Педагогический проект
Формирование познавательного интереса учащихся к изучению истории через использование мультимедийных средств.
Учитель истории и обществознания
МАОСОШ № 11
Хмырова Е.Ю.
Времена пошли такие, что можно позволить себе не помнить таблицу умножения, но вот с компьютером будь добр общаться на «ты» и без посторонней помощи.
Что поделаешь – информационный век на дворе!
Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.
“ Учитель - это человек, который учится всю жизнь”. Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение новыми различными методами и формами преподавания. Сегодня в традиционную схему “учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.
Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.
Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Главная задача школы – воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Использование ИКТ на уроках истории помогает решению этой задачи.
Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.
Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий.
Актуальность проекта
- Сегодня необходимы образованные люди, способные работать в современном мире, современном государстве, способные понимать и адекватно реагировать на постоянно изменяющееся положение человека в мире. Современный ученик должен соответствовать требованиям общества: быть высокообразованным, коммуникабельным, толерантным, владеть новыми технологиями.
- Школы обеспечиваются компьютерами и электронными ресурсами. Растет число учащихся, у которых дома есть компьютер. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс. Знание компьютера становится не целью, а средством обучения. Понятие «новые информационные технологи» наполнилось конкретным содержанием, стало перспективным направлением развития современной школы.
- Ученики хотели бы получить образование, реализовывать свои творческие способности, соответствовать требованиям современного мира.
Основополагающие вопросы
- Как превратить изучение истории и обществознания в школе в увлекательный процесс ?
- Как развить у обучающихся пытливый интерес к исторической и обществоведческой информации?
Проблемный вопрос
Российская система образования вступила в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием его целей и ценностей, новыми концептуальными подходами, использованием инновационных технологий.
За годы педагогической деятельности сформировалась позиция: нельзя научить школьника всему, что понадобится ему в жизни, но можно и нужно научить самостоятельно добывать знания и применять их на практике. В связи с этим возникает проблема повышения эффективности образовательного процесса. Использование нестандартных форм и методов работы позволяет учителю сделать образовательный процесс более живым, интересным, снять нервное напряжения и усталость учащихся, восстановить их внимание и работоспособность. Решать эти проблемы наряду с традиционными методами позволяют современные информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) .
Противоречия
Между необходимостью развития способностей каждого ученика и учета индивидуальных особенностей
Между фактами и сомнениями в общепринятых истинах
ПРОБЛЕМЫ
Отсутствие интереса к чтению, представлений о культурных ценностях
Развитие личности школьника, его
логического мышления, самостоятельности
Формирование
коммуникативных
компетенций
Перегруженность содержания школьного образования
Сохранение и укрепление здоровья учащихся с учетом их возрастных особенностей
Цель проекта
Формирование интереса к изучению истории и обществознания через применение ИКТ
Обеспечить помощь ученику в совместном поиске истины
Научиться ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов
Акцент цели
Формирование личностных качеств
Цели использования ИКТ на уроке:
- сделать урок современным(с точки зрения использования технических средств);
- приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, который больше смотрит и слушает, чем читает и говорит, предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
- расширить возможности эмоционально и образно подать материал.
Цели моей работы:
- Организация учебно-воспитательного процесса, при котором каждый ученик имеет возможность овладеть не только базовым уровнем учебного материала, но и развить свои творческие способности;
- Формирование и развитие познавательного интереса к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности;
- Воспитание социально-активной творческой личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.
Свои основные задачи при внедрении компьютерных технологий на уроках истории вижу в том, чтобы:
- научить учащихся аргументировать, находить и выделять главное, рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения задания;
- повысить интерес учащихся к изучению истории;
- повысить самостоятельность и активность учащихся при изучении материала;
- развивать коммуникативные умения (как в непосредственном общении, так и в сети Интернет);
- развивать у школьников такие мыслительные операции, как анализ, сравнение и сопоставление фактов и явлений;
- воспитывать у учащихся чувство коллективизма и взаимопомощи;
- развивать межпредметные связи.
Гипотеза.
- Если применять информационные и коммуникационные технологии, то возрастет результативность обучения, повыситься интерес к предмету.
Этапы реализации проекта
I. Организационный этап
- Изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме целесообразности использования мультимедийных средств на уроках.
