СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование навыков работы с текстом на уроках истории».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Формирование навыков работы с текстом на уроках истории».»











Методическая разработка на тему:

«Формирование навыков работы с текстом

на уроках истории».




































Чтение делает человека знающим,

беседа — находчивым, а привычка

записывать -точным.

(Ф. Бэкон).

Основной формой общения учителя и ученика был и остается школьный урок. Сделать урок интересным, суметь мотивировать учащегося на дальнейшую познавательную деятельность, вовлечь в работу как можно большее количество учеников, научить анализировать и видеть причинно-следственные связи событий, развить в них творческое мышление эти и многие другие задачи стояли перед педагогами всегда.

Методика преподавания предлагает учителю набор приемов, форм и методов организации и проведения урока. Расширение пространства знаний, объем информации, ее многопрофильность, сделали очевидным тот факт, что все знать и уметь невозможно, однако возможно освоение, овладение, нахождение истины через смежные области.

Значение работы с историческими источниками никогда не подвергалось сомнению в методической литературе педагоги-историки и обществоведы (Н.В. Андреевская, В.Н. Вернадский, Л.Н. Боголюбов, А.А. Вагин, Б.П. Голованов,  Н.Г. Дайри, С.А. Ежова, М.А. Зиновьев, А.Т. Кинкулькин, А.Г. Колосков, Ф.П. Коровкин, Е.А. Костюкевич, С.Е. Крол, П.С. Лейбенгруб, И.Я. Лернер) отмечали, что - систематическая работа с источниками позволяет расширить и углубить знания школьников. Усилить, доказательную сторону ответа  ученика с опорой на документ, обеспечить глубокое осмысление и усвоение изучаемых фактов. Привлечение источников способствует формированию умений обучающихся, самостоятельно их анализировать, сравнивать и систематизировать содержащийся в них  материал, делать выводы, используя исторический источник для  аргументации, анализировать и обобщать факты,  целенаправленное использование источников позволяет развивать и расширять познавательный интерес у школьников, активизирует внимание, - работа с документами помогает становлению творческой деятельности учащихся. Документы имеют нравственный и мировоззренческий потенциал.

Сегодня, мир воспринимается не по схеме: знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а через тезис ищу - нахожу, думаю - узнаю, тренируюсь - делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни. Достаточно рассмотреть результаты ОГЭ и ЕГЭ, чтобы стало ясно: без навыка работы с текстом школьник не сможет справиться с ними. Но ведь после выпускных экзаменов его жизнь продолжится: многим предстоит учеба в техникуме, ВУЗе, да и в обычной жизни умение работать с текстом играет важную роль. Это и оформление различных документов, и умение вести беседу, спор, дискуссию, и навык понимать прочитанное.

Актуальность нашего проекта обусловлена и тем, что мы работаем в выпускных классах, нас объединяет стремление помочь обучающимся успешно сдать ЕГЭ и ОГЭ, которые предусматривают работу с текстом, владение письменной коммуникативной компетенцией.

Проблема учащихся:

*неумение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать; неумение анализировать самостоятельно описанную ситуацию;

*отсутствие навыка целостного анализа информации.

* подача текстов в непривычной форме (фрагментарность, избыточность, сочетание разных жанров)

*соотнести разные виды информации, сравнить их с условиями задачи, выбрать главное, отсечь лишнее, самостоятельно воспользоваться имеющимися знаниями и навыками.

     К историческим источникам относится все созданное человеком, в том числе и результаты его взаимодействия с окружающей средой, а также памятники письменности, которые в методике называются документами. В чем же значение применения исторических источников? 
     С их помощью реализуется принцип наглядности в обучении истории, когда ученики знакомятся с внешним видом источника.Посредством исторического источника у учащихся формируется интерес к истории. Привлечение новых фактов позволяет почувствовать им дух эпохи. При работе с ними у учеников активизируется процесс мышления и воображения, что способствует усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания. У учеников вырабатывается умение самостоятельной работы с элементами исследования,  анализировать и извлекать информацию, оценивать значение исторических источников прошлого и настоящего. На уроках ученики узнают о значимости источников для исторической науки, видят в них след деятельности когда-то живших людей.

