СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательного интереса учащихся к изучению истории через использование мультимедийных средств Хмырова Е.Ю.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование познавательного интереса учащихся к изучению истории через использование мультимедийных средств.

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательного интереса учащихся к изучению истории через использование мультимедийных средств Хмырова Е.Ю.»

Педагогический проект Формирование познавательного интереса учащихся к изучению истории через использование мультимедийных средств. Учитель истории и обществознания МАОСОШ № 11 Хмырова Е.Ю.

Педагогический проект

Формирование познавательного интереса учащихся к изучению истории через использование мультимедийных средств.

Учитель истории и обществознания

МАОСОШ № 11

Хмырова Е.Ю.

Времена пошли такие, что можно позволить себе не помнить таблицу умножения, но вот с компьютером будь добр общаться на «ты» и без посторонней помощи. Что поделаешь – информационный век на дворе!

Времена пошли такие, что можно позволить себе не помнить таблицу умножения, но вот с компьютером будь добр общаться на «ты» и без посторонней помощи.

Что поделаешь – информационный век на дворе!

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

“ Учитель - это человек, который учится всю жизнь”. Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение новыми различными методами и формами преподавания.    Сегодня в традиционную схему “учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

“ Учитель - это человек, который учится всю жизнь”. Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение новыми различными методами и формами преподавания.  Сегодня в традиционную схему “учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого. Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.

Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.

Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.

Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.

Главная задача школы – воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. Использование ИКТ на уроках истории помогает решению этой задачи. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий.

Главная задача школы – воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Использование ИКТ на уроках истории помогает решению этой задачи.

Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.

Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий.

Актуальность проекта Сегодня необходимы образованные люди, способные работать в современном мире, современном государстве, способные понимать и адекватно реагировать на постоянно изменяющееся положение человека в мире. Современный ученик должен соответствовать требованиям общества: быть высокообразованным, коммуникабельным, толерантным, владеть новыми технологиями. Школы обеспечиваются компьютерами и электронными ресурсами. Растет число учащихся, у которых дома есть компьютер. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс. Знание компьютера становится не целью, а средством обучения. Понятие «новые информационные технологи» наполнилось конкретным содержанием, стало перспективным направлением развития современной школы. Ученики хотели бы получить образование, реализовывать свои творческие способности, соответствовать требованиям современного мира.

Актуальность проекта

  • Сегодня необходимы образованные люди, способные работать в современном мире, современном государстве, способные понимать и адекватно реагировать на постоянно изменяющееся положение человека в мире. Современный ученик должен соответствовать требованиям общества: быть высокообразованным, коммуникабельным, толерантным, владеть новыми технологиями.
  • Школы обеспечиваются компьютерами и электронными ресурсами. Растет число учащихся, у которых дома есть компьютер. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс. Знание компьютера становится не целью, а средством обучения. Понятие «новые информационные технологи» наполнилось конкретным содержанием, стало перспективным направлением развития современной школы.
  • Ученики хотели бы получить образование, реализовывать свои творческие способности, соответствовать требованиям современного мира.
Основополагающие вопросы Как превратить изучение истории и обществознания в школе в увлекательный процесс ? Как развить у обучающихся пытливый интерес к исторической и обществоведческой информации?

Основополагающие вопросы

  • Как превратить изучение истории и обществознания в школе в увлекательный процесс ?
  • Как развить у обучающихся пытливый интерес к исторической и обществоведческой информации?
Проблемный вопрос Российская система образования вступила в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием его целей и ценностей, новыми концептуальными подходами, использованием инновационных технологий. За годы педагогической деятельности сформировалась позиция: нельзя научить школьника всему, что понадобится ему в жизни, но можно и нужно научить самостоятельно добывать знания и применять их на практике. В связи с этим возникает проблема повышения эффективности образовательного процесса. Использование нестандартных форм и методов работы позволяет учителю сделать образовательный процесс более живым, интересным, снять нервное напряжения и усталость учащихся, восстановить их внимание и работоспособность. Решать эти проблемы наряду с традиционными методами позволяют современные информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) .

