СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка».»

«Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка».

Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве, то в настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать, осваивать новые виды деятельности.

Цель: выявить и обосновать условия, при которых развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка наиболее эффективно.

Специальные исследования, проводимые психологами и педагогами, свидетельствуют о том, что к шести годам у дошкольников формируется внутренняя потребность занять более взрослое положение. Они все хотят учиться. Однако  в  педагогической  практике  можно  наблюдать  падение  интереса к учебной деятельности у некоторых школьников.

Встает  проблема:как  же  организовать  обучение  так,  чтобы  увлечь  ребёнка процессом  познания,  пробудить  стремление  к  самостоятельному  овладению  

знаниями  и  умениями, как к чему-то для него ценному, привлекательному т.е.как  развить  познавательный  интерес, как к  «интересному»,  так  и  к  

«скучному» предмету.

Проблема так же в том, что познавательный интерес оказывает  

побуждающее  воздействие на  учебную  деятельность,  т.е. активизирует  ее.  И в то же время без активной познавательной деятельности интерес не развивается.

Учителю на уроке необходимо так организовать познавательную  

деятельность, чтобы  с  ее  помощью  у  детей сформировался и развивался стойкий познавательный интерес.

Мой  опыт  и  опыт  многих  учителей  показывает, что уроки русского языка относятся к числу нелюбимых школьных предметов.

У детей потерян интерес к учебе, отсутствует мотивация. В современном мире дети читают мало, грамотность их падает. Поэтому считаю, что на уроках русского языка необходимо развивать познавательный интерес.

Русский язык красив и понятен- вот такой вывод должны сделать дети в процессе изучения родного языка. Да, он не всегда бывает лёгким! Учиться любому делу трудно. Но русский язык-мой родной язык, поэтому я всё смогу понять и объяснить, я могу научиться писать и говорить правильно.

Главное- дать возможность каждому получить достойное образование, которое позволит эффективно продолжить изучение русского языка. Я считаю, что это можно достичь через развитие познавательного интереса.

Для того чтобы ребенок успешно и с удовольствием учился, необходимо сформировать у него познавательный интерес ещё в младшем школьном возрасте. Большую роль в начальной школе на уроках русского языка является наглядность, применение элементов занимательности при изучении различных тем, а также разнообразные формы ведения уроков.

Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, активность ребенка- вот к чему нужно стремиться.

Ученики начальной школы любят играть. Игра доставляет радость и приносит пользу: обогащает словарный запас, развивает речь, пробуждает интерес к предмету.

На протяжении нескольких лет работы в школе я наблюдала, что уроки русского языка не всегда вызывают интерес. Некоторые считают его скучным и не интересным предметом. Проанализировав свои уроки, пришла к выводу, что нужно систематически включать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

На уроках русского языка использую дидактические игры, игры-соревнования. (приложение 1)

В 1 классе обычно на урок приходят различные игрушки, герои сказок. Они приносят детям определенное задание на урок. Дети с удовольствием помогают Буратино достать золотой ключик, выручают кота Леопольда при встрече с мышами.

Также ученикам начальной школы нравятся загадки (приложение 2). Их можно использовать на разных этапах урока.

На уроках закрепление изученного материала ученики любят составлять кроссворды.

Занимаюсь проектами по русскому языку. Например, детям очень нравится проект «Орфограммы на фантиках» Вместе с детьми делаем книжку «Веселый русский язык» (Приложение 3)

Использую нетрадиционные уроки. Перечислю наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков русского языка: урок-КВН, урок-сказка, урок-путешествие, урок-викторина, урок-игра, урок- зачет, урок- экскурсия, урок- соревнование, интегрированный урок, урок-праздник.

В 4 классе провожу уроки-зачеты. Они проводятся в конце изучения темы или ряда тем. Заранее планирую теоретические и практические вопросы. Класс делится на группы и готовит ответ на свой вопрос. В случае необходимости помогаю.

Урок русского языка должен быть интересным и проблемным для ребенка, развивающим его способности. Занимательные творческие задания- основа личностно ориентированного обучения, подразумевающий индивидуальный подход, знание возрастной психологии ребенка.

Именно на таких уроках создается атмосфера взаимного доверия и живого общения, позволяющего успешно осуществлять самореализацию.


Приложение 1

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе.

