СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование метапредметных умений на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование метапредметных умений на уроках химии - доклад на муниципальном семинаре

Просмотр содержимого документа
«Формирование метапредметных умений на уроках химии»

Формирование метапредметных умений на уроках химии Новые подходы в образовательной деятельности в связи с целями ФГОС нового поколения направлены на формирование универсальных умений у учащихся, в том числе и метапредметных умений.

Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:

  • овладение универсальными учебными познавательными действиями –

базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;

  • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями –

общение, совместная деятельность;

  • овладение универсальными учебными регулятивными действиями –

самоорганизация, самоконтроль.

Проще говоря, дети должны уметь

  • самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая

приоритетные и второстепенные задачи;

  • самостоятельно осуществлять свою деятельность, а также использовать

различные ресурсы для достижения цели, уметь выбирать нужные стратегии;

  • продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом;

  • самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, владеть

навыками познавательной рефлексии.

Задача учителя – формируя предметные умения, формировать и метапредметные.

На примере урока химии по теме «Кислород: нахождение в природе, получение, физические свойства» в 8 классе покажу, как формирую метапредметные навыки и достигаю целей обучения.

Учитываю при этом, что метапредметные умения, которые формируются в рамках данного урока, будут востребованы как на уроках физики (естественнонаучный цикл), так и на уроках обществознания (гуманитарный цикл).

Умение составлять план, реализовать его поэтапно, оценивать свои действия и вносить коррективы – это универсальные метапредметные умения

Цель: применить способ изучения простых веществ на уровне атома, молекулы и на макроуровне (на уровне вещества) по схеме «нахождение в природе, получение, физические свойства», соотношение знаний с основными понятиями химии – «химическое явление» для развития адекватной самооценки.

В качестве средств обучения при таком подходе выступают знания, полученные на предыдущих уроках: модель изучения состава, строения и свойств вещества на разных уровнях организации:

  1. атомарном, молекулярном макроуровне;

  2. схеме изучения простых веществ – нахождение в природе, получение,

физические свойства.

В процессе проведения урока важно сформировать умение учащихся работать в группах, а также умение моделировать.

Для работы на уроке предлагаю учащимся систему вопросов и заданий. Каждое из них имеет определенную «цену» в баллах. Учащиеся в ходе урока оценивают себя сами. Выполнив задание правильно, они выставляют заработанные баллы на полях тетради. Задания обязательно обсуждаются с классом.

  1. Ориентировочно-мотивационный этап

    1. Каков путь познания химии? (1 балл)

Предполагаемый ответ:

химические явления

вещества

молекулы

атомы

химические превращения

    1. Какие уровни организации материи все уже изучали? (1 балл)

Предполагаемый ответ:

Мы получили представление о химических явлениях, веществах, молекулах, атомах. Затем подробнее изучали атомы, из атомов «собирали» молекулы, из молекул – вещества.

    1. На какие группы делят вещества по составу? (1 балл)

Предполагаемый ответ:

Простые и сложные

    1. Какие вещества и почему лучше изучать вначале? (1 балл)

Предполагаемый ответ:

Простые вещества. Лучше начинать с простого, а затем постепенно усложнять объект изучения.

    1. Какое следующее вещество мы будем изучать? (вопрос вызывает затруднение)

Подвожу их к правильному ответу – предлагаю проанализировать такие

ситуации:

А) Во время купания один из подростков стал тонуть. Каковы будут ваши действия и почему?

Б) При проведении практической работы учащийся случайно опрокинул спиртовку. Спирт разлился по столу, вспыхнул. Каковы ваши действия?

При обсуждении учащиеся приходят к выводу, что речь идет о процессах дыхания и горения, которые невозможны без кислорода. Это очень важное вещество и его надо изучать, чем мы и займемся на уроке сегодня.

    1. Как нужно изучать кислород? Составьте план своих действий.

(Рассуждают. Поскольку простое вещество состоит из атомов химического элемента, то сначала мы поясним, что можно сказать об атомах кислорода, затем рассмотрим его молекулярный уровень организации вещества, далее будем изучать нахождение в природе, получение и физические свойства. В итоге составляем план изучения кислорода).

План

  1. Свойства атома кислорода, его атомная масса.

  2. Состав, строение, свойства молекулы кислорода.

  3. Нахождение в природе.

  4. Получение в промышленности и в лаборатории.

  5. Физические свойства вещества кислорода.

  1. Операционно-исполнительный этап.


Учащиеся работают в парах с информацией в учебнике, каждое задание они обсуждают. Итог – выполнение заданий 2.1-2.4 учащиеся составляют схемы.

    1. Атом кислорода – 1 балл

Ar =16

    1. Молекула кислорода – 2 балла

А) состав молекулы – 2 атома кислорода О2

Б) Mr (O2)=32

В) при обычных условиях (суждение основано на нахождении кислорода в воздухе) молекула кислорода неактивна.

2.3 Кислород простое вещество – 3 балла.

Состав вещества О2 множество молекул

Свойства вещества физические свойства газ p=1.4 г/л) при t=-183°С, жидкость при t=-193°C, твердое вещество



    1. Нахождение в природе – 3 балла

В свободном состоянии

- в атмосфере 21%

- в гидросфере в растворенном состоянии (1 м3 воды содержит 40 г)

В связанном состоянии

- в литосфере: в песке, в горных породах, в почве, в реках, озерах, морях, океанах, в организмах растений и животных


2.5 Способы получения – 3 балла


В природе

- при фотосинтезе в зеленых растениях

В промышленности

- из жидкого воздуха


В лаборатории

- при разложении кислородосодержащих веществ KMnO4, H2O2


    1. Охарактеризуйте физические свойства кислорода – 3 балла.

  1. Рефлекторно-оценочный этап


3.1 Чем вы занимались на уроке? Рефлексия (на примере кислорода мы применили известные способы изучения веществ на разных уровнях – атомный, молекулярный, макроуровневый, т.е. дали характеристику кислорода по схеме «Состав-строение-свойства» – 1 балл)

3.2 Что значит охарактеризовать молекулу – 1 балл

3.3 Как характеризуют простое вещество – 3 балла

3.4 Для чего вы изучаете кислород (для того, чтобы научится объяснять химические свойства)

После этого учащиеся считают баллы, полученные на уроке

13-15

12-14

9-11

менее

«5»

«4»

«3»

«2»

Затем определяем домашнее задание, подводим итоги урока, слушаю мнение учащихся, уточняю, что им понравилось, какие затруднения возникли (рефлексия).

Вывод:

На уроках химии соблюдаются все требования к результатам, имеющим универсальное, метапредметное значение:

1.Умения организовывать свою деятельность:

- определять ее цели и задачи,

- выбирать средства реализации цели,

- применять их на практике,

- взаимодействовать в группе в достижении общих целей,

- оценивать достигнутые результаты.

2. Ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности:

- обобщенные способы решения учебных задач,

- исследовательские, коммуникативные и информационные умения,

- умение работать с разными источниками информации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!