СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование музыкальной культуры средствами музыкального народного творчества, как часть духовной культуры школьника.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может быть использован в подготовке к фольклорному празднику. 

Просмотр содержимого документа
«Формирование музыкальной культуры средствами музыкального народного творчества, как часть духовной культуры школьника.»

Формирование музыкальной культуры средствами музыкального народного творчества, как часть духовной культуры школьника.

Внеурочная деятельность.


«Музыкальное воспитание –

это не воспитание музыканта,

а прежде всего воспитание человека»

В. А. Сухомлинский

План.

  1. Проблема формирования музыкальной культуры школьника.

  2. Духовность. Формы и методы работы во внеурочной деятельности.

  3. Концерт учащихся: «В кругу друзей».



1. В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации школьников в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками. Такие разновидности современной музыки, как эстрадная песня, поп, рэп, диско и другие, сугубо развлекательные направления, пользуются в детской и подростковой среде широкой популярностью, в то время как классическая, народная и современная академическая музыка, несущие определенную смысловую нагрузку, остаются за пределами внимания школьников.

В такой ситуации очевидно, что именно общеобразовательная школа со своими многолетними традициями может стать центром по формированию музыкальной культуры как части духовной культуры современных школьников.

Очень важной становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений. Дети получают возможность услышать произведения в хорошем исполнении, что формирует образец звучания к которому необходимо стремиться. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов.

Второй формой приобщения детей к музыке является творческая исполнительская деятельность, которая может осуществляться в самых различных видах: игра на музыкальном инструменте, участие в оркестре, сольное, ансамблевое, хоровое пение, ритмические движения и танец. Из всех перечисленных видов музыкальной деятельности, выделяется хоровое пение, которое способно охватывать собой широкие массы детей. Это одна из ведущих форм музыкальной деятельности в музыкально-эстетическом воспитании и образовании.



Третья форма музыкальной деятельности – познавательная, когда ученики знакомятся с закономерностями музыкального языка. Дети учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к знаниям нотной грамоты, что способствует развитию музыкальных способностей.

Четвёртой формой служит общественно-полезная деятельность. В данной форме воспитания происходит осознание потребности быть пропагандистом музыкального искусства. Развивается творческая активность учеников на благо общества.

Важно, чтобы ребенок сам осуществлял и находил существенные связи и отношения между элементами своей деятельности и понимал ее смысл. Формирование и развитие таких личностных характеристик ученика, как любовь к своему народу, краю, Родине; уважение ценностей семьи и общества; владение основами умения учиться; готовностью самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом; умение обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение, сегодня является важнейшей составляющей педагогического процесса.

.

2. Духовность- одна их вечных проблем человечества, а воспитание на основе богатой русской традиции является важнейшей задачей педагогики. Под духовностью понимается состояние человеческого самосознания которое находит своё выражение в мыслях, словах и действиях. Внеурочная деятельность является одной из важных составляющих воспитательного процесса в образовательном учреждении. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность осуществляемою в формах отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной начальной программы.

Образование и воспитание учащихся во внеурочной деятельности позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и области применения школьных знаний. Внеурочная деятельность предполагает освоение учебного материала через многоуровневую собственную творческо-поисковую деятельность детей в соответствии с требованиями ФГОС.

Воспитательный потенциал внеурочных занятий выгодно отличает их от обычных школьных уроков по следующим позициям:

- возможность построения гуманистической системы взаимоотношений, базирующейся на практике совместного творчества

- личностно-ориентированная система оценивания

- богатство выбора содержания, форм и методов освоения материала

- возможность творческой самореализации

В ЦО №15 с 2014 года работают четыре творческих коллектива в рамках внеурочной деятельности.

- Вокально – хоровая студия «Музыкальная шкатулка».

- Ансамбль «Ложкари»

- Хор «Гармония».

- Ансамбль «Карагод».



Ведущими методами и приёмами работы являются:

- создание креативного поля,

- творческий поиск,

- творческое задание,

- активно применяются методики создания ситуации успеха,

используется проектная деятельность

метод социального проектирования позволяет реализовать принцип системно-деятельного подхода.

Основным ключом для использования всех методов и приёмов является деятельностно-интегративный подход, как активная практическая форма. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика- организуемая учителем и учащимися. Сценарный план традиционных мероприятий составляется таким образом чтоб в них могли принять участие как можно больше учащихся, преподавателей и родителей. Это серьёзная и целенаправленная работа по формированию духовной культуры школьника.