Игра «Составь слова»

а) к, о, с а) е, р, о, м а) л, а, н, е, п, т, а

б) у, д, б б) ш, а, к, а б) к, ч, а, р, у

в) м, р, и в) а, к, у, р в) ч, а, к, о, с

г) т, о, р г) б, о, н, е г) п, о, г, и, р

д) ы, с, р д) а, с, о, к д) р, о, д, о, г

е) д, м, ы е) д, а, в, о е) к, о, н, о


И, НИК, ПОД, СНЕЖ – (подснежник)

А, К, ПО, САД – (посадка)

А, УШК, КОРМ – (кормушка)


Игра «Путаница»

Расшифруйте слова

ГОНВА, ЗДЕВЕ, ОКЗАВЛ, ЕЬНЕСЕРКСОВ, СТОКВО, ПЕРЕДВИ, ЧВРЕА

(вагон, везде, вокзал, воскресенье, восток, впереди, вчера)


Дидактическая игра «Пол минутки для шутки»

Цель: закрепить правописание заглавной буквы в кличках животных.

Определяют, что здесь не так. Записывают правильно. Все в тетради, один у доски.

Игра «Цепочка» - хорошая тренировка памяти, орфографической зоркости и проверка правильно делить слова на слоги. Один записывает слог на доске, а ученики называют второй слог, чтобы получилось новое слово.

Получается, например, такая запись: ча-ща-вель

Игра «Найди ошибки». Ученики начальной школы очень любят быть в роли учителя. Можно давать тексты с ошибками, а они ищут ошибки и исправляют.

Приложение 2

Загадки на уроках русского языка в начальной школе

Я учу. Смотрю в тетрадку.

У меня серьезный вид.

«А», «Б», «В», и по порядку

Повторяю... (алфавит)


А по русскому у нас

Очень сложная программа.

Мы в словах из разных фраз

Ищем дружно... (орфограммы)

 

Тридцать три подружки

Школьницы-девчушки.

Друг за другом встанут,

Все слова составят. (Буквы)

 

Если слог мы выделяем

При его прочтении,

Палочкой обозначаем

Сверху... (ударение)

 

Слова одной и той же части речи.

Но разное значение у них.

Скажу я «трусость»,

Ты ответишь — «храбрость»,

Скажу я «грусть»,

А ты в ответ мне — «радость». (Антонимы)

 

Если гласная плохо слышится,

Эта гласная очень коварная,

Ведь с ошибкою слово напишется,

Если гласная —... (безударная)

 

С вопросом предложения

Я обозвал «спросительные».

Я позабыл в волнении

Названье... («вопросительные»)

 

Он отвечает на вопрос «Что делать?».

Часть речи это. Например, «пошел».

Обозначает действие предмета

И гордо называется... (глагол)

 

Искусство читать и искусство писать

Сложнее чтения, сложней математики.

Наука, что может язык изучать,

Называется просто — ... (грамматика)

 

Я главные члены ищу в предложении.

Подлежащего нет, где-то спряталось снова.

Оно со сказуемым в соединении

Составляет... (грамматическую основу)

 

Знак такой: крючок и точка,

Напишу его на строчке.

Если что-то я спрошу,

То его в конце пишу.

Сколько? Где? Когда? Все просто...

После слов тех — ... (знак вопроса)

 

Какая погода!

И снег замечательный!

Поставлю в конце

Знак другой —... (восклицательный)

 

Я один говорил,

Это был монолог.

Собеседник вступил,

Стала речь —... (диалог)

 

Часть слова, известная всем.

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть и нулевое. (Окончание)

 

Она выражает значение слова

И называется просто — ... (основа)

 

По соседству два брата живут,

В слова то и дело встают.

Один брат звуки смягчает,

Другой брат их разделяет. (Твердый и мягкий знаки)

 

Я писал письмо Сережке,

О делах, друзьях немножко.

Не писал я много слов,

Ну а вышло пять листов.

В конце пятого листочка

Я закончил. Ставлю... (точку)

 

Если корень выделяем,

Суффикс мы определяем

И приставку мы найдем,

Окончанье обведем.

Наши действия — не вздор,

По составу то... (разбор)

 

Слова объяснение

Словарь зовет... («значение»)

 

Средний, женский и мужской бывает.

Как его, скажите, называют? (Род)

 

Ты части речи те — союз,

Предлог, частицу, — помни.

Ты, школьник, намотай на ус,

Названье их запомни.

Зовутся не волшебные,

А проще. Так:... (служебные)

 

Каждый абзац мы с нее начинаем.