Проблемный вопрос

Российская система образования вступила в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием его целей и ценностей, новыми концептуальными подходами, использованием инновационных технологий.

За годы педагогической деятельности сформировалась позиция: нельзя научить школьника всему, что понадобится ему в жизни, но можно и нужно научить самостоятельно добывать знания и применять их на практике. В связи с этим возникает проблема повышения эффективности образовательного процесса. Использование нестандартных форм и методов работы позволяет учителю сделать образовательный процесс более живым, интересным, снять нервное напряжения и усталость учащихся, восстановить их внимание и работоспособность. Решать эти проблемы наряду с традиционными методами позволяют современные информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) .

Противоречия Между необходимостью развития способностей каждого ученика и учета индивидуальных особенностей Между фактами и сомнениями в общепринятых истинах ПРОБЛЕМЫ Отсутствие интереса к чтению, представлений о культурных ценностях Развитие личности школьника, его логического мышления, самостоятельности Формирование  коммуникативных  компетенций Перегруженность содержания школьного образования Сохранение и укрепление здоровья учащихся с учетом их возрастных особенностей

Противоречия

Между необходимостью развития способностей каждого ученика и учета индивидуальных особенностей

Между фактами и сомнениями в общепринятых истинах

ПРОБЛЕМЫ

Отсутствие интереса к чтению, представлений о культурных ценностях

Развитие личности школьника, его

логического мышления, самостоятельности

Формирование

коммуникативных

компетенций

Перегруженность содержания школьного образования

Сохранение и укрепление здоровья учащихся с учетом их возрастных особенностей

Цель проекта Формирование интереса к изучению истории и обществознания через применение ИКТ Обеспечить помощь ученику в совместном поиске истины Научиться ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов Акцент цели Формирование личностных качеств

Цель проекта

Формирование интереса к изучению истории и обществознания через применение ИКТ

Обеспечить помощь ученику в совместном поиске истины

Научиться ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов

Акцент цели

Формирование личностных качеств

Цели использования ИКТ на уроке:    сделать урок современным(с точки зрения использования технических средств);  приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, который больше смотрит и слушает, чем читает и говорит, предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;  расширить возможности эмоционально и образно подать материал.

Цели использования ИКТ на уроке:

  • сделать урок современным(с точки зрения использования технических средств);

  • приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, который больше смотрит и слушает, чем читает и говорит, предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;

  • расширить возможности эмоционально и образно подать материал.

Цели моей работы: Организация учебно-воспитательного процесса, при котором каждый ученик имеет возможность овладеть не только базовым уровнем учебного материала, но и развить свои творческие способности; Формирование и развитие познавательного интереса к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности; Воспитание социально-активной творческой личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

Цели моей работы:

  • Организация учебно-воспитательного процесса, при котором каждый ученик имеет возможность овладеть не только базовым уровнем учебного материала, но и развить свои творческие способности;
  • Формирование и развитие познавательного интереса к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности;
  • Воспитание социально-активной творческой личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.
Свои основные задачи при внедрении компьютерных технологий на уроках истории вижу в том, чтобы: научить учащихся аргументировать, находить и выделять главное, рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения задания;  повысить интерес учащихся к изучению истории;  повысить самостоятельность и активность учащихся при изучении материала; развивать коммуникативные умения (как в непосредственном общении, так и в сети Интернет); развивать у школьников такие мыслительные операции, как анализ, сравнение и сопоставление фактов и явлений; воспитывать у учащихся чувство коллективизма и взаимопомощи; развивать межпредметные связи. 