С детьми  я проводила такие праздники как «Осенины»,  «В ожидании Рождества»,  «Масленицу», , где дети одетые в русские национальные костюмы пели песни, колядки, частушки, разыгрывали сценки. Проводили мероприятие «В ожидании рождества» для учащихся 2-классов в школе, а затем Детском саду. Принимали участие в мероприятии городского уровня «Фестиваль национальных культур» на базе ЦО. Принимали участие в концерте посвященному 50- летию нашей школы, а также концерты посвящённые Дню Победы, ребята защищают свои проекты, создавая памятники песням военных лет.

В работе очень важно использование фольклора. Ведь как вид творческой деятельности он уникален. В пении – прост, в слушании – красочен, в театрализации – доступен, в танце – лёгок для импровизации. Хочется, чтобы ребята ощущали фольклор не как что-то стародавнее, а как естественную часть их жизни. Народные музыкальные традиции формировались в течение веков, в них отражается весь накопленный поколениями опыт художественного восприятия мира. Фольклор уникален тем, что способствует развитию творческого начала ребенка, раскрытию лучших качеств его личности. То, что русское народное творчество влияет на здоровье и личностный рост ребенка, подтверждается словами выдающегося педагога В. А. Сухомлинского: “Наиболее интенсивное развитие личности школьника происходит не на уроке, как думают большинство учителей, а в сфере свободного общения, досуга, труда, любимых занятий, игры, пения”.

Вывод: Формы внеурочной деятельности в работе с творческими коллективами в современной школе интересны и разнообразны. Они включают в себя различные виды деятельности от беседы до концерта. Внеурочная вокально-хоровая деятельность стимулирует процесс приобщения детей к духовно-нравственным ценностям, воспитывает музыкальный вкус, внутреннюю культуру поведения и желание творческого самовыражения. Внеклассная музыкально-воспитательная работа расширяет кругозор детей, углубляет полученные ими музыкальные знания, а так же совершенствует исполнительские навыки и умения.

























СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА

"ВО ГОРНИЦЕ, ВО СВЕТЛИЦе»

Цели:

  • воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю;

  • формировать представление о русских народных обычаях, традициях;

- развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.

 

Оформление в стиле русской горницы с "красным" углом. Стол накрыт белой скатертью. На столе самовар, посуда с угощениями, бублики в вязке. Слева – имитация русской печки, возле печки прялка. Немного в стороне – столики с выставкой изделий народных промыслов: хохлома, городец, жост, платки павлово-посадские, матрёшки и т. д.

Ведущая: (обращаясь к гостям)

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Ведущая: На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.



Звучит русская народная песня.

На сцену выходит хозяйка горницы.




Здравствуйте, гости дорогие, гости званые и желанные! Рады видеть вас на нашем празднике. Прошу в избу, во светлицу. Будьте как дома. Прошу угощения откушать да песни наши послушать. С давнего времени по сей день живут в народе ярчайшие самоцветы: сказки, песни, пословицы и поговорки, частушки, игры, которые и в настоящее время не потеряли своей первозданной прелести.

. А ещё пуще радёхонька, что вы песни и пляски народные бережёте, слово русское храните, не забываете ремесло традиционное, потому как в этом скрыта душа народа, отчий край. А чем откликается в душе отчий край?

Да перво-наперво, природой-матушкой, людьми с их обычаями, песнями, танцами, костюмами да ремёслами. Вот за то, что собираете по крупицам, храните и другим передаёте любовь ко всему народному, моё нижайшее почтение. Мой поклон вам! (Кланяется)

 

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася.

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

- Гость на порог – хозяину радость.

- Кого почитают, того и величают.

-Величальная- (исп. ансамбль «Карагод»)


Ученик:

Старинных песен много знаем,

Поём их всюду год за годом,

Ведь в них живёт, не угасая

Бессмертная душа народа.


-Во кузнице-(исп. ансамбль «Музыкальная шкатулка»)


Ученик:

Он во главе стола - большой начальник:

Зеркально блещут медные бока,

На голове - пыхтит с заваркой чайник,

Внутри - воды кипящая река.

Случайно не задень его руками:

В его стальной утробе - жгучий жар!

Гостей приветит чаем с пирогами

Семьи поилец - русский самовар.

«Самовар» (исп. ансамбль «Музыкальная шкатулка)

Дети читают стихотворения.


1-й ребенок:

Деревянные ложки-

Постучи-ка немножко.

Хочешь - вальс играй,

А хочешь - суп хлебай!


2-й ребенок:

Ложки разными бывают, 
И на них порой играют. 
Отбивают ритм такой. 
Сразу в пляс пойдет любой.

3-й ребенок:

Вы же время не теряйте

И на ложках нам сыграйте.

