СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование мотивации к трудовой деятельности у выпускников сельской школы в процессе реализации программы «Технология и физическая культура»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование  мотивации выпускников сельских школ к трудовой деятельности будет более успешным при разработки программы формирования у выпускников трудовой мотивации в процессе реализации программы «Физическая культура и труд», при внедрении в школьный курс сельской школы специальные организационно–педагогические условия.

Просмотр содержимого документа
«Формирование мотивации к трудовой деятельности у выпускников сельской школы в процессе реализации программы «Технология и физическая культура»»

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ВЫПУСКНИКОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ТЕХНОЛОГИЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»


Садыков Р.Р., учитель технологии МБОУ «Староромашкинская СОШ» Чистопольского муниципального района РТ


Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Мотивация к труду, к профессиональной деятельности определяется в целом сложным, постоянно меняющимся соотношением разных побуждений, входящих в мотивационную сферу. А, следовательно, профессиональная мотивация формируется в процессе освоения трудовой деятельности, под влиянием характерного содержания ее условий. Успешность развития России в новых экономических условиях зависит от трудовых ценностных ориентаций выпускников школ. Усвоенные человеком, хорошо дифференцируемые им ценности служат критериями выбора жизненных целей, стандартами и основаниями оценок и самооценок, которыми личность руководствуется в выборе будущей профессии, всей ее жизнедеятельности.Необходимо формировать у школьников устойчивой ориентации на трудовой образ жизни в условиях села, воспитание экономической и экологической культуры, нравственно–психологической готовности к труду, развития творческих способностей, интеллектуальных и психофизиологических качеств для успешной профессиональной деятельности.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Научные исследования, в которых прослеживается динамика трудовой мотивации старшеклассников в условиях изменения социально–экономической жизни общества, немногочисленны (Е.П. Белинская, Е.А. Васина, М.М. Гаджиева, И.В. Попова). Практически нет исследований по проблеме формирования трудовых ценностных ориентаций старших школьников сельских школ в начале XXI в.

Социально–экономические и педагогические аспекты трудовой подготовки сельских школьников рассмотрены в трудах А.Я. Анцупова, О.А. Беляниной, С.Г. Броневщука, Н.А. Ивановой.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данной статьи является исследование проблемы эффективности организационно–педагогических условий формирования трудовой мотивации у выпускников сельских школ.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Мотивация выбора профессии у подростка может быть и отчасти бессознательной, когда профессиональные потребности и цели, управляющие поведением человека, осознаются им частично.

Одной из важнейших задач совершенствования образования является формирование мотивации освоения выбранной профессии как основы высоких результатов обучения и гарантии успешной реализации подростками в будущей профессиональной деятельности.

В работе использовались теоретический анализ психолого–педагогических исследований, программы экспериментального изучения; эмпирические методы – наблюдение, опросы, эмпирическое исследование, методы математической статистики и обработки данных. Основная цель эксперимента – исследовать условия формирования трудовой мотивации выпускников сельских школ.

Базой исследования выступила МБОУ «Староромашкинская СОШ» Чистопольского муниципального района.

В исследовании принимало участие 2 группы подростков (по 25 человек в каждой).

Исследование проводилось в три этапа:

1. Констатирующий эксперимент;

2. Формирующий эксперимент;

3. Контрольный эксперимент.

Анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что профильное обучение значительно влияет на мотивацию выбора профессии в подростковом возрасте.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В ходе решения задач исследования, нами выявлены особенности социально-профессиональной ориентации старшеклассников сельской школы; определены и обоснованы педагогические условия социально-профессиональной ориентации старшеклассников сельской школы в процессе реализации программы «Физическая культура и труд». Выявленные в ходе исследования педагогические условия позволили разработать методические рекомендации.Анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что профильное обучение значительно влияет на мотивацию выбора профессии в подростковом возрасте. Проведенное нами исследование и полученные в ходе эксперимента результаты дают основание полагать, что гипотеза подтверждена; задачи, поставленные в исследовании, решены; цель исследования достигнута.

Определяя перспективы исследования, мы отмечаем, что результаты исследования охватили не весь спектр возможностей учебно-воспитательного процесса по профессиональной самореализации старшеклассников. Дальнейшая работа по изучению рассматриваемой проблемы может быть посвящена следующим направлениям: поиск альтернативных методов диагностики профессионального самоопределения старшеклассников, разработка интерактивных форм работы с родителями учащихся с привлечением новых информационных технологий; оптимизация предпрофильной и профильной подготовки учащихся.


список литературы:

  1. Анисин, Н.М. Большие заботы малокомплектной школы: Книга для учителя / Н.М. Анисин. - М.: Просвещение, 2006. - 110 с.

  2. Броневщук, С.Г. Профильная дифференциация обучения в сельской школе: Пособие для руководителей и учителей сельских школ / С.Г. Броневщук. - М.: АРКТИ, 2010. - 136 с.

  3. Ванюхина Н.В., руководитель дипломной работы. [email protected]

  4. Гера, Р. Предпрофильная подготовка – составляющая успешной социализации / Р. Гера // Народное образование. – 2008 г. - №2. – С. 216 – 221.

  5. Ефимова, Е. Педагогическая поддержка старшеклассников при выборе профильного обучения / Е. Ефимова // Народное образование. – 2008 г. - №5. – С. 181 – 185.

  6. Козловский, О. В. Выбор профессии: методики, тесты, рекомендации / О. В. Козловский. – Ростов н/Д: Феникс; Донецк: издательский центр «Кредо», 2006. – 800 с. – (Библиотека выпускника).

  7. Новиков, П. Профильное обучение и его влияние на воспитание школьников и социально-экономическое развитие села / П. Новиков // Народное образование. – 2008 г. - №6. – С. 162 – 168.

  8. Чистякова, С.Н Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие/С.Н. Чистякова. - М.:Academia,2005.-122с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!