Свои основные задачи при внедрении компьютерных технологий на уроках истории вижу в том, чтобы:

  • научить учащихся аргументировать, находить и выделять главное, рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения задания; 
  • повысить интерес учащихся к изучению истории; 
  • повысить самостоятельность и активность учащихся при изучении материала;
  • развивать коммуникативные умения (как в непосредственном общении, так и в сети Интернет);
  • развивать у школьников такие мыслительные операции, как анализ, сравнение и сопоставление фактов и явлений;
  • воспитывать у учащихся чувство коллективизма и взаимопомощи;
  • развивать межпредметные связи. 
Гипотеза. Если применять информационные и коммуникационные технологии, то возрастет результативность обучения, повыситься интерес к предмету.

Гипотеза.

  • Если применять информационные и коммуникационные технологии, то возрастет результативность обучения, повыситься интерес к предмету.

Этапы реализации проекта

I. Организационный этап

  • Изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме целесообразности использования мультимедийных средств на уроках.

II. Прогностический этап

  • Анкетирование учащихся с целью определения мотивации учебной деятельности, влияния способа подачи информации на степень интереса к предмету.
  • Анализ качества знаний для определения уровня сформированности мыслительных навыков.
  • Отбор наиболее продуктивной методики решения проблемы.

III. Практический этап

  • Апробация в учебном процессе информационно коммуникативных технологий.
  • Формирование умений выполнять познавательные и практические задания через поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа.
  • Разработка и апробирование системы уроков с использованием мультимедийных средств на различных этапах урока.
  • Построение процесса обучения на основе исследовательского подхода.
  • Разработка методических рекомендаций для учителей по использованию исследовательского подхода в обучении.
  • Отслеживание успешности решения проблемы.

IV. Аналитический этап

  • Степень реализации проекта.
  • Подведение итогов проекта.
Ожидаемый результат Научить ребенка, с раннего возраста попадающего в электронную среду, ориентироваться в ней, приобретать навыки поиска, анализа, критического осмысления информации из разных источников  – одна из важнейших задач современной школы. Формирование устойчивого интереса к использованию ИКТ в своей работе.

Ожидаемый результат

  • Научить ребенка, с раннего возраста попадающего в электронную среду, ориентироваться в ней, приобретать навыки поиска, анализа, критического осмысления информации из разных источников – одна из важнейших задач современной школы.
  • Формирование устойчивого интереса к использованию ИКТ в своей работе.
Преимущества использования ИКТ на уроках: оптимизация работы учителя, расширение возможностей получения информации; повышение производительности учебной работы на уроке, уровня наглядности, возможности дублирования текстов электронных учебников голосом диктора, создания музыкального фона, включения аудио и видео-фрагментов; стимулирование профессионального роста учителя, побуждение к поиску новых, нетрадиционных форм и методов обучения, совершенствованию умения разрабатывать и использовать современные дидактические материалы; положительная мотивация школьников к урокам с применением ИКТ, повышение компьютерной грамотности учащихся ; расширение возможностей развития познавательного интереса и творческих способностей школьников; повышение эффективности оценки способностей и знаний школьников.

Преимущества использования ИКТ на уроках:

  • оптимизация работы учителя, расширение возможностей получения информации;
  • повышение производительности учебной работы на уроке, уровня наглядности, возможности дублирования текстов электронных учебников голосом диктора, создания музыкального фона, включения аудио и видео-фрагментов;
  • стимулирование профессионального роста учителя, побуждение к поиску новых, нетрадиционных форм и методов обучения, совершенствованию умения разрабатывать и использовать современные дидактические материалы;
  • положительная мотивация школьников к урокам с применением ИКТ, повышение компьютерной грамотности учащихся ;
  • расширение возможностей развития познавательного интереса и творческих способностей школьников;
  • повышение эффективности оценки способностей и знаний школьников.
Применение мультимедиа технологий в образовании обладают следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением: допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста; допускает возможность постоянного обновления; имеет небольшие затраты на публикацию и размножение; допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради; допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования; допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок; устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой

Применение мультимедиа технологий в образовании обладают следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:

  • допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;
  • допускает возможность постоянного обновления;
  • имеет небольшие затраты на публикацию и размножение;
  • допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;
  • допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования;
  • допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок;
  • устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой
Мультимедийные компьютерные технологии дают учителю возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией. Включение информационных мультимедийных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех - это интерес учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Компьютер позволяет делать уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью. Так при использование мультимедиа на уроке через интерактивность, структуризацию и визуализацию информации происходит усиление мотивации обучающегося, активизация его познавательной деятельности, как на уровне сознания, так и подсозна ния.

