СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование пакета диагностического инструментария для изучения индивидуальных особенностей учащихся как средство повышения диагностической культуры педагога.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке предлагается развивать диагностическую культуру педагога дополнительного образования через исследование диагностического инструментария и основных принципов педагогической диагностики.   Выделены основные принципы деятельности педагога в процессе педагогической диагностики. 

Разработан примерный пакет диагностического инструментария для изучения индивидуальных особенностей учащихся младшего и среднего школьного возраста.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Формирование пакета диагностического инструментария для изучения индивидуальных особенностей учащихся как средство повышения диагностической культуры педагога.»

Формирование пакета диагностического инструментария для изучения индивидуальных особенностей учащихся как средство повышения диагностической культуры педагога.


«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»

( Ушинский К.Д.)

В настоящее время важнейшей задачей, решаемой учреждениями дополнительного образования, является задача развития творческой индивидуальности детей, внедрения в педагогический процесс новейших эффективных технологий, с помощью которых ребенок способен познать мир в том виде деятельности, который ему близок, доступен, в наибольшей мере способствует его развитию. Изобразительное искусство, будучи важнейшей частью духовной культуры человечества, одновременно является испытанным средством выявления и развития творческой индивидуальности ребенка, помогает развитию творческого потенциала личности в целом.

Согласно Федеральной концепции развития дополнительного образования детей (от 4.09.2014, № 1726) проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на основании свободы выбора программ и режима их освоения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Программы должны обладать такими свойствами как вариативность, гибкость, разноуровневость, модульность. Согласно концепции развития МАОУДОД ДШИ г. Белоярский до 2017 года одним из основных принципов образования является принцип адаптации содержания, методов обучения и программных требований к особенностям и потребностям личности, способностям каждого учащегося. Следование данному принципу при разработке рабочих программ и их реализации является одной из проблем, стоящих перед педагогами сегодня.

Каждый обучающийся обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характера, каждый требует индивидуального подхода, который учитель, в силу разных причин, не всегда может осуществить. Обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности. Даже специально разработанные психологические рекомендации оказываются неэффективными из-за существующих профессиональных барьеров и низкого качества профессиональной психологической подготовки педагогов. Существует необходимость изучения индивидуальных и возрастных особенностей учащихся педагогами внутри педагогического процесса, то есть воспитание диагностической культуры педагога дополнительного образования.

Таким образом, существует противоречие между необходимостью адаптации содержания, методов обучения и программных требований к особенностям и потребностям личности, способностям каждого учащегося и низкой диагностической культурой педагога.

Для разрешения данного противоречия необходимо развивать диагностическую культуру педагога через исследование диагностического инструментария и основных принципов педагогической диагностики.

Составление пакета инструментария для диагностики индивидуальных особенностей учащихся внутри педагогического процесса обогащает знания педагога в области педагогики и психологии, способствует повышению интереса к диагностической деятельности. Полученные результаты диагностики, в свою очередь, будут способствовать разрешению указанного противоречия, а также обогащению рабочих образовательных программ, составлению индивидуальных маршрутов психолого-педагогического сопровождения обучающихся, координировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении, способствовать разработке планов мероприятий для развития творческих способностей обучающихся, мотивации к обучению.

Главной целью работы является исследование и отбор диагностического инструментария для изучения индивидуальных особенностей учащихся. Объект исследования - диагностический инструментарий, используемый в психолого-педагогической практике для выявления индивидуальных особенностей учащихся. Решаемые задачи:

- изучить литературу по темам: «Диагностическая культура педагога», «Индивидуальные особенности учащихся», «Диагностический инструментарий педагога»;

- определить основные принципы педагогической диагностики;

- выявить основные методы диагностики индивидуальных особенностей учащихся;

- произвести анализ и отбор диагностических методик, направленных на изучение индивидуальных особенностей учащихся, применение которых будет способствовать повышению качества образования при реализации предпрофессиональной программы и органично впишется в систему обучения и воспитания;

- сформировать пакет диагностического инструментария для выявления индивидуальных особенностей учащихся.


