СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование мелкой моторики рук

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕСТЫ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Просмотр содержимого документа
«Формирование мелкой моторики рук»

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК


Для детей, имеющих речевые нарушения, характерно замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации. Особенно явно это проявляется на спортивных занятиях, а также на специальных занятиях с воспитателем, например, когда предлагается выполнить задание по словесной инструкции.


ТЕСТЫ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ


Приведем пример обследования моторных функций шестилетнего ребенка.

Для обследования состояния общей моторики можно предложить ряд тестов. Качество их выполнения говорит также и об уровне сформированное внимания, зрительной памяти, самоконтроля.

1. Предлагается повторить серию движений руками, сохраняя скорость. Повторение допускается до 3 раз. Примеры движений:

1 — обе руки вверх, 2 — правая рука вверх, левая — на пояс, 3 — обе руки вперед, 4 — обе руки вниз.

1 — левая рука в сторону, 2 — обе руки на пояс, 3 — правая рука в сторону, левая — за спину, 4 — обе руки вниз.

Результат

«Удовлетворительно» — результат достигнут со 2—3 раза после дополнительного показа.

«Плохо» — результат достигнут с 4 и более раз после дополнительного показа и повторения инструкции. Темп выполнения замедлен или ускорен.

  1. Требуется повторить движения, отставая на одно.

Результат

«Удовлетворительно» — несовпадение ритма, отсутствие точности движений, проявляющееся в «доведении» рук.

«Плохо» — неспособность самостоятельно исправить свои ошибки.

3. Повторять движения за исключением одного, «запретного» (например, руки на плечи).

Результат

«Удовлетворительно» — «запрет» нарушается, но ребенок самостоятельно исправляет ошибку.

«Плохо» — ребенок ошибается даже при многократном повторении инструкции.

Для проверки произвольного торможения движений ребенку даются задания отдельно для каждой руки. Например: правая рука: 1 — вверх, 2 — в сторону, 3 — вниз; левая рука: 1 — вверх, 2, 3 — вниз.

После двух-трехкратного повторения упражнения отдельно каждой рукой движения рук соединить.

Результат

«Удовлетворительно» — одной рукой движения выполняются хорошо, второй — хуже. Допускаются остановки, отсутствует точность движений. Но в целом выполнение упражнения начинается и заканчивается одновременно обеими руками.

«Плохо» — ребенок делает одно и то же обеими руками либо выполняет по очереди: первое движение правой руки, первое движение левой руки и т.д.

Для обследования статической координации движений даются следующие задания.

1. Встать прямо. Носок одной ноги приставить к пятке другой ноги. Закрыть глаза. Стоять 10—15 с.

Результат

«Удовлетворительно» — раскачивание, балансирование, резкие наклоны туловища. Однако ребенок не сходит с места.

«Плохо» — невозможность устоять на месте, стремление открыть глаза (что сразу облегчает выполнение задания).

2. Положение стоя на одной ноге.

3. Положение стоя на одной ноге. Вторая нога скрещена с первой сзади на уровне голени. Глаза закрыты, руки вытянуты вперед.

Результат (аналогично первому).

Динамическую координацию рук можно проверить в следующем упражнении.

Правая рука: 1 — вперед в кулаке, 2 — кулак разжать, 3 — кулак сжать, 4 — руку опустить. Левая рука: 1 — в сторону, кулак разжать, 2 — сжать кулак, 3 — разжать кулак, 4 — руку опустить.

После двух- трехразового выполнения упражнения отдельно каждой рукой движения рук соединить.

Результат

«Удовлетворительно» — выполнение задания с напряжением, в измененном темпе.

«Плохо» — выполнение двумя руками одних и тех же движений.

Координация движений рук и ног исследуется в таких заданиях.

1. Маршировка: 1 — шаг правой ногой, 2 — хлопок, 3 — шаг левой ногой, 4 — хлопок.

Результат

«Удовлетворительно» — напряжение, изменение, изменение темпа выполнения упражнения, асинхронность.

«Плохо» — невозможность выполнения упражнения даже при многократном повторении инструкции.

2. Приседания. Стоя на носках, сделать шесть приседаний подряд.

Результат

«Плохо» — хотя бы одно касание пятками пола.

Реципрокная координация рук определяется таким тестом: руки положить ладонями на стол, левую руку сжать в кулак. Синхронно, без напряжения менять положение рук.

Динамическая координация рук тестируется сменой положений лежащей на столе руки: 1 — рука сжата в кулак, 2 — рука поставлена на ребро, 3 — ладонь лежит на столе. Выполнять отдельно каждой рукой.

