Формирование процесса чтения у учащихся с задержкой психического развития
Дети с ЗПР оказываются не готовыми к началу обучения, в том числе и к учебной деятельности на уроках чтения. Они приходят в школу, не зная многих букв, не владея элементарными фонематическими представлениями.
Предсказать, насколько быстро будет продвигаться вперед ваш ребенок, невозможно, - нет двух детей, которые бы учились одинаково, и с одинаковой скоростью. Не гадайте: «Сколько времени займет ...?» Лучше спросить себя: «Заметен ли прогресс?» или «Хорошо ли работает эта программа?», или «Сможет ли он на этой неделе сделать больше, чем на прошлой?»
Ключевые проблемы овладения чтением у учеников с ЗПР:
медленный темп освоения навыка
Ребенок медленно осваивает навык чтения, чаще всего не понимая прочитанного текста.
механическое чтение
Ребенок внешне может читать быстро и достаточно уверенно, но читать, совершенно не понимая прочитанного, происходит обеднение навыка чтения.
угадывающее чтение
Ребенок, стараясь успеть за сверстниками, быстро выполнить задание перебегает к угадывающему чтению и тогда мы видим, что навык чтения формируется с большим трудом, ребенок тратит много сил и не достигает необходимых навыков и скорости чтения, не понимает прочитанного.
ограниченность словаря и общего речевого развития
Ребенок может не понимать большинство слов в сложном для него тексте, от него ускользает смысл прочитанного, при этом мотивация читать и понимать, что именно написано в тексте, снижается многократно, ребенок просто откажется в какой-то момент от такой скучной деятельности.
сниженный запас представлений об окружающем мире
Недостаточный опыт и знания об окружающем мире мешают ребенку на уроках чтения. Он может не понимать что написано в тексте, в силу того, что он никогда не сталкивался с такими явлениями, отношениями, никогда не задумывался про них. Тогда интерес к чтению, значительно снижается.
В познавательной деятельности наблюдаются:
Основными ошибками в чтении являются:
невозможность чтения слогов и слов (при условии усвоения всех букв) в результате несформированности синтеза слогов в слово;
неверный, побуквенный способ чтения.
замена слова другим несходным по буквенному составу (сажает, вместо са-дить);
замена слова другим, сходным по буквенному составу, родственным словом или формой одного и того же слова (сеть-сетка);
вставка согласных звуков (сначал, вместо начал);
пропуск конечного гласного звука (как, вместо какая);
перестановка звуков (кулка, вместо кукла);
замена гласных звуков (тянуть, вместо тонуть);
взаимные замены оппозиционных звуков, например, звонких и глухих, твердых и мягких (витят, вместо видят);
пропуски букв при стечении согласных (дожи, вместо дожди);
нарушение чтения пар слов, сходных по буквенному составу (лапа, вместо лампа);
к распространенным ошибкам можно отнести: замены сходных по начертанию букв (6 и д; ш и щ); замены парных согласных гласных вследствие уподобления (людит, вместо любит);
часто неверно ставят ударение, допускают много ошибок угадывающего чтения (приходит, вместо придёт);
чтение детей носит монотонный и невыразительный характер, нарушают логические паузы, неправильно распределяют дыхание.
С трудом преодолеваются также и затруднения, возникающие при чтении многосложных слов. До конца начальной школы учащиеся затрудняются в правильном интонационном выделении предложений при чтении. Это свидетельствует о трудности осмысления читаемого текста.
Плохая техника чтения, сочетающаяся со скудным запасом представлений об окружающем мире, бедностью и неточностью словаря и ограниченностью общего речевого развития, приводит к не пониманию читаемых текстов. На первоначальном этапе обучения дети с трудом понимают смысл простейших образных выражений, совсем не понимают значения общеупотребительных слов и словосочетаний, которые обозначают незнакомые им предметы и явления. Такое положение сохраняется даже в том случае, если предъявлению указанного задания предшествуют разбор и подробное объяснение непонятных слов и словосочетаний.
Дети затрудняются удовлетворительно пересказать прочитанное. Им трудно сформулировать содержащуюся в тексте главную мысль, а также установить временные, причинно-следственные связи, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам.
Выявленные затруднения ведут к тому, что наши учащиеся не могут самостоятельно выделять, познавать и усваивать заключенную в тексте новую для них информацию. Все это, вместе взятое, тормозит накопление разнообразных сведений и знаний об окружающей действительности, отрицательно сказывается на общем развитии, мешает преодолению пробелов в знаниях и специфических недостатков познавательной деятельности.
Отсюда необходимость коррекционного подхода при обучении.
Для формирования предпосылок навыка чтения в пропедевтический период совместно с логопедом проводится работа по развитию фонематического слуха и фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, развитию речи, а также общему развитию.
В каждом классе есть дети, которые по уровню овладения навыком чтения отстают от своих одноклассников, поэтому объем заданий на уроке должен быть посилен для каждого ученика, строго индивидуализирован.
Учителю совместно с логопедом, психологом, дефектологом необходимо выявлять причины затруднений в овладении чтением у каждого конкретного ребенка.
Как показывает практика, за первый год обучения учащиеся осваивают все буквы, примерно половина из них овладевают слоговым способом чтения и переходят к чтению целыми словами, остальные ученики читают только по буквам, недостаточно быстро соотносят звук с буквой, длительное время не могут перейти с побуквенного чтения на слоговое, искажают звуковой состав слов, испытывают большие трудности в соотнесении прочитанного слова с предметом, действием, признаком, т.е. есть ученики, которые особенно медленно овладевают процессом чтения и на протяжении всего букварного периода, а иногда и гораздо дольше нуждаются в специальной дополнительной помощи.
Так как контингент класса специальной (коррекционной) школы неоднороден по характеру и степени речевой и интеллектуальной недостаточности, учащиеся в процессе обучения чтению оказываются на разных этапах овладения этим навыком, что создает дополнительные трудности для фронтальной работы.
С помощью эффективных приемов и методов обучения чтению, можно существенно повысить технику осознанного чтения у учащихся с задержкой психического развития.
Посредством длительного, кропотливого, последовательного труда, совместных усилий учителя, воспитателя, логопеда, некоторых родителей нам удаётся научить учащихся правильному, осознанному, беглому и выразительному чтению.