходимо определить действия, входящие и умение, показать их, составить их алгоритм и записать его. Далее даются фронтальные упражнения, цель которых отработать отдельные действия и обсудить их. В конце организуется индивидуальная работа.

Цели обращения к книге у учащегося самые разнообразные: работа над докладом, решение познавательных задач, подготовка к выступлению. В этой работе, владея всем комплексом умений, он должен в каждом случае определить, к какому приему целесообразно прибегнуть. Интенсивность работы школьника будет определяться правильностью выбора приемов работы. Так, при подготовке к докладу он должен уметь определить его замысел. Составить предварительно план выступления. Подобрать литературу, сделать выборочные записи к пунктам плана. После знакомства с литературой отработать структурные части, сделать выводы. Таким образом, умение составлять план органически включается в систему самых разнообразных приемов.

Закрепление формируемых умений, использование их по собственному побуждению, формирование умения самостоятельно определять целесообразность использования каждого из приемов и включается в задачу третьего этапа.

Эта задача решается при условии, если в процессе обучения у ученика будет создана возможность самому определить систему своей работы: ее содержание, приемы, организацию. Наибольшие возможности для решения этой задачи представляет домашняя работа учащегося. Для этого целесообразно придать ей элементы добровольности: важно, чтобы учащийся сам определял приемы работы, что даст свободу выбора действий. Учащиеся, которые длительно и целенаправленно занимаются самообразованием, при работе с книгой, как правило, систематически обращаются к записям.
Поэтому основная задача - доказать учащимся необходимость этого вида работы как сжатого, связанного изложения основных положений прочитанного (конспекта).

При обучении учащихся составлению конспекта использую основные этапы. Провожу вводную беседу о значении источника, который предстоит конспектировать. Перед самостоятельным чтением источника даю учащимся задание - выделить в процессе чтения основную идею работы. После сообщения идеи составляется и записывается простой план, определяется содержательная сторона каждого вопроса плана. Затем учащиеся самостоятельно конспектируют. В дальнейшем вносятся добавления, обогащается оформление.

На уроках, где предусматривается самостоятельное изучение учащимися материала, используется индивидуальная работа по составлению конспектов. На большинстве уроков по изучению нового материала даю учащимся конспекты, основанные на идеях конспекта, введенных в систему работы В. Ф. Шаталовым. В таких конспектах фиксирую основной материал, систему опор, графиков, формул, ключевых фраз, составляющих костяк получаемой информации. Обычно опорный конспект записываю на доске в процессе объяснения нового материала, затем учащиеся переносят его в тетрадь. Дома он является основным средством для изучения материала, которое детализируется при работе с учебником. На примерах таких конспектов учащиеся вооружаются системой знаковых обозначений по предмету, общепринятых сокращений, что повышает уровень общей записи, делает ее лаконичной и более быстрой.

Приведу пример опорного конспекта по теме "Закон сохранения энергии в механике" (курс физики 9 класса).



Т.к. A = EK2-EK1

A = - (EP2-EP1), то:

EK2-EK1 = - (EP2-EP1) Превращение энергии!

Таким образом, получая на уроках опорные конспекты, учащиеся приобретают основные навыки их составления и в дальнейшем используют эти навыки при самостоятельной работе по составлению конспектов.

Рассмотрим средства управления восприятием живого слова.

Уже при подготовке к изложению материала реализуются некоторые требования к восприятию речи: учитывается их жизненный опыт, определяется характер познавательной деятельности учащихся.

В ходе изложения материала сообщаю учащимся план, выделяю главное, обращая внимание на общее и особенное в рассматриваемых явлениях. Использую постановку вопроса или проблемной ситуации перед объяснением. Это делает все восприятие материала учащегося более целенаправленным, активным и избирательным. Важны здесь и риторические вопросы, паузы, подчеркивание интонацией важных вопросов содержания.

Формы обратной связи учителя и учащихся ответы и вопросы учащихся, выполнение небольших заданий. На их основе должно строиться дальнейшее изложение материала. Учащиеся могут привлекаться к составлению плана, к выделению ведущих идей изложения, к оформлению материала в виде конспекта, схемы, таблицы.

