Балейский филиал ГАПОУ
«Читинский педагогический колледж»
Формирование межнациональных отношений младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
(Cообщение по МДК 04.01)
Выполнила:
Студентка 313 группы
Комогорцева Анастасия
Проверила:
Преподаватель психолого-педагогических наук
Юсова Валентина Ивановна
Балей
2023г.
Самый высокий результат образования — толерантность.
Хелен Келлер.
Одной из актуальных проблем современного мира и, в частности, школы можно считать проблему развития культуры межнациональных отношений младших школьников. Дети по разным причинам испытывают затруднения именно во взаимопонимании, принятии и социализации. На сегодняшний день можно увидеть следующее: актуальность проблемы возрастает именно потому, что возрастает уровень дискриминации личности, экстремизма, расизма, насилия и нетерпения как факторов, разрушающих нравственные, эстетические и культурные принципы каждого человека.
В условиях многонациональной школы младшие школьники включаются в процесс межнационального общения. Отсюда следует необходимость воспитания культуры межнационального общения. Культура межнационального общения — это уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, истории, национальному достоинству. Культура межнационального общения предполагает выполнение людьми правовых и морально-этнических норм в многонациональной среде. [1]
П. В. Степанов указывает, что для развития у школьников культуры межнационального общения необходимо их ознакомление с разнообразными культурами, их изучение. На первое место, по мнению автора, должна выходить работа педагога не столько над проблемой расширения и углубления знаний школьника о других культурах, сколько над проблемой отношения ребенка к другим культурам вообще. [2]
Формирование межнационального согласия в начальной школе предполагает следующие этапы:
Освоение родной культуры, ее истории, традиций, нравственных ценностей.
Формирование на этой основе чувства гордости за принадлежность к родному народу, а также уважения к культуре других народов.
Формирование потребности в освоении родной культуры и культуры народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений.
Перевод нравственных знаний в поведенческие нормы, что возможно лишь при организации совместной социально значимой деятельности, направленной на формирование межнационального согласия.
Формирование культуры межнационального общения означает решение нескольких задач:
Воспитание уважения к человеку любой национальности.
2. Воспитание уважения к национальной культуре и национальному достоинству как своей, так и других народов.
3. Формирование бережного отношения к национальным чувствам и достоинству каждого человека независимо от его национальной принадлежности.
4. Воспитание гражданственности и патриотизма.
5. Воспитание толерантности.
Для повышения познавательной активности детей используются следующие приёмы обучения:
Упражнения детей в элементарном анализе и сравнении предметов (дома тёплых и холодных стран; одежда для различного климата и т.д.);
Наблюдение – живое общение с окружающим миром и природой, которое способствует эмоциональному отклику детей, расширяет их кругозор;
Создание игровых ситуаций (воображаемое путешествие, рассказ от имени воображаемого героя), использование сюрпризных моментов (появление сказочного персонажа);
Использование цикла бесед, игр - диалогов;
Чтение художественной литературы, драматизация, проигрывание инсценировок на правила поведения в общественных местах;
Прослушивание музыкальных произведений разных стран мира. [3]
Для формирования в классе положительных межличностных отношений в школе применяются такие формы работы:
Специально организованные фронтальные занятия;
Совместная деятельность взрослого и детей;
Самостоятельная деятельность детей;
Беседы (индивидуальные, групповые, фронтальные);
Подвижные игры разных стран;
Создание выставок, мини – музеев, альбомов, посвящённых национальной культуре и традициям, мировой культуре;
Проведение досугов, развлечений, праздников, театрализованных представлений;
Смотры, конкурсы, викторины;
Совместные вечера с родителями. [4]
Таким образом, культура межнационального общения укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, так как развивает у обучающихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.
Педагогу следует проявлять деликатность и осторожность, учитывать специфику и особенности национального состава детей (язык, традиции, культурные ценности, трактовка исторических событий и др.), строить свою работу, критически осмысливая и вырабатывая суждения о моральных ценностях, принципах толерантности.
«Нельзя стремиться сделать всех людей подобными себе, но нужно учиться быть с ними в согласии» Л.Н.Гумилев
Список использованной литературы:
Особенности формирования культуры межнациональных отношений у младших школьников [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://lektsii.org/8-77454.html (дата обращения: 21.01.2023)
Проблема формирования культуры межнационального общения в многонациональном коллективе младших школьников [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://studopedia.ru/3_50354_problema-formirovaniya-kulturi-mezhnatsionalnogo-obshcheniya-v-mnogonatsionalnom-kollektive-mladshih-shkolnikov.html (дата обращения: 21.01.2023)
Развитие культуры межнациональных отношений в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6910/ (дата обращения: 21.01.2023)
Формирование межнациональных отношений младших школьников [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2021/08/04/formirovanie-mezhnatsionalnyh-otnosheniy-mladshih (дата обращения: 21.01.2023)