СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование патриотического сознания по средствам уроков истории и внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.

Предмет «История» открывает широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Уроки истории призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Формирование патриотического сознания по средствам уроков истории и внеурочной деятельности»

Формирование патриотического сознания обучающихся по средствам уроков истории и внеурочной деятельности.

Патриотизм – это не значит только

одна любовь к своей родине. Это

гораздо больше... Это – сознание

своей неотъемлемости от родины и

неотъемлемое переживание вместе

с ней её счастливых и несчастных дней.

Толстой А.Н.

Сегодня, в век новой техники, новых технологий, мы можем наблюдать снижение общего уровня культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средствами это благополучие достигнуто. В обществе теряются нравственные ценности, возникает дефицит духовности.

История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из связующих факторов, помогающих преодолеть трудности и невзгоды, направленным на сплочение народа, был патриотизм.

Патриотизм – любовь к родине, Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения – сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.

Предмет «История» открывает широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Уроки истории призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма обучающихся.

Прекрасным примером патриотизма для ребят на уроках истории служат подвиги героев Отечества, героическая борьба народа против иноземных захватчиков, достижения ученых, таланты соотечественники.

Практически ни один урок истории не проходит без изучения достойных личностей. Раскрывая подвиги героев, важно чтобы ученики подводились к осознанию, почему наши далёкие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Наиболее подходящим материалом для формирования патриотической компетенции служат военные темы: сражения эпохи Александра Невского, борьба с монголо-татарами, Смутное время, Северная война, Отечественная война 1812 года, русско-турецкие войны, Великая Отечественная война.

Например, изучая в 6 классе тему «Внешняя политика Александра Невского», начинаю урок с простых вопросов:

  • Что вам известно о времени, в котором довелось жить князю Александру?

  • Как вы понимаете слова Н.М. Карамзина: «В дни общих бедствий родилась слава Александра Невского»?

Далее говорю о том, что слава великого полководца вдохновила композитора С.С Прокофьева написать патриотическую кантату «Александр Невский» (прослушивание отрывка из кантаты «Вставайте люди русские»).

Затем следует рассказ о Невской битве, состоявшейся в 1240 году, где раскрываются ее причины, ход, итоги, значение.

В 1241 году в новгородские земли вступили немцы, и вновь Александр спасает Отечество, разбив неприятеля в битве на льду Чудского озера. Это событие так же нашло отражение в художественной литературе. Полководческий талант Александра Невского вдохновил К. Симонова написать поэтическое произведение «Ледовое побоище», в котором полнее предстает перед нами образ великого полководца. Зачитываю (можно попросить обучающегося прочитать наизусть) отрывок из поэмы К. Симонова «Ледовое побоище». Далее идет обсуждение по отрывку произведения: в чем проявилось полководческое искусство Александра Невского?

На примере Александра Невского учились военному искусству русские полководцы и военачальники, проявившие свой талант в годы суровых испытаний. В 1942 году, во время Великой Отечественной войны, в борьбе с фашистской Германией был учрежден боевой советский орден Александра Невского, которым награждались офицеры и генералы, командиры от взводов до дивизий за успешно проведенные боевые операции, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей (темы 6 класса: «Куликовская битва» – Дмитрий Иванович Донской)

В 7 классе мы изучаем тему «Смута». В ходе данных уроков происходит знакомство учащихся с выдающимися патриотами России на примере К. Минина, Д. Пожарского, И. Сусанина. Важным компонентом данных уроков является их эмоциональная составляю­щая, которая побуждает со­чувствовать, оценивать и анализировать, осознать истоки российского патриотизма. Этому способствует применение таких методов, как обсуждение, работа с источ­никами, в которых выделяются патриотические идеи, включение в урок отрывков из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», обра­щение к трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». При изучении данной темы важно помочь ребятам глубже осознать, что в такие трудные годы перед народом встает выбор – объединиться на основе любви к своей родине и начать спасение своего Отечества или потерять независимость.

Так, например, на уроках в 9 классе тема «Отечественная война 1812 года» подчеркиваю, что с самого начала война приобрела справедливый, освободительный характер. Убедительно звучат здесь слова одного из первых летописцев этих событий, будущего декабриста Ф. Глинки: «…наступают времена Минина и Пожарского!.. Везде гремит оружие, везде движутся люди! Дух народный после двухсотлетнего сна пробуждается, чуя грозу военную».

Показываю мужество армий, шедших на соединение к Смоленску и героически защищавших города с ополченцами. Включаю в рассказ слова генерала Раевского, который, с двумя своими юными сыновьями став впереди солдат, воскликнул: «Вперед, ребята, за веру и Отечество. Я и дети мои, коих приношу в жертву, откроем вам путь». Обучающимся предлагаю называть нравственные черты, характеризующие этот подвиг.

В Смоленске среди других памятников есть памятник русскому генералу Антону Скалону. На нем, кроме даты гибели, высечены слова: «…похоронен в присутствии Наполеона со всеми воинскими почестями». Он возглавил контратаку русской кавалерии и был сражен наповал картечью. Тело попало в руки врагов, и Наполеон, видевший беспримерное мужество героя, поставил его в пример своим солдатам.

