СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар "Формирование критического мышления обучающихся на уроках истории и обществознания"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар "Формирование критического мышления обучающихся на уроках истории и обществознания"»

«Расскажи мне – и я забуду,  Покажи мне – и я запомню,  Дай мне самому сделать это –  и я пойму.»  китайская пословица  Семенов Алексей Игоревич Учитель 1 категории истории и обществознания  МБОУ Мотмосской средней школы    г.о.г. Выкса 2021 г.

«Расскажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай мне самому сделать это – и я пойму.» китайская пословица

Семенов Алексей Игоревич

Учитель 1 категории истории и обществознания МБОУ Мотмосской средней школы

г.о.г. Выкса

2021 г.

Методический семинар «Формирование критического мышления обучающихся  на уроках истории и обществознания»

Методический семинар

«Формирование критического мышления обучающихся на уроках истории и обществознания»

Актуальность темы Огромный информационный поток и отсутствие навыков критической обработки информации Вызов Осмысление Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. Задача учителя - разработка и активное использовании на уроках различных методических приемов, способствующих формированию критического мышления у школьников. Рефлексия

Актуальность темы

Огромный информационный поток и отсутствие навыков критической обработки информации

Вызов

Осмысление

Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.

Задача учителя - разработка и активное использовании на уроках различных методических приемов, способствующих формированию критического мышления у школьников.

Рефлексия

Цель обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.   Задачи Раскрыть сущность технологии развития критического мышления. Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие критического мышления обучающихся. Показать результативность использования приёмов  технологии развития критического  мышления  для формирования      познавательной деятельности обучающихся.

Цель

обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.

Задачи

  • Раскрыть сущность технологии развития критического мышления.
  • Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие критического мышления обучающихся.
  • Показать результативность использования приёмов  технологии развития критического  мышления  для формирования      познавательной деятельности обучающихся.
 Черты отличия РКМ от других технологий (Д.Клустер ) Критическое мышление – самостоятельно Информация – отправной пункт Начинается с постановки вопроса и проблемы Стремится к убедительным аргументам Критическое мышление – мышление социальное 3

Черты отличия РКМ от других технологий (Д.Клустер )

  • Критическое мышление – самостоятельно
  • Информация – отправной пункт
  • Начинается с постановки вопроса и проблемы
  • Стремится к убедительным аргументам
  • Критическое мышление – мышление социальное

3

Педагогическая идея Формирование у учащихся критического мышления способствует решению сложных задач в различных областях деятельности ученика.

Педагогическая идея

Формирование у учащихся критического мышления способствует решению сложных задач в различных областях деятельности ученика.

Ожидаемые результаты Развитие умения анализировать полученную информацию Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой; Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими; Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека;

Ожидаемые результаты

  • Развитие умения анализировать полученную информацию
  • Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой;
  • Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими;
  • Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека;
Результативность педагогической деятельности Система «урок-внеурочная деятельность» Программы внеурочной деятельности « Занимательная история и ИКТ» «История XX века в лицах»  «Право в нашей жизни» Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ  в формате групповых и индивидуальных консультаций Разработка мероприятий к предметным неделям Деловая игра «Читаем Конституцию»  Круглый стол «Кем быть» Подготовка к олимпиадам по истории, обществознанию, праву Научно-практическая конференция учащихся

Результативность педагогической деятельности

Система «урок-внеурочная деятельность»

Программы внеурочной деятельности

« Занимательная история и ИКТ»

«История XX века в лицах» «Право в нашей жизни»

Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ в формате групповых и индивидуальных консультаций

Разработка мероприятий к предметным неделям

Деловая игра «Читаем Конституцию» Круглый стол «Кем быть»

Подготовка к олимпиадам

по истории, обществознанию, праву

Научно-практическая конференция учащихся

   Технологические этапы урока  1 стадия 2 стадия Вызов 3 стадия Осмысление Актуализация имеющихся знаний Получение новой информации, осмысление её. Пробуждение интереса к получению информации. Рефлексия Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Соотнесение с уже имеющимися знаниями. Постановка учеником собственных целей обучения. Корректировка учеником поставленных целей обучения. Размышление, рождение нового знания. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Технологические этапы урока

1 стадия

2 стадия

Вызов

3 стадия

Осмысление

  • Актуализация имеющихся знаний
  • Получение новой информации, осмысление её.
  • Пробуждение интереса к получению информации.