Помним о ней и название знаем.

И правильно скажет школьник любой,

Что отступ зовется... (красной строкой)

 

Часть текста в учебнике нам не в новинку:

То, может, абзац, может быть, половинка.

Такой вот из текста любого «обрывок»

Мы все называем понятно — ... (отрывок)

 

Над ошибками работу

Делал целую субботу.

Иссякло уж терпение,

Готовы... (исправления)

 

Слова в учебнике написаны неверно,

Случайные ошибки здесь, наверное.

Возьмем, к примеру, «кОрандаш», «пИрчатки»,

В словах учебника нашел я... (опечатки)

 

Знак препинания очень нам нужный,

С точкой он схож и вообще с нею дружен.

Точки сестру с завитушкой смешною

Мы называем всегда... (запятою)

 

Если текст вдруг незаконченный,

Вместо точки стоит... (многоточие)

 

Конфета в вазе была одна.

Мама насыпала, стало полно.

Ответьте же мне на вопрос, детвора,

Что у конфет изменилось? (число)

 

Если первое — «Я», «Мы»,

Если третье — «Он», «Они»,

А второе если, значит,

«Ты» и «Вы». И не иначе. (Лицо)

 

«Иван Родил Девчонку,

Велел Тащить Пеленку».

По первым буквам прочитай,

Все шесть братишек называй.

Их имена скорей скажи.

Конечно, это... (падежи)

 

Прочитали мы рассказ,

Попросил учитель нас

Проявить старание —

Тексту дать название.

Тут я оказался ловок —

Вмиг придумал... (заголовок)

 

Зовут его крылатым словом,

Его значенье всем знакомо,

Название звучно с афоризмом.

Его зовем... (фразеологизмом)

 

Именительный, родительный,

Дательный, винительный,

Творительный, предложный...

Все их запомнить сложно.

Ты в памяти всегда держи

Названья. Это... (падежи)

 

Есть суффикс, стоящий за окончанием,

Он носит другое, сложнее название.

Особый суффикс «СЯ» или «СБ»

Мы называем... (постфикс)

 

То, как надо нам писать,

Может нам оно сказать.

Ошибку я исправила,

Ведь выучила... (правило)

 

Часть речи это непростая,

Ее вопросы «Какой?», «Какая?»,

Обозначает лишь признак предмета.

Как называется? Что же это? (Имя прилагательное)

 

Эта часть речи предмет означает

И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает. (имя существительное)

 

Порядок при счете оно называет.

Часть речи. Но это не существительное.

Количество числами выражает

И называется... (имя числительное)

 

У зуба корень может быть,

У дерева встречается,

У слова нужно не забыть,

Как он обозначается? (Знаком ˆ)

Если действие прошло,

То «прошедшее» оно.

Если действие сейчас,

«Настоящее» у нас.

Ну а если вдруг настанет,

«Будущим» оно вмиг станет. (Время)

 

Этим словом называется

Тот, к кому мы обращаемся,

И, без всякого сомнения,

Это слово — ... (обращение)

 

В словах «отдал», «вошел», «подставка»

Перед корнем пишется... (приставка)

 

Слова означают одно и то же,

Но между собою они не похожи.

По-разному пишутся и говорятся...

Как называются? Кто догадался? (Синонимы)

 

Я его в основе встречу,

Подчеркну одной чертой.

На вопрос «Кто?», «Что?» ответит

Этот главный член. Какой? (Подлежащее)

 

Этот главный член найду,

Две черты я проведу.

Он в основе есть, скажу я,

Называется... (сказуемым)

 

Мы давно позабыли такие слова:

«Чело» — это лоб, а «глава» — голова.

Редко встречаются, не надоевшие,

Эти слова мы зовем... (устаревшие)

 

Звуки друг друга нашли,

Встали рядом и смысл обрели.

Много их, аж кругом голова...

Собираются звуки в... (слова)

 

Все вы назовете их едва,

Самые короткие слова.

Отчего они так важны, не пойму?

«По», «на», «за», «в», «от» и «у». (Предлоги)

 

Звуки тянутся, поют,

Без преград они живут.

Цветом они красные,

Это звуки... (гласные)

 

Такие буквы нелегко произнести,

Преграда — зубы и язык на их пути.

Их в алфавите 20 штук.

Они все разные,

А называются они... (согласные)


Приложение 3





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!