Психолого-педагогическая диагностическая культура педагога.


Диагностическая компетентность представляет собой единство теоретических знаний и практических умений в области педагогической диагностики, способах подбора адекватного инструментария и способность самостоятельно находить пути педагогического реагирования. Диагностическая компетентность имеет качественные характеристики: широта и глубина; самостоятельность; релевантность как способность отбирать психодиагностические методики, наиболее соответствующие целям, задачам, характеру и содержанию педагогической задачи. Психолого-педагогическая диагностическая культура преподавателя – осознанная потребность в диагностическом сопровождении безопасного личностного развития ребенка на основе компетентности.

Педагогическая диагностика присутствует в любом педагогическом процессе, во взаимодействии учителя и ученика на уроке, во внеклассной и внеучебной деятельности, в проектировании образовательного процесса школы, в работе с родителями учащихся. Диагностика осуществляется теми методами, которые органически вписываются в логику педагогической деятельности учителя, с ее помощью усиливаются контрольно-оценочные функции деятельности учителя, а некоторые традиционно применяемые средства и методы обучения и воспитания могут быть трансформированы в средства и методы педагогической диагностики. Педагогическая диагностика является составной частью профессиональной деятельности преподавателя, одной из его компетенций и имеет прямое отношение ко всем компонентам этой деятельности. Каждый, кто хочет овладеть теорией и практикой профессионально-диагностической деятельности, должен разбираться в современной трактовке понятия личность, в основных положениях теории развития личности и в возрастных особенностях становления личности ребенка.

Определим основные принципы, на которые должен опираться педагог в своей диагностической деятельности.


Принципы деятельности педагога в процессе педагогической диагностики.

Диагностическая деятельность и отношения, в ней возникающие, сложны, прежде всего, с этической точки зрения, так как в ней участвуют реальные люди, со своими отношениями, моралью, ценностями. Поэтому многими авторами сформулирован ряд этических принципов, которыми должен руководствоваться педагог в своем взаимодействии.

1. Принцип ненанесения ущерба испытуемому – требование организовать деятельность так, чтобы ни ее процесс, ни ее результат не наносили испытуемому какой-либо вред (здоровью, состоянию, социальному положению и др.). Согласно этому принципу, испытуемый должен быть информирован о целях исследования, методах и формах использования полученных результатов. Необходимо получение согласия испытуемого участвовать в обследовании. Используемые методики должны давать необходимую и достаточную информацию об испытуемом с точки зрения запроса заказчика. Важно также согласовать с испытуемым информацию, предоставляемую заказчику, причем она не должна ухудшить положение испытуемого.

2. Принцип компетентности – требование к педагогу браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и обладает необходимыми умениями и навыками. Реализуется он в сотрудничестве педагога и испытуемого, т.е. важно педагогическое просвещение относительно возможностей педагогической науки в целом и пределах собственной профессиональной компетентности. Общение с испытуемым строится на взаимной симпатии и доверии, но в то же время позволяет без ущерба решать поставленные задачи. Педагог не работает с испытуемым в состоянии болезни. В то же время при интерпретации результатов педагог опирается на данные психологической и педагогической наук.

3. Принцип беспристрастности – требование не допускать предвзятого отношения к испытуемому, какое бы впечатление он не производил, и каково бы не было мнение о нем. Методики, применяемые педагогом, должны быть стандартизированы и адекватны целям исследования, особенностям испытуемого.

4. Принцип конфиденциальности – требование, согласно которому материалы, полученные диагностом на основе доверительных отношений с испытуемым, не подлежат сознательному или случайному разглашению вне установленных условий. Для этого материалы диагностики кодируются, доступ к ним заранее регламентируется, согласуются сроки их использования и время уничтожения.


Диагностическая деятельность педагога и подбор диагностического инструментария.

