Т.В. Тазиева,
МБОУ СОШ №12, г. Ижевск
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. Одним из требований ФГОС является формирование культуры здорового образа жизни обучающихся: забота о своем здоровье; использование здорового питания и оптимальных двигательных режимов с учетом возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. В МБОУ СОШ № 12 г. Ижевска разработана программа «Формирование здорового и безопасного образа жизни». Цель: создание условий для формирования культуры здорового образа жизни в начальной школе.
Ключевые слова: начальная школа, программа, здоровье.
Одним из требований ФГОС является формирование культуры здорового образа жизни обучающихся: забота о своем здоровье; использование здорового питания и оптимальных двигательных режимов с учетом возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом [5]. Состояние здоровья учащихся вызывает серьезную тревогу. По данным медицинских работников школы за 2013–2015 гг. наблюдается ухудшение состояния здоровья прибывших первоклассников. Врач отмечает рост таких серьезных заболеваний как заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, снижение зрения. В таблицах 1 и 2 представлены данные групп здоровья и физкультурных групп прибывших первоклассников за последние три года.
Таблица 1
Группы здоровья первоклассников
Год обучения | I | II | III | IV | |
2013 | 14 | 64 | 3 | 0 | |
2014 | 20 | 66 | 2 | 1 | |
2015 | 18 | 72 | 11 | 1 | |
Таблица 2
Физкультурная группа первоклассников
Год обучения | основная | подготовительная | специальная |
2013 | 79 | 2 | 0 |
2014 | 85 | 3 | 1 |
2015 | 89 | 12 | 1 |
Нами разработана программа «Формирование здорового и безопасного образа жизни». Цель: создание условий для формирования культуры здорового образа жизни в начальной школе. Основной задачей педагогов является: научить детей осознанно и бережно относиться к своему здоровью.
Школьное помещение соответствует нормам санитарным и гигиеническим, пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. Работают столовая и буфет, позволяющие организовывать горячие завтраки, обеды в урочное время. Имеются спортивные зал и площадка, детская площадка для подвижных игр, медицинский кабинет. Эффективное функционирование созданной здоровьесберегающей инфраструктуры поддерживает квалифицированный состав специалистов: преподаватели физической культуры, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, врач, фельдшер.
Программа реализуется в урочной деятельности с помощью учебно-методических комплектов (УМК) «Перспектива» и «Школа России». УМК формируют установку школьников на безопасный и здоровый образ жизни, предусмотрены соответствующие разделы и темы, содержание которых направлено на обсуждение проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом. Организация образовательного процесса строится с учетом требований объёма учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях), к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает работу с обучающимися всех групп здоровья, рациональную организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в начальной школе, динамической паузы после 2 и 3 урока, гимнастики до начала занятий, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке, работы спортивных секций и создание условий для их эффективной работы, регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований и т. п.), сотрудничество с детско-юношеской спортивной школой.
К формированию культуры здорового образа жизни привлекаются и родители. Педагогами разработаны занятия-практикумы для родительских собраний в 1классе – «Физиология и психология младшего школьника», «Трудности адаптации первоклассников к школе», «Влияние режима дня на здоровье ребёнка»; во 2 классе – «Компьютер и здоровье». «Здоровье и личная гигиена», «Предупреждение детских неврозов»; в 3 классе – «Физическое воспитание в семье», «Внутри семейные отношения и эмоциональное состояние ребёнка», «Активный отдых младших школьников»; в 4 классе – «Безопасность на каждый день», «Физиологические и психологические особенности детей 10-11 лет», «Разговор на трудную тему (профилактика вредных привычек)». Проводятся совместные мероприятия педагогов, обучающихся, родителей: спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья», «Дни здоровья», соревнования «Весёлые старты».
Для обучающихся и родителей ежедневно проводятся консультации психолога, социального педагога, медицинского работника. Выпускаются памятки для родителей: «Организация и выполнение домашних заданий», «Безопасное взаимодействие ребёнка с компьютером», «Упражнения для коррекции плоскостопия», «Упражнения для красивой осанки». В 1 классе учитель обязательно знакомит родителей с памяткой «Режим дня младших школьников».
Приложение
Памятка для родителей «Режим дня младших школьников»
Идеальный режим – это просыпаться в 7.00 ч., а укладываться спать в 21.00–21.30 ч.
Встал – сделал зарядку!
Горячий завтрак – заряд бодрости и энергии на весь день.
Правильное питание – залог здоровья! После 4 урока – обед
После обеда – сон, который восстанавливает работоспособность организма лучше, чем другие виды отдыха.
Делаем домашнее задание в 15–16 ч., поскольку концентрация внимания у первоклассника небольшая, занимаемся 15 минут, затем делаем перерыв 2–3 минуты. Пусть побегает, потанцует, попрыгает.
Больше гуляем на улице, 3–3,5 ч. Это больше укрепит здоровье ребенка и положительно повлияет на эмоциональное состояние.
Подвижные игры – при любой погоде!
Меньше сидеть у компьютера и телевизора.
Здоровый сон! Обратите внимание, если ребенок не будет высыпаться, то все усилия помочь ему в учебе и сохранить здоровье, равны нулю.
Не соблюдение режима дня приводит к быстрому переутомлению ребенка!
По программе отводится до 10 часов в год работе с обучающимися:
1. Проведение тематических классных часов в 1 классе – «Путешествие в страну здоровья», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!», «Советы бобра Суперзуба», «Твой режим дня»; во 2 классе – «Откуда берутся грязнули», «Культура поведения за столом», «Культура в одежде»; в 3 классе – «Как правильно делать уроки», «Ты и твои эмоции», «Как закаливать организм»; в 4 классе – «Профилактика простудных заболеваний», «Береги здоровье смолоду», «Умеешь ли ты правильно отдыхать?», «Безопасность в быту», «Правила пожарной безопасности», «Как не попасть в беду», «Безопасность на дороге», «Безопасность на водоёме», «01, 02, 03, 04; 112», «Как помочь природе убрать наш мусор?»
2. Внедрение модульных образовательных программ формирования культуры здорового питания: «Разговор о здоровье и правильном питании», «Две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания» [1, 2, 3].
3. Организацию занятий в спортивных секциях (футбол, хоккей, плавание, лыжная подготовка, легкая атлетика).
4. Подготовку встреч с интересными тренерами, выдающимися спортсменами Удмуртской Республики, медицинскими работниками.
Реализация программы «Формирование здорового и безопасного образа жизни» дает положительные результаты. Педагогам школы удается сформировать основу здорового и правильного образа жизни, поскольку анализируя показатели здоровья выпускников начальной школы, видно — показатели здоровья не ухудшаются, а остаются на том же уровне, что и при поступлении в школу.
Литература:
Безруких, М.М. Две недели в Лагере здоровья: рабочая тетрадь / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. – 71 с.
Безруких, М.М. Разговор о здоровье и правильном питании: рабочая тетрадь / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. – 71 с.
Безруких, М.М. Формула правильного питания: блокнот / М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. – 64 с.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. № 1/15) [Электронный ресурс] // Стандарты образования. – Режим доступа: http://edu.crowdexpert.ru/results-noo. – (Дата обращения 04.07.16)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.