СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ А.Д.Муковников МБУ ДО «Городской центр профессиональной ориентации обучающихся»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приведены способы и приемы создания мотивации обучения.

Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ А.Д.Муковников МБУ ДО «Городской центр профессиональной ориентации обучающихся»»

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ


А.Д.Муковников

МБУ ДО «Городской центр профессиональной ориентации

обучающихся»


Поиск путей подготовки конкурентно способных специалистов и работников квалифицированного труда позволяет сделать вывод, что в настоящее в время важно не только дать сумму, систему знаний, но и уметь раскрыть способности и возможности учащихся по владении специальностью, профессией, развить мышление, научить гибкому подходу к решению проблем.

Результативность профессионального обучения зависит оттого, какую позицию (активную или пассивную) в процессе овладения специальностью, профессией занимает учащийся, так как знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения при применении их на практике, при решении конкретных производственных задач. Поэтому овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками требует организации непосредственной деятельности самих учащихся.Большую роль при этом играет мотивация.

Именно мотивация в процессе обучения - это побуждение, вызывающее активность, это развивающийся во времени процесс постоянного поддержания заинтересованности учащихся па самом занятии и в учебно познавательной деятельности.

Мотивы учебно-производственной деятельности оказывают значительное влияние на активность учащихся, их старательность, ответственность, заинтересованность в учении, проектировании, планировании положительных результатов обучения.

Мотивация учения – это система потребностей, мотивов и целей, которые отражают побуждение к учению, позволяют активно стремиться к пополнению общих и профессиональных знаний, к овладению учебно-познавательными и профессиональными умениями. Компоненты мотивации – потребности, мотивы и цели – определяются в психологическом словаре следующим образом:

Потребность – состояние организма, человеческой личности, социальной группы общества, выражающее зависимость от объективного содержания условий их существования и развития.

Мотивы – различные явления и состояния, вызывающие активность субъекта.

Цель – прогнозируемый результат деятельности, предметная проекция будущего.

Одной из основных человеческих потребностей является познавательная. Ее удовлетворение – необходимое условие существования и нормального развития человека.

Образы, связанные с удовлетворением познавательных потребностей и побуждающие к определенному поведению, получили название познавательных мотивов.

Мотивация учения и характер учебно-познавательной деятельности зависят от того, какими целями руководствуются учащиеся, какие потребности осознают, какие побуждения к учению испытывают.

Для того чтобы руководить мотивацией учения, преподавателю, мастеру необходимо знать мотивы учения учащихся, чтобы учитывать их мотивы учения при организации учебного процесса, при выборе форм и методов обучения, которые могут обеспечить хороший результат.

Учение вызывается внешними и внутренними мотивами. К внешним мотивам относятся побудители такого типа, как наказание и награда, угроза и требование, влияние товарищей по учебе, ожидание будущих благ, уважение к педагогу и т.п. Все они являются внешними по отношению к цели учения. К внутренним мотивам относятся такие, которые побуждают учащегося к учению как к своей цели. Внутренние мотивы - это интерес к знаниям, любознательность, стремление повысить производительность труда, получить выгодную работу, заработать, престижные и корыстные соображения и т.д.

Внешние и внутренние мотивы учения могут быть непосредственными и опосредованными. Кроме того, их можно подразделить на мотивы ближней и дальней цели, т.е. мотивы оперативные и перспективные.

Рассмотрим типичные мотивы, разделив их на непосредственные и опосредованные.

Непосредственные мотивы, как правило, связаны с живым оперативным интересом к самому процессу деятельности: интересный учебный материал, интересная книга, интересное ведение урока преподавателем, мастером, применение новых наглядных пособий, ТСО, похвала, желание получить хорошую оценку и т.д. В мотивации учения особую значимость имеет интерес к самому процессу учебной, познавательной деятельности: желание и стремление самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос или проблемную задачу, выполнить порученную работу, чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы, достигнутой цели. В основе таких мотивов лежит радость, удовольствие от самого процесса деятельности, естественная потребность в познании нового. Такие мотивы - наиболее надежная основа успешного учения.

К непосредственным мотивам относятся и такие, которые связаны с осознанием ответственности за выполняемую работу, желанием хорошо освоить профессию, быть квалифицированным рабочим, специалистом, хорошо зарабатывать. Здоровое самолюбие и честолюбие, т.е. желание быть лучше или, по крайней мере, не хуже других, уважение к преподавателю, стремление «не подвести его», походить на него - все это также непосредственные мотивы учения, которые должны иметь в виду педагоги, организуя и направляя процесс обучения.