Использую в своей работе действенные средства управления восприятием - обращение к наглядным пособиям, демонстрационному эксперименту, таблицам, ТСО.

При работе с ТСО стараюсь проговаривать с учениками содержание кинофильма и диафильма, которое является одним из действенных путей приучения учащихся к внимательному восприятию.

Помогает также целенаправленному восприятию информации с помощью ТСО и постановка вопросов, которые предлагаю учащимся перед демонстрацией кино- или диафильмов. Можно предложить учащимся записать эти вопросы в тетради. Данные вопросы делают восприятие учащихся более целенаправленным, помогают выделить главное и отсечь второстепенное.

В дальнейшем умение работать с информацией, полученной с помощью ТСО, совершенствуется. Так, учащимся даю задание составить план ответа, классифицировать факты, доказать на основе полученных с экрана сведений те или иные положения, показать их применение и т.п.
Решение проблемы, созданной на уроке, не всегда следует завершать классе. После формировки проблемы намечаются пути ее решения в домашних условиях, рекомендуются источники информации. Перед учащимися ставится проблема, которую они должны решать самостоятельно: определить задачи, подобрать материал, изучить eгo и решить поставленную проблему. По форме и по содержанию самообразовательная работа, толчком которой послужила проблема, созданная на уроке.

Использование разнообразных методов обучения способствует усвоению учащимися знаний и их умственному развитию, что является одним из необходимых условий для подготовки школьников к самообразованию.

Активный характер познавательная деятельность приобретает в условиях проблемного обучения, вызывающего у школьников интерес и желание самостоятельного поиска знаний из дополнительных источников.
Рассмотрим использование проблемного обучения как одного из условий подготовки учащихся к самообразованию.

Формирование самообразовательных умений начинаю с первых уроков физики 7 классе: инструктирую по оформлению записей в тетрадях, темы урока, записи конспекта, основных выводах; на последующих уроках самостоятельность учащихся возрастает. После объяснения темы "Физические явления" предлагаю учащимся назвать их, записать в тетради, затем ответить на вопросы конце параграфа учебника.

Учащимся даю задания, которые выполняются не только в физическом кабинете, но и в быту, на транспорте, в школьной мастерской и т. д. Например.

  1. Пронаблюдать домашних условиях явление диффузии.

  2. Трение в природе технике. Пронаблюдать и ознакомиться с дополнительной литературой.

На основе этих заданий учащиеся готовят сообщения, а затем выступают с этими сообщениями на уроке. По мере накопления знаний и приобретения учебных навыков появляется возможность стимулировать самообразовательную деятельность с помощью проблемных вопросов.

Так при изучении темы "Давление твердых тел, жидкостей и газов" (физика 7 класс) предлагаю учащимся следующие проблемные вопросы:

  1. Почему по рыхлому снегу человек идет с большим трудом, в то время как на лыжах он почти не проваливается в снег?

  2. Почему шины грузовых автомобилей делают значительно шире, чем легковых?

  3. Почему острая кнопка легче входит в дерево, чем тупая?

  4. Чем объяснить, что жидкость или газ передают давление во все стороны одинаково?

  5. Почему при подъеме на самолете из автоматической ручки выливаются чернила?

  6. Почему одни тела плавают в воде, а другие тонут?

Для ответов на эти вопросы предлагаю изучить дополнительный материал в конце учебника: "Опыт Паскаля", "Пневматические машины", "История открытия атмосферного давления", "Легенда об Архимеде".

B 9-11 классах проблемное обучение использую шире, чем в 7-8 классах. Занимаясь поисками ответов на проблемные вопросы, старшеклассники обращаются к различным источникам информации не только учебник, но и дополнительная учебная и научно популярная литература, лекции, кинофильмы, телепередачи, опыты.

При изучении темы "Кипение" в курсе физики 10 класса решение проблемных вопросов связано с использованием учебника, дополнительной литературы и жизненного опыта учащихся.

В начале изучения данной темы предлагаю школьникам следующие вопросы:

    1. Почему вода в чайнике перед закипанием шумит?

    2. Почему температура жидкости остается неизменной (при p = const), несмотря на то, что к ней подводится тепло?