Систематическое наблюдение учителя за своими учениками уже является диагностической деятельностью. Сбор диагностической информации педагогом может осуществляться как с помощью соответствующего инструментария (продукты учебной деятельности ребенка, тесты, анкеты и т.д.) так и методом простого наблюдения.

Диагностика индивидуальных особенностей подразумевает использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, педагогов, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов. При этом должен действовать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности обучающихся, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.

Самым целесообразным автор считает использование метода наблюдения. Наблюдение –это целенаправленное восприятие процессов и явлений, в рамках которого педагог получает конкретный фактический материал. Наблюдение может быть лонгитюдным ( в течение всего обучения) и сплошным, а также дискретным ( фиксирование тех или иных явлений). При наблюдении важно определить цели наблюдения, объект наблюдения (Что будем наблюдать?), способ наблюдения и способ регистрации, а также выявить результат. Как правило, использование данного метода сопровождается параллельным включением других методов исследования.

Можно использовать беседу, интервью, анкетирование, а также метод анализа результатов учебной деятельности ребенка. Применяются также стандартизированные психологические методики, направленные на диагностику качеств, состояний и функциональных характеристик личности и их количественную оценку (тесты). От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации. Индивидуальное тестирование должно производиться педагогом – психологом. В то же время, тотально диагностировать каждого ребенка по всем методикам не целесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном по результатам заполнения экспертных листов педагогами, специалистами и родителями направлении, а также по результатам собственных наблюдений педагога.


Индивидуальные особенности учащихся.

Что же нужно нам знать о детях в первую очередь? В первую очередь к ним относятся черты основных свойств нервной системы учащихся.

Есть люди, со слабыми и инертными нейродинамическими способностями, а есть – с сильными. Если ученик при напряженной работе быстро устает, - теряет работоспособность – это представитель слабого типа нервной системы.

Учащиеся с сильной нервной системой без особого напряжения могут работать долго без чувства усталости, они не теряются в экстремальных ситуациях, умеют собраться, их не смущает высокий темп, они легко переключаются на другие виды деятельности.

По отношению к учащимся со слабой нервной системой рекомендуется соблюдать такие правила: не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа; предоставлять достаточное время на обдумывание и подготовку; по возможности, спрашивать их в начале урока и на первых уроках; не требовать отвечать новый, только что усвоенный материал; путем правильной тактики опросов и поощрений формировать уверенность в своих силах, обязательно поощрять за старания, даже если результат далек от желаемого; осторожно оценивать неудачи; в минимальной степени отвлекать от работы, создавать им спокойную обстановку; учить умению переживать неудачу, объясняя, что неудача неизбежна и это не повод к отчаянию.

Какого должна быть тактика учителя по отношению к ученикам с сильной нервной системой? Работа монотонная, лишенная эмоциональных оттенков и возможностей для разрядки, отсутствие возможности выбора быстро истощают умственные силы у сильных учащихся. При выполнении однотипных заданий направить их на поиск других способов работы, чередовать задания разных типов и т.д. В целом «сильные» учащиеся хорошо приспособлены к условиям учебной деятельности. Но они часто не отличаются тщательностью, углубленностью выполнения, пренебрегают планированием и организацией работы. В ситуации, когда надо выполнять какие-либо поэтапные действия, следует обратить на этих учеников особое внимание, контролировать выполнение ими требований постепенности, последовательности, побуждать их к осознанным самостоятельным усилиям в этом направлении.

Подвижные учащиеся в гораздо большей степени нуждаются в постоянном руководстве и контроле со стороны учителя. Им надо помочь научится произвольно регулировать свою деятельность, должным образом ее организовывать; полезно обучать их умению быть сдержанным, выслушивать до конца. Внимательность на уроке нельзя потребовать, но можно выработать, воспитать терпеливым напоминанием, многократным повторениям требований без упреков и раздражения.

