Общеучебные универсальные действия. Выделять самостоятельно и формулировать познавательные цели; выделять и искать необходимую информацию; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; определять основную и второстепенную информации; ставить и формулировать проблемы; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Неметаллы и их свойства Задание На доске записано начало уравнений реакций: а) Cl + KBr→ б) NaCl + AgNO3 → в) NaOH + HCl → г) Na2CO3 + HCl → Классу предлагается предсказать вещества, образующиеся в результате этих реакций и провести опыты, фиксируя результаты наблюдений: а) нет признаков протекания реакции, б) выпадение осадка, в) изменение цвета индикатора, г) выделение газа. В каких случаях реакции обмена в растворах идут практически до конца? Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений Задание Учащиеся самостоятельно изучают материал по тексту параграфа или с помощью информационных листов и выполняют письменно задание: составить план ответа, подтвердив каждый пункт плана соответствующим тезисом. Результат работы записать в таблицу: План ответа | Тезисы | 1. Получение галогенов | | 2.Биологическое значение галогенов | | 3.Применение галогенов | | Соединения галогенов Задание Серебро с давних пор используется в медицине для лечения различных болезней. В наши дни в медицинской практике применяют главным образом нитрат серебра, что обусловлено его антимикробным действием. Чаще всего нитрат серебра используют в виде 2%-ного водного раствора и применяют наружно при лечении глазных и кожных заболеваний. Вопросы: 1) предложите способ приготовления данного раствора из расчета, что вам необходимо 100 г данного раствора; 2) почему раствор нитрата серебра рекомендуют использовать сразу после приготовления?; 3) каким образом с помощью качественных реакций можно распознать раствор нитрата серебра? Задание Виртуальный эксперимент Команды смотрят видеосюжеты. 1. «Взаимодействие алюминия с йодом». 2. «Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с углем». После просмотра видеосюжетов по одному учащемуся от команды записывают уравнения реакций на доске и расставляют коэффициенты в уравнениях методом электронного баланса. 2Al + 3I2 = 2AlI3 + Q - Определите тип реакции по всем изученным признакам (соединения, ОВР, экзотермическая, гетерогенная). С + 4HNO3 (конц.) = 2Н2О + СО2 + 4NO2 |
Логические универсальные действия Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтезировать — составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов; строить логическую цепочку рассуждений; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать истинность утверждений, доказывать; выдвигать гипотезы и их обосновывать. | Углерод и его соединения Задание Лабораторный практикум Определить, в какой из пробирок находятся хлорид натрия, сульфат натрия, карбонат натрия. Запись уравнений реакций на доске Задание Составление тематических синквейнов, текст которых состоит из пяти строк и 11 слов: 1 строка – 1 существительное (тема), 2 строка – 2 прилагательных (описание темы ), 3 строка – 3 глагола (описание действий), 4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме 5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы Например: Углерод Жизнеутверждающий, адсорбирующий Украшает, строит, рисует Образует аллотропные видоизменения, Великий. Неметаллы (углерод, кремний,азот) и их свойства Задание Осуществите цепочку превращений и на основании электронных балансов сделайте вывод об окислительно- восстановительных возможностях вещества: «С» С0 ← С2+ → С4+ «S» S2- ← S6+ → S4+ «N» N2+ ← N3- → N0 Круговорот азота в природе Задание . Составьте предложения, относящиеся к теме «Круговорот азота в природе», которые включали бы в себя три слова (словосочетания), указанные в задании. а) гроза, почва, соли; б) растения, бактерии, органические соединения; в) растительная пища, животная пища, человек; г) атмосфера, почва, органические соединения. Неметаллы и их соединения Задание . Внимательно просмотрите строчки, в которых записаны верхние половины формул веществ. Составьте возможные формулы соединений и назовите их. |
Знаково-символические действия Моделировать – преобразовать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); Использовать, создавать и преобразовывать схемы, наглядные модели, диаграммы для решения задач. | Галогены Хлор и его соединения Задание Составить кластерную карту «Знакомый незнакомый хлор». Кластер по теме «Хлор и его соединения» Неметаллы (соединения галогенов, углерода, фосфора) Задание Расположите элементы в столбцы: металлы и неметаллы: Сa, Mg, S, Ag, I, Te, F, Металлы Неметаллы Задание Рассмотрите символьные и предметные модели и дайте определение понятиям: «реакция обмена», «реакция соединения», «реакция замещения», «реакция разложения» по теме химические свойства неметаллов. 1. А + В = АВ 2. АВ = А + В 3. А + ВС = АС +В 4. АВ +СД = АД + СВ Задание Возьмите кристаллический йод (блестящие крупинки серого цвета). Положите его на дно большой колбы и нагрейте. Что происходит с веществом йодом в этом опыте? Нарисуйте молекулярные картинки, обращая внимание на точность изображения аналогичных фрагментов Задание Верхней части листа записаны уравнения химических реакций, в нижней – беспорядочно расставлены точки с цифрами; каждой цифре соответствует сумма коэффициентов в вышенаписанных уравнениях реакций. Ваша задача: расшифровать замаскированный химический элемент. Для этого необходимо по порядку уравнивать химические реакции, подсчитывать сумму коэффициентов в уравнении, находить соответствующие точки и последовательно, с помощью маркеров, соединять их друг с другом. Если вы правильно выполните задание, то узнаете, какой химический элемент спрятался за цифрами. Ba + O2 → BaO Fe(OH)3 + HCl → FeCl3 + H2O Na + S → Na2S Fe + O2 → Fe3O4 | | C + O2 → CO2 CH4 → C2H2 + H2 Ca + HCl → CaCl2 + H2 K + S → K2S | | HNO3 + CaO → Ca(NO3)2 + H2O Fe + O2 → Fe2O3 BaO + H2SO4 → BaSO4 + H2O Fe + Cl2 → FeCl3 | | |
Постановка и решение проблемы: . | Кислородные соединения азота Задание Как известно, протекание реакции нейтрализации не зависит от порядка сливания растворов. Однако юный химик в ходе эксперимента столкнулся с проблемой: если к раствору гидроксида кальция добавить несколько капель фенолфталеина, а затем раствор азотной кислоты, то происходит обесцвечивание, если поменять порядок сливания – то изменения цвета раствора не наблюдается. Как Вы думаете, в чем причина этого явления. Можно ли его объяснить с химической точки зрения. (Под руководством учителя можно провести подобный опыт и убедиться в его правоте). Аллотропия. Свойства аллотропных модификаций Задание Для экономии топлива авиакомпании решили увеличить высоту полета самолетов. Однако пассажиры и экипаж стали жаловаться на головные боли. Изучение причины ее возникновения позволило предложить оригинальное решение. Вопросы к заданию 1. Приведите возможные причины головной боли в данных условиях. 2. предложите решение этой проблемы. Как можно проверить эффективность Ваших предположений в школьной лаборатории? Галогены и их соединения Задание Жилец из квартиры №26 решил помочь освободиться жильцу из квартиры №29 из его хлорида (соединение элемента № 29 с двумя атомами хлора), но сам попал в западню. Почему? Напишите уравнения реакции, определите тип реакции и поставьте коэффициенты. Задание . Реакция двух газов, смешанных в мольном соотношении 1:2 в замкнутом объеме приводит к образованию плавиковой кислоты смассовой доле 69%. Что это за газы? Приведите расчеты. |