Мультимедийные компьютерные технологии дают учителю возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией.

Включение информационных мультимедийных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех - это интерес учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности.

Компьютер позволяет делать уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью.

Так при использование мультимедиа на уроке через интерактивность, структуризацию и визуализацию информации происходит усиление мотивации обучающегося, активизация его познавательной деятельности, как на уровне сознания, так и подсозна ния.

Проблемы использования ИКТ недостаточная компьютерная грамотность педагогов; в рабочих графиках педагогов не предусмотрено время работы в Интернете; нехватка времени для подготовки к уроку с использованием ИКТ; вероятность того, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

Проблемы использования ИКТ

  • недостаточная компьютерная грамотность педагогов;
  • в рабочих графиках педагогов не предусмотрено время работы в Интернете;
  • нехватка времени для подготовки к уроку с использованием ИКТ;
  • вероятность того, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
Что нужно учесть при проектировании урока: какие цели преследуются; какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или во всем учебном курсе. Важный аспект – учитель должен не только уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но и вести его в хорошем темпе, непринужденно, вовлекая в познавательный процесс учеников. Практика показывает, что по сравнению с работой у классной доски при мультимедийном сопровождении занятий, учитель экономит до 30% учебного времени и благодаря этому может увеличить плотность уроков. Устраняется и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом, а в режиме мультимедийного сопровождения может постоянно «держать руку на пульсе».

Что нужно учесть при проектировании урока:

  • какие цели преследуются;
  • какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или во всем учебном курсе.

Важный аспект – учитель должен не только уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но и вести его в хорошем темпе, непринужденно, вовлекая в познавательный процесс учеников.

Практика показывает, что по сравнению с работой у классной доски при мультимедийном сопровождении занятий, учитель экономит до 30% учебного времени и благодаря этому может увеличить плотность уроков. Устраняется и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом, а в режиме мультимедийного сопровождения может постоянно «держать руку на пульсе».

 Применение компьютера на уроке – не дань моде, а действенное средство интенсификации образовательного процесса, активизация познавательной деятельности учащихся, повышение их мотивации к изучению предмета и эффективности урока.

Применение компьютера на уроке – не дань моде, а действенное средство интенсификации образовательного процесса, активизация познавательной деятельности учащихся, повышение их мотивации к изучению предмета и эффективности урока.

Отношение учащихся 8 классов к урокам с ИКТ   2012 – 2013 учебный год 2013 – 2014 учебный год

Отношение учащихся 8 классов к урокам с ИКТ

  • 2012 – 2013 учебный год
  • 2013 – 2014 учебный год
Варианты применения ИКТ на уроке Урок с мультимедийной поддержкой – применение учителем одного компьютера в качестве «электронной доски» с использованием готовых электронных образовательных ресурсов или мультимедийных презентаций, а ученикам - для защиты проекта. Мультимедийные технологии применяются учителем для большей наглядности, более доступного усвоения учебного материала. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными – от нескольких минут до полного цикла. Урок с компьютерной поддержкой проводится с использованием нескольких компьютеров, за которыми работают все ученики одновременно или по очереди. Уроки с выходом в Интернет могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой.