У каждого типа нервной системы есть свои преимущества, сильные стороны. Знают ли об этом дети? Конечно, чаще всего ученик воспринимает не сами неблагоприятные для обучения  особенности своего психофизиологического склада, а те затруднения, которые из них вытекают.

Поэтому одна из задач преподавателя – понять индивидуальные особенности ученика и учитывать их в своей работе. Другая задача – помочь осознавать их ученику и научить его использовать свои преимущества компенсировать недостатки. Например, компенсировать быструю утомляемость учеников со слабой нервной системой можно делая частые перерывы для отдыха, в первую очередь выполнять наиболее трудные работы. Уметь отвлекаться от умственной работы, переключаясь на общение, физические упражнения, игры, чтобы хоть отчасти восстановить трудоспособность. Медленный темп они компенсируют тщательной предварительной подготовкой. Им нужны тишина и покой для работы, не успевая усваивать знания в классе, они восполняют это добросовестной самостоятельной работой. Речь, таким образом, идет о формировании индивидуального стиля учебной деятельности.

На какие же вопросы следует обращать внимание педагога при изучении индивидуальных особенностей учащихся? Существенное значение имеет изучение физического состояния и здоровья школьников, от которых во многом зависит их внимание на уроке и общая работоспособность. Нужно знать ранее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. К индивидуальным особенностям относятся особенности темперамента, эмоциональная устойчивость и черты характера.

   Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении.   Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

   Сложным, но очень важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития школьников - их потребностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отношению к учению, коллективу товарищей. Изучение учащихся должно охватывать также ознакомление с 

условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие.

  

Выводы:

  1. Анализ литературы и диагностических методик показал, что при разнообразии предлагаемых методик особенно остро встает проблема их отбора. Для осуществления психолого-педагогической диагностики в системе дополнительного образования необходимо разработать критерии отбора методик и обозначить условия диагностической деятельности педагога.

  2. Большинство методик применимы только специалистом-психологом, а педагогу необходимо изучать индивидуальные особенности учащихся методом включенного наблюдения. Для наилучшего достижения результатов наблюдения необходимо вести журнал наблюдений или личные паспорта- характеристики на каждого учащегося.

  3. Учреждения дополнительного образования должны иметь в штате психолога, так как есть необходимость консультирования родителей, педагогов и учащихся, а также сопровождения учащихся с признаками одаренности. Необходимо повышать диагностическую культуру педагога.

  4. Зная индивидуальные особенности личности каждого учащегося, опираясь на эти знания, педагоги могут планировать и корректировать воспитательную работу более эффективно, формировать предметные компетенции, развивать творческий потенциал каждого обучающегося, добиваться высокой мотивации учения, следовательно, достигать более качественных результатов в обучении.

  5. Диагностика обучающихся позволит выявить качественные изменения и отследить динамику становления личностных качеств, что составляет одну из приоритетных задач современной системы образования в связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

  6. Составление пакета диагностического инструментария является эффективным средством повышения диагностической культуры педагога.



Диагностический инструментарий для изучения индивидуальных особенностей учащихся.

Способности и особенности ребенка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Поэтому предлагаемый комплект методик разделен на две возрастные группы: младший школьный возраст и средний школьный возраст.



Младший школьный возраст

  1. Многофакторный личностный опросник.

Тест для исследования личностных особенностей младших школьников разработан Р. Б. Кеттеллом и Р. В. Коаном. Содержит 12 шкал для измерения степени выраженности черт личности. Исследуются лабильность, интеллект, эмоциональная сфера ребенка, самоконтроль, уверенность в своих силах, тревожность и др. Существуют варианты личностного опросника для мальчиков и девочек. Тестирование и интерпретация результатов проводятся педагогом - психологом.

  1. Методика «Три оценки».

Используется для изучения самооценки детей младшего школьного возраста. Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, главным образом, под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности — мотива достижения. С самооценкой тесно связано и другое личностное образование — уровень притязаний, который рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке.