Показательной является проба на пространственную координацию движений рук. Руки вытянуты вперед. Левую руку ладонью вверх сжать в кулак, правую приставить к ней ладонью. Менять положение рук. Сгибать руки в локтях нельзя.

Для обследования мелкой моторики рук предлагаются упражнения.

«Пальчики здороваются» — попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.

«Играем на пианино» — держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его поверхности поочередно 1—2, 1—3, 1—4, 1—5 пальцами. Выполняется правой, левой и обеими руками.

«Птички клюют» — держа руку с карандашом на столе на локте, по команде быстро поставить в нарисованном круге три точки. Локоть не отрывать. Диаметр круга 10 см.


ТРЕНИРОВКА ПАЛЬЦЕВ РУК


В семье работу по тренировке пальцев рук можно и нужно начинать с детьми в возрасте 6—7 мес. В этот период полезно делать массаж кисти рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и такое упражнение: брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его. Так нужно делать по 2—3 мин ежедневно. С девятимесячного возраста следует давать ребенку перебирать сначала крупные, ярко окрашенные предметы, а затем более мелкие предметы. Для этих целей хороши деревянные раскрашенные бусы, нанизанные на резинку. Можно использовать и кольца от пирамидок.

Детям двух лет и старше для развития мелкой моторики рук можно предложить следующие игры.

«Переложи игрушки». Ребенок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие предметы (пуговицы, фишки). Ребенок должен, держа сосуд левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол и ребенок действует левой рукой.

«Забей мяч в ворота». Играющий сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола — «ворота». Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота.

Можно играть вдвоем, тогда логопед и ребенок сидят по разные стороны стола, а ворота находятся посередине.

«Перебираем крупу». Необходимы две пустые коробочки и одна — со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками, картонными квадратиками и кружками и пр. Работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части.

«Разорви лист по линиям». Лист бумаги произвольно расчерчивается на части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге фигуры, предметы.

«Шаловливый котенок». Заранее разматывается клубок ниток. Сначала правой, а затем левой рукой нужно смотать клубок.

«По кочкам через болото». На столе рассыпают мелкие камешки — «кочки». Зажав в щепотку 1, 3, 5 пальцы одной руки, ребенок шагает указательным и безымянным «по кочкам» с одного края стола к другому, «выбираясь из болота». Следить, чтобы на весу всегда был только один палец. «Кочки» можно нарисовать и на бумаге.

«Гармошка». Взять большую пуговицу с двумя отверстиями. В оба отверстия продеть толстую нитку и завязать, чтобы образовалось кольцо. Разместив пуговицу посередине, зацепить указательным и средним пальцами каждой руки петельки по обе стороны от нее и, вращая руками нитку, как скакалку, закрутить пуговицу. Нитка станет раскручиваться и, пружиня, закручиваться в другую сторону. Задача ребенка — не дать «гармошке» остановиться, все время совершая сводящие и разводящие движения пальцами.

«Строитель». Для игры подойдут небольшие кубики, кольца от пирамидок. Ребенку дается задание собрать из мелких кубиков один большой, построить башню, колодец, скамейку, стульчик, диван, домик, поезд, заборчик, телевизор, машину.

«Шофер». На столе раскладываются маленькие предметы (фи­гурки животных, солдатики, кубики) на расстоянии 5—7 см друг от друга. Понадобится также фишка — пластмассовый или деревянный кружок. Передвигая фишку одним пальцем, нужно «объехать» все препятствия, ничего не задев. Играть попеременно разными пальцами.

«На морском берегу». Для игры понадобятся дощечка с накатанным слоем пластилина и горсть мелких камешков. Малышу предлагается выложить на дощечке фигурки из камешков: сол­нышко, облако, дерево, змею, мячик, удочку, рыбку.

«Шнуровка». Берется большая карточка, на которой по краям, а также в центре в определенной последовательности сделаны отверстия. Края отверстий окрашены в разные цвета. При помощи длинной толстой нитки ребенок выполняет следующие задания:

а) провести нитку через все отверстия по краю карточки;

б) протянуть нитку в каждое второе отверстие;

в) провести нитку только через дырочки, обведенные красным (чередуя красное и синее и т.д.);

г) выполнить «обметку через край»;

д) в центре карточки сделать шнуровку, как в ботинках.

