Слайд 1: Сегодня к профессии библиотекаря и к его ежедневной деятельности предъявляются новые требования. Чтобы не потерять наших читателей, мы должны идти с ними в одном направлении и быть в курсе всех изменений в информационно-цифровой среде. Достичь этого мы можем только путём развития и обучения на протяжении всей жизни.
В настоящее время нам приходится много взаимодействовать в цифровой среде, решая свои профессиональные задачи и, всё большую популярность приобретает обучение в онлайн-формате. И вот, когда информационно-библиотечным центром БелИРО нам было предложено пройти онлайн-курс для специалистов школьных библиотек, мы с радостью согласились.
Учебный курс по формированию навыков цифровой грамотности школьного библиотекаря разработан АНО «Центр развития социальных и образовательных инициатив» при поддержке фонда президентских грантов. В реализации курса приняли участие сотрудники ФИМЦ РАО «Библиотека имени К.Д. Ушинского». В организационном сопровождении участвует информационно-библиотечный центр БелИРО.
Слайд 2: Слушателями курса, который называется «Цифровая грамотность библиотекаря», стали школьные библиотекари России, в том числе 30 библиотекарей Белгородской области.
За 72 часа в дистанционном формате обучения мы посетили занятия лекционного типа по 17 темам, после каждого занятия нам предлагалось выполнить самостоятельную работу, на протяжении всего курса участники проходили промежуточную аттестацию. По результатам обучения и итоговой аттестации слушатели получают электронный сертификат.
Слайд 3: В ходе обучения слушатели курса:
- Получили навыки работы с цифровыми инструментами, научились анализировать и осуществлять выбор средств и методов для решения профессиональных задач при работе с детьми.
- Приобрели современные знания в области информационной грамотности, овладели методами поиска, анализа, обработки и создания информационных объектов в цифровой среде.
- Научились организации коллективных форм проектной деятельности с использованием цифровых инструментов и сервисов.
Слайд 4: Библиотекарь - это специалист, работающий с информацией. И одной из ключевых профессиональных компетенций является медиа-информационная грамотность.
Преподаватели курса помогли слушателям разобраться в принципах коллективного взаимодействия в цифровой среде, узнать значение основных терминов, с которыми сталкивается каждый, кто работает в Интернете.
Мы больше узнали об Электронно-библиотечной системе (ЭБС), которая постепенно становится неотъемлемой частью образовательной среды.
Познакомились с цифровыми инструментами, которые библиотекарь может использовать при работе с документами, и с их помощью может легко выстроить систему электронного документооборота в библиотеке.
Слайд 5: Сейчас все больше и больше библиотекарей обращают свое внимание на инструменты визуализации. И неудивительно, ведь простых слов для объяснения уже недостаточно. Объем информации, с которым нам приходится работать – огромен, и нужны работающие техники не только для того, чтобы её воспринять и качественно обработать, но и передать читателям без потери смысла и значения. В ходе занятий слушатели познакомились с различными способами визуализации информации: с помощью облака слов, инфографики, ленты времени, карт. Вот несколько работ выполненных с помощью различных онлайн-сервисов.
В ходе курса было несколько коллективных заданий, и все свои работы участники выставляли на таких вот интерактивных досках. Слушатели не просто демонстрировали свои достижения, но и сами могли найти идеи для новых проектов и направлений для профессионального роста.
Познакомившись с материалами курса, слушатели узнали основные принципы и правила работы над презентацией, разобрали типичные ошибки при её создании, в итоге подготовили собственные разработки.
Слайд 6: Провести интересное и запоминающееся мероприятие для читателей в библиотеке всегда непросто. Дети уже не хотят быть пассивными слушателями, им интересно проявлять себя, принимать участие в соревнованиях. На помощь библиотекарю могут прийти различные игровые формы. Слушателей курсов познакомили с огромным количеством онлайн-сервисов для создания игр, викторин, кроссвордов, опросников. С помощью различных онлайн-инструментов мы научились делать собственные игровые формы.
Слайд 7: Разделы курса содержат большое количество видеоматериалов, заданий для самостоятельной работы, ссылок на интернет-источники и тестовые задания для самопроверки.
Очень интересно было открыть для себя новые интерактивные сервисы: это Гугл-формы, Онлайн-тесты, онлайн-платформа Канва и приложение Падлет - на интерактивных досках которого и демонстрировали свои работы слушатели курсов.
Слайд 8: Такие дистанционные курсы являются прекрасным дополнением к тем курсам, которые проходят в «Белгородском институте развития образования». Они позволяют нам получить новые знания, совершенствовать собственный профессионализм и изменить школьную библиотеку в соответствии с новыми тенденциями в обществе и образовании.