СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование профессиональных знаний на уроках и во внеклассной работе учителя химии.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема формирования культуры химических знаний, позволяющих человеку осознать свое единство с окружающим его миром.

Просмотр содержимого документа
«Формирование профессиональных знаний на уроках и во внеклассной работе учителя химии.»

О.В. Фетисова

г. Златоуст


Формирование профессиональных знаний на уроках и во внеклассной работе учителя


Химию называют «индустрией чудесных превращений», она позволяет синтезировать материалы, которых нет в природе, использовать для создания всевозможных машин и приборов, для строительства жилища, для производства одежды и обуви. Химическая промышленность выпускает искусственные волокна и красители для изготовления одежды, искусственные кожи для пошива обуви.

Химия окружает нас повсюду. Что бы мы ни делали, что бы мы ни держали в руках, что бы мы ни наблюдали вокруг – всюду нас сопровождают разнообразные вещества и превращения этих веществ, то есть химические реакции.

Весь облик нашей планеты, её леса и горы, её почвы и воды созданы химическими превращениями. Уголь, который даёт нам электричество; нефть, из которой получают топливо для автомобилей и самолётов, металлы, выплавленные из руд – всё это продукты химических реакций.


…………….


Между тем знания учащихся по этому разделу химии необходимы для успешной сдачи вступительных экзаменов в ведущие ВУЗы. Кроме того, окислительно-восстановительные реакции (ОВР) чрезвычайно распространены. С ними связаны природные процессы обмена веществ, брожения, круговорота веществ в природе. Эти реакции можно наблюдать при сгорании топлива, в процессах коррозии металлов, при электролизе и выплавке металлов. С их помощью получают щелочи, кислоты и многие другие ценные химические вещества. Окислительно-восстановительные реакции лежат в основе преобразований химической энергии в гальванических и топливных элементах. Для того чтобы заинтересовать учащихся данной темой, приблизить её к жизни, а также связать изучаемый материал с биологическими и физическими знаниями, необходимо показывать, где это уместно, значение ОВР в живой природе. Например, два важнейших присущих живому веществу процесса, которые протекают в биосфере и обеспечивают её стабильное динамическое состояние – фотосинтез и дыхание, – представляют собой взаимодополняющие окислительно-восстановительные процессы.


……………………


Химик - специалист, который занимается изучением различных веществ, их соединением между собой, их свойствами и особенностями химических реакций, называется химиком.

Химик осуществляет химический анализ и исследование состава веществ, продукта, сырья. Занимается изучением свойств различных веществ; прогнозированием использования веществ в народном хозяйстве; получением, производством различных веществ в промышленных масштабах.

Проводит химические исследования: анализ и синтез новых продуктов, испытание их свойств, химический синтез (получение определенного продукта, обладающего заданным химическим составом и строением).


Профессии, связанные с химией:

  1. Химик-технолог

Это специалист, который занимается разработкой оптимальных проектов изготовления продукции для ее производства в промышленных условиях. Химик-технолог может специализироваться в выпуске пластмасс, органических смол, лаков, красок, топлива, взрывчатых веществ, стекла, цемента, керамики и другого.

Работа по названной специальности основывается на выполнении рядадолжностных обязанностей, таких как контроль всех производственных процессов, например. Кроме этого, химик-технолог лично проверяет качество продукции. Он получает образец, и если есть недостатки, то вносит необходимые изменения в процесс производства.


  1. Биохимик

Биохимики изучают химические процессы, происходящие в живых организмах. Специалисты-биохимики очень важны для исследований в области стволовых клеток и генетики, реакции организмов на различные лекарства и аллергены, агрохимии и повышении урожайности сельскохозяйственных культур.

приемов препаратов, проведение учета рецептов, координирование запасов товара.

Фармацевт должен знать, как изготавливаются лекарства. Также он в курсе всех исследований и умело продает все существующие на фармакологическом рынке препараты. Он должен разбираться, какой препарат что лечит.


