СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ритмической способности у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией посредством икт-пособий.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФОРМИРОВАНИЕ РИТМИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИКТ-ПОСОБИЙ.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ритмической способности у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией посредством икт-пособий.»

ФОРМИРОВАНИЕ РИТМИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИКТ-ПОСОБИЙ.

Студентка ФГБОУ ВПО ГГПИ им. В.Г. Короленко

г. Глазов

Основную роль в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов играет родной язык. Обследования детей в дошкольных учреждениях показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60 % детей имеют речевые нарушения. Среди наиболее распространенных речевых нарушений – дизартрия(речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга).(1)

У детей с дизартрией наряду с трудностями воспроизведения слов сложной слоговой структуры учеными были выявлены нарушения общеритмических способностей: невозможность повторить простой ритмический рисунок, отхлопать аналогичный ритмический рисунок с разной силой, т. е. сделать акцент согласно образцу, который демонстрирует логопед. Причиной возникновения вышеперечисленных нарушений является несформированность ритмической способности детей-«дизартриков».(2)

Чаще всего ритмическую способность развивают на занятиях по логоритмике. Мониторинг коррекционно-развивающей работы в детских садах города показал, что лишь часть логопедов проводит логоритмику, так как это интегрированные занятия и требуют присутствия музыкальных руководителей. В то же время для развития той или иной функции у детей с нарушениями речи мы должны опираться на сохранные анализаторы: зрительные, тактильные, слуховые. Использование ИКТ-пособий помогает формировать ритмическую способность у детей с нарушениями речи с опорой на зрительный анализатор на любых логопедических занятиях и в режимных моментах в детском саду.(3) Развитие ритмической способности у детей дошкольного возраста с дизартрией должно являться важной составляющей коррекционно-развивающих логопедических программ.

Опираясь на методическое пособие Дедюхиной Г.В. «Работа над ритмом в логопедической практике» мы составили модель формирования ритмической способности и курс занятий «Формирование ритмической способности у детей с дизартрией старшего дошкольного возраста с помощью ИКТ».

В курсе занятий используется последовательность формирования ритмических моделей от построения ритмического ряда к метру, темпу и ритмическому рисунку.

Он представлен упражнениями, которые распределены по этапам в соответствии с механизмом формирования ритмических моделей.

Для каждого этапа работы сформулированы основные задачи и показатели результативности. Пошаговая реализация каждой задачи обеспечивается объединением упражнений в блоки и наличием цели для каждого упражнения.

Включение материалов данного пособия в структуру логопедического занятия расширит профессиональный арсенал логопедов.

Пошаговые программы данного пособия разработаны на основании следующих положений:

  • Ритмическая способность развивается в процессе деятельности;

  • Механизм формирования ритмической способности предусматривает последовательное построение ритмических моделей различной модальности, их координацию и трансформацию за счет установления интегративных связей, включение специальных знаков и символов в процесс формирования комплексных ритмических моделей;

  • Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов.(5)

В данной работе используется последовательность формирования ритмических моделей от построения ритмического ряда к метру, темпу и ритмическому рисунку.

Пошаговые программы представлены упражнениями, которые распределены по этапам в соответствии с механизмом формирования ритмических моделей. На первом этапе организуется движение, которое, в свою очередь, сопровождает восприятие музыкального звучания, зрительных образов, речи. Опора на различные модальности(слуховую, зрительную, тактильную и др.) со сменой доминанты является обязательным условием выполнения каждого упражнения. Многочисленные межанализаторные связи, которые формируются при организующей роли движения, составляют базу для более сложных связей. В усвоении ритмических моделей обеспечивается процессами активного внимания и, в свою очередь, способствует активизации контролирующей функции внимания. Вырабатывается устойчивость, увеличиваются объем и переключаемость внимания. Активизируются кратковременная, механическая и ассоциативная память. Представление о ритмических моделях формируются в тесной связи с развитием ориентировочной основы деятельности. Анализ образца. Обращение к нему в ходе построения ритмического ряда, сопоставление результатов действий с исходными данными, предварительное планирование каждого этапа построения ритмического ряда являются необходимыми составляющими работы над ритмом.

Построение комплексных ритмических моделей на втором этапе основывается на интегративных связях, обеспечивающих устойчивые слухопроизносительные, речедвигательные, зрительно-двигательные, двигательно-слуховые координации. Формирование основных компонентов речевого ритма – темпа и метра – проводится на уровне звука(фонемы), слога, фразы. Выделение паузы и ритмического ударения в ряду звуков и слогов, смыслового центра фразы позволяет рассматривать их как ритмические модели.

На третьем этапе фонемы и слоги рассматриваются как знаки, римическая последовательность которых составляет слогоритмическую и звуко-слоговую структуру слова. Данная работа осуществляется в соответствии с уровнем развития фонематических представлений и благодаря фонематическому анализу. Необходимым условием звукослоговой структуры, выделение морфологических признаков слова является выделение акцентированного слога.

Для каждого этапа работы сформулированы основные задачи и показатели результативности. Пошаговая реализация каждой задачи обеспечивается объединением упражнений в блоки и наличием цели для каждого упражнения и осуществляется в соответствии с его целями и задачами.(4)

После проведения курса занятий у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией уровень развития сформированности ритмической способности вырос, сформировалось представление о временной и пространственной последовательности знаков в ритмическом ряду, представление о ритмическом ударении, установилась интегративная связь, обеспечивающая ритмические координации. Также, дети усвоили способы построения и трансформации ритмических рядов, ритмические эталоны темпа и метра, ритмические рисунки.

























Список литературы

Винарская Е.Н. «Дизартрия». – М.: «АСТ: Астрель, Хранитель», 2006г. (1)

http://internat-nov.ru/index.php/ct-menu-item-33/stranihki-logopeda1/190-kratko-narusenie-rehi (2)

http://dohcolonoc.ru/cons/998-formirovanie-ritmicheskikh-sposobnostej-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-so-stertoj-dizartriej.html (3)

Дедюхина Г.В. «Работа над ритмом в логопедической практике». – М.: «Айрис-пресс», 2006г.(4)

http://hnu.docdat.com/docs/index-223002.html (5)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!