СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся младших классов на уроках русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по теме "Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся младших классов"

Просмотр содержимого документа
«Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся младших классов на уроках русского языка.»



Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся младших классов на уроках русского языка

«Нажить много денег – храбрость;

сохранить их – мудрость,

а умело расходовать – искусство».

Бертольд Авербах

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Дети рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному их использованию. Нельзя себе представить сегодня мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих. Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги, но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня особо актуальны.

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности, в условиях введения обновленных ФГОС в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

         Обращаясь к «Банковской энциклопедии», финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.

В своём выступлении я  представлю основы финансовой грамотности на уроках русского языка. Все темы для обсуждения и работы по финансовой грамотности не ущемляют основного материала, который должен быть дан по программе. Конечно, более углубленных занятий в такой форме, как деловые,  ролевые игры и квесты,  на уроке дать не получится, так как это выходит за рамки программы по русскому языку в младших классах, но небольшое «погружение» в тему вполне реально.

На уроках русского языка происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, деньги в литературных произведениях, а также  ребусы, анаграммы, пословицы.

Рассмотрим задания, которые, я считаю,  можно применить на уроках русского языка в начальной школе.     





Работа со словом

Анаграммы. Расшифруй слова

СИПЕНЯ (ПЕНСИЯ)

ЛАКМЕРА (РЕКЛАМА)

ПАРТАЛАЗ (ЗАРПЛАТА)

ОВОДРОГ (ДОГОВОР)

КАНОЭКОМИ (ЭКОНОМИКА)

Собери слово

АЦНЕ (цена)

ЛАКМЕРА (реклама)

ОВОДРОГ (договор)

ЕНТПОРЦ (процент)

Отгадай слово из прочитанных строк и запиши его. Составь простое предложение, используя одно из этих слов.

Из какого автомата выдается нам зарплата?

Он финансовый факир, в банк к себе нас ждет?

Половинку от зарплаты называют как, ребята?

В море коварном товаров и цен бизнес-корабль ведет?

И врачу, и акробату выдают за труд?

На товаре быть должна, обязательно….

Работа с пословицами

Соедини линиями продолжение пословицы

Береги хлеб для еды, богатый вора боится.

Без денег торговать а деньги для беды.

Богатому не спится, как без соли хлебать.

Когда деньги говорят, прокладывает.

Есть грош, тогда правда молчит...

Денежка дорожку так будет и рожь.

Запиши под диктовку пословицы. Определи в них имена существительные

Когда кошелёк лёгок – на душе тяжело.

Нелегко деньги нажить, но легко деньги прожить.

Кто долго спит, тот денег не скопит.

Деньгам счет, а хлебу мера.

Денежка без ног, а весь свет обойдет.

Вспомни и назови пословицы или поговорки, в которых упоминаются деньги

Деньги делают деньги.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Копейка рубль бережет.

С копейки начинается миллион.

Время — деньги.

Отплатить той же монетой.

Пропадать ни за грош.

Принимать за чистую монету.

Долг платежом красен.

Мал золотник да дорог.

Деньги любят счет.

Фразеологизмы

Сорить деньгами - тратить много денег бездумно;

Чемодан денег - иметь много денег;

Деньги не пахнут - можно заработать любым трудом;

Денежка к денежке - накопить небольшую сумму;

Деньги куры не клюют - много денег;

Купаться в деньгах - много денег;

Гроша нет за душой - очень бедный;

Бросать деньги на ветер - тратить деньги бездумно, напоказ;

Загребать деньги лопатой - много получать денег, наживать;

Знать цену деньгам - не тратить зря, напрасно;

Деньги, как птицы, то улетают, то прилетают -

сегодня есть деньги, а завтра их нет, все потратили.

Работа с текстом

Прочитай текст, обрати внимание на выделенные слова. Определи, какой частью речи они являются. Укажи род и склонение выделенных слов.

Разные народы на определенных этапах истории в качестве денег использовали различные продукты. В Мексике это были какао-бобы, в Боливии и Перу расплачивались одним из видов перца, на Филлипинских островах платили рисом, а на Руси — пушниной и скотом.

Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.  
      Обучение основам финансовой грамотности – это необходимый этап полноценного развития ребёнка. Знания о мире финансов помогут ему в дальнейшем сформировать правильное отношение к деньгам и разумное экономическое поведение.

В результате изучения основ финансовой грамотности на уровне НОО, обучающиеся должны знать:

- понимание природы и функции денег;

- умение ценить деньги;

- умение считать деньги;

- умение составлять финансовый отчёт (доходы и расходы семьи);

- умение экономить и сберегать;

- умение тратить деньги и жить по средствам;

- умение делиться.

Таким образом, изучение финансовой грамотности даёт возможность обучающимся овладеть начальными умениями в области управления личными финансами в целях адаптации к динамично изменяющемуся и развивающемуся миру денежных отношений.



Список литературы

1.      Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания. М.: Аспект Пресс, 1995.

2.      Антипова М.В. Метод кейсов: методическое пособие. Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011.

3.      Бебнева Н.А. Изучение курса «Экономика для всех»: книга для учителя. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2003. 178 с.

4.      Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Использование инновационных образовательных технологий для формирования компетентностных образовательных результатов школьников: методические рекомендации для учителя к программе «Экономика». Барнаул: Азбука, 2012. 94 с. 6.

5.      Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470 с. Режим доступа: http://azy-economiki.ru.









































Областное государственное автономное образовательное учреждение

«Центр образования «Ступени»











Доклад

на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся младших классов

на уроках русского языка»















Подготовила: И.А. Новикова

учитель начальных классов

















Биробиджан, 2024




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!