Рефлексия

  • Целостное осмысление, обобщение полученной информации.
  • Соотнесение с уже имеющимися знаниями.
  • Постановка учеником собственных целей обучения.
  • Корректировка учеником поставленных целей обучения.
  • Размышление, рождение нового знания.
  • Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Приложение  Приемы и методы РКМЧП Стадия вызова: прием « корзина » идей, понятий, имен(занимает на уроке много времени, но эффективен): Вопрос – что известно по данной проблеме? Ученики 1 – 2 мин.записывают об этом в тетради Делятся информацией и обсуждают ее в группах 2 – 3 мин.(совпадения - разногласия) Группа называет факты , идеи Учитель записывает тезисы на доске, по ходу урока связываются в логические цепочки Исправление ошибок  Прием « эпиграф » – по эпиграфу сформулировать тему .   назад

Приложение

Приемы и методы РКМЧП

Стадия вызова:

прием « корзина » идей, понятий, имен(занимает на уроке много времени, но эффективен):

  • Вопрос – что известно по данной проблеме?
  • Ученики 1 – 2 мин.записывают об этом в тетради
  • Делятся информацией и обсуждают ее в группах 2 – 3 мин.(совпадения - разногласия)
  • Группа называет факты , идеи
  • Учитель записывает тезисы на доске, по ходу урока связываются в логические цепочки
  • Исправление ошибок

Прием « эпиграф » – по эпиграфу сформулировать тему .

назад

 Прием «толстые» и «тонкие» вопросы  «Толстые» «Тонкие» Объяснить почему….? Когда….? Что….? Почему вы считаете….? Верно ли….? Почему важно….? Могли ли….? Как связано….? Почему произошло….? Прием ПМИ ( плюс, минус, интересно) эффективнее при изучении тем по истории, особенно реформ. Например темы «Реформы Петра 1», «Реформы 60 – 70гг.19 века» Результат работы с текстом оформляется в таблицу – плюс(положительное), минус(отрицательное), интересно. назад

Прием «толстые» и «тонкие» вопросы

«Толстые» «Тонкие»

Объяснить почему….? Когда….? Что….?

Почему вы считаете….? Верно ли….?

Почему важно….? Могли ли….?

Как связано….? Почему произошло….?

Прием ПМИ ( плюс, минус, интересно) эффективнее при изучении тем по истории, особенно реформ. Например темы «Реформы Петра 1», «Реформы 60 – 70гг.19 века» Результат работы с текстом оформляется в таблицу – плюс(положительное), минус(отрицательное), интересно.

назад

 Прием «Верно - Неверно» Этот прием позволяет развивать творческие способности учащихся: 1.Верно ли , что ВДПЧ наделяет людей свободой? 2.Верно ли, что участие в выборах является проявлением социальной ответственности? 3.Верно ли, что понятие человечество связано с биологической природой человека?  Прием « Перепутанные логические цепочки»  Соотнести дату и событие:  1215г. Собрался парламент Англии  1265г. Восстание У. Тайлера  1381г. Принята хартия вольностей назад

Прием «Верно - Неверно»

Этот прием позволяет развивать творческие способности учащихся:

1.Верно ли , что ВДПЧ наделяет людей свободой?

2.Верно ли, что участие в выборах является проявлением социальной ответственности?

3.Верно ли, что понятие человечество связано с биологической природой человека?

