СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы для качественной подготовки и обученности учащихся по обновленному ФГОС, ИОМ педагога».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время одним из важных направлений формирования профессиональных компетенций учителей начальных классов является повышение готовности к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов. Именно педагоги должны обеспечить решение такой важной задачей образовательного учреждения при введении ФГОС как совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы.

Просмотр содержимого документа
««Формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы для качественной подготовки и обученности учащихся по обновленному ФГОС, ИОМ педагога».»

Карагайская СОШ им. Героя России Сайфуллина Р.Г., филиал МАОУ Дубровинская СОШ















Выступление на ШМО.





«Формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы для качественной подготовки и обученности учащихся по обновленному ФГОС, ИОМ педагога».





Учитель: Уразбахтеева З.Х.











2 ноября 2023 г.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! К вашему вниманию сообщение на тему:

«Формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы для качественной подготовки и обученности учащихся по обновленному ФГОС».

В настоящее время одним из важных направлений формирования профессиональных компетенций учителей начальных классов является повышение готовности к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов. Именно педагоги должны обеспечить решение такой важной задачей образовательного учреждения при введении ФГОС как совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы.

Компетенция – результат образования, выражающийся в готовности человека к решению определённых задач профессиональной и в непрофессиональной деятельности на основе использования им внутренних и внешних ресурсов.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Система профессиональной компетентности педагога включает в себя совокупность компетенций:


  • Методологическую.

  • Психолого-педагогическую.

  • Коммуникативную.

  • Исследовательскую.

  • Презентационную.

  • Акмеологическую.

  • Икт-компетентность.

  • Эмоциональную.  

Ключевой составляющей методологической компетентности педагога к реализации ФГОС является понимание оснований системно-деятельностного подхода. Сущность деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач.

Психолого-педагогическая компетентность включает в себя знание педагогом возрастных особенностей детей, их психического развития, методики воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на каждом этапе освоения им образовательной программы.

Коммуникативная компетентность заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги).

Исследовательская компетентность педагога включает в себя умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса, готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения.

Наличие презентационной компетентности педагога выражается в умении презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей на образовательных сайтах, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам школьного образования на сайте школьного учреждения и т.д.

Готовность педагога к профессиональному росту: умение выявлять проблемы образовательной деятельности и определять точки дальнейшего профессионального развития составляет акмеологическую компетентность педагога. 

Информатизация образования обострила необходимость наличия у каждого педагога информационно-коммуникационной компетентности, выражающейся в умении владеть и применять информационную продукцию, средства и технологии в образовательном процессе.

Эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими. «Любой может рассердиться – это легко. Но быть рассерженным на нужного человека, в нужной степени, в нужное время, для определенной цели и соответствующим образом – вот в чем сложность» - Аристотель.
Эмоциональная компетентность – важное условие сохранения и укрепления здоровья.

Принцип профессиональной успешности педагогической деятельности –

«Принцип фейерверка»:

Раскрой себя!

Все педагоги – звезды: близкие и далекие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, а у других…. Главное – желание сиять!

«Принцип весов»:

Найди себя! Твой выбор – твои возможности!  Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в мире.

«Принцип рейтинга»:

Побеждай! Пробуй! Планируй!    

Творите, развивайтесь!

Как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов!

Творческих Вам успехов!

Спасибо за внимание!







Акмеологическая компетентность

Способность к постоянному профессиональному совершенствованию; умение выбрать необходимое направление и формы деятельности для профессионального роста. Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей.  





Акмеологическая компетенция является уровнем владения преподавателем методами и способа-ми личностно-профессионального развития, который позволит ему полнейшую самореализацию в профессиональной жизнедеятельности. Однако сущность и содержание данного понятия остаются не достаточно изученными, не разработана также модель совершенствования акмеологической компе-тенции в условиях постдипломного образования педагога





Концепция модернизации образования, определила основные направления и этапы важного процесса развития нашего общества - "подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда", подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой.

 Приоритетной задачей становится повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированного, творчески работающего, социально - активного и конкурентоспособного педагога, способного воспитать социализированную личность в быстроменяющемся мире.

В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность.    Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.  Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта этого достичь невозможно. Как невозможно достичь и без повышения профессионализма каждого педагога.

Уровень подготовки некоторых педагогов сегодня не соответствует требованиям, предъявляемым к ним современной социокультурной ситуацией. Среди многих педагогов наблюдаются

  • Низкий уровень интереса к своей профессии;

  • Невладение пед. технологиями;

  • Недостаточность знаний о психологическом развитии человека;

  • Неумение работать в команде и участвовать в соуправлении;

  • Безразличие к инновациям;

  • Синдром эмоционального и профессионального выгорания и т.д.

Единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению своих профессиональных функций характеризуется его компетентностью. В обыденной речи компетентным называют знающего, осведомленного, авторитетного в каком-либо деле человека, за которым признается право выносить суждения, принимать решения, совершать действия в данной сфере.

Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности

Компетенция - круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих - либо полномочий, прав.

Проще говоря:

- Компетенции – это требования

- Компетентность – это проявление этих требований



Развитие профессиональных педагогических компетенций – это важнейшая задача не только личностного развития конкретного учителя, а фундаментальное условие формирования эффективного учебно-воспитательного процесса. Перефразируя известную мысль классики педагогики Адольфа Дистервега, можно сказать, что, только тот имеет право учить, кто сам находится в постоянном совершенствовании. В наш информационный век, роль учителя, на мой взгляд, заключается в том, чтобы собой явить образец для подрастающего поколения, дабы они не нашли его в менее достойных примерах. 

Личностное и профессиональное развитие учителя начальных классов в педагогической деятельности – это динамичный процесс, включающий в себя следующие личностные циклы: адаптацию к системе современного образования, к профессиональному образу мыслей и образу действий в современных условий; идентификацию учителя с требованиями и нормами профессиональной деятельности; творческое саморазвитие и самореализацию в интересах творческого осуществления своих профессиональных ролей и функций.

В своём содержании личностно-профессиональное развитие учителя начальных классов означает «подтягивание» самого себя до требований избранной профессии. Оно включает личностный опыт преодоления трудностей и препятствий и самостоятельное достижение успешных результатов профессионального роста. Ядро этого процесса можно представить как синтез, органическое единство профессиональной идентичности, профессиональной компетентности и готовности к преобразующей деятельности.

Образовательная деятельность требует от специалиста широких и глубоких познаний в разнообразных областях. Особенно это актуально для учителя начальной школы, преподающего школьникам целый ряд различных научных дисциплин. Следовательно, его общие познания должны вращаться в области языкознания, литературы, математики, естествознания, истории, изобразительного искусство, музыки. При этом имеется в виду не только владение содержанием учебной дисциплины, но и обширный кругозор, позволяющий проводить глубокий анализ разнообразных сторон окружающей действительности. Так, учителю необходимы знания о культурно-исторических объектах и традициях своего города, региона, он должен ориентироваться в культурно-исторических особенностях народов, населяющих регион, быть в курсе культурных событий.

Таким образом, следует выделить три показателя профессиональных компетенций учителя по общекультурному критерию:

- общая образованность и эрудированность;

- актуализация информированности в области культурных новинок;

- сформированная культура речи.

По окончанию начальной школы у обучающихся должны быть сформированы: желание и умение учиться, готовность к образованию и самообразованию на ступени основного общего образования; инициативность, самостоятельность, готовность к сотрудничеству в разных видах деятельности; математическая грамотность и грамотность в области чтения как основа всего последующего образования. Достижение указанных результатов обеспечивает, по мнению разработчиков ФГОС НОО нового поколения, возможность продолжения образования на следующих ступенях системы образования.

Успешное проведение урока, достижение поставленных целей и планируемых результатов во многом определяется согласованной деятельностью учителя и обучающихся, которая в свою очередь зависит от подготовки учителя к уроку. Предварительная подготовка к уроку состоит в изучении учителем специальной, педагогической и методической литературы, в тщательном ознакомлении с содержанием и требованиями программы, с учебниками и учебными пособиями, с опытом работы других учителей, в анализе личного опыта в предшествовавшие периоды, в определении места данного урока в системе уроков по разделу или теме рабочей программы учебного курса, предмета, дисциплины.

Непосредственная подготовка учителя к уроку заключается в продумывании и составлении технологической карты урока, отборе и проверке необходимых пособий и оборудования. При отборе содержания урока необходимо учитывать требования программы по предмету учебного плана ОУ, обратить особое внимание на его идейную, научно-теоретическую и мировоззренческую направленность, логическую последовательность, чтобы не перегружать урок и обеспечить оптимальную активацию познавательной деятельности обучающихся.

Необходимо также определить методы и приёмы работы самого учителя на уроке, сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы обучающихся на уроке, отобрать и подготовить необходимый дидактический материал, эксперименты, наглядные и информационно-технические средства обучения.

Таким образом, учителям начальных классов важно освоить новые формы планирования и организации образовательного процесса в начальной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО нового поколения и отказаться от сложившейся за предыдущие годы устойчивой методики проведения урока, от поурочных разработок, накопившихся за многие годы.

Таким образом, высокий профессионализм и творческое мастерство специалистов – один из важнейших, собственно человеческих ресурсов, который определяется как объективными, так и во многом субъективными факторами. В современной жизни всё большее значение уделяется теме личного успеха. В профессиональном развитии педагогов важно учитывать разные аспекты: возрастной, образовательный, профессиональный потенциал, степень социальной ответственности за результат, психологическую готовность к непрерывному образованию, семейное благополучие, психофизиологические и коммуникативные особенности, мотивы профессионального роста, возможности социального партнёрства образовательного учреждения и др. Жизнь многогранна, человек играет несколько социальных ролей. Гармоничная их взаимообусловленность способствует профессиональному совершенству личмасжности, что в свою очередь является фактором повышения качества образования.





.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!