    3. Может ли вода кипеть при комнатной температуре? При использовании льда?

    4. Почему в горах нельзя сварить мясо?

    5. Изменится ли температура кипения воды при опускании сосуда с водой в шахту?

Интерес учащихся к данным вопросам использую для организации самостоятельного поиска знаний не только на уроке, но и во внеурочное время. С этой целью предлагаю учащимся дополнительную литературу и опыт кипячения воды с помощью льда в домашних условиях. Такое задание рассчитано на организацию исследовательской деятельности учащихся, т. к. готовых ответов на последние вопросы указанная литература не содержит. Поэтому учащиеся самостоятельно разрабатывают гипотезу, план действий и осуществляют его.

Активизация учащихся, достигнутая постановкой проблем, позволяет организовать самостоятельный поиск знаний на уроке и дома. Проблемные вопросы вызывают интерес у всех учащихся, в том числе и у тех, которые отличаются низким уровнем познавательной самостоятельности.

Приведу пример проблемной беседы, которую организую при изучении темы "Свободное падение тел" (курс физики 9 класса).
1. Сообщаю тему и задачи урока
2. Предлагаю учащимся пронаблюдать за явлением свободного падения при демонстрации опытов:

а) падение шаров (резинового, теннисного) с одной и той же высоты;

б) одновременное бросание с одной высоты деревянного бруска, куска пластилина, листа бумаги.
3. Учащиеся делают вывод: тяжелые тела падают быстрее.
4. Продолжение опытов: бросаем листы бумаги один садкий, другой скомканный.

5. Вывод учащихся тела, имеющие одинаковую массу, падают не одновременно.
6. Рассмотрение и демонстрация следующего опыта: тела одинаковой массы - птичье перо и гирька падают с одинаковой высоты. Как?
7. Снова вывод о наблюдении учащимися опыта: не одновременно.

8. Разрешение противоречия: почему тела различной и одинаковой массы, брошенные с одной высоты, падают не одновременно? Почему мятый лист падает быстрее, чем расправленный?
9. Учащиеся делают предположение, что на падение тел оказывает влияние воздух .

10. Подтверждаем этот вывод путем постановки демонстрационного опыта с трубкой Ньютона.
11. Вводим понятие свободного падения (с помощью учащихся) и отмечаем, что все тела падают с одной высоты одновременно.
12. Предлагаю учащимся ответить на вопрос: к какому виду движение следует отнести свободное падение.

13. Повторив виды механического движения, учащиеся подходят к выводу, что свободное падение - движение ускоренное.
14. В качестве домашнего задания желающим учащимся предлагается изучить материал по теме "Свободное падение в опытах Галилея".

Включение проблемного начала в учебный процесс позволяет формировать интерес к изучаемому материалу, вызывает активность учащихся в поиске ответов на проблемные вопросы с использованием различных источников.

Таким образом, задача формирования у учащихся готовности к непрерывному образованию настоятельно требует включения самообразования в учебный процесс. Дело здесь не в навязывании учащимся какой-то дополнительной, сверхпрограммной работы, а в изменения некоторой степени характера учебного процесса. Сокращается доля готовой информации, получаемой учащимися от преподавателя, возрастает удельный вес их самостоятельной работы как для приобретения новых знаний, так для их закрепления. Меняются и критерии оценки знаний учащихся. Высококачественными признаются ответы, в которых проявляется творческий подход изучению учебного материала, требующий владения приемами самостоятельной работы, обращения самообразованию

Каковы же пути внесения самообразовательной работы учебный процесс?

Наиболее распространенный - это рекомендации дополнительных источниках получения знаний.

Более действенно включение в задание для самостоятельной работы вопросов, приобщающих учащихся к самостоятельной деятельности. Вначале это может быть предложение найти примеры для иллюстрации изучаемого, затем составить таблицу, схему, график. Потом стимулируется обращение к дополнительным источника для ответов на оставленные вопросы. Далее организуется самостоятельный поиск учеником литературы и ее использование для выполнения задания на уровне репродуктивной самостоятельной деятельности и, наконец, самостоятельного творческого решения новой задачи.