Прием « Перепутанные логические цепочки»

Соотнести дату и событие:

1215г. Собрался парламент Англии

1265г. Восстание У. Тайлера

1381г. Принята хартия вольностей

назад

 Стадия осмысления  Прием – инсерт  (можно использовать на всех стадиях) лучше использовать в работе с текстами первоисточника. V – уже знал + - получил новые знания - - думал иначе ? - есть вопрос  по окончание работы заполнить таблицу Прием -  маркировка текста (можно использовать на всех стадиях) З - знаю; Х - хочу знать; У – узнал. Например, на уроках по праву по теме «Государство » Знаю – государство, признаки Хочу знать – теории происхождения государства Узнал – закон есть то, что римский народ одобрил Прием эффективен ,если учащиеся имеют высокую технику чтения, записи вести только своими словами. Результат работы – маркировочная таблица. Прием дает возможность контролировать работу каждого ученика и поставить отметки каждому. назад

Стадия осмысления

Прием – инсерт (можно использовать на всех стадиях) лучше использовать в работе с текстами первоисточника.

V – уже знал

+ - получил новые знания

- - думал иначе

? - есть вопрос

по окончание работы заполнить таблицу

Прием - маркировка текста (можно использовать на всех стадиях)

З - знаю; Х - хочу знать; У – узнал. Например, на уроках по праву по теме «Государство »

Знаю – государство, признаки

Хочу знать – теории происхождения государства

Узнал – закон есть то, что римский народ одобрил

Прием эффективен ,если учащиеся имеют высокую технику чтения, записи вести только своими словами. Результат работы – маркировочная таблица. Прием дает возможность контролировать работу каждого ученика и поставить отметки каждому.

назад

«Инсерт» на уроке истории в 7 классе.  Тема «Великие географические открытия  и их последствия» Значки Ключевые слова  Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию + Конкиста – завоевание – Колония – территория, потерявшая независимость Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов ? Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары

«Инсерт» на уроке истории в 7 классе. Тема «Великие географические открытия и их последствия»

Значки

Ключевые слова

Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию

+

Конкиста – завоевание

Колония – территория, потерявшая независимость

Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов

?

Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары

Прием ЭССЕ особенно продуктивно использовать на уроках по обществознанию. Творческое задание выполнять на уроке не более 5 минут.

«Истина – это заблуждение, которое длилось столетия». (К.Берне). Я согласна с точкой зрения Карла Берне, потому что истина, как объективное, достоверное знание – это результат, подтверждённый практикой – одним из наиболее приемлемых критериев истины. В свою очередь, истина создаётся из знаний неполных, ограниченных, которые можно определить как относительные истины, или заблуждения, если они не подтверждаются практикой. Относительная истина может приниматься за абсолютную истину достаточно длительное время (столетия), что объясняется как реальными историческими условиями, возможностями в которые поставлен исследователь, так и ограниченностью науки по сравнению с развитием мира. Яркий пример, говорящий о длительном признании геоцентрической системы Птолемея, как абсолютной истины (в течение 18 веков) и, впоследствии, опровергнутой астрономом – практиком Н.Коперником (в 16 веке) о существовании гелиоцентрической системы, подтверждает мысль Карла Берне: «Истина – это заблуждение, которое длилось столетия».

назад

Прием - шесть шляп для формулировки своей точки зрения и анализа, работа ведется в группах ,например, урок по теме «Отечественная война 1812 года» белая шляпа – выделить только факты войны 1812 года. Красная шляпа – выразить свои эмоции по поводу отступления русских войск. Желтая шляпа - выделить положительное в Бородинском сражении, объяснить почему. Черная шляпа – выделить негативное в факте оставлении Москвы, объяснить почему. Зеленая шляпа – творческое осмысление – что мы знаем о героях войны. Синяя шляпа обобщение высказываний каждой группы.  мнения между группами могут не совпадать, тогда рождается дискуссия. назад

Прием - шесть шляп для формулировки своей точки зрения и анализа, работа ведется в группах ,например, урок по теме «Отечественная война 1812 года»

  • белая шляпа – выделить только факты войны 1812 года.
  • Красная шляпа – выразить свои эмоции по поводу отступления русских войск.
  • Желтая шляпа - выделить положительное в Бородинском сражении, объяснить почему.
  • Черная шляпа – выделить негативное в факте оставлении Москвы, объяснить почему.
  • Зеленая шляпа – творческое осмысление – что мы