II. Прогностический этап
- Анкетирование учащихся с целью определения мотивации учебной деятельности, влияния способа подачи информации на степень интереса к предмету.
- Анализ качества знаний для определения уровня сформированности мыслительных навыков.
- Отбор наиболее продуктивной методики решения проблемы.
III. Практический этап
- Апробация в учебном процессе информационно коммуникативных технологий.
- Формирование умений выполнять познавательные и практические задания через поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа.
- Разработка и апробирование системы уроков с использованием мультимедийных средств на различных этапах урока.
- Построение процесса обучения на основе исследовательского подхода.
- Разработка методических рекомендаций для учителей по использованию исследовательского подхода в обучении.
- Отслеживание успешности решения проблемы.
IV. Аналитический этап
- Степень реализации проекта.
- Подведение итогов проекта.
Ожидаемый результат
- Научить ребенка, с раннего возраста попадающего в электронную среду, ориентироваться в ней, приобретать навыки поиска, анализа, критического осмысления информации из разных источников – одна из важнейших задач современной школы.
- Формирование устойчивого интереса к использованию ИКТ в своей работе.
Преимущества использования ИКТ на уроках:
- оптимизация работы учителя, расширение возможностей получения информации;
- повышение производительности учебной работы на уроке, уровня наглядности, возможности дублирования текстов электронных учебников голосом диктора, создания музыкального фона, включения аудио и видео-фрагментов;
- стимулирование профессионального роста учителя, побуждение к поиску новых, нетрадиционных форм и методов обучения, совершенствованию умения разрабатывать и использовать современные дидактические материалы;
- положительная мотивация школьников к урокам с применением ИКТ, повышение компьютерной грамотности учащихся ;
- расширение возможностей развития познавательного интереса и творческих способностей школьников;
- повышение эффективности оценки способностей и знаний школьников.
Применение мультимедиа технологий в образовании обладают следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:
- допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;
- допускает возможность постоянного обновления;
- имеет небольшие затраты на публикацию и размножение;
- допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;
- допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования;
- допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок;
- устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой
Мультимедийные компьютерные технологии дают учителю возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией.
Включение информационных мультимедийных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех - это интерес учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности.
Компьютер позволяет делать уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью.
Так при использование мультимедиа на уроке через интерактивность, структуризацию и визуализацию информации происходит усиление мотивации обучающегося, активизация его познавательной деятельности, как на уровне сознания, так и подсозна ния.
Проблемы использования ИКТ
- недостаточная компьютерная грамотность педагогов;
- в рабочих графиках педагогов не предусмотрено время работы в Интернете;
- нехватка времени для подготовки к уроку с использованием ИКТ;
- вероятность того, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
Что нужно учесть при проектировании урока:
- какие цели преследуются;
- какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или во всем учебном курсе.
Важный аспект – учитель должен не только уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но и вести его в хорошем темпе, непринужденно, вовлекая в познавательный процесс учеников.
Практика показывает, что по сравнению с работой у классной доски при мультимедийном сопровождении занятий, учитель экономит до 30% учебного времени и благодаря этому может увеличить плотность уроков. Устраняется и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом, а в режиме мультимедийного сопровождения может постоянно «держать руку на пульсе».
Применение компьютера на уроке – не дань моде, а действенное средство интенсификации образовательного процесса, активизация познавательной деятельности учащихся, повышение их мотивации к изучению предмета и эффективности урока.
Отношение учащихся 8 классов к урокам с ИКТ
Варианты применения ИКТ на уроке
- Урок с мультимедийной поддержкой – применение учителем одного компьютера в качестве «электронной доски» с использованием готовых электронных образовательных ресурсов или мультимедийных презентаций, а ученикам - для защиты проекта. Мультимедийные технологии применяются учителем для большей наглядности, более доступного усвоения учебного материала. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными – от нескольких минут до полного цикла.
- Урок с компьютерной поддержкой проводится с использованием нескольких компьютеров, за которыми работают все ученики одновременно или по очереди.
- Уроки с выходом в Интернет могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой.