    Учащиеся на уроках истории имеют мало возможности работы с источниками, причем зачастую это уже подготовленные отрывки документов, имеющиеся в учебнике. В методической практике представлена следующая классификация исторических источников.

 Классификация исторических источников.
Исторические источники делятся на 3 основные группы:
1. Вещественные источники:   монеты, печати,  остатки посуды, украшений, оружия.

2. Изобразительные источники: карты, рисунки, мозаики, жилища;  кино, фото и видео материалы.
3. Письменные источники:  документы;  летописи;  мемуары; письма;  своды законов.
4. Устные источники: сказки;  мифы;  былины.

Для успешного формирования навыков работы с источниками ,определяются обще-учебные навыки для каждой параллели с 5-го по 9-й класс с учётом возрастных особенностей учащихся и требований к содержанию образования. При этом следует отметить, что значительная часть навыков, примерно 3/4 от общего количества, была отнесена к 5—7-м классам и лишь 1/4 часть к 8—9-м классам. Такой подход объясняется необходимостью формирования основных ОУН уже в среднем звене, чтобы в предпрофильных классах учащиеся могли самостоятельно использовать их, а у учителей была возможность работать над закреплением и развитием навыков. Систематизация навыков позволила определить наиболее значимые, приоритетные для своего предмета УУД, на основании чего были разработаны сводные таблицы предметных и обще-учебных навыков. При составлении таблиц учитываться принципы формирования навыков: определённую последовательность, соблюдение преемственности, их постепенное усложнение и углубление. Фрагмент такой таблицы по истории, где серым цветом выделены формируемые обще-учебные навыки.

Фрагмент сводной таблицы предметных и обще-учебных навыков

5 класс

6 класс

7 класс

Извлечение необходимой информации из источника

Умение «разговорить» источник через постановку вопросов

Критическое чтение источников, их сопоставительный анализ

Составление текста с опорой
на основные понятия темы

Составление словаря исторического периода,
подбор понятий к теме

Составление характеристики
соц.-эк. и политических явлений жизни общества

Навык чтения исторической карты; навык работы
с контурной картой

Использование карты
для объяснения исторических событий и их сравнения

Использование карты
для реконструкции
исторического события

Навык составления схем различного вида для преобразования текста

Самостоятельный выбор схем для преобразования текстовой информации

Освоение новых видов преобразования текста: план-схема, кластер, досье

Постановка репродуктивных
и продуктивных вопросов

Постановка вопросов оценочного и критического характера

Формулирование проблемных вопросов разного вида

Построение полного ответа: основная мысль — её пояснение на конкретных примерах — итог

Формулирование аргументированного ответа на вопрос с обобщением или выводом

Формулирование оценочного суждения с чьей-либо точки зрения или с определённой позиции

Сравнение фактов и явлений
одного порядка

Сравнение явлений разного порядка в рамках предмета

Сопоставление событий и явлений

Воспроизведение
исторического события
по заданным фактам

Объяснение исторического события, явления с разных позиций

Реконструкция исторического события, явления

Выявление структуры исторического события:причины — развитие — результат

Навык выявления причинно-следственных связей исторических событий, явлений

Характеристика исторического события; выявление исторических закономерностей

Составление краткого информативного сообщения

Составление информативного сообщения с элементами анализа

Составление проблемного доклада на основе различных источников

Благодаря такой таблице учитель видит, когда и какие навыки ему необходимо формировать, на что опираться в своей деятельности на уроке и в каком направлении осуществлять дальнейшее развитие учащихся, т.е. он получает возможность последовательно и целенаправленно работать над формированием навыков. Кроме того, таблица позволяет координировать деятельность преподавателей. Так, учителя истории, имея чёткое представление о том, какие навыки формируются в каждой параллели, могут продолжить работу по их закреплению и развитию даже при перераспределении классов, реализуя тем самым внутрипредметную связь (по вертикали). Кроме этого, учителя истории могут воспользоваться общеучебными навыками, формируемыми, например, на уроках литературы (и наоборот), обеспечивая тем самым межпредметную связь (по горизонтали) и, что немаловажно, значительно экономя урочное время. Проделанная работа по систематизации и распределению навыков представляет собой теоретический этап, за ним следует более сложный этап — практический, который позволяет реализовать задуманное в непосредственной учебной деятельности. Для этого необходимо определить, что именно нужно сделать, чтобы приступить к формированию навыков.

