СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование культуры здорового образа жизни в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из требований ФГОС является формирование культуры здорового образа жизни обучающихся: забота о своем здоровье; использование здорового питания и оптимальных двигательных режимов с учетом возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. В МБОУ СОШ № 12 г. Ижевска разработана программа «Формирование здорового и безопасного образа жизни». Цель: создание условий для формирования культуры здорового образа жизни в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Формирование культуры здорового образа жизни в начальной школе»


Т.В. Тазиева,

МБОУ СОШ №12, г. Ижевск


ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Аннотация. Одним из требований ФГОС является формирование культуры здорового образа жизни обучающихся: забота о своем здоровье; использование здорового питания и оптимальных двигательных режимов с учетом возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. В МБОУ СОШ № 12 г. Ижевска разработана программа «Формирование здорового и безопасного образа жизни». Цель: создание условий для формирования культуры здорового образа жизни в начальной школе.

Ключевые слова: начальная школа, программа, здоровье.


Одним из требований ФГОС является формирование культуры здорового образа жизни обучающихся: забота о своем здоровье; использование здорового питания и оптимальных двигательных режимов с учетом возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом [5]. Состояние здоровья учащихся вызывает серьезную тревогу. По данным медицинских работников школы за 2013–2015 гг. наблюдается ухудшение состояния здоровья прибывших первоклассников. Врач отмечает рост таких серьезных заболеваний как заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, снижение зрения. В таблицах 1 и 2 представлены данные групп здоровья и физкультурных групп прибывших первоклассников за последние три года.


Таблица 1

Группы здоровья первоклассников

Год обучения

I

II

III

IV


2013

14

64

3

0


2014

20

66

2

1


2015

18

72

11

1




Таблица 2

Физкультурная группа первоклассников

Год обучения

основная

подготовительная

специальная

2013

79

2

0

2014

85

3

1

2015

89

12

1


Нами разработана программа «Формирование здорового и безопасного образа жизни». Цель: создание условий для формирования культуры здорового образа жизни в начальной школе. Основной задачей педагогов является: научить детей осознанно и бережно относиться к своему здоровью.

Школьное помещение соответствует нормам санитарным и гигиеническим, пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. Работают столовая и буфет, позволяющие организовывать горячие завтраки, обеды в урочное время. Имеются спортивные зал и площадка, детская площадка для подвижных игр, медицинский кабинет. Эффективное функционирование созданной здоровьесберегающей инфраструктуры поддерживает квалифицированный состав специалистов: преподаватели физической культуры, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, врач, фельдшер.

Программа реализуется в урочной деятельности с помощью учебно-методических комплектов (УМК) «Перспектива» и «Школа России». УМК формируют установку школьников на безопасный и здоровый образ жизни, предусмотрены соответствующие разделы и темы, содержание которых направлено на обсуждение проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом. Организация образовательного процесса строится с учетом требований объёма учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях), к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает работу с обучающимися всех групп здоровья, рациональную организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в начальной школе, динамической паузы после 2 и 3 урока, гимнастики до начала занятий, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке, работы спортивных секций и создание условий для их эффективной работы, регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований и т. п.), сотрудничество с детско-юношеской спортивной школой.

К формированию культуры здорового образа жизни привлекаются и родители. Педагогами разработаны занятия-практикумы для родительских собраний в 1классе – «Физиология и психология младшего школьника», «Трудности адаптации первоклассников к школе», «Влияние режима дня на здоровье ребёнка»; во 2 классе – «Компьютер и здоровье». «Здоровье и личная гигиена», «Предупреждение детских неврозов»; в 3 классе – «Физическое воспитание в семье», «Внутри семейные отношения и эмоциональное состояние ребёнка», «Активный отдых младших школьников»; в 4 классе – «Безопасность на каждый день», «Физиологические и психологические особенности детей 10-11 лет», «Разговор на трудную тему (профилактика вредных привычек)». Проводятся совместные мероприятия педагогов, обучающихся, родителей: спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья», «Дни здоровья», соревнования «Весёлые старты».

Для обучающихся и родителей ежедневно проводятся консультации психолога, социального педагога, медицинского работника. Выпускаются памятки для родителей: «Организация и выполнение домашних заданий», «Безопасное взаимодействие ребёнка с компьютером», «Упражнения для коррекции плоскостопия», «Упражнения для красивой осанки». В 1 классе учитель обязательно знакомит родителей с памяткой «Режим дня младших школьников».

Приложение

Памятка для родителей «Режим дня младших школьников»

Идеальный режим – это просыпаться в 7.00 ч., а укладываться спать в 21.00–21.30 ч.

  1. Встал – сделал зарядку!

  2. Горячий завтрак – заряд бодрости и энергии на весь день.

  3. Правильное питание – залог здоровья! После 4 урока – обед

  4. После обеда – сон, который восстанавливает работоспособность организма лучше, чем другие виды отдыха.

  5. Делаем домашнее задание в 15–16 ч., поскольку концентрация внимания у первоклассника небольшая, занимаемся 15 минут, затем делаем перерыв 2–3 минуты. Пусть побегает, потанцует, попрыгает.

  6. Больше гуляем на улице, 3–3,5 ч. Это больше укрепит здоровье ребенка и положительно повлияет на эмоциональное состояние.

  7. Подвижные игры – при любой погоде!

  8. Меньше сидеть у компьютера и телевизора.

  9. Здоровый сон! Обратите внимание, если ребенок не будет высыпаться, то все усилия помочь ему в учебе и сохранить здоровье, равны нулю.
    Не соблюдение режима дня приводит к быстрому переутомлению ребенка!

По программе отводится до 10 часов в год работе с обучающимися:

1. Проведение тематических классных часов в 1 классе «Путешествие в страну здоровья», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!», «Советы бобра Суперзуба», «Твой режим дня»; во 2 классе – «Откуда берутся грязнули», «Культура поведения за столом», «Культура в одежде»; в 3 классе – «Как правильно делать уроки», «Ты и твои эмоции», «Как закаливать организм»; в 4 классе – «Профилактика простудных заболеваний», «Береги здоровье смолоду», «Умеешь ли ты правильно отдыхать?», «Безопасность в быту», «Правила пожарной безопасности», «Как не попасть в беду», «Безопасность на дороге», «Безопасность на водоёме», «01, 02, 03, 04; 112», «Как помочь природе убрать наш мусор?»

2. Внедрение модульных образовательных программ формирования культуры здорового питания: «Разговор о здоровье и правильном питании», «Две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания» [1, 2, 3].

3. Организацию занятий в спортивных секциях (футбол, хоккей, плавание, лыжная подготовка, легкая атлетика).

4. Подготовку встреч с интересными тренерами, выдающимися спортсменами Удмуртской Республики, медицинскими работниками.

Реализация программы «Формирование здорового и безопасного образа жизни» дает положительные результаты. Педагогам школы удается сформировать основу здорового и правильного образа жизни, поскольку анализируя показатели здоровья выпускников начальной школы, видно — показатели здоровья не ухудшаются, а остаются на том же уровне, что и при поступлении в школу.


Литература:

  1. Безруких, М.М. Две недели в Лагере здоровья: рабочая тетрадь / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. – 71 с.

  2. Безруких, М.М. Разговор о здоровье и правильном питании: рабочая тетрадь / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. – 71 с.

  3. Безруких, М.М. Формула правильного питания: блокнот / М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. – 64 с.

  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. № 1/15) [Электронный ресурс] // Стандарты образования. – Режим доступа: http://edu.crowdexpert.ru/results-noo. – (Дата обращения 04.07.16)

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!