Магистерская диссертация
ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Выполнила:
Мамбетова Л.К.
Обучающаяся 62/3-зДОМн группы, направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», магистерская программа «Менеджмент в дошкольном образовании»
Научный руководитель: канд.пед.наук, доцент
Чумахидзе Т.Л.
Актуальность темы исследования
Современное общество ставит перед педагогической наукой задачи по формированию и развитию личности педагога, владеющего технологией постановки научно-педагогического эксперимента в
воспитательно-образовательном процессе
Цель исследования:
теоретическое обоснование и апробация модели формирования научно-исследовательских умений и навыков будущих педагогов ДОО.
Задачи исследования:
- 1) раскрыть сущность научно-исследовательских умений и навыков будущих руководителей дошкольных образовательных организаций в аспекте профессионально-педагогической подготовки;
- 2) охарактеризовать основные факторы, влияющие на продуктивность научно-исследовательских умений и навыков будущих руководителей ДОО;
- 3) раскрыть критерии, показатели уровни сформированности научно-исследовательских умений и навыков будущих ДОО;
- 4) экспериментально апробировать модель формирования научно-исследовательских умений и навыков будущих руководителей ДОО;
- 5) проанализировать динамику результатов уровня сформированности научно-исследовательских умений и навыков будущих руководителей ДОО.
формирование научно-исследовательских умений и навыков будущих руководителей ДОО
Объект исследования:
Предмет исследования:
модель формирования научно-исследовательских умений и навыков будущих руководителей ДОО
Конкретизация сущности базового понятия исследования «научно-исследовательские умения будущих руководителей ДОО»; обоснование критериев, показателей и уровней сформированности научно-исследовательских умений и навыков будущих ДОО; разработка и комплектации модели формирования научно-исследовательских умений и навыков будущих руководителей ДОО
Научная новизна
Материалы и методика исследования могут быть использованы в практике педагогов дошкольных образовательных организаций и молодых специалистов для успешной реализации задач дошкольного образования
Практическая значимость
Научно-исследовательские умения будущих педагогов ДОО:
- целеполагание – умение ставить цель и определять пути ее достижения;
- диагностирование – умение выявлять уровень физического и психического развития детей, уровень их умственных способностей, условия воспитания;
- прогнозирование – умение предвидеть результаты своей деятельности;
- проектирование учебно-воспитательной деятельности;
- конструирование модели предстоящей деятельности, выбор средств и способов достижения цели .
Факторы, влияющие на продуктивность научно-исследовательских умений и навыков будущих руководителей ДОО
- учебный материал;
- организационно-педагогическое влияние; обучаемость студентов;
- время;
- профессиональная направленность обучения
Критерии
Мотивационно-ценностный критерий
Показатели
Диагностические методики
осознание целостного познания мира, системы ценностей к людям, самому себе.
Методика ранжирования ценностей за М. Рокич
Информационный критерий
личностная направленность и профессионально-педагогическая мотивация будущего педагога
Операционно-деятельностный критерий
Самооценка профессионально-педагогической мотивации
наличие системы научно-исследовательских знаний, умений и навыков (организационных, коммуникативных).
Рефлексивный критерий
система познавательно-практической деятельности, применения практических умений и навыков при выборе методов и приемов организации исследовательской работы.
Экспресс-диагностика организаторских способностей по В. Козловым, Г. Мануйлов, М. Фетискиним
(Адаптированная
М. Фетискин)
Решение педагогических ситуаций и проблемно-поисковых задач
Тест-опросник коммуникативных умений по Л. Михельсоном
адекватная самооценка и рефлексия цели, процесса и результата исследовательской работы
Диагностика рефлексии
(по А. Карповым)
Общий уровень сформированности научно-исследовательских умений будущих педагогов ДОО по результатам констатирующего этапа эксперимента
Мотивационно-ценностный критерий
Уровень %
Высокий
ЕГ
Информационный критерий
11,7
Средний
КГ
9,5
Низкий
40,7
ЕГ
47,6
Операционно-деяельностный критерий
35,45
41,5
КГ
ЕГ
34,8
49,0
45,0
Рефлексивный критерий
5,85
19,55
46,9
КГ
18,3
28,78
5,71
ЕГ
13,1
Общий уровень
65,37
38,35
КГ
%
ЕГ
55,94
13,6
34,7
52,2
16,53
КГ
41,5
44,9
15,9
37,29
46,18
42,1
42,0
Общий уровень сформированности научно-исследовательских умений будущих педагогов ДОО по результатам контрольного этапа эксперимента
Мотивационно-ценностный критерий
Уровень %
Высокий
ЕГ
Информационный критерий
41,7
Средний
КГ
9,5
Низкий
40,7
ЕГ
17,6
Операционно-деяельностный критерий
75,45
41,5
КГ
ЕГ
34,8
49,0
21,0
Рефлексивный критерий
25,85
3,55
46,9
КГ
18,3
58,78
5,71
ЕГ
53,1
Общий уровень
15,37
38,35
КГ
%
ЕГ
55,94
13,6
34,7
12,2
49,1
КГ
41,5
44,9
15,9
38,8
12,1
42,1
42,0
В ходе контрольного этапа эксперимента установлено, что прослеживается положительная динамика сформированности научно-исследовательских умений будущих педагогов дошкольной образовательной организации. Модель формирования научно-исследовательских умений и навыков у будущих педагогов дошкольных образовательных организация является эффективной.
Благодарю за внимание!
Магистерская диссертация
ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Выполнила:
Мамбетова Л.К.
Обучающаяся 61/3-зДОМн группы, направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», магистерская программа «Менеджмент в дошкольном образовании»
Научный руководитель: канд.пед.наук, доцент
Чумахидзе Т.Л.