Автор: А. И. Липкина. Возраст 10- 12 лет.

  1. Фигурный тест творческого мышления.

Позволяет оценить уровень творческого мышления по показателям: гибкость, оригинальность, разработанность. Учащиеся получают задание: «Закончи рисунок». Регулярное выполнение подобных заданий способствует развитию воображения и фантазии учащихся. Методика введения в систему урока краткосрочных заданий, разработанных на основе данного теста, активно используется и является продуктивной.

Автор: П. Торренс. Возраст 10-14 лет.

  1. Цвето- рисуночный тест.

Предназначен для диагностики психических состояний детей в ходе учебной деятельности. Данный тест доступен и удобен в применении педагогом. Тест можно использовать на уроках живописи при выполнении задания « орнамент в квадрате», а вместо цветных карандашей использовать акварельные краски.

Разработан Н. О. Прохоровым и Г. Н. Генинг.

  1. Метод наблюдения.

Для определения психологических особенностей педагог может использовать известные методики наблюдения. Путем наблюдения можно оценивать некоторые индивидуально-психологические особенности учащихся. В первую очередь к ним относятся черты основных свойств нервной системы учащихся. На основании поведенческих реакций, наиболее часто встречающихся в учебной деятельности и в повседневном общении, можно сделать вывод о силе, уравновешенности, подвижности нервных процессов.

В большинстве случаев для относительно слабого типа нервной системы характерны также более тонкие пороги чувствительности, длительные переживания даже при небольших психотравмирующих воздействиях.

Основанием для отнесения к преимущественно сильному типу нервной системы со стороны возбуждения являются следующие показатели:

1) способность длительное время выполнять неинтересную работу, не снижая интенсивности и продуктивности (в противоположность быстрой утомляемости, непроизвольной переключаемое от заданной деятельности);

2)умение преодолевать трудности и неудачи в работе, стремление к трудностям, настойчивость, упорство в достижении цели;

3)повышение упорства и работоспособности в трудных условиях, в опасности;

4)стремление к самостоятельности в поступках, особенно в новых, незнакомых ситуациях;

5) способность быстро справиться и мобилизовать себя в случае неудач.

Основанием для отнесения к «слабому» типу являются противоположные показатели.

О силе тормозного процесса можно судить по способности к волевой задержке, быстроте формирования тонких дифференцировок по поведенческим реакциям, характеризуемых преобладанием тормозного компонента. Основанием для отнесения к преимущественно «сильному» типу нервной системы со стороны торможения являются следующие показатели:

1) высокая работоспособность, особенно в неинтересном деле;

2)сдержанность в поступках, в разговоре (даже несмотря на психотравмирующую ситуацию);

3) сдержанность в общении (умение хранить интересные новости);

4) неторопливость в принятии решений;

5) быстрое и прочное формирование различных навыков, связанных с тонкими дифференцировками и волевой задержкой;

6) неторопливость в движении, в речи, скупая пантомимика, медленное и тщательное пережевывание пищи во время еды, хороший сон, обеспечивающий наиболее полный отдых и т.д. Основанием для отнесения к «слабому» типу являются противоположные показатели.

О подвижности нервных процессов, имея в виду, прежде всего переход от возбуждения к торможению и обратно, можно судить по следующим показателям:

1) преимущественно быстрый темп деятельности, даже при освоении новой работы;

2) быстрое освоение нового материала (а иногда и быстрое его забывание при отсутствии соответствующих повторений);

3) легкость и активность в новых знакомствах, стремление к новым впечатлениям;

4) быстрое освоение, быстрая адаптация в новой обстановке;

5) быстрое засыпание или пробуждение;

6) живая речь, мимика, общая подвижность. Основанием для включения в группы относительно « инертных» являются противоположные признаки.