Варианты применения ИКТ на уроке

  • Урок с мультимедийной поддержкой – применение учителем одного компьютера в качестве «электронной доски» с использованием готовых электронных образовательных ресурсов или мультимедийных презентаций, а ученикам - для защиты проекта. Мультимедийные технологии применяются учителем для большей наглядности, более доступного усвоения учебного материала. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными – от нескольких минут до полного цикла.
  • Урок с компьютерной поддержкой проводится с использованием нескольких компьютеров, за которыми работают все ученики одновременно или по очереди.
  • Уроки с выходом в Интернет могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой.
Варианты применения ИКТ на этапах урока   Демонстрационный материал при изучении новых знаний Актуализация опорных знаний Контроль и проверка знаний Итоговая аттестация

Варианты применения ИКТ на этапах урока

  • Демонстрационный материал при изучении новых знаний
  • Актуализация опорных знаний
  • Контроль и проверка знаний
  • Итоговая аттестация
Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции: организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом; организация внутриклассной координации и активизации; индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание инди­видуальной помощи; подготовка компонентов информационной среды, связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

  • организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом;
  • организация внутриклассной координации и активизации;
  • индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание инди­видуальной помощи;
  • подготовка компонентов информационной среды, связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Использование информационных технологий помогает повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий :

  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор детей;
  • возрастает уровень использования наглядности на уроке;
  • повышение интереса к изучению истории и успеваемости;
  • идет более полное усвоение теоретического материала;
  • идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
  • формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения;
  • повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.;
  • повышается ИКТ-компетентности педагогов и обучающихся;
  • появляется возможность организации проектной деятельности учащихся;
  • развивается алгоритмический стиль мышления, формируется умение принимать оптимальные решения, действовать вариативно;
  • учитель освобождается от массы рутинной работы, предоставляется возможность творческой деятельности на основании полученных результатов;
  • преподаватель, использующий ИКТ вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся;
  • изменяются к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК.
Анкетирование показало: необходимость проведения уроков с использованием ИКТ признают 100% опрошенных учащихся; 87% опрошенных считают, что уроки с использованием ИКТ заинтересовывают в теме урока, привлекают сменой видов деятельности и наглядностью; 59% опрошенных признали, что именно уроки с использованием ИКТ подтолкнули их к началу проектной деятельности и работе в научном обществе учащихся; 86% опрошенных считают, что именно уроки с использованием ИКТ помогли им овладеть навыками грамотного поиска информации, ее переработки, отбора, анализа и представления готового продукта, созданного в результате (будь то презентация, доклад и т.д.).

Анкетирование показало:

  • необходимость проведения уроков с использованием ИКТ признают 100% опрошенных учащихся;
  • 87% опрошенных считают, что уроки с использованием ИКТ заинтересовывают в теме урока, привлекают сменой видов деятельности и наглядностью;
  • 59% опрошенных признали, что именно уроки с использованием ИКТ подтолкнули их к началу проектной деятельности и работе в научном обществе учащихся;
  • 86% опрошенных считают, что именно уроки с использованием ИКТ помогли им овладеть навыками грамотного поиска информации, ее переработки, отбора, анализа и представления готового продукта, созданного в результате (будь то презентация, доклад и т.д.).
Для меня информационно-коммуникационные технологии создали новый спектр возможностей:  сократили время на выполнение таких операций как опрос, проверочная работа, постановка домашнего задания и т.д.;  позволили увеличить время для творческой работы, индивидуального общения с учащимися;  позволили интегрировать мультимедийный материал с традиционными средствами; - обеспечили хранение базы данных;  повысили мотивацию учащихся в процессе самостоятельной работы с мультимедийными материалами.

Для меня информационно-коммуникационные технологии создали новый спектр возможностей:

  • сократили время на выполнение таких операций как опрос, проверочная работа, постановка домашнего задания и т.д.;
  • позволили увеличить время для творческой работы, индивидуального общения с учащимися;
  • позволили интегрировать мультимедийный материал с традиционными средствами;

- обеспечили хранение базы данных;

  • повысили мотивацию учащихся в процессе самостоятельной работы с мультимедийными материалами.
 Показатели результативности применения ИКТ  в 8 классах на уроках истории.    Показатели за I и II четверти  Показатели за I и II четверти

Показатели результативности применения ИКТ в 8 классах на уроках истории.

