Формирование навыка поисково-исследовательской деятельности
младших школьников как основа умения учиться
Алейник А.И., учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №32» г.Белгорода
Формирование навыка поисково-исследовательской деятельности учащихся – одна из приоритетных задач современного начального образования, а также одно из обязательных условий успешного обучения. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО, 2009) отмечено, что в основе организации учебного процесса любой предметной дисциплины лежит системно-деятельностный подход. Иными словами, обучение рассматривается как специально организованный процесс, в ходе которого ребёнок включается в различные виды деятельности, в том числе самостоятельную, и выполняет конкретные действия на материале изучаемой учебной темы. Понятно, что те идеи, которые красной нитью проходят через современные стандарты, рождены самой жизнью. Они выстраданы на основе тех проблем, с которыми неоднократно сталкивались педагоги, психологи, методисты, учителя и целые педагогические коллективы, – научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Поэтому главное направление стандартов нового поколения выражается в усилении заботы о качественной стороне обучения, о формировании у младших школьников умения учиться.
Современное течение жизни с ее скоростью и лавиной информации предъявляет высокие требования к подрастающему поколению. Надо быть умным, много знать, быстро и качественно работать. Не менее необходимым элементом является поисково-исследовательская деятельность на уроках, ценность которой возрастает по мере вхождения в информационное пространство, где производится и потребляется интеллект. Поиск, понимание, умение увидеть главное, точно выразить, правильно воспроизвести – все эти элементы мыслительной деятельности являются составляющими урока.
Организация учебного исследования частично решается в рамках программ развивающего обучения для начальной школы, в частности по системе, разработанной отечественными учёными-психологами Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым. В соответствии с требованиями данной программы, каждый урок должен побуждать к мыслительным действиям, обеспечивать включение учащихся в наблюдение, сравнение, выяснение закономерностей, формулирование выводов. Прогрессивные педагоги прошлого, специальные исследования и опыт современной школы убедительно доказали, что овладеть прочными знаниями ученики могут только в процессе собственной активной деятельности.
Активная самостоятельная деятельность возможна при условии организации исследовательской деятельности младших школьников в учебном процессе. По определению И. А. Зимней, исследовательская деятельность – это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью» [1, с.21].
По мнению А. И. Савенкова, в фундаменте исследовательского поведения лежит психическая потребность в поисковой активности в условиях неопределенной ситуации. Учёный предлагает следующее определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления» [2, с.56].
Поиск нового знания начинается с возникновения у ребёнка какого-то вопроса, трудности, невозможности что-то осуществить, т.е. с проблемы. Это структурное звено мышления и познавательной активности – возникновение проблемы, которое предшествует постановке мыслительной задачи, имеет самостоятельную ценность и особое значение в обучении. Полная структура мыслительного акта и соответствующей ему познавательной активности включает следующие последовательные действия: а) порождение проблемы и формулирование мыслительной задачи, б) решение задачи, в) обоснование найденного решения. Поэтому создание на уроке подобных условий для осуществления полной структуры мыслительного акта и является стратегической задачей современной методики обучения .
Организация поисково-исследовательской деятельности позволяет формировать у младших школьников такие познавательные универсальные учебные действия, как постановка исследовательских вопросов, выдвижение гипотез и их обоснование, нахождение фактов для подтверждения или опровержения гипотез, установление последовательности событий на основе выделенных фактов, умение сравнивать, обобщать и делать выводы.
Главная цель исследовательского обучения – формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Приведём пример организации поисково-исследовательской деятельности младших школьников на уроке русского языка.
Учитель предлагает найти корень в слове «петух».
- Что для этого необходимо сделать?
Учащиеся представляют свои соображения, а учитель провоцирует детей вопросом: «Кто думает по-другому?»
Между учащимися возникает разногласие при выделении корня. Учитель предлагает послушать рассуждения учащихся другого класса – Маши и Саши: «Маша утверждает, что в слове «петух» корень – пет-. Она подобрала даже слова: Петя, петин, петля. А Саша утверждает, что корень пету-, так как есть слова «петушок», «петушиный», «распетушился».
