ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ СОЗДАНИИ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Одним из значимых направлений ФГОС НОО является смена направления от классно-урочной системы обучения к осознанной деятельности ученика, с учетом его личных интересов и целей. Именно поэтому в основе стандарта лежит системно - деятельностный подход, который предполагает внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.
Закладывать основы проектного мышления нужно на этапе формирования личности ненавязчиво и не на основе принуждения, а в процессе деятельности, которая интересна ребенку. Формирование проектного мышления – процесс не одного года. Результат – умение ребенка облекать любую мысль или идею, в независимости школьная она или личная, в проектную форму: умение формулировать цель и ставить задачи направленные на ее решение - адекватные окружающим обстоятельствам; умение пользоваться различными стратегиями для достижения одной цели, видеть различные способы реализации действий; умение планировать свою деятельность, определять необходимые ресурсы и просчитывать возможные риски.
Процесс работы над проектом позволяет поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия с целью повышения эффективности учебного процесса. В связи с этим дополнительное образование может выступать полноправным эффективным партнером в реализации основных идей ФГОС НОО.
Одним из увлекательных и интересных для детей методов обучения проектной деятельности является процесс создания мультипликационного фильма. В данный процесс идеально укладывается схема проекта и этапы работы над ним. К тому же, создание мультфильма – процесс, полностью построенный на мотивационной составляющей, а значит, дает наиболее качественный результат обучения
Рассмотри более подробно схему проекта и схему создания мультфильма, и соотнесем их (рис.1) [1, с. 17] (представленная схема адаптирована автором статьи для образовательного процесса).
Рис. 1. Схема проекта и схема создания мультфильма
Процесс работы над мультфильмом начинается с самоопределения обучающегося. Это важная составляющая. Важно, чтобы обучающийся определил сам, над какой темой он хочет работать, про что он хочет рассказать зрителю, что его интересует, что волнует и т.д. Педагог выступает лишь как собеседник, иногда задающий вопросы, которые могут помочь самоопределиться. Из опыта работы могу сказать, что данный этап у каждого обучающегося проходит индивидуально и различен по времени, проходит он в форме непринужденной беседы с ребенком. Если самоопределение прошло успешно, то обучающийся мотивирован к работе и начинается процесс генерации идей по выбранной теме.
Далее идет процесс целеполагания и постановки задач. Цель – это предвидимый результат, который имеет определенные характеристики, поэтому педагог задает вопросы, чтобы выявить каким ребенок видит свой мультфильм, что он хочет получить в итоге? На этом этапе обучающийся ярко и увлеченно описывает то, что он хочет сделать, и как это будет происходить. Зачастую ребенок начинает мечтать на этом этапе, уходя от реальных возможностей: он говорит о том, что чисто технически на данном уровне его умений сделать невозможно. Возникает некий нереальный образ мультфильма и если цель останется таковой, а результат будет не соответствовать ожиданию, может наступить разочарование, ситуация «неуспеха». Именно на этом этапе нужно очень аккуратно и бережно ввести понятия реалистичности цели.
Происходит корректировка цели либо на подготовительном этапе, либо на основном этапе проекта – это зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Для более эмоционально устойчивых детей, корректируется цель в процессе создания мультфильмы: в тот момент когда ребенок не может сделать так как задумал, можно задать ряд вопросов: почему не получается сделать?; что мешает?; как можно это исправить?; как можно заменить?; если заменим, будет ли это похоже на то, что ты ожидал?; почему?; реалистична ли была твоя цель изначально?; готов ли ты внести в нее изменения?..
После целеполагания идет процесс постановки задач. На этом шаге просим ответить ребенка на вопрос «Что конкретно нужно сделать, чтобы снять мультфильм?». Далее идет обсуждения действий: собрать материалы, написать сценарий, создать героев и декорации, снять, смонтировать и т.д.
Далее строиться план работы на основе задач. Каждая задача разбивается на более мелкие дела. Например, чтобы решить первую задачу «Собрать материалы об истории села для написания сценария» нужно найти материал в Интернете, взять материалы в музее, чтобы сходить в музей, нужен список вопросов, которые можно задать и т.д. Также, в беседе, устанавливаются временные рамки всего проекта и конкретных этапов. Педагог может фиксировать за ребенком или дать готовую таблицу для заполнения. На данном этапе развивается умение планировать, продумывать свои действия, искать варианты.
Следующим шагом обсуждаются ресурсы, и вводится понятие «риски». Предлагается составить список ресурсов, которые нужны для мультфильма. Ниже приведен диалог из опыта работы. Ученик – 9 лет.
Педагог (смотрит список): У тебя в мультфильме действие происходит зимой, но в списке нет снега.
Ученик: Зачем? Зима же на улице, снег можно там взять.
Педагог: Если ты принесешь его в кабинет, он растает и замочит тебе сцену – это большой риск, все может испортиться. Как нам справиться с этим риском?
Ученик: Тогда я буду снимать на улице, там не растает!
Педагог: Это конечно хорошо, но наши камеры в мороз плохо снимают и компьютер нельзя выносить на мороз.
Ученик: Я не думал об этом.
Педагог: А из чего можно сделать самим снег для мультфильма?
Ученик: Пенопласт!!!! Нет! Лучше вата! А можно сугробы из ваты и сверху сыпать пенопласт – будет падать снег!
Педагог: Отлично! Сейчас ты устранил риск. Что добавишь в свой список?
Ученик: Пенопласт и вату. И клей еще – сугробы ведь нужно приклеить.
Таким образом, корректируется список ресурсов, и развиваются прогностические умения.
На основном этапе производится работа над мультфильмом в соответствии с планом работы. Часто на этом этапе вводится много корректировок по времени, по ресурсам, по сценарию. Без этого не обходится. Главное обсудить с ребенком, что изменения – это нормально и просто в следующий раз на этот этап запланируете как-то иначе. Здесь идет получение ребенком бесценного опыта и навыков в процессе масштабной работы. Итог работы – мультфильм, созданный ребенком.
Заключительный этап включает в себя презентацию детского мультфильма. Презентацию можно устроить внутри студии, на мероприятии, в сети Интернет. Если мультфильм имеет образовательный характер, то его транслирует в школе, в младших классах. Также неотъемлемая часть заключительного этапа – анализ работы, который обычно проходит в форме непринужденной беседы, делаются выводы по работе, намечаются планы.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что через работу над мультфильмом происходит эффективное формирование проектного мышления, умения самовыражения, самопроявления и рефлексии, способностей к организации своей деятельности и управлению ею, навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени и мн. др.
Также формируется позитивная познавательная мотивация к учению, ведь в данном процессе обучение происходит в деятельности, которую ребенок выбрал самостоятельно, а значит, она ему интересна.
Создание образовательных мультфильмов проектным способом – всего лишь один из возможных путей реализации идей ФГОС НОО в педагогической практике учреждений дополнительного образования.
Список литературы:
Иванова Н.Ю. Методическое пособие. Социальный проект: проблема – идея – результат/ Иванова Н.Ю., Кривенков В.И. – Новосибирск, 2016г. – с. 17.