На очереди оказывается задача по созданию следующего механизма:

• определение тем учебного предмета, наилучшим образом подходящих для формирования того или иного навыка;

• подбор дополнительной информации, позволяющей закреплять и развивать формируемые навыки;

• создание алгоритмов и рекомендаций для учащихся по осуществлению различных видов учебной деятельности;

• разработка методических приёмов для учителей по формированию навыков у учащихся;

• составление единых требований для выполнения определённых видов работ учащимися.

Рассмотрим действие механизма формирования навыков на конкретном примере. Допустим, нам необходимо сформировать такой обще-учебный навык, как выделение главной мысли текста (он является одним из первых для 5-го класса). Для этого мы определяем тему — «Царства Древнего Египта», включающую, в частности, важную для её понимания информацию о разливах Нила. Далее, подбираем дополнительные тексты, которые позволили бы нам наглядно показать учащимся процесс формирования навыка и использовать определённые методические приёмы. Первый текст намеренно даётся без названия, в нём заранее подчёркиваются определённые фразы.

Ты пришёл в эту землю,
Явился, чтобы оживить Египет.
Бег его таится, подобно мраку
Среди дня, когда слуги его воздают хвалу ему.

Он орошает поля, созданные Ра,
Чтобы дать жизнь каждой козе;
Он поит и пустыню, и сушь, —
Ведь это его роса падает с неба.

Владыка рыб, повелевающий им подниматься к порогам,
Нет птиц, кружащихся над теми, 
Кто сеет зерно и собирает полбу.

Когда же пальцы его пребывают в лени, а ноздри закупорены,
Нищают все люди.
Когда случается так, скудеет небо богов
И гибнут люди целыми народами.

Владыка силы благоуханный,
Тот, кому радуются,
Кто родит траву стадам,
Кто сердцем помнит о жертвах богу,
Пребывающему под его покровительством,
Где бы ни был он: в преисподней, на небесах или на земле.
Он держит в своей власти Обе Земли.
Он наполняет житницы, и насыпает груды зерна,
И отдаёт добро беднякам.

Перевод А.Ахматовой

Предваряя дальнейшие объяснения, отмечу, что для успешной работы с навыками на уроке основные усилия преподавателя следует направить на организацию самостоятельной деятельности учеников, а не на трансляцию готовых знаний. Информация учащимся должна подаваться таким образом, чтобы они могли осознать каждое своё действие и его необходимость.

Также замечу, что формирование навыков, осуществляемое на учебном материале (или материале, к нему так или иначе относящемся), помогает сократить затраты учебного времени на получение программных знаний учащимися, а их работу на уроке сделать более разнообразной и интересной.

Теперь вернёмся к формированию навыка выделения главной мысли текста.

1. Предлагаю классу прочитать текст. Прошу ответить на вопрос: о чём текст? Обсуждаем варианты ответов. Прошу подтвердить выдвигаемые мнения цитатами из текста. Задаю вопрос: что чаще всего упоминается в приведённых цитатах и прошу обобщить выявленную информацию. Таким образом, мы определили тему текста — значение Нила для Египта.

2. Предлагаю назвать, в чём конкретно заключалось влияние Нила на жизнь в Египте. После всех перечислений прошу выделить наиболее существенное (даёт воду, пищу, благополучие). Таким образом, мы отделили важное от второстепенного.

3. Для лучшего понимания текста можно предложить учащимся ответить на продуктивные вопросы , составленные учителем или самими учениками, например:

Какие выводы можно сделать из утверждения, что бог, где бы он ни находился, пребывает под покровительством Нила? (специальный);

Если правителем Верхнего и Нижнего Египта был фараон, то почему про Нил говорится, что он держит в своей власти Обе Земли? (разделительный).