Средний школьный возраст (подростковый)

Подростковый период - это время завершения детства и начало взрослости. Основная особенность этого периода - резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и центральное личностное новообразование - становление нового уровня самосознания «Я» - концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность, неповторимость. Как известно, в подростковом возрасте, перед растущим человеком часто возникают проблемы: как адаптироваться к окружающей действительности, к миру, созданному взрослыми; как реализовать и проанализировать свои способности в будущем.

  1. Подростковый опросник Айзенка

Тест предназначен для выявления личностных особенностей, которые оказывают значительное влияние на стиль общения между людьми. Знание своих личностных особенностей и особенностей других людей позволяет понимать, объяснять поступки людей. Выявление экстраверсии-интроверсии, эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), оценки искренности испытуемого.

Автор: Г. Айзенк . Возраст 11-18лет.


  1. Опросник структуры темперамента (ОСТ)

Используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТ имеет 105 вопросов, допускает индивидуальное и групповое применение, без ограничения времени.

Автор: В.М. Русалов. Возраст 13-17 лет.


  1. Характериологический опросник Леонгарда

Этот тест предназначен для выявления акцентуаций характера, т.е. определенного направления характера. Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера.

Автор: К. Леонгард. Возраст 13-17 лет.


  1. Многофакторный личностный опросник Кэттелла ( вариант для подростков)

Является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности.

Автор: Р. Б. Кэттелл. Возраст 13-17 лет.


  1. Опросник «Карта интересов»

В его основе лежит перечень направлений, по которым составлены вопросы к учащимся. 

Авторы: А.Е. Голомшток, Е.А. Климов, О.П. Мешковская (модификация Филимоновой О.Г.) Возраст 13-17 лет.


  1. Методика исследования самооценки

Определение уровня сформированности адекватной самооценки, устойчивости самооценки, степени критичности, требовательности к себе, степени удовлетворенности собой.

Авторы: Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн (в модификации A.M. Прихожан) 

Возраст 11-15лет.


7. Тест «Самочувствие, активность, настроение» (САН)

Определение самочувствия, активности, настроения обучающихся. Умение анализировать своё самочувствие, активность, настроение.

Автор: К. Прутков, М. Ю. Савченко. Возраст 11-18лет.


8. Методика изучения мотивации обучения.

Определение уровня сформированности учебной мотивации, понимание улучшения собственных результатов.

Авторы: М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. Возраст 11- 15 лет.

9. Выявление мотивов учения

Методика позволяет определить мотивы учебной деятельности учащегося, развивает его умение анализировать собственные мотивы учения.

Авторы: Весна Е.Б., Киселева О.О. Возраст 12-18лет.


10. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование»

Определение интеллектуальной одаренности, показатели гибкости, оригинальности, беглости вербального творческого мышления.

Автор: Дж. Гилфорд. Возраст 12-18лет.


11.Методика «Дорисовывание фигур»

Автор: О. М. Дьяченко. Применяется для диагностики интеллекта и креативности. Изучение творческого мышления. Возраст 11-15 лет.

12. Методика «Шкала тревожности»

Выявление тревожности у подростков. Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги.

Автор Кондаш. Возраст 13-17 лет.

  1. Проективный рисуночный тест «Автопортрет»

Применяется для диагностики бессознательных эмоциональных компонентов личности (самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности, страха, агрессивности). 
По определению автопортрет – это изображение человека, созданное им самим. Изображая себя, человек воссоздает основные черты собственных телесных нужд и внутренних конфликтов. Богатая проекция личностной динамики, проявляющаяся в рисунке, открывает для метода возможность анализа достоинств и конструктивных потенций, равно как и анализа нарушений.

Используется в системе уроков общеобразовательной программы.


  1. Методики изучения продуктов творчества. 

Предметом интерпретации является рисунок, который рисует учащийся. «Дом. Дерево. Человек», «Дерево», «Человек», «Два дома», «Рисунок семьи», «Пиктограмма», «Картина мира», «Свободный рисунок», «Несуществующее животное».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!