Показатели за I и II четверти

Показатели за I и II четверти

На уроках истории и обществознания я использую следующие программы: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа PowerPoint, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого. С помощью этой программы я создаю презентации к урокам или использую готовые, находя их в Интернете. Кроме этого практикую создание презентаций самими учащимися.
  • На уроках истории и обществознания я использую следующие программы: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа PowerPoint, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого. С помощью этой программы я создаю презентации к урокам или использую готовые, находя их в Интернете. Кроме этого практикую создание презентаций самими учащимися.
Стараюсь как можно чаще использовать презентации на уроках истории и обществознания, это позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы, а Интернет облегчает поиск иллюстративного материала.

Стараюсь как можно чаще использовать презентации на уроках истории и обществознания, это позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы, а Интернет облегчает поиск иллюстративного материала.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Информационно-коммуникативные технологии дают большие возможности для расширения учителем своих возможностей и развитию вариантов работы для учащихся, одним из которых (на мой взгляд наиболее перспективным) является метод проектов.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

  • Информационно-коммуникативные технологии дают большие возможности для расширения учителем своих возможностей и развитию вариантов работы для учащихся, одним из которых (на мой взгляд наиболее перспективным) является метод проектов.
Использование метода проектов в обучении истории стимулирует учебную деятельность школьников: повышает их мотивацию и творческую активность, т.к.  является эффективным способом развития творческих способностей участников проекта, приобретения ими коммуникативных умений – развития умения работать в команде, расширения общего кругозора учащихся. В процессе проектной деятельности эти знания, умения и навыки обогащаются и шлифуются. Проектная работа нравится школьникам, потому что она дает им дополнительную возможность проявить себя, позволяет им выбрать ту форму деятельности, которая им по душе. Она объединяет ребят, так как чаще всего они работают группами, помогая друг другу, во время выбора и обсуждения темы проекта, подбора литературы и материалов, составления плана проекта, проведения опроса, подбора оформления, написания работы, создания презентации.
  • Использование метода проектов в обучении истории

стимулирует учебную деятельность школьников: повышает их мотивацию и творческую активность, т.к.  является эффективным способом развития творческих способностей участников проекта, приобретения ими коммуникативных умений – развития умения работать в команде, расширения общего кругозора учащихся.

  • В процессе проектной деятельности эти знания, умения

и навыки обогащаются и шлифуются.

  • Проектная работа нравится школьникам, потому что

она дает им дополнительную возможность проявить себя, позволяет им выбрать ту форму деятельности, которая им по душе.

  • Она объединяет ребят, так как чаще всего они

работают группами, помогая друг другу, во время выбора и обсуждения темы проекта, подбора литературы и материалов, составления плана проекта, проведения опроса, подбора оформления, написания работы, создания презентации.

   Проектная методика позволяет   гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности; научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению; размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы; принимать самостоятельные аргументированные решения; научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Проектная методика позволяет

  • гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности;
  • научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
  • размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
  • принимать самостоятельные аргументированные решения;
  • научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Использование метода проектов через презентации Создание проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом  «+» метода проектов Оперативно обмениваться информацией, идеями, планами Формируются коммуникативные навыки культуры общения Умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий, хранить и передавать на любые расстояния Развитие ключевых компетенций Развитие лидерских и организационных качеств личности учащегося Расширение кругозора

Использование метода проектов через презентации

Создание проектов предоставляет учащимся максимальные

возможности для самостоятельного изыскания и присвоения

информации, для стимулирования навыков самостоятельного

оперирования полученным материалом

«+» метода проектов

  • Оперативно обмениваться информацией, идеями, планами
  • Формируются коммуникативные навыки культуры общения
  • Умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий, хранить и передавать на любые расстояния
  • Развитие ключевых компетенций
  • Развитие лидерских и организационных качеств личности учащегося
  • Расширение кругозора

Методы использования мультимедийных презентаций.