4. Предлагаю объяснить выделенные в тексте выражения и указать, что олицетворял собой Нил для Египта (жизнь, плодородие, бога). Таким образом, мы установили основные связи между Нилом и Египтом.

5. Предлагаю на основе установленных взаимосвязей сформулировать главную мысль текста (Нил был основой существования Египта, поэтому его олицетворяли с богом). После этого сообщаю название текста «Египет — дар Нила», которое подтверждает правильность полученного нами в ходе рассуждений результата.

Сообщаю учащимся, что при выполнении заданий они следовали определённому алгоритму, который мы теперь зафиксируем в тетради.

Задаю вопрос: насколько понятны записанные пункты алгоритма.

Обычно затруднений с их пониманием не возникает, поскольку каждый из них был «апробирован» учащимися в процессе работы.


Учителям истории по роду своей деятельности приходится часто использовать на уроках различные тексты и к этому сложно добавить что-либо новое. Однако, определённую новизну сможем увидеть в системном подходе к организации работы с текстами и в предлагаемых принципах работы с ними.

Текст — понятие многоплановое. Будем использовать его, имея в виду любую текстовую информацию: объявление, рекламу, учебник, схему, график, слайдовую презентацию, книгу.

Текст — это то, с чем любой человек, вынужденно или добровольно, соприкасается ежедневно. Если же говорить о школьниках, то для них текст является основой обучения. Но для того, чтобы научиться понимать текст, им необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией на каждом этапе её прочтения.

Схема№1.




Так, выявление информации предполагает выбор определённых элементов информации, отделение главного от второстепенного, нахождение доводов автора в подтверждение выдвинутых тезисов, что позволяет раскрыть содержание текста.

Осмысление информации требует сопоставления, определения главной мысли и смысла текста, авторского замысла, позиции — всё это позволяет интерпретировать текст.

Наконец, преобразование информации подразумевает создание нового текста, включающего собственное понимание и осмысление проблемы, благодаря чему и происходит присвоение текста.

Как видим, работа с информацией неизбежно требует от учащихся владения определёнными навыками, что, в свою очередь, позволяет им последовательно выполнять все указанные операции с текстом.

Задача учителя— не столько научить, сколько дать возможность школьнику учиться самому, то для предоставления ему такой возможности учителю, как минимум, придётся продумать компоновку и очерёдность использования текстовой информации, т.е. выбрать способ её подачи:

1.определённая последовательность информации;

2. сочетание текста с иллюстративным материалом;

3. объединение разных текстов и их фрагментов по теме;

4. разделение информации на несколько блоков;

Рассмотрим одновременно первый и второй из предложенных способов на примере изучения темы «Финикия — морская цивилизация».

В начале урока учащимся предлагается ряд иллюстраций, а также перечень изобретений и открытий финикийцев:

— изготовление краски из морских моллюсков;

— окрашивание тканей в пурпурный цвет;

— изготовление уникального цветного стекла;

— буквенное письмо (алфавит);

— наличие тарана в носовой части корабля.

Учитель формулирует вопрос: как вы думаете, чем обусловлены именно такие открытия и изобретения финикийцев?

Обсуждаются предположения учащихся, в результате чего появляется тезис о непосредственной связи открытий финикийцев с их основными занятиями.

Далее учащимся предлагается список основных занятий финикийцев:

— морская торговля;

— разведывание новых морских путей;

— морское пиратство;

— кораблестроение, ремесло;

— посредничество в торговле.

Учитель формулирует вопрос: что могло оказать влияние на появление именно таких видов деятельности у финикийцев?

В ходе обсуждения ответов пятиклассники приходят к мысли о зависимости занятий населения от природных условий.

Далее учитель предлагает задание: определите географические особенности Финикии, опираясь на выявленную ранее информацию. После рассмотрения вариантов ответов учащихся им предлагается обратиться к карте, чтобы удостовериться в правильности выдвинутых предположений.

Источник делает рассказ учителя живым и ярким, а выводы более убедительными. Значимость исторического источника в том, что он содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, создает ощущение духа эпохи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!