СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков творческого пересказа у младших школьников

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на районном методическом обьединении. Делилась опытом работы с педагогами начальной школы

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков творческого пересказа у младших школьников»

Формирование навыков творческого пересказа текста у младших школьников

(Слайд 1) Приветствие.

(Слайд 2) Одним из условий успешного обучения в начальной школе является овладение детьми высоким уровнем связной речи. Речь человека – это основной показатель интеллектуального развития, чем точнее речь, тем правильнее и образнее может выражаться мысль. Как показывает практика, связная речь, как младших школьников, так и старшеклассников, имеет низкий уровень развития. Дети не могут пересказать учебный материал, выразить свои мысли последовательно и четко в сочинениях и изложениях.

Основной формой речевого взаимодействия в ходе учебного процесса является осмысленное оперирование различными видами текста, так как в процессе обучения осуществляется восприятие учебного текста учителя и происходит обмен устными текстовыми высказываниями между учителем и учеником. Поэтому проблема обучения навыку пересказа актуальна для начальной школы с точки зрения обеспечения процесса коммуникации в учебном процессе.

(Слайд 3) На основе выше сказанного я хочу поделиться опытом своей работы по формированию навыков творческого пересказа у младшего школьника.

При разработке системы занятий я использовала методические разработки Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, М.М. Алексеевой, Т.А. Ткаченко, Г.Р. Шашкиной, Н.Ю. Боряевой, Н.Е. Арбековой. Данные авторы предлагали формировать навыки пересказа, в частности творческого, через поэтапное формирование следующих умений навыков:

– формирование навыков смыслового чтения,

– формирование навыков подробного пересказа,

– развитие связной монологической речи,

– развитие воображения,

– формирование навыка творческого пересказа.

(Слайд 4) Моя работа предполагает реализацию двух этапов – подготовительного и основного. На подготовительном этапе осуществлялась работа по формированию навыка смыслового чтения и подробного пересказа. (Слайд 5) На данном этапе в содержание занятий включались задания на совершенствование лексической и семантической стороны речи.

(Слайд 6) Для совершенствования навыка подробного пересказа я использовала такую форму работы, как ведение читательского дневника. На занятиях велась подробная работа по содержанию произведения, отрабатывался навык пересказа с помощью заданий описанных в таблице. (Слайд 7) В качестве закрепления детям давалось задание заполнить страничку читательского дневника и отразить на ней автора, название произведения, тему, идею, а также проиллюстрировать его по желанию. На следующем занятии, на этапе закрепления изученного материала дети демонстрировали выполненное задание и снова пересказывали произведение. Образец страницы читательского дневника представлен.

Помимо заданий, представленных (таблицу), (слайд 8) на занятиях я использую разработанную мной тетрадь по формированию навыков творческого пересказа. (Слайд 9) Использование данного методического пособия способствовало решению следующих задач:

– формирование умения самостоятельно придумывать и выстраивать сюжет рассказа,

– формирование умения составлять рассказ связно, последовательно, не отклоняясь от общей темы и структуры рассказа,

– формирование умения подбирать необходимый лексический материал и точно использовать его: употреблять слова в правильном лексическом значении, использовать различные языковые средства в соответствии с литературными нормами,

– формирование грамматического строя речи: правильного употребления различных форм слов, использования как простых, так и сложных синтаксических конструкций, не допуская ошибок в их строении.

В тетради представлена работа со следующими произведениями:

– «Утренние лучи» К.Д. Ушинский,

– «На горке», «Живая шляпа» Н.Н. Носов,

– «Под грибком», «Петя и красная шапочка» В.Г. Сутеева.

Каждое указанное выше произведение прорабатывалось по следующей схеме, в течение четырех занятий:

– работа над осознанностью,

– работа над лексико-грамматическим оформлением текста,

– развитие навыков творческого пересказа.

(Слайд 10) Все занятия по формированию навыка творческого пересказа строились по единой структуре (рисунок). Первоначально упражнения, направленные на обучение пересказу, опирались на зрительную основу (на занятиях использовалось большое количество сюжетных картинок и графических схем текстов), в последующем происходило усложнение восприятие материала с переходом на словесную основу, являющуюся нормативной для детей младшего школьного возраста.

(Слайд 11) Также на занятиях дети учились слушать и анализировать пересказы своих одноклассников. Благодаря систематической работе по формированию у детей умения воспроизводить содержание рассказа с основой на характер героев (упражнение «пересказ от лица персонажа»), дети начали осознавать смысл произведений и понимать их главную мысль, оценивать, находить причинно-следственные связи.

Таким образом я работаю со своими учениками по формированию навыков творческого пересказа.

(Слайд 12) Всем спасибо за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!