  1. Химик-эколог

Химик-эколог занимается организацией и осуществлением локального мониторинга, производственного экологического контроля на предприятиях. Разрабатывает нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, лимиты на природопользование, ведет расчет экологических платежей. Проводит инвентаризацию источников загрязнения атмосферы, сточных вод, отходов, испытание и составление паспортов пылегазоочистных установок и др. Осуществляет химическую экспертизу качества сырья, полупродуктов и продуктов питания, воды.


  1. Учитель химии

Учитель химии осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподавания учебного предмета «химия». Проводит уроки, дополнительные факультативные занятия, руководит предметными кружками. Знакомит учащихся с современными химическими производствами, основными направлениями химизации ведущих отраслей народного хозяйства, трудом работников в химическом и смежном производствах.


  1. Фармацевт

Работа фармацевта – это в основном аптека, где ему предстоит отпускать лекарства. В обязанности аптечного продавца входит проверка рецептов врачей (очень сложная работа, учитывая традиционную неразборчивость их почерков), выдача лекарств по этим рецептам, консультации посетителей касательно правильности и безопасности приемов препаратов, проведение учета рецептов, координирование запасов товара.

Фармацевт должен знать, как изготавливаются лекарства. Также он в курсе всех исследований и умело продает все существующие на фармакологическом рынке препараты. Он должен разбираться, какой препарат что лечит.


……………….


Внеклассная работа по химии углубляет знания учащихся, помогает установить связь химии с жизнью, выявить склонности и дарования учащихся, развивает их творческую самостоятельность, умение работать с книгой, способствует правильной постановке эксперимента, умению обобщать полученные результаты исследований и рассказывать о них, выступая с сообщениями.

Все формы внеклассной работы взаимосвязаны. Так массовые мероприятия обычно проводятся на основе работы школьного кружка любителей химии, а индивидуальная внеклассная работа является частью массовой: учащиеся готовят доклады и выступают с ними на вечерах, устных журналах, классных часах и т.д.

Внеклассная работа по химии должна проводиться систематически. Только в этом случае формируется и поддерживается повышенный интерес учащихся к предмету и можно повлиять на их профессиональный выбор.

Так как одной из задач преподавания химии является усиление практической направленности, эта тенденция должна превалировать и во внеклассной работе. Учителю следует особое внимание уделять химическому эксперименту и не столько занимательного характера, сколько доступным экспериментальным исследованиям учащихся в пределах возможностей школы. В этом учителю могут помочь химические лаборатории предприятий и т.д.

Учителю необходимо заботиться о расширении массовости внеклассной работы, привлечение как можно большего числа учащихся, в том числе младшего возраста, ещё не изучающих химию.

Наряду с совершенствованием методов важным является, на уроке, для учителя совершенствование и развитие методических приёмов во внеклассной работе по предмету. Это – сценарное воплощение химических вечеров вместо распространённой формы отдельных докладов учащихся, и расширенные научно-исследовательские работы учащихся, и руководство старших школьников младшими и т.д.

Следует учитывать возрастные особенности учащихся. Из распространённых видов массовых внеклассных мероприятий учащиеся 8 классов предпочитают конкурсы и турниры, классные часы и сказочные сценарии, тематические вечера. Учащихся же старших классов интересуют более «серьёзные» мероприятия: конференции, декады, деловые игры, КВН.



На методическом объединении школы мы задались вопросами: как расширить заинтересованность обучающихся в дисциплинах естественно –научного профиля? Так же познакомить ребят с профессиями, в которых необходимы знания предметов данного цикла.

Решить эти вопросы нам помогла предметная декада в рамках которой был проведен «квест», который охватил такие предметы как: химия, география, биология, история.

В ходе мероприятия были охвачены обучающиеся 7-х классов, которые были поделены на группы и им были вручены путевые листы, согласно которым ребята посещали «станции»:

«Химическая станция»- ребятам рассказали о профессии лаборанта, химика-технолога, а затем было предложено на практике побыть лаборантом и определить кислотность среды с помощью индикаторов.