Во многих случаях мотивами учения являются такие непосредственные побудители, как боязнь получить плохую оценку, страх наказания, боязнь разоблачения и т.п. Подобные «мотивы» должны исключаться из педагогического арсенала, так как порождают поиски путей «лишь бы пронесло», толкают учащихся на обман, нездоровую изворотливость.

Опосредованные мотивы характеризуют причины деятельности, косвенно способствующие удовлетворению непосредственных потребностей. Так, мотивом изучения предметов теоретического обучения должна быть четкая осознанность необходимости их хорошего знания для полноценной жизни, для успешного овладения профессией.

Важным мотивом поведения учащихся в целом и учения в частности является общественное мнение. Особенно это характерно в условиях бригадной организации производственного обучения, лабораторно-практических работ, выполняемых побригадно. Работая в бригаде вместе с товарищами, учащийся не может не выполнить свою часть работы, иначе подвергнется моральному порицанию товарищей, а их мнением, уважением он, как правило, дорожит зачастую больше, чем мнением преподавателя или мастера производственного обучения. Работая в коллективе, микроколлективе, каждый его член старается быть не хуже других, возникает здоровое соревнование, которое способствует интенсификации работы, придает ей эмоциональную привлекательность, что также играет роль в становлении соответствующей мотивации.

Опосредованные мотивы учения у учащихся старших курсов профессиональных учебных заведений, а также у взрослого контингента обучающихся значительно преобладают над мотивами непосредственными. Этого нельзя не учитывать, организуя учебный процесс.

Однако если при этом ориентироваться только на косвенные, опосредованные мотивы, пусть даже и самого высокого порядка, то учеба превратится лишь в обязанность, а учебная работа будет выполняться только из чувства долга, необходимости.

Для того чтобы ученическое познание имело место, учащийся должен ощущать потребность в знаниях и умениях, должен хотеть учиться. На практике, однако, это не всегда так. Основной вопрос педагогической деятельности – как этого добиться?

Решение проблемы мотивации связано с применением деятельностных педагогических технологий. Их можно классифицировать следующим образом:

- репродуктивные - ориентируют на 1-ый и 2-ой уровни усвоения:

- проблемно-развивающие - ориентируют на 3-ий уровень усвоения (репродуктивно - продуктивный):

- продуктивно - эвристические - ориентируют на 4-ый уровень усвоения.

Репродуктивные педагогические технологии предполагают организацию деятельности репродуктивного характера: алгоритмические действия или действия по точно описанным правилам, инструкциям, в известных условиях.

Проблемно-развивающие педагогические технологии требуют сочетания репродуктивных и продуктивных методов обучения (применения методов проблемно-развивающего обучения), обучения умениям самостоятельно принимать решения, выполнять задания, которые требуют переноса известных знаний и способов деятельности в новые ситуации и направлены на развитие профессионального мышления.

Эвристические педагогические технологии предполагают организацию деятельности продуктивного характера, применение системы методов проблемно-развивающего обучения, заданий, направленных на поиск новых способов деятельности, требующих самостоятельности в принятии решений, проявления творчества. Подобного можно достигнуть, используя задания производственного характера.

Как активность, так и сознательность учащихся в процессе обучения - это важная дидактическая закономерность, от умения реализации которой зависит успех и качество учебного процесса. Пути же реализации этой закономерности - использование разнообразных методов и приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями. Хороший эффект в активизации мыслительной деятельности и развития мотивации обучающихся дает прием, который ставит учеников перед необходимостью делать сравнения, сопоставлять новые факты, положения с тем, что изучалось ранее.

Значительное место в процессе обучения должны занимать методы самостоятельной работы через индивидуальный подход к учащимся по осмыслению ими новых знаний, ведь только самостоятельная работа создает условия для их глубокого овладения.

Применяя различные приемы обучении следует стремиться к тому, чтобы обучающийся не только получал определенную сумму знаний, но и выработал отношение к этим знаниям, творческие способности, стремление критически оценивать чужую и свою точку зрения, вести дискуссию. При этом необходимо опираться на некоторый наличный уровень положительной мотивации у учащихся, а также на перспективы, резервы ее развития.

Эта pa6oтa требует не столько больших затрат времени на уроке, сколько больших затрат времени и сил для подготовки к нему. Правда эти затраты окупаются в дальнейшем.

Существуют два основных пути формирования у учащихся нужной мотивации.

