СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование познавательных УУД на уроках химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

На примере химических свойств галогенов, их получении и применении показаны задания по фромированию познавателных универсальных общеучебных умений

Просмотр содержимого документа
«"Формирование познавательных УУД на уроках химии"»

Учитель: Рогозинникова Ж.Н.

Предмет: химия

УМК: О.С. Габриелян. Химия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. –– 2 издан.,стереотип. – М.: Дрофа, 2014.

Глава: 3

Количество часов: 23



Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД)

Материал в учебнике

Общеучебные универсальные действия.


Выделять самостоятельно и формулировать познавательные цели;

выделять и искать необходимую информацию;

выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

определять основную и второстепенную информации;

ставить и формулировать проблемы;

самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.


Неметаллы и их свойства

Задание На доске записано начало уравнений реакций:

а) Cl + KBr→

б) NaCl + AgNO3

в) NaOH + HCl →

г) Na2CO3 + HCl →

Классу предлагается предсказать вещества, образующиеся в результате этих реакций и провести опыты, фиксируя результаты наблюдений:

а) нет признаков протекания реакции,

б) выпадение осадка,

в) изменение цвета индикатора,

г) выделение газа.

В каких случаях реакции обмена в растворах идут практически до конца?


Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений



Задание

Учащиеся самостоятельно изучают материал по тексту параграфа или с помощью информационных листов и выполняют  письменно задание: составить план ответа, подтвердив каждый пункт плана соответствующим тезисом. Результат работы записать в таблицу:

План ответа


Тезисы


1. Получение галогенов


2.Биологическое значение галогенов




3.Применение галогенов


Соединения галогенов

Задание

Серебро с давних пор используется в медицине для лечения различных болезней. В наши дни в медицинской практике применяют главным образом нитрат серебра, что обусловлено его антимикробным действием. Чаще всего нитрат серебра используют в виде 2%-ного водного раствора и применяют наружно при лечении глазных и кожных заболеваний.

Вопросы: 1) предложите способ приготовления данного раствора из расчета, что вам необходимо 100 г данного раствора; 2) почему раствор нитрата серебра рекомендуют использовать сразу после приготовления?; 3) каким образом с помощью качественных реакций можно распознать раствор нитрата серебра?

Задание

Виртуальный эксперимент

Команды смотрят видеосюжеты.

1. «Взаимодействие алюминия с йодом».

2. «Взаимодействие концентрированной азотной кис­лоты с углем».

После просмотра видеосюжетов по одному уча­щемуся от команды записывают уравнения реакций на доске и расставляют коэффициенты в уравнениях методом электронного баланса. 
2Al + 3I2 = 2AlI3 + Q 
- Определите тип реакции по всем изученным признакам (соединения, ОВР, экзотермическая, гетерогенная). 
С + 4HNO3 (конц.) = 2Н2О + СО2 + 4NO2



Логические универсальные действия

Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтезировать — составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов;

строить логическую цепочку рассуждений;

устанавливать причинно-следственные связи;

анализировать истинность утверждений, доказывать;

выдвигать гипотезы и их обосновывать.


Углерод и его соединения

Задание

Лабораторный практикум

 Определить, в какой из пробирок находятся хлорид натрия, сульфат натрия, карбонат натрия.

Запись уравнений реакций на доске 

Задание

Составление тематических синквейнов, текст которых состоит из пяти строк и 11 слов:

1 строка – 1 существительное (тема), 
2 строка – 2 прилагательных (описание темы ), 
3 строка – 3 глагола (описание действий), 
4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме 
5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы

Например:

Углерод

Жизнеутверждающий, адсорбирующий

Украшает, строит, рисует

Образует аллотропные видоизменения,

Великий.

Неметаллы (углерод, кремний,азот) и их свойства

Задание

Осуществите цепочку превращений и на основании электронных балансов сделайте вывод об окислительно- восстановительных возможностях вещества:

«С» С0 ← С2+ → С4+

«S» S2- ← S6+ → S4+

«N» N2+ ← N3- → N0

Круговорот азота в природе

Задание .

Составьте предложения, относящиеся к теме «Круговорот азота в природе», которые включали бы в себя три слова (словосочетания), указанные в задании.
а) гроза, почва, соли;
б) растения, бактерии, органические соединения;
в) растительная пища, животная пища, человек;
г) атмосфера, почва, органические соединения.