Практикую включение в задания для самостоятельной работы учеников, в планы семинарских и лабораторных занятий, в тематику теоретических конференций вопросов, побуждающих учащихся к самостоятельному поиску источников, необходимых для выполнения заданий, а затем их выполнение.

Такой метод широко использую при проведении лабораторных работ и работ физического практикума. Например, при выполнении работы физпрактикума “Определение показателя преломления свекла с помощью микроскопа" учащиеся 11 класса должны ответить на контрольные вопросы:
1. Как известно, стекло - прозрачный материал, однако, толченое стекло непрозрачно и имеет белый цвет. Чем это объясняется?
2. Как пользоваться биноклем человеку, который носит очки: с очками или сняв их?
3. Микроскоп навели на объект, а потом поменяли местами объектив и окуляр. Будет и видно изображение объекта?
4. Почему, сидя у горящего костра, мы видим предметы, расположенные по другую сторону костра, колеблющимися?

Или при выполнении работы физпрактикума "Изучение люминесцентной лампы" учащимся нужно ответить на вопросы:
1. Какова природа люминесцентного свечения?

2. Может ли красный свет вызвать люминесценцию?
3. Где находит применение люминесцентный анализ?

4. Академик Вавилов назвал люминесцентную лампу световым трансформатором. Каким? Почему?

В процессе самостоятельной работы на уроках и дома предоставляю и стимулирую известную самостоятельность в конкретизации заданий, семинарских, лабораторных работ, работ физпрактикума.

Во время опроса, на зачете или при выполнении лабораторных и контрольных работ выявляю тех, кто использовал дополнительную литературу, и учитываю это при оценке ответов. Особенно поощряю учащихся, которые по своей инициативе привлекли дополнительный источник, проявили творческий подход к выполнению задания или решению задач.

Включение самообразования в учебный процесс ставит проблему выработки у школьников не только умений, но прежде всего желания расширять свои знания путем самообразования.

По мере того как школьники приобщаются к самообразовательной деятельности, объяснение можно заменить самостоятельным поиском знаний, в процессе которого приобретаются как общие, так и специфические умения самостоятельной работы.

Семинарские занятия могут строиться в проблемном плане и также побуждают к самообразованию.

Приведу пример организации и проведения семинарского занятия обобщающего
плана по теме "Современная научная картина мира" (физика, 11 класс).

За неделю до занятия учащимся предлагаются вопросы для подготовки и указываются основные направления работы. Учащиеся самостоятельно подбирают литературу указанному вопросу, составляют план своего сообщения, выделяют его главную идею.

Семинарское занятие провожу в следующей последовательности:

    1. Сообщаю тему и задачи семинара (обобщить систематизировать знания о механической, электромагнитной, современной физической картинах мира, формировать научное мировоззрение, выяснить роль мировоззрения в науке, духовный потенциал науки).

    2. Учащиеся получают задание: внимательно выслушать сообщения, выделить основную идею, прорецензировать выступления, составить план семинара.

    3. Заслушиваются сообщения учащихся по следующим вопросам:
      1) Цель и задачи физики.
      2) Механическая картина мира
      3) Электромагнитная картина мира
      4) Единство строения материи
      5) Современная физическая картина мира и ее основные тенденции.
      6) Роль научного мировоззрения

    4. После каждого сообщения заслушивается его рецензия согласно схеме:
      1) глубина и последовательность изложения:
      2) доказательность выступления;
      3) эмоциональность и выразительность речи:
      4) преимущества и недостатки выступления.

    5. В процессе заслушивания сообщений учащиеся
      1) составляют план прослушанного;
      2) записывают выводы на основании прослушанного;

      1. составляют тезисы прослушанной речи.

    6. Поводятся итоги выступлений учащихся, отмечаются положительные стороны и недостатки выступлений, подчеркивается активность рецензентов.

    7. Учащимся предоставляется домашнее задание по вопросам, изложенным в сообщениях и на основе кинофильма.

    8. Демонстрируется кинофильм "Физическая картина мира".

    9. В процессе демонстрации кинофильма учащиеся ведут записи, делают записи вопросов, намеченных для выполнения домашнего задания, записи-схемы, выделение главного.