Сделать ложку лишь полдела,

Нужно, чтоб она запела.


«Плясовая». (исп. ансамбль «Ложкари»)

Ученик:

Прекрасен танец! Это волшебство 
К себе влечет стремительно и цепко 
Движенья, ритм и музыки родство 
Переплетались с яркою подсветкой


В: Здесь красота рождает красоту 
Какую? Ту, в которой нет покоя 
И сердце вновь стремится в высоту 
Подвластно танцу, музыке и строю.

Танцует Анастасия Белая, учащаяся 5 класса.


Ученик: 
Нераздельно сердце с песней русской,

Задушевной, ласковой до слёз,

От неё то радостно, то грустно,

С ней тепло в ненастье и мороз.

 

Ученик:

 Слышу в песнях голос соловьиный

И гармони звонкий перебор,

Вижу в песнях русские равнины,

Далеко раскинутый простор.


«Среди долины ровныя» (Исп. солисты ансамбля «Карагод»)

Ученик:

Испокон веков на Руси-матушке

Живёт народ приветливый,

Хранит сказки старинные,

Игры, забавы разные,

Частушки, припевки лукавые,

Поговорки и загадки мудрые. 

 

Ученик: 

Небылицы в лицах

Сидят в теремах-светлицах,

Щёлкают орешки,

Да творят насмешки.

 

Хозяйка: 

Гляньте-ка, что за люди там ходят?

Да это же Никодим и Егор!

Давайте послушаем,

О чём они ведут разговор!

 

Сценка: "Небылицы в лицах".

 

Егор: 

Здорово, Никодим!

 

Никодим: 

Здорово, Егор! Откуда идёшь? С кудыкиных гор?

 

Егор: 

А как у вас, Никодим, поживают?

 

Никодим: 

На босу ногу топор надевают!

Сапогом траву косят,

В решете воду носят.

Наши сани едут сами,

А лошади наши с усами,

Бегают в подполье за мышами!

 

Егор: 

Да это же кошки!

 

Никодим: 

Комара тебе в лукошке!

Наши кошки живут в гнезде, летают везде,

Прилетели во двор, завели разговор: "Кар-р! Кар-р!"

 

Егор: 

Да ведь это же вороны!

 

Никодим: 

Мухомор тебе варёный!

Наша-то ворона ушаста,

В огороды шастает часто.

Скок да скок через мосток,

Белым пятнышком хвосток.

 

Егор: 

Да ведь это же зайчишка!

 

Никодим: 

В нос тебе еловая шишка!

Нашего зайца все звери пугаются,

Прошлой зимою в лютый мороз

Серый зайчище барана унёс.

 

Егор: 

Да ведь это же волк!

 

Никодим: 

По лбу тебе щёлк!

Неужели не слыхал никогда ты,

Что волки у нас рогаты?

Волк трясёт бородою, пообедал лебедою!

 

Егор: 

Да ведь это же козлище!

 

Никодим: 

Щелчков тебе тыща!

Наш козёл под корягу ушёл,

Хвостом шевелит,

Ставить сети не велит!

 

Егор: 

Да ведь это же налим!

 

Никодим: 

Нет, не налим!

Мы про налима так говорим:

Налим Никодим гордится собою,

Налим Никодим носит шубу соболью,

Ни перед кем её не ломает

И шуток не понимает!

(Кланяются)


«Комара женить мы будем» шуточная РНП

(Исп. сводный хор «Гармония»)


Фольклорные потешки.(ДИАЛОГ ПО ДВА)

1.-Федул, что губы надул?

-Кафтан прожёг.

-Зашить можно.

-Да иглы нет.

-А велика ли дыра?

-Один ворот остался.

2.-Фома, что из леса нейдёшь?

-Медведя поймал.

-Так веди сюда.

-Да он не идёт.

-Так сам иди.

-Да он не пускает.

3.- Фома, у тебя в избе тепло?

-Тепло. В шубе на печи согреться можно.

4.-Сынок, сходи за водицей на реку.

-Брюхо болит.

- Сынок, иди кашу есть.

-Ну, раз мать велит, надо идти.


«Про Фому и про Ерёму». Шуточная РНП,

(исп. сводный хор «Гармония»)


Ученик: 

Заглянули в старину мы,

Будто дождь омыл сердца,

Только не допели струны

Нашу песню до конца.

 

Ученик: 

Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Край весёлый наш чудесный,

Как и вся Россия-мать.

 

Хозяйка: 

Всем спасибо за вниманье,

За задор, веселье, смех,

Говорим мы: "До свиданья!"

До счастливых новых встреч!











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!