1.   При изучении нового материала . Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.

2.  При закреплении новой темы.

3.  Для проверки знаний.  Компьютерное тестирование – это самопроверка и самореализация, это хороший стимул для обучения, это способ деятельности и выражения себя. Для учителя – это средство качественного контроля знаний, программированный способ накопления оценок.

4.  Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам.

5.  При проверке фронтальных самостоятельных работ . Обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов.

6.  При решении задач обучающего характера . Помогает составить план действия и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану

7.  Средство эмоциональной разгрузки.  Во время проведения блочных уроков или длительных консультаций перед экзаменами. Мультимедиа - программы смотрятся как видеофильм, но с возможностями вмешиваться в ход действий и вести диалог.

8.   Как средство для изготовления раздаточного дидактического материала, карточек.  Персональный компьютер в руках учителя, в дополнении со сканером и принтером – это минитипография педагога.

В ходе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности: Коммуникативные (обсуждение проекта, консультации учителя, импровизация). Личностные (самобытность, фантазия, любознательность, адаптивность, гибкость мышления, ответственность). Социальные (коллективная деятельность, самодисциплина, терпимость к мнению других). Технологические (наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление).

В ходе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности:

  • Коммуникативные

(обсуждение проекта, консультации учителя, импровизация).

  • Личностные

(самобытность, фантазия, любознательность, адаптивность, гибкость мышления, ответственность).

  • Социальные

(коллективная деятельность, самодисциплина, терпимость к мнению других).

  • Технологические

(наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление).

32% 56% 62% 74% Школьники о проектной деятельности 1. 32% считают этап обработки информации самым интересным  2. 56% выделяют самой интересной исследовательскую часть работы 3. 62% отмечают как положительное высокую степень самостоятельности  4. 74% стали выше оценивать свои возможности и способности

32%

56%

62%

74%

Школьники о проектной деятельности

1. 32% считают этап обработки информации самым интересным

2. 56% выделяют самой интересной исследовательскую часть работы

3. 62% отмечают как положительное высокую степень самостоятельности

4. 74% стали выше оценивать свои возможности и способности

Продуктивное проектное образование предоставляет учащимся возможность творить знания, создавать образовательную продукцию, учит их самостоятельно решать возникающие при этом проблемы – ученик сам открывает путь к познанию.

Продуктивное проектное образование предоставляет учащимся возможность творить знания, создавать образовательную продукцию, учит их самостоятельно решать возникающие при этом проблемы – ученик сам открывает путь к познанию.

Реализация педагогической деятельности в данном направлении приводит к следующим результатам: позволяет выявлять и объединять учащихся, имеющих склонность к углубленному изучению гуманитарных предметов и к поисково-исследовательской работе; способствует развитию у школьников самостоятельности, инициативы, творческого потенциала; помогает школьникам лучше узнать историю разных цивилизаций, своей страны и родного края; формирует уважительное отношение к истории своего Отечества,  что способствует воспитанию чувства патриотизма; формирует навыки социального поведения, адаптирует школьников к изменяющимся условиям среды; обеспечивает более высокий уровень подготовки к поступлению в высшие учебные заведения.

Реализация педагогической деятельности в данном

направлении приводит к следующим результатам:

  • позволяет выявлять и объединять учащихся, имеющих склонность к углубленному изучению гуманитарных предметов и к

поисково-исследовательской работе;

  • способствует развитию у школьников самостоятельности,

инициативы, творческого потенциала;

  • помогает школьникам лучше узнать историю разных цивилизаций,

своей страны и родного края;

  • формирует уважительное отношение к истории своего Отечества,

что способствует воспитанию чувства патриотизма;

  • формирует навыки социального поведения, адаптирует

школьников к изменяющимся условиям среды;

  • обеспечивает более высокий уровень подготовки к поступлению

в высшие учебные заведения.