    10. Подвожу итог занятия, оцениваю работу учащихся, напоминаю идею домашнего задания.
      Рассмотрим ориентировочную программу самообразовательных умений.

Работа с книгой (журналом, газетой)

1. Чтение книги для себя:
а) сплошное чтение;

б) повторное чтение;
в) беглое чтение, ознакомление с источником;
г) частичное использование источника.

2. Отбор в книге (статье) материала по какому-либо вопросу:
а) на один вопрос;
б) по системс вопросов, относящихся к одной теме;

в) группировка материала по определенному вопросу.

3. Отыскивание в книге (статье) ответов на поставленные вопросы, требующие продуктивной познавательной деятельности (сравнения, анализа, обобщения, доказательства, оценки).

4. Выделение основного и второстепенного в тексте:
а) составление заголовков абзацев (параграфов);

б) выделение основной мысли в каждом разделе (главе) книги;
в) выделение узловых вопросов:
г) составление логического плана по теме.

5. Заучивание наизусть.

6. Ведение записей прочитанного (по одному или нескольким источникам):
а) составление плана прочитанного;

б) составление аннотации;
в) составление конспекта;
г) составление тезисов;
д) выписки, цитирование, пометки;
е) реферирование;
ж) рецензирование, составление отзыва .

7. Выбор книги с помощью каталога, указателя, справочника.
8. Пользование пособиями и справочным материалом.
9. Чтение схем, таблиц, графиков.


Слушание и запись устной речи.


1. Составление плана прослушанного.
2. Запись выводов.
3. Составление тезисов прослушанного.
4. Конспектирование всего изложенного по ходу слушания и последующая обработка записей.

Работа с техническими средствами

1. Использование информации, полученной с помощью ТС для формирования новых понятий, углубления и конкретизации имеющихся.

2. Воссоздание динамики процессов, изображенных на экране с помощью средств статической проекции.
3. Самоконтроль и самопроверка учащимися знаний с помощью ТС.

Наблюдения и практические работы


1. Наблюдения (в природе, на предприятии, в музее, и быту) по плану, предложенному учителем.
2. Составление плана проведения с познавательной задачей наблюдения и практических работ в соответствии
3. Оформление результатов наблюдений и практических работ.
4. Объяснение новых фактов на основе изученного ранее.
5. Решение заданий проблемного характера.


Умения умственной деятельности.


1. Владение мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, конкретизации, обобщения.
2. Активное самостоятельное и творческое мышление, Гибкость мыслительного процесса. Быстрота умственной ориентировки. Глубина проникновения в сущность изучаемого явления.

3. "Видение" проблемы. Построение гипотезы, планирование работы и решение задачи.


Умения самоорганизации


1. Планирование работы. Выбор формы самообразования.
2. Выбор источников познания.
3. Организация рабочего места.
4. Регламентация самообразовательной работы.
5. Самоконтроль за познавательной деятельностью.
6. Самоучет результативности работы.


Умения, специфические для физики


1. Умение пользоваться физическими измерительными приборами и инструментами
2. Умение решать качественные, вычислительные и экспериментальные задачи.

3. Умение использовать в познавательной деятельности аналогии, эксперимент, математические и графические методы, принципиальные схемы устройств и др.

4. Умение планировать доказательство гипотезы с использованием опытов и специальной литературы, реализовать этот план с помощью физического эксперимента, сделать выводы.

Эффективным условием организации активной познавательной деятельности учащихся является предварительное ознакомление их с системой вопросов по теме, с инструкцией пользования дополнительной литературой, с зачетными работами, способствующими повышению познавательной активности и самоорганизации учащихся как на уроке, так и в домашних условиях.


Такого рода программа учебной деятельности способствует привлечению учащихся к самообразованию. А рекомендация учащимся памятки "Как работать самостоятельно должна помочь им в процессе овладения знаниями. Предполагаемый вариант такой памятки.

Слушая и читая:

1. Определи главное в содержании книги.
2. Уясни, что ты узнал нового.
3. Сравни новое с тем, что ты знал раньше.