«Художник». Ребенок ставит локоть ведущей руки на стол, берет

в руки «волшебную палочку» (указку, карандаш, счетную палочку). По просьбе взрослого «волшебная палочка» рисует по воздуху предметы, фигуры, пишет буквы. Рука при этом остается неподвижной, работают только пальцы и кисть. Следить, чтобы «палочка» была зажата пальцами правильно и «рисунок» был похож. Можно предложить также задания на «срисовывание» простых контурных изображений: лодочка, ракета, человечек, коробка, лампочка, коврик, стакан, груша, бублик.

«Вязание». На обеих руках приготовить большие и указательные пальцы, остальные прижать к ладони. Пальцы левой руки неподвижны, «вяжут» только два пальца на правой руке: большой палец правой руки соединить с указательным пальцем левой, второй палец — на весу. Затем указательный палец правой руки приставить к большому пальцу левой руки, остальные пальцы разъединить. Двигая кистью и пальчиками правой руки, «вязать». Повторить упражнения левой рукой.

«Играем на балалайке». Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую круглую резинку. Перебирать эту резинку, как струны балалайки, указательным и средним пальцами другой руки.

«Барабанщик». Положить руки на стол, кисть приподнята. Взрослый отстукивает пальцем по столу определенный ритм. Ребенок должен повторить этот ритмичный рисунок поочередно каждым пальцем. Кисть руки при этом неподвижна.

«Поймай рыбку». На столе две коробки, в одной из которых лежат «рыбки» — мелкие фигурки, шарики, бирюльки. У ребенка в руках сачок для аквариума. Ему предлагается переложить фигурки по одной из первой коробки во вторую, действуя сначала правой, а затем левой рукой.

Составление фигурок из счетных палочек или спичек. Ребенка просят выложить на столе сначала по образцу, затем по памяти и, наконец, самостоятельно, по представлению, следующие фигуры: квадрат, треугольник, кубик, ваза, лодочка, юбочка, очки, лесенка, мельница, рыбка, пирамидка, флажок, звезда, мороженое, бабочка, аквариум, жук, окно, сумка, морковка, грузовик, рожица, брюки, пирог, мост, качели, лейка, танк, лопата, коробка карандашей, ракета, пароход, грибок, горка, тачка, беседка, снежинка, парусник, башня, песочница, самолет, кровать, телевизор, собака, корова, часы, санки, фонарик. (Приложение 1)

«Сделай так же». У логопеда — набор карточек с изображением человечков в разных позах. У ребенка — палочки и маленький кружок. Выбрав одну карточку, взрослый показывает ее ребенку в течение нескольких секунд. Играющий должен запомнить положение человечка, а затем сложить из палочек и кружка такого же. (Приложение 2)

«Будь внимательным!» Ребенок убирает руки за спину. Логопед дает команду показать на каждой руке определенное количество пальцев (например, «покажи на правой руке 3 пальчика, на левой руке — 4»). Малыш выполняет задание за спиной и вытягивает руки вперед. Правильность проверяется совместно

Нитяные узоры. Для работы нужны толстые тяжелые нитки либо тонкие веревочки. Пользуясь карточками-образцами, требуется выполнить задания на выкладывание узоров, петель, завязывание узелков и связывание веревочек.(
Приложение 3)

«Выгладим платочки для мамы и для дочки». Перед каждым ребенком — скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым. Затем сделать то же самое, пользуясь одной рукой.

Развитию мелкой моторики рук способствуют также следующие занятия:

  • изготовление бус;

  • собирание пирамидок, матрешек, мозаики;

  • работа с пособиями по застегиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков разной величины;

  • лепка;

  • аппликация;

  • обведение лекал с последующей их штриховкой;

  • игра с наборами мелких фигурок (бирюлек) для развития тактильного восприятия;

  • работа с дошкольными прописями.


ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ


Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые юры. Они очень эмоциональные, простые. Их можно проводить в детском саду и в семье. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира — предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Самым простым является изображение пальцами различных фигурок.


ТЕНЕВЫЕ ИГРЫ


Еще одним занятием для развития мелкой моторики рук является теневая игра. Комната, в которой она проводится, должна быть затемнена.

Источник света освещает экран, находясь на расстоянии 3— 4 м от него. Между экраном и источником света (посередине) производятся движения руками, от которых падает тень на освещенный экран.

Руки необходимо располагать перед источником света, учитывая его силу и направленность. Теневая игра сопровождается короткими диалогами, сценками.

Исполнители должны размещаться так, чтобы тень от рук, падающая на экран, отражала только положение кисти и предплечья.

Больший эффект в теневой игре достигается благодаря изменению расстояния от руки до источника света. Это дает возможность увеличивать или уменьшать размеры теневых фигур.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!