СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование национальной культуры младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Формирование национальной культуры младших школьников»»


Тема: «Формирование национальной культуры младших школьников»

В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.

Исторически сложилось так, что проблемы этнокультурного (национального) воспитания и обучения детей поднимаются в настоящее время в сфере образования.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями.

В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ совершенно прост: прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные и младшие школьные годы. Ребенок является полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Особенности развития детей этого возраста, проявляющиеся, прежде всего, в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти-девяти лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народных традиций.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине-месту, где родился человек, огромное значение имеет ознакомление дошкольников и младших школьников с историческим своеобразием родного края. Знакомясь с родным селом через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольнику и младшему школьнику, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной культуры.

Мы живем в крае, который, на данный момент, процветает и несет за собой определенный смысл. Это место, которое может произвести огромное впечатление. Жизнь у нашего народа была очень тяжелой. Курская область состоит из множества городов, посёлков и сёл. Посёлок Поныри – героическая земля, это место, в котором традиции и обычаи стоят на первом месте. Все стараются соблюдать их и приобщают к этому своих детей, подрастающее поколение. В нашем посёлке работает Дом культуры и библиотека, которые любят посещать все дети. Им нравится посещать музей, рассматривать картинки, слушать разнообразные истории и песни о своей малой Родине. Благодаря этому, у детей формируется понимание и представление национальной культуры края.

Сегодня все более ярко выявляется возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа. Первым таким институтом является семья, а потом уже школа, которая тесно сотрудничает с семьей ребенка.

Наблюдая за детьми, мы понимаем, как важно обеспечить им «зону ближайшего развития». Поэтому наша деятельность по обогащению среды происходит на глазах детей и с их посильным участием. Этому сопутствуют наблюдения, беседы, обсуждения, рассматривания иллюстраций, чтения книг и др. В подобных совместных со взрослыми делах дети расширяют свой активный и пассивный словарь, усваивают новые знания, приобретают новые впечатления, развивают наблюдательность, любознательность. Об этом свидетельствуют вопросы, которые дети задают: «Почему?», «Для чего?», «Как надо?». Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Спасибо за внимание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!