Варианты применения ИКТ на этапах урока
- Демонстрационный материал при изучении новых знаний
- Актуализация опорных знаний
- Контроль и проверка знаний
- Итоговая аттестация
Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:
- организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом;
- организация внутриклассной координации и активизации;
- индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи;
- подготовка компонентов информационной среды, связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.
Использование информационных технологий помогает повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий :
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор детей;
- возрастает уровень использования наглядности на уроке;
- повышение интереса к изучению истории и успеваемости;
- идет более полное усвоение теоретического материала;
- идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
- формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения;
- повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.;
- повышается ИКТ-компетентности педагогов и обучающихся;
- появляется возможность организации проектной деятельности учащихся;
- развивается алгоритмический стиль мышления, формируется умение принимать оптимальные решения, действовать вариативно;
- учитель освобождается от массы рутинной работы, предоставляется возможность творческой деятельности на основании полученных результатов;
- преподаватель, использующий ИКТ вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся;
- изменяются к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК.
Анкетирование показало:
- необходимость проведения уроков с использованием ИКТ признают 100% опрошенных учащихся;
- 87% опрошенных считают, что уроки с использованием ИКТ заинтересовывают в теме урока, привлекают сменой видов деятельности и наглядностью;
- 59% опрошенных признали, что именно уроки с использованием ИКТ подтолкнули их к началу проектной деятельности и работе в научном обществе учащихся;
- 86% опрошенных считают, что именно уроки с использованием ИКТ помогли им овладеть навыками грамотного поиска информации, ее переработки, отбора, анализа и представления готового продукта, созданного в результате (будь то презентация, доклад и т.д.).
Для меня информационно-коммуникационные технологии создали новый спектр возможностей:
- сократили время на выполнение таких операций как опрос, проверочная работа, постановка домашнего задания и т.д.;
- позволили увеличить время для творческой работы, индивидуального общения с учащимися;
- позволили интегрировать мультимедийный материал с традиционными средствами;
- обеспечили хранение базы данных;
- повысили мотивацию учащихся в процессе самостоятельной работы с мультимедийными материалами.
Показатели результативности применения ИКТ в 8 классах на уроках истории.
Показатели за I и II четверти
Показатели за I и II четверти
- На уроках истории и обществознания я использую следующие программы: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа PowerPoint, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого. С помощью этой программы я создаю презентации к урокам или использую готовые, находя их в Интернете. Кроме этого практикую создание презентаций самими учащимися.
Стараюсь как можно чаще использовать презентации на уроках истории и обществознания, это позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы, а Интернет облегчает поиск иллюстративного материала.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
- Информационно-коммуникативные технологии дают большие возможности для расширения учителем своих возможностей и развитию вариантов работы для учащихся, одним из которых (на мой взгляд наиболее перспективным) является метод проектов.
- Использование метода проектов в обучении истории
стимулирует учебную деятельность школьников: повышает их мотивацию и творческую активность, т.к. является эффективным способом развития творческих способностей участников проекта, приобретения ими коммуникативных умений – развития умения работать в команде, расширения общего кругозора учащихся.
- В процессе проектной деятельности эти знания, умения
и навыки обогащаются и шлифуются.
- Проектная работа нравится школьникам, потому что
она дает им дополнительную возможность проявить себя, позволяет им выбрать ту форму деятельности, которая им по душе.
- Она объединяет ребят, так как чаще всего они
работают группами, помогая друг другу, во время выбора и обсуждения темы проекта, подбора литературы и материалов, составления плана проекта, проведения опроса, подбора оформления, написания работы, создания презентации.
Проектная методика позволяет
- гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности;
- научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
- размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
- принимать самостоятельные аргументированные решения;
- научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Использование метода проектов через презентации
Создание проектов предоставляет учащимся максимальные
возможности для самостоятельного изыскания и присвоения
информации, для стимулирования навыков самостоятельного
оперирования полученным материалом
«+» метода проектов
- Оперативно обмениваться информацией, идеями, планами
- Формируются коммуникативные навыки культуры общения
- Умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий, хранить и передавать на любые расстояния
- Развитие ключевых компетенций
- Развитие лидерских и организационных качеств личности учащегося
- Расширение кругозора
Методы использования мультимедийных презентаций.