Качество знаний  Обществознание  История

Качество знаний

Обществознание

История

Использование информационных технологий Обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения Повышает мотивацию обучения детей к предмету

Использование информационных технологий

Обеспечивает единство

образовательных, развивающих

и воспитательных

функций обучения

Повышает мотивацию обучения

детей к предмету

Выводы Проанализировав состояние проблемы исследования в психолого-педагогической, научно-методической литературе, найдены методы и способы развития интереса на уроках истории.  Цель проекта достигнута: повысилась мотивация учебной деятельности; учащиеся научились рассуждать, грамотно излагать свои мысли , самостоятельно вести поиски решения, то есть сформировались основные базовые компетентности; повысилась самооценка учащихся; повысился интерес к предмету ; разработаны методические рекомендации и уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Выводы

Проанализировав состояние проблемы исследования в психолого-педагогической, научно-методической литературе, найдены методы и способы развития интереса на уроках истории.

Цель проекта достигнута:

  • повысилась мотивация учебной деятельности;
  • учащиеся научились рассуждать, грамотно излагать свои мысли , самостоятельно вести поиски решения, то есть сформировались основные базовые компетентности;
  • повысилась самооценка учащихся;
  • повысился интерес к предмету ;
  • разработаны методические рекомендации и уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий.
 Внедрение мультимедиа технологий в образовательные процессы является одним из ключевых моментов информатизации образования. В настоящее время мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий. И мы уже не представляем себе наше образование без компьютера и мультимедиа технологий.  Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, формируют компетентности учащихся.

Внедрение мультимедиа технологий в образовательные процессы является одним из ключевых моментов информатизации образования. В настоящее время мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий. И мы уже не представляем себе наше образование без компьютера и мультимедиа технологий.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, формируют компетентности учащихся.

Литература 1. Белиловская М.Е. Информационные технологии в образовании. -«Информатика ПС» 2009г, № 47 с.29 2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика . - Питер 2004 с.183-201. 3. Женина Л.В., Маткин А.А. Подготовка учителей истории к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.- «ИКТ в образовании», Вестник ПГПУ, выпуск 1. 4. Иванов Д.А., Митрофанова К.Г., Соколова О.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. –М.: 2003. 5. Информационные технологии в образовании – шаг в будущее. - « Учитель». 2012. - № 4. – С.53. 6. Киреева Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов . «Инновации в образовании». 2002. № 4. с.38-39. 7. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. «Школьные технологии» 2009 №2 с. 10-21, №3 с.3-19. 8. Розов Н. Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы.// Информатика. 2005 № 6, с. 26.

Литература

1. Белиловская М.Е. Информационные технологии в образовании. -«Информатика ПС» 2009г, № 47 с.29

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика . - Питер 2004 с.183-201.

3. Женина Л.В., Маткин А.А. Подготовка учителей истории к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.- «ИКТ в образовании», Вестник ПГПУ, выпуск 1.

4. Иванов Д.А., Митрофанова К.Г., Соколова О.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. –М.: 2003.

5. Информационные технологии в образовании – шаг в будущее. - « Учитель». 2012. - № 4. – С.53.

6. Киреева Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов . «Инновации в образовании». 2002. № 4. с.38-39.

7. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. «Школьные технологии» 2009 №2 с. 10-21, №3 с.3-19.

8. Розов Н. Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы.// Информатика. 2005 № 6, с. 26.

Интернет-ресурсы Фон: http://www.flywebtech.com/images/bg.jpg  http://pedsovet.su/ www . schoo l - collection . ru http://members.tripod.com/~sesna/oldeast/  http://rome.webzone.ru/  http://www.kemet.ru/  http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm  www . consultant . ru .

Интернет-ресурсы

  • Фон: http://www.flywebtech.com/images/bg.jpg
  • http://pedsovet.su/
  • www . schoo l - collection . ru
  • http://members.tripod.com/~sesna/oldeast/

  • http://rome.webzone.ru/

  • http://www.kemet.ru/

  • http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm

  • www . consultant . ru .

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!