Неметаллы и их соединения

Задание .

Внимательно просмотрите строчки, в которых записаны верхние половины формул веществ. 


Составьте возможные формулы соединений и назовите их.



2.

 

3.



Знаково-символические действия

Моделировать – преобразовать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

Использовать, создавать и преобразовывать схемы, наглядные модели, диаграммы для решения задач.





Галогены

Хлор и его соединения

Задание

Составить кластерную карту «Знакомый незнакомый хлор».

Кластер по теме «Хлор и его соединения»




Неметаллы (соединения галогенов, углерода, фосфора)

Задание

Расположите элементы в столбцы: металлы и неметаллы: Сa, Mg, S, Ag, I, Te, F,

Металлы

Неметаллы

  • Прием «Моделирование»

Задание

Рассмотрите символьные и предметные модели и дайте определение понятиям: «реакция обмена», «реакция соединения», «реакция замещения», «реакция разложения» по теме химические свойства неметаллов.

1. А + В = АВ

2. АВ = А + В

3. А + ВС = АС +В

4. АВ +СД = АД + СВ

Задание

Возьмите кристаллический йод (блестящие крупинки серого цвета). Положите его на дно большой колбы и нагрейте. Что происходит с веществом йодом в этом опыте? Нарисуйте молекулярные картинки, обращая внимание на точность изображения аналогичных фрагментов

Задание

Верхней части листа записаны уравнения химических реакций, в нижней – беспорядочно расставлены точки с цифрами; каждой цифре соответствует сумма коэффициентов в вышенаписанных уравнениях реакций. Ваша задача: расшифровать замаскированный химический элемент. Для этого необходимо по порядку уравнивать химические реакции, подсчитывать сумму коэффициентов в уравнении, находить соответствующие точки и последовательно, с помощью маркеров, соединять их друг с другом. Если вы правильно выполните задание, то узнаете, какой химический элемент спрятался за цифрами.

  1. Ba + O2 → BaO


  1. Fe(OH)3 + HCl → FeCl3 + H2O


  1. Na + S → Na2S


Fe + O2 → Fe3O4

    1. C + O2 → CO2


    1. CH4 → C2H2 + H2


    1. Ca + HCl → CaCl2 + H2


K + S → K2S


  1. HNO3 + CaO → Ca(NO3)2 + H2O


  1. Fe + O2 → Fe2O3


  1. BaO + H2SO4 → BaSO4 + H2O


Fe + Cl2 → FeCl3




Постановка и решение проблемы:

  • формулировать проблему;

  • самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

.

Кислородные соединения азота


Задание

Как известно, протекание реакции нейтрализации не зависит от порядка сливания растворов. Однако юный химик в ходе эксперимента столкнулся с проблемой: если к раствору гидроксида кальция добавить несколько капель фенолфталеина, а затем раствор азотной кислоты, то происходит обесцвечивание, если поменять порядок сливания – то изменения цвета раствора не наблюдается. Как Вы думаете, в чем причина этого явления. Можно ли его объяснить с химической точки зрения. (Под руководством учителя можно провести подобный опыт и убедиться в его правоте).

Аллотропия. Свойства аллотропных модификаций

Задание

Для экономии топлива авиакомпании решили увеличить высоту полета самолетов. Однако пассажиры и экипаж стали жаловаться на головные боли. Изучение причины ее возникновения позволило предложить оригинальное решение.

Вопросы к заданию

1. Приведите возможные причины головной боли в данных условиях.

2. предложите решение этой проблемы.

Как можно проверить эффективность Ваших предположений в школьной лаборатории?

Галогены и их соединения

Задание

Жилец из квартиры №26 решил помочь освободиться жильцу из квартиры №29 из его хлорида (соединение элемента № 29 с двумя атомами хлора), но сам попал в западню. Почему?

Напишите уравнения реакции, определите тип реакции и поставьте коэффициенты.

Задание .

Реакция двух газов, смешанных в мольном соотношении 1:2 в замкнутом объеме приводит к образованию плавиковой кислоты смассовой доле 69%. Что это за газы? Приведите расчеты.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!