Наблюдая:

1. Выяви детали и признаки явления.
2. Установи важность и значимость выявленного.
3. Определи сущность изучаемого путем установления связей между деталями и признаками явления, а также путем сопоставления его с другими явления.

Излагая мысль:

1. Уясни, что надо доказать.
2. Определи важность доказываемого.

  1. Определи свою позицию.

  2. Подбери в определенной последовательности аргументы, доказательства.

В целях обучения учащихся умениям самообразования рекомендуется применение различных видов самостоятельных работ, обеспечивающих овладение умениями самообразования:

  • анализирующее чтение;

  • составление планов и вопросов в процессе чтения и слушания;

  • наблюдение и последующее обобщение накопленных данных;

  • составление конспектов и тезисов; — письменные и устные обобщения прочитанного и прослушанного материала;

  • систематизация и классификация материала, составление таблиц, схем, графиков;

  • подготовка докладов, сообщений и рефератов к семинарским занятиям, к конференциям.

B 8-9 классах рекомендуется обращать внимание на:

а) составление плана в процессе слушания и чтения;

б) составление выводов и обобщений по изучаемому вопросу или теме;

в) составление таблиц, схем, графиков;

г) самостоятельный поиск ответа по рекомендованному источнику с указанием раздела, главы, странниц;

д) составление конспектов и рецензий на ответы, сообщения товарищей.

В 10-11 классах рекомендуется сосредоточиться на:

а) составлении конспектов лекций, статей;

б) рецензиях;

в) подготовке и выступлении с докладом;

г) составлении более сложных таблиц;

д) выводах и обобщениях по теме;

е) реферировании.



Предлагаемая учащимся схема оценки плана и рецензии ответа


Схема оценки плана


1. Отражает ли план последовательность изложения материала для раскрытия темы?

2. Удачно ли сформулированы пункты плана?

3. Каково отношение каждого пункта плана к теме?


Схема рецензии ответа


1. Глубина и последовательность ответа

2. Доказательность ответа.

3. Эмоциональность и выразительность речи

4. Чему можно поучиться у товарища?

5. Что можно поставить в упрек отвечающему?

Внеклассная работа в отличие от учебной имеет в процессе формирования у учащихся стремления к самообразованию существенное преимущество, состоящее в самостоятельном выборе, добровольности, соответствии склонностям и желаниям школьников.

В целях пропаганды научных знаний используем в нашей школе стенные газеты, выпускаемые каждой секцией ученического научного общества Эти газеты выпускаются регулярно, содержат важные сведения, относящиеся к науке, технике и т. д. Газета физического научного общества "Квант" отражает новейшие достижения области физики и их техническое применение, показывает связь физики с другими науками и роль в различных областях жизни.

Используем и такую форму пробуждения у учащихся интереса к заниям как " предметные недели. Покажу на примере, как организовываем неделю физики. О проведении недели сообщается заранее. Стараемся привлечь учашихся как младших, так и старших классов. Распределяем поручения для каждого класса, объявляем о конкурсе рисунков.

Проводим неделю по следующему плану:

1-й день, Открытие недели.

  1. Проведение радиолинейки по поводу открытия недели. Выступления учащихся с сообщениями "О новейших достижениях в области физики".

  2. Организация выставки рисунков учащихся 7-11 классов и младших школьников "Физика вокруг нас"

2-й день.

1. Организация знакомства учащихся 6-х классов с кабинетом физики.
2. Демонстрация занимательных опытов для младших школьниковю

3.Демонстрация диафильма “Як Сашко посварився з електричним струмом" для учащихся 1-х классов.

3-й день.
1. Выступления учащихся в 7-11 классах с докладами и рефератами "Об успехах в освоении космического пространства".

2. Продолжение конкурса рисунков
4-й день.
1. Демонстрация занимательных опытов во всех классах.

2. Занимательные викторины “Физика в моей жизни" (7-9 классы).
5-й день.
1. Организация и проведение игры "Поле чудес" для учащихся 10-11 классов.
6-й день.

    1. Подведение итогов недели. Радиолинейка.

    2. Объявление итогов игры "Поле чудес".

    3. Награждение самых активных участников недели.

    4. Заключительные сообщения "В мире интересного".

