Ф.И. О. автора: Горбунова Ольга Юрьевна
Место работы: Государственное Казенное Учреждение Республики Хакасии «Социально -реабилитационный Центр для несовершеннолетних»
Должность: воспитатель
Место жительства: Республика Хакасия, город Черногорск
e-mail: [email protected]
Формирование положительного психологического климата через театрализованную деятельность.
Детство-это летний ветер,
Парус неба и хрустальный звон зимы
Детство-это значит дети!
Дети - это значит мы!
В последние годы растет число неблагополучных семей. Дети, воспитывающиеся в таких семьях, нередко испытывают не только материальные, но и психологические трудности, множество проблем в воспитании, развитии, проблемы со здоровьем. Все дети из таких семей нуждаются либо в кратковременной , либо в длительной реабилитации. Поэтому многопрофильная работа реабилитационного центра направлена на оказание разносторонней помощи детям. Одним из необходимых условий реабилитации детей является установление положительного психологического климата в группе детей.
Критерии оценки положительного психологического климата, согласно исследованием ученых, является самочувствие человека в группе, его хорошее настроение, удовлетворенность, психологический комфорт. Работа реабилитационного центра опирается на труды педагогов: Б.Д. Парыгина, В.М. Шепель, Г.Г. Голубева и другие, а также психологов: Н.П. Аникеева, А.Н. Лутошкина, Е.С. Кузьмина.
При поступлении в реабилитационные центры у детей наблюдаются психологические нарушения различной степени тяжести. Это последствия жизни в семье. Родители в таких семьях не способны обеспечивать условия для нормального развития ребенка. Такие дети имеют искаженное или суженное представление о мире, у них незначительный багаж знаний об окружающей действительности, их интересы бедны, зачастую на низком уровне. Не развита эмоциональная сфера, отсутствие умение видеть окружающий мир, любить его, жить в нем. А ведь дошкольный, младший школьный возраст- яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка. В этот период происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям. Младший школьный возраст- время становления личности, ребенок учится жить в коллективе.
Для организации эффективной работы по социальной реабилитации воспитанников «Домашний педагогический характер».
Театрализованная игра дает ребенку то, что, ему не доставало в жизни, в семье: общение с доброжелательными взрослыми, новую информацию о жизни людей, о приемлемом и неприемлемом поведении, о нравственных ценностях, которые дорожат привлекательные герои, уверенность в торжестве добра над злом. Поскольку все это становится объектом переживаний юного актера, то театрализованная игра выступает как сильное реабилитационное средство. Замечено, что она благотворно влияет даже на робких, аутичных, склонных к изоляции детей, облегчая им общение с окружающими. Одним из принципов в работе является принцип сотрудничества детей и взрослых.
Объем совместных действий детей и взрослых возрастает при распределении ролей. Вместе «примеряем» персонажей к конкретным исполнителям. Педагог учитывает, что процесс игры для детей - своеобразный тренинг поведения. Поэтому не получают ролей, связанных с изображением жестокости, насилия, грубости, пошлости. Они играют такие роли, исполнение которых помогает пережить чувства, которые им незнакомы: сострадание, нежность, внимание, любовь. Именно в домашнем педагогическом театре дети учатся дружить, любить, жить, сопереживать, сочувствовать. Благотворно влияет на создание положительного климата в группе детей- это «гастрольные туры». Дети с большим интересом представляют свои спектакли в других учреждениях. Это их объединяет, делает более дружными. Девиз нашего театра «Чувствовать, познавать, творить».
Таким образом. Использование педагогическим коллективом возможностей театрализованной деятельности будет способствовать установлению положительного климата и более успешной адаптации детей к жизни в обществе.
Театрализованная сказка «Легкий хлеб»
(для подготовительной группы)
Ведущий (за занавесом): Ребята! Сейчас вы посмотрите и послушайте белорусскую сказку «Легкий хлеб».
(На ширме – куст. Около куста сидит старик и ест хлеб, доставая его из мешочка. Выходит Волк).
Волк ( подходит к старику) : Дед, что ты ешь?
Дед: Хлеб.
Волк: А он вкусный?
Дед: Да, еще какой вкусный! Минский!
Волк: Дай м не попробовать.
Дед: Что ж, попробуй. Вон в мешочке – бери.
(Волк лезет мордой в мешочек и громко чавкает).
Волк: Какой вкусный! Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его достать? Подскажи, Дед!
Дед: Ладно, научу тебя, где и как доставать хлеб…Прежде всего надо землю вспахать….
Волк перебивает: Тогда и хлеб будет…
Дед: Нет, брат, постой. Потом надо землю пробороновать…
Волк чавкает: И можно хлеб есть?
Дед: Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять…
Волк: Тогда и хлеб будет?
Дед: Нет, еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет…
Волк: А потом?
Дед: а потом начнет колоситься…
Волк: А потом?
Дед: Потом зреть…
Волк (вздыхает): Ох, долго ж, однако ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..
Дед (смеется): Где там наешься! Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези молотить…
Волк (перебивает): И буду хлеб есть?
Дед: Эх, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки надо намолоть…
Волк: И все?
Дед: Нет, не все! Надо муку замесить и ждать пока тесто взойдет. И тогда в горячую печь садить.
Волк: И спечется хлеб?
Дед: Да и спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его.
Волк (после паузы): Нет! Это работа больно долгая да и тяжелая! А мне нужен легкий хлеб! Давай лучше я тебя, дед, съем!
Дед Ты опять спешишь! Давай сперва нюхательного табака понюхаем…
Волк: А он вкусный?
Дед: Попробуй – узнаешь. Вон в табакерке.
Волк: Давай. (С шумом нюхает табак и начинает чихать. Дед убегает. Волк перестает чихать). А где же дед? (к ребятам ) Съел я деда или нет? (Дети отвечают). Вот тебе и легкий хлеб!