Домашнее задание по этой теме включает в себя создание проектов, примерную тематику которых определяю совместно со школьниками: «Кутузов – гений Отечественной войны 1812 года», «Война 1812 года в русской поэзии», «Война 1812 года в русской музыке», «Полководец Наполеон – герой Франции или узурпатор» и др.

На уроках, посвящённых «Отечественной войне 1812 года» воспитанию любви к Родине так же способствуют образы: Багратиона, Дениса Давыдова, Василисы Кожиной.

Здесь очень благодатная почва для самостоятельной работы обучающихся: изучение документов, дополнительной литературы, подготовка презентаций – все это помогает провести урок в форме исследования. Предлагаю составить историческую характеристику того или иного полководца, где учащимся необходимо найти положительные и отрицательные черты характера, высказать своё отношение к данной личности.

В 10 классе главной темой года является тема – «Великая Отечественная война» – это особая страница в истории нашего государства.

Акцентирую внимание на том, что для нашего народа Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием. Подрастающее поколение должно знать о подвиге советского народа в годы войны, о том, какие огромные потери понесла наша Родина на полях ожесточенных сражений и на оккупированных врагом территориях, о беспримерной стойкости партизан и подпольщиков, о самоотверженном труде женщин, подростков и детей, которые в глубоком тылу, на протяжении 1418 военных дней и ночей боролись и трудились во имя будущего, обеспечивая свой вклад в Победу.

Уроки по этой теме – это исследовательская работа обучающихся, работа детей над проектами: «Война в истории моей семьи», «Награды моего деда», «Смоленщина в истории войны», «Смоляне – герои Советского Союза», «Труженики тыла». Свои работы ученики представляют в форме презентаций, очерков, сочинений.

Формы проведения уроков по данной теме различны: урок – встреча с ветеранами, урок – просмотр видеофильма с дальнейшим обсуждением, урок – заочная экскурсия, уроки – экскурсии в музей «Смоленщина в годы ВОВ», школьный музей, экскурсии по боевым местам.

Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории, заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма.

В своей работе на уроках по патриотическому воспитанию я использую и тот огромный потенциал, который несет в себе история родного края, села: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений.

В сентябре 2022 года у школьников нашей страны появился новый формат внеурочной деятельности, который называется «Разговоры о важном». Проект запустило Минпросвещения России. Во всех школах страны в начале недели (понедельник) проводится классный час, на котором обсуждаются разные вопросы, связанные с патриотизмом, нравственным воспитанием, защитой экологии, важными историческими событиями. Занятия направлены на «укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

В программе указаны цели курса:

  • воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;

  • совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;

  • повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;

  • развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;

  • формирование культуры поведения в информационной среде.


Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.

На сайте «Разговоры о важном» разработан комплект материалов, которые содержат всё необходимое для подготовки и проведения такого внеурочного занятия – сценарий внеурочного занятия, методические рекомендации, а также набор визуального контента (видео, презентации, интерактивные материалы).

В проведении данных занятий учителю важно помнить о том, что они не должны повторять традиционные для урока формы, ребенок не должен превращаться только в слушателя и пассивного потребителя информации. Приоритет следует отдавать тем формам работы, в которых обучающийся занимает активную позицию (обсуждения, дискуссии, мозговые штурмы, решения кейсов, конкурсы, коммуникативные, деловые, интеллектуальные игры и т.п.). Видеоролик разработан как самодостаточный мотивационный элемент занятия, который содержательно полностью соответствует тематике и сценарию занятия, учитель может выбрать наиболее удобный момент для его демонстрации.

При отсутствии возможности просмотра видеоролика учитель может воспользоваться презентационными материалами, которые составлены на основе материалов видеоролика.

Каждое занятие приурочено к определенной дате. 


В рамках работы гражданско-патриотического направления во внеурочное время в нашей школе проводятся следующие мероприятия:

- патриотические часы «День неизвестного солдата» и «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады», акции «Окно памяти», акция «Окна Победы», «День освобождения Смоленска от фашистских захватчиков»;

- классные часы, посвященные «Дню Конституции Российской Федерации» и «Великим героям Отечества», «Дню Народного единства» и др.;

- праздничная программа «День защитника Отечества»;

- выставка рисунков «Мы помним! Мы гордимся!»;

- акция «Вахта памяти» у Вечного огня.

Каждый год в День Победы обучающиеся школы приходят к памятникам павшим воинам, где принимают участие в торжественном митинге, возлагают цветы, рассказывают стихи, стоят в почетном карауле.

В 2019 году по всей стране отмечалось 74-летие Великой Победы. В акции «Бессмертный полк» приняли участие миллионы людей по всей стране. Не остались в стороне и обучающиеся нашей школы. Именно такие мероприятия сплачивают нацию и формируют чувство патриотизма у подростков и молодежи.

Уроки мужества, вечера памяти, празднование памятных дат, проведение викторин, конкурсов – все это примеры воспитательной работы по формированию патриотических и гражданских чувств обучающихся.

Такая организация внеурочной деятельности обучающихся помогает ребятам проникнуться чувством гражданственности и патриотизма, учит любить свою малую Родину и нашу Россию.

Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!