- Как понять кто прав? Почему это слово вызвало столько затруднений? Почему мы не можем прийти к единому мнению? Каких знаний нам не хватает?
- Определите тему нашего урока. Найдите материалы урока в учебнике и уточните, как называется тема .
- Сформулируйте цель и задачи нашего урока.
Затем учащиеся включаются в составление плана работы и знакомятся с рабочим листом для группового исследования.
- Как мы можем найти ответ на поставленный вопрос? С какими словами мы будем работать сегодня? (С родственными словами)
Работа в группах по предложенному плану:
Прочитайте предложения, допишите слова.
Выпишите в столбик однокоренные слова.
Подберите к ним ещё однокоренные слова.
Обозначьте корень.
Сделайте заключение об особенностях корней в данных словах.
Выполните проверку по словообразовательному словарю.
Учащиеся работают по группам, выполняя задания.
Рабочий лист группы №1:
Ракета летит в без…ном космосе. Рабочие чинили …овод. Ребята делали …ного змея.
В стручке сидели …ины. Мама сварила …овый суп.
Воздух горох
Заключение ____________________________________________
Рабочий лист группы №2:
Девочка …ала в парке. Спортсмены вышли на …овую дорожку. Лучик легко про…ал по стене.
…атель машины заглох. По дороге …ались грузовики. …ение по мосту было закрыто.
Бег двигатель
Заключение __________________________________________
Рабочий лист группы №3:
В доме …ала музыка. Можно послать другу …овое письмо. Про…ал резкий сигнал.
Звук
Заключение ____________________________________________
Рабочий лист группы №4:
Маленькая …ка нахохлилась. Ворона подлетела к …ьему домику. Это тетрадь Игоря …ына.
Бианки писал рассказы о лесных …ах. Прокралась лиса в …ник.
Синица птица
Заключение ____________________________________________
Рабочий лист группы №5:
Мальчики пошли на пруд…ить рыбу. Я хорошо …ю мяч. Рыбаки принесли у… домой.
Ловить
Заключение ____________________________________________
- Что вы сделали, чтобы выделить корень? Что вы заметили? На какие группы можно разделить выписанные вами родственные слова?
После поисково-исследовательской деятельности каждая группа учащихся представляет результаты своей работы.
- Что вы сделали, чтобы выделить корень?
– Что вы заметили?
По ходу отчета групп учитель фиксирует на отдельном листе случаи чередования, которые выделила каждая группа. После отчёта групп учитель обращает внимание на выделенные случаи чередования согласных в корне.
- На какие группы можно разделить выписанные вами родственные слова?
Первая группа: чередование х\ш
Вторая группа: чередование г\ж
Третья группа: чередование к\ч
Четвёртая группа: чередование ц\ч
Пятая группа: чередование в\вл
Учащиеся записывают в тетрадь по одному примеру для каждого случая.
Дети вместе с учителем формулируют правило. Учитель помогает с помощью уточняющих вопросов: какие действия надо выполнять, чтобы правильно выделить в слове корень?
- В чем была особенность слов, а точнее корней, с которыми вы сегодня работали?
- Как мы должны дополнить наш алгоритм выделения корня в слове?
На слайде:
Чтобы найти корень слова, нужно:
Подобрать …
Выделить …
Проверить …
Для подведения итогов проделанной работы на уроке дети включаются в обсуждение той ситуации, с которой и был начат урок:
- Вернёмся к спору, который возник у Маши и Саши. Теперь вы можете сказать, кто из них был прав? Чего не знали Маша и Саша (поэтому допустили ошибку)?
Таким образом, сущность поисково-исследовательской деятельности состоит в активной познавательной позиции младшего школьника, связанной с внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации в соответствии с изучаемым на уроке учебным материалом.
Литература
Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика, организация, проведение/ И.А.Зимняя. Серия «Экспериментальные образовательные программы/ – М.:ИЦПКПС, 2001. – 28 с.
Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников/ А.И.Савенков. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 128 с.