«Географическая станция» - обучающихся познакомили с профессией ланшафтовед, и было предложено собрать мозаику природного комплекса

«Историческая станция»- ребята познакомили с такой профессией как археолог, а затем им было предложено раскопать исторический артефакт, собрать его и познакомиться с его историей.

«Ювелирная станция»- обучающимся рассказали о профессии ювелир, поделочных камнях, месторождениях драгоценных камней, а затем было предложено побыть ювелирами и создать украшения.

«Биологическая станция»- на данной станции ребят знакомили с профессией врач, с направлением работы различных врачей, а затем было предложено назвать части тела и органы человека, а так же правильно разместить их на муляже.

В ходе данного мероприятия было достигнуто несколько целей:

  1. Привлечение интереса обучающихся к предметам естественнонаучного профиля;

  2. Обучающиеся познакомились с профессиями связанными с предметами данного профиля;

  3. Обучающиеся получили опыт работы в группе и с лабораторным оборудованием;

  4. Обучающиеся 10-х классов приобрели опыт организации т.к. организовывали работу на станциях, а так опыт работы с дополнительной литературой, т.к. помогали в подборе информации, которая применялась на станциях.

Изучать химию в школе трудно, поэтому особое внимание нужно уделяется мероприятиям, позволяющим создавать типичные жизненные ситуации, в ходе которых ученику нужно найти правильную линию ведения, оптимальное решение рассматриваемой проблемы, соответствующее реальным обстоятельствам, что приводит к «взрыву эмоций» и резкому повышению у учащихся интереса к предмету. Также данные мероприятия знакомят учащихся с профессиями, связанными с химией. Цель внеклассной работы, как и всей учебно-воспитательной работы школы, заключается в комплексной реализации трудового, нравственного, экономического, эстетического и экологического воспитания учащихся, углублении знаний. Во внеклассной работе следует выделить общеобразовательные и воспитательные задачи.



























Эссе «Современные подходы в организации электронного обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»


Мир устроен так, что по соседству со здоровыми людьми живут инвалиды. Уровень цивилизованности сегодняшнего общества во многом оценивается как раз его отношением к детям с умственными и физическими недостатками, то есть к детям-инвалидам.

В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза, но де с ограниченными возможностями не должны чувствовать себя ущемленными.

Жизнь в современном обществе, в 21 веке, естественно подразумевает введение в обучение новых современных технологий.

Электронное обучение является той технологией, которая позволяет обеспечить высокую доступность образования и его качество.

Электронное обучение и его реализация осложняются разными факторами, среди которых:

- необходимость наличия созданных курсов;

- качественное современное оборудование;

- грамотное сопровождение курса специалистом;

- финансовая поддержка.

Но, с другой стороны, дистанционное обучение имеет ряд преимуществ:

- доступность изложенного материала в любой момент времени;

- доступность курса на любой территории;

- возможность быстрого обновления материала;

- учебный процесс автоматизируется;

- новизна в обучении;

- масштабность информации выходит за границы учебника;

- расширяется круг общения.

Наверно, в последние годы в нашей стране стало заметно стремление изменить ситуацию с обучением детей-инвалидов в лучшую сторону (принимается огромное количество законов), но любое начатое дело необходимо доводить до конца. Каждый сетевой преподаватель и педагог-куратор сталкиваются с большими проблемами: недостаточный опыт работы педагогов, отсутствие программ, удовлетворяющих индивидуальным потребностям, сложности для родителей, проблемы технического характера. Поэтому государству и обществу необходимо создать не только всем учащимся-инвалидам, где бы они ни проживали или учились и вне зависимости от тяжести и особенностей инвалидности, необходимый психологический и социальный комфорт, но и создать для педагогов благоприятные условия для работы, достойную материальную базу и огромную государственную поддержку. И тогда в сердцах всех людей не останется равнодушия к чужой боли и чужим страданиям.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!