Такие недели проводим в апреле и приурочиваем ко Дню космонавтики. Они вызывают большой интерес у учащихся и желание пополнить свои знания в области физики путем самообразования.

Использую в своей работе и такие формы внеклассной деятельности учащихся, как занимательные вечера, викторины, кроссворды, игры, КВН и т. п., которые побуждают школьников не только к активному использованию знаний, но и открывают перед ними новые стороны той или иной области знаний.

Большое значение приобретает самообразовательная работа учащихся при подготовке к экзаменам. Чтобы она была эффективна и давала хорошие результаты, предлагаю учащимся приемы рациональной организации работы.


Учись рационально организовывать свою работу


1. Начинай работу отдохнувшим. Лучше всего обеспечивает отдых сон или 1,5-2 часовое пребывание на воздухе.

2. Прежде чем начинать работу, дай себе отчет, что ты должен сделать, сколько это должно занять времени, наметить порядок работы.

3. Намечая график работы, помни, что наиболее высокая производительности труда наступает через 20-30 минут после начала работы. Более сложную работу целесообразно выполнять в это время

4. Приготовь все, что понадобится для работы.
5. Старайся в процессе работы придерживаться намеченного графика.

6. Первый час можно работать без перерыва, в последующее время должны быть перерывы через 40-50 минут напряженной работы, перерыв 5-10 минут.

  1. Выполненное задание убери со стола, чтобы оно не мешало.

  2. Если какое-либо из заданий не можешь выполнить сразу, не расстраивайся, отложи eго, попытайся сделать его через некоторое время.

Организация самообразовательной деятельности в процессе школьного обучения - показатель современного, более высокого уровня учебной работы школы.

Результат самообразовательной деятельности школьника настолько ощутим, что лиши, изучая, учитывая его и руководствуясь им, учитель может эффективно осуществлять обучение учащихся.

Важнейшими предпосылками для вовлечения в самообразовательную работу учащихся являются:

  • высокий образовательный уровень;

  • осознание необходимости повышения своего интеллектуального уровня и овладение умениями самостоятельной работы;

  • создание условий для развития и удовлетворения познавательных потребностей и интересов.


Использованная литература


1. А.К. Громцева "Формирование у школьников готовности к самообразованию", М., "Просвещение", 1983.

    1. Проблема самообразования, с. 6-13.

    2. Особенности самообразовательной деятельности учащихся, с. 13-

    3. Психолого-педагогические основы формирования готовности к самообразованию, с. 32-40.

    4. Обучение умениям работы с книгой, с. 53-72

    5. Обучение умениям делать запись в процессе чтения, с. 72-76.

    6. Воспитание культуры слушания, с. 76-80.

    7. Обучение приемам работы с экраном, с. 80-90.

    8. Значение организационных умений в обучении, с. 96-100.
      2. Б. Ф. Райский, М. Н. Скаткин "Руководство самообразованием школьников", М., "Просвещение", 198.

    1. Мотивы самообразования учащихся, с. 28-34.

    2. Внесение элементов проблемного обучения в учебный процесс и разнообразие методов как средства подготовки учащихся к самообразованию, с. 57-63.

    3. Пути включения самообразования в учебный процесс, с. 67-75.

    4. Использование ТСО для формирования у учащихся стремления к самообразованию, с. 78-81

    5. Программа умений самообразования, с. 98-109.

    6. Виды и формы внеклассной работы, способствующие стремлению к самообразованию, с. 119-125.

  1. Л.А. Иванова "Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики", М, "Просвещение", 1983.

    1. Самостоятельное изучение материала учащимися на основе работы с учебником, с. 110-114.

    2. Проблемное обучение физике, с 127-150.

  2. В.К. Буряк "Самостоятельная работа учащихся". М., "Просвещение", 1984.

    1. Самостоятельные работы школьников при проблемном обучении, с. 40-45.

    2. Руководство самостоятельной работой учащихся на уроке, с. 57-62.

  3. Журнал "Физика в школе", N 2, 1992

    1. О самообразовательной деятельности учащихся, с 38.

6.Журнал "Физика в школе", N 1, 1987.

    1. Групповая форма самостоятельной работы учащихся, с 46.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!