1. При изучении нового материала . Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
2. При закреплении новой темы.
3. Для проверки знаний. Компьютерное тестирование – это самопроверка и самореализация, это хороший стимул для обучения, это способ деятельности и выражения себя. Для учителя – это средство качественного контроля знаний, программированный способ накопления оценок.
4. Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам.
5. При проверке фронтальных самостоятельных работ . Обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов.
6. При решении задач обучающего характера . Помогает составить план действия и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану
7. Средство эмоциональной разгрузки. Во время проведения блочных уроков или длительных консультаций перед экзаменами. Мультимедиа - программы смотрятся как видеофильм, но с возможностями вмешиваться в ход действий и вести диалог.
8. Как средство для изготовления раздаточного дидактического материала, карточек. Персональный компьютер в руках учителя, в дополнении со сканером и принтером – это минитипография педагога.
В ходе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности:
(обсуждение проекта, консультации учителя, импровизация).
(самобытность, фантазия, любознательность, адаптивность, гибкость мышления, ответственность).
(коллективная деятельность, самодисциплина, терпимость к мнению других).
(наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление).
32%
56%
62%
74%
Школьники о проектной деятельности
1. 32% считают этап обработки информации самым интересным
2. 56% выделяют самой интересной исследовательскую часть работы
3. 62% отмечают как положительное высокую степень самостоятельности
4. 74% стали выше оценивать свои возможности и способности
Продуктивное проектное образование предоставляет учащимся возможность творить знания, создавать образовательную продукцию, учит их самостоятельно решать возникающие при этом проблемы – ученик сам открывает путь к познанию.
Реализация педагогической деятельности в данном
направлении приводит к следующим результатам:
- позволяет выявлять и объединять учащихся, имеющих склонность к углубленному изучению гуманитарных предметов и к
поисково-исследовательской работе;
- способствует развитию у школьников самостоятельности,
инициативы, творческого потенциала;
- помогает школьникам лучше узнать историю разных цивилизаций,
своей страны и родного края;
- формирует уважительное отношение к истории своего Отечества,
что способствует воспитанию чувства патриотизма;
- формирует навыки социального поведения, адаптирует
школьников к изменяющимся условиям среды;
- обеспечивает более высокий уровень подготовки к поступлению
в высшие учебные заведения.
Качество знаний
Обществознание
История
Использование информационных технологий
Обеспечивает единство
образовательных, развивающих
и воспитательных
функций обучения
Повышает мотивацию обучения
детей к предмету
Выводы
Проанализировав состояние проблемы исследования в психолого-педагогической, научно-методической литературе, найдены методы и способы развития интереса на уроках истории.
Цель проекта достигнута:
- повысилась мотивация учебной деятельности;
- учащиеся научились рассуждать, грамотно излагать свои мысли , самостоятельно вести поиски решения, то есть сформировались основные базовые компетентности;
- повысилась самооценка учащихся;
- повысился интерес к предмету ;
- разработаны методические рекомендации и уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Внедрение мультимедиа технологий в образовательные процессы является одним из ключевых моментов информатизации образования. В настоящее время мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий. И мы уже не представляем себе наше образование без компьютера и мультимедиа технологий.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, формируют компетентности учащихся.
Литература
1. Белиловская М.Е. Информационные технологии в образовании. -«Информатика ПС» 2009г, № 47 с.29
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика . - Питер 2004 с.183-201.
3. Женина Л.В., Маткин А.А. Подготовка учителей истории к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.- «ИКТ в образовании», Вестник ПГПУ, выпуск 1.
4. Иванов Д.А., Митрофанова К.Г., Соколова О.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. –М.: 2003.
5. Информационные технологии в образовании – шаг в будущее. - « Учитель». 2012. - № 4. – С.53.
6. Киреева Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов . «Инновации в образовании». 2002. № 4. с.38-39.
7. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. «Школьные технологии» 2009 №2 с. 10-21, №3 с.3-19.
8. Розов Н. Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы.// Информатика. 2005 № 6, с. 26.
Интернет-ресурсы
- Фон: http://www.flywebtech.com/images/bg.jpg
- www . schoo l - collection . ru
- http://members.tripod.com/~sesna/oldeast/
- http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm
Спасибо за внимание!