Первый путь - состоит в создании таких объективных условий, такой организации деятельности учащихся, которые с необходимостью ведут к формированию у них нужной мотивации. Этот путь означает, что педагог, опираясь на уже имеющиеся у учащихся потребности, так организует учебный процесс, чтобы он вызывал у них положительные эмоции удовлетворения, радости. Если эти чувства учащиеся испытывают достаточно долго, то у них возникает новая потребность в самой этой деятельности, чтобы она вызывала у них приятные эмоциональные переживания, а тем самым в общую мотивацию учащихся включается новый, стойкий, мотив к указанной деятельности. Таким образом, можно сформировать у учащихся стойкую мотивацию к любой деятельности.

Второй путь заключается в усвоении учащимися предъявленных ему в готовой - форме побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу педагога должны у него сформироваться и которые сам учащийся должен пocтепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие.

Этот путь связан с методами убеждения, разъяснения, внушения, информирования. Особую роль здесь играет коллектив, социальная среда в которой живет и, действует обучающийся.

Учащийся зачастую хорошо знает, что учиться нужно, об этом ему постоянно напоминают окружающие, но это знание не всегда побуждает его успешно учиться. Надеяться на то, что положительные мотивы учения возникнут сами по себе, не приходится, поэтому формирование мотивационной сферы учения должны взять на себя педагоги. Управление мотивацией учащихся является важнейшим условием активизации их познавательной и учебно-производственной деятельности.

Можно выделить три основных источника мотивации:

- желание приобрести выбранную специальность;

- стремление изменить образ жизни после окончания учебного заведения;

- авторитет и искусство преподавателя (мастера).

Практический опыт показывает, что последний из этих факторов наиболее весом. Если преподаватель, мастер не сумеют вызвать интерес к своему предмету, то первые два фактора не сработают в полной мере.

Огромное значение имеет создание познавательной мотивации, развитие интереса к уроку. Без интереса любая деятельность превращается в формальность, урок становится тягостным и результат весьма далек от поставленной цели.

В качестве рекомендаций по развитию познавательного интереса (мотивации) у учащихся можно привести следующие:

1. Осознание значимости изучаемого материала. Воспитание положительной мотивации учения во многом зависит от содержания обучения, т.е. от того, что изучается. Однако это происходит не всегда и не автоматически. Само по себе содержание обучения, информация, изучаемые способы деятельности вне потребностей учащегося не имеют для него какого-либо мотивационного значения. Импульс к последующей деятельности дает только тот материал, который созвучен потребностям учащихся. Поэтому, проводя урок, преподаватель, мастер должны прежде всего обеспечить четкое осознание учащимися, для чего и почему им нужно изучать данный раздел программы, что именно им предстоит изучить и освоить, каковы учебная задача и конечная цель предстоящей работы.

С точки зрения влияния на формирование положительной познавательной мотивации учебный материал должен опираться на знания и опыт учащихся, стимулировать их умственные усилия, обладать эмоциональной действенностью, быть информационно насыщенным. Информационно бедный материал мотивационным эффектом не обладает. Новое в знаниях должно характеризовать знакомые объекты с новых сторон, с новых точек зрения, показывать, что одного только жизненного или производственного опыта совершенно недостаточно для глубокого овладения профессией. Особенно важно это при показе значимости теоретических знаний для будущего рабочего.

2. Включение учащегося в учебную деятельность. Сколько бы учащийся ни слышал о необходимости учиться, о его долге и обязанностях, о важности для него самого и будущей его жизни учебной деятельности, как бы хорошо ни осознавал справедливость этих слов, но если он не включился в эту деятельность, то соответствующих мотивов у него не возникнет и, тем более, не сформируется устойчивая мотивация учебной деятельности. Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, учащийся должен начать действовать. Если сама деятельность вызовет у него интерес, если в процессе ее выполнения учащийся будет испытывать яркие положительные эмоции удовлетворения, радости, даже азарта, то можно ожидать, что у него постепенно возникнут потребности и мотивы этой деятельности. В этом, в частности, одно из важнейших психологических условий воплощения идей и принципов деятельностного подхода к педагогическому процессу и педагогики сотрудничества.

3. Осознание учащимися ценности учебной деятельности. Педагогическое мастерство преподавателя, мастера должно быть направлено на то, чтобы учебная деятельность приобрела в глазах учащихся особую ценность, осознаваемую и признаваемую ими. Очень важно постоянно развивать «умственный аппетит» учащихся, потребность в размышлениях, сравнениях, сопоставлениях, собственных оценках. Достигается это разными путями, но все они в конечном счете сводятся к предоставлению учащимся определенной разумной самостоятельности в организации учебной деятельности, к исключению мелочной опеки, к созданию, как можно чаще, ситуаций, когда учащиеся сами (естественно, при умелом руководстве со стороны преподавателя) «докапываются до истины».

4. Создание ситуаций успеха в обучении. Суть этого в том, что у учащихся постоянно поддерживается вера в успех, в свои силы и возможности. При этом они выполняют индивидуализированные по сложности и трудности задания. На таких занятиях широко практикуется помощь учащихся друг другу, свободный обмен мнениями, коллективное обсуждение хода выполнения заданий. Все это происходит в свободной, непринужденной доброжелательной обстановке, когда замечаются и оцениваются все шаги к улучшению, есть здоровая соревновательность учащихся, стремление пережить радость успеха, что само по себе уже является мотивом учения.

5. Необычная форма обучения. Таковы урок-семинар и урок-конференция, урок-биография и урок-путешествие, урок-аукцион и ролевая игра, регламентированная дискуссия и защита проектов, разнообразные коллективные способы обучения. Методика этих занятий достаточно хорошо разработана и отражена в педагогической литературе.

6. Корректировка оценочной деятельности. Одним из важных побудителей учащихся к учебной деятельности является оценка, отметка. Но нередко в руках неопытного педагога она становится фактором, способным надолго затормозить развитие познавательных потребностей. Поэтому оценкой как средством мотивации следует пользоваться очень осторожно, педагогически осмотрительно.

Некоторые авторы стоят на позиции отказа от отметок (32).

В психологии хорошо известен эффект выученной беспомощности. Он возникает в строго контролируемом распорядке жизни, в том числе и в условиях монополии предметно ориентированной модели обучения, которую освоила традиционная школа. При таком обучении учащийся, являясь объектом управления со стороны преподавателя, постепенно привыкает к тому, что оценка и корректировка его деятельности находится не в его руках, а является исключительно прерогативой взрослых. Нарушается естественное право любого человека на ошибку и ее исправление, а значит, право на интеллектуальную собственность, на полноценную деятельность. Отсюда у учащегося отпадает потребность в контроле над ситуацией, так как контроль постоянно находится в руках у взрослых. В результате – утрата учащимися чувства собственного достоинства.

7. Привлечение учащихся к оценочной деятельности. Привлечение учащихся к оценке своей деятельности должно стать непременным компонентом педагогически грамотного выстраивания процесса обучения.

8. Личность преподавателя, мастера. Говоря о путях воспитания и развития мотивации учения, необходимо особо выделить влияние на учащихся личности преподавателя, мастера, их педагогического мастерства, авторитета. Ведь нередко первым мотивом успешного учения является уважение учащегося к своему учителю, стремление быть похожим на него, овладеть профессией так, как владеет ею уважаемый мастер.

Положительной мотивации учения быстрее добиваются те педагоги, которые умеют раскрыть своим ученикам важность осваиваемой профессии в личном и социальном планах, умеют не только убедительно рассказать о профессии, но и показать образец выполнения работы, увлечь учащихся поиском нового, оригинального, привлечь к этому весь коллектив, создать в нем рабочий настрой, атмосферу сотрудничества. У таких преподавателей и мастеров учащиеся учатся хорошо не потому, что от них требуют, а потому, что они знают, для чего они учатся, для чего выполняют ту или иную работу, каковы их перспективы, знают, на каком этапе достижения конечных целей находятся, у них развито чувство того, что это нужно, им доверяют, не опекают по мелочам.

Культура общения, открытость и искренность эмоциональных проявлений преподавателя, чувство юмора и искренняя расположенность к своим учащимся способствуют увеличению интереса к учению.

Взгляд, жест, интонация, выражение лица, улыбка, прикосновение, умение чувствовать и держать паузу, сохранять нужную дистанцию, диапазон и тембр голоса - все то, что называется невербальными способами общения, и то, что сопровождает слово, является едва ли не определяющим фактором успешности обучения.

9. Сообщение занимательных фактов, связанных с изучаемой темой.

10. Выдача самостоятельных индивидуальных (а не групповых) заданий, дифференцированных по сложности.

11. Авансирование доверия и личной ответственности.

12. Предоставление учащимся возможности общаться при решении сложных проблем.

Систематическое применение перечисленных приемов формирования и развития мотивации учения приводит к тому, что мотивация постепенно переходит в самомотивацию, когда для успешного учения уже не требуется значительных импульсов от преподавателя, мастера.

Если представить соотношение потребностей и мотивов в виде схемы:

потребностьхочу”, мотив - “мне это надо”, тогда у учащегося появляется цель - “что для этого следует сделать”. И в этом случае он будет учиться. Вот путь, по которому ведет педагог-профессионал учащегося, превращая его в субъекта деятельности по овладению содержанием образования.

Мастеру следует проводить наблюдения мотивационного состояния учащихся на уроке производственного обучения по следующим признакам:

  1. Характер деятельности учащихся в процессе выполнения практических работ (пассивное, недобросовестное или активное, добросовестное выполнение работы; длительное, напряженное выполнение работы; выполнение с перерывами, отвлечениями; проявление внимания).

  2. Стремление к выполнению заданий необязательных, неоцениваемых; (повторное, более тщательное выполнение задания; решение с особой тщательностью практической части работы, стремление узнать, какие еще рабочие приемы применяются, и т.п.).

  3. Характер умственной деятельности, наиболее привлекающий учащихся (самостоятельное выявление причинных связей, зависимостей, закономерностей и т.п. или копирование действий мастера, склонность к репродуктивным способам деятельности и т.п.).

  4. Предпочтительная избирательность отдельных этапов деятельности (учащегося привлекает выполнение теоретического обоснования работы, практической ее части, формулирование суждений, умозаключений, выводов; он стремится участвовать в составлении плана работы, в коллективном обсуждении итогов работы; оказывает в процессе труда помощь товарищам и т.п.).

  5. Увлеченность, эмоциональный подъем при выполнении практической работы (стремление к самостоятельной постановке проблем, увлеченность поиском их решений, потребность в выдвижении гипотез, интерес к применению аналогий, моделированию, проведению мысленных экспериментов; удовлетворенность проделанной работой, полученными знаниями и т.п.).

  6. Отношение учащихся к окончанию работы (рад звонку, огорчен, “не слышит” звонка и т.п.).

  7. Отношение к помощи, советам мастера, оценкам.

  8. Качество знаний (объем, полнота, фактическая точность, понимание, осмысленность, прочность усвоения материала, умение решать “нестандартные” задачи, успешность выполнения заданий, быстрота актуализации нужных знаний, умение находить и устранять неисправности в приборах и т.п.).

Темп вхождения, включения в деятельность (быстро ориентируется в предстоящей деятельности и применяет ее; не хочет делать; ставит цели; стремится планировать свои действия и т.п.).


Помимо положительной мотивации к учению преподаватель (мастер) своим поведением может свести на нет желание учащихся заниматься учебной деятельностью.

Существует несколько способов уничтожения мотивации:

  1. Не вступайте с обучаемыми в контакт.

  2. Сделайте вашу аудиторию пассивной с первых минут занятия.

  3. Почаще критикуйте ваших учащихся репликами типа «Неужели вам не ясно?», «Сколько же можно повторять одно и то же?», «Могли бы и вовсе не приходить на занятие, это же не мне нужно, а вам!» и др.

  4. Ставьте все время заниженные оценки.

  5. Сделайте так, чтобы человек чувствовал себя глупо, задавая вопросы.

  6. Не давайте возможности учащимся общаться друг с другом.

Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одною и того же процесса воспитания мотивационной сферы в целостной системы личности ученика. Изучение и формирование мотивации не следует рассматривать как только регистрацию педагогом того, что лежит на поверхности и бросается в глаза, а следует строить как проникновение педагога в глубинные закономер­ности становления ученика как личности.

Формирование также неверно понимать как «перекладывание» педагогом в голову ученика готовых извне подаваемых мотивов и целей учения. На самом деле формирование мотивов учения - это создание условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению и дальнейшего саморазвития и своей мотивационной сферы. Педагог при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

Оценивая мотивацию конкретного ученика, недостаточно точно сказать о том, что «интерес к учению слабый», «учиться не хочет». Надо отметить, что именно в мотивации отсутствует, какие именно ее уровни не развиты.

В результате развития мотивации у учащегося возникает собственное отношение к предмету, работе как к некой ценности и потребности в них, т.е. возникает стойкий мотив. Изучение и формирование мотивации у учащихся требует настойчивости, терпения, подлинной заинтересованности в самой учебной и воспитательной деятельности.

Лишь тот педагог, который проявляет глубокий интерес к содержанию излагаемых им знаний, к процессу обучения и воспитания, может добиться формирования у обучающихся стойкой положительной мотивации к учению и воспитанию. Педагог же, равнодушный к содержанию и процессу обучения, добиться положительной мотивации к учебному предмету, к учению не сумеет, даже если он превосходно знает свой предмет и имеет хорошие профессионально-педагогические навыки.



Библиографический список

  1. Гальперин П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий. М.: 2016. – с. 216.

  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: 2009. – с. 320.

  3. Мацков И.Н. Психология производственного обучения / И.Н. Мацков., С.П. Мелов. М.: 2018. – с. 260.

  4. Хатунцева Л.И. Современный урок в профессиональной школе: от проектирования до анализа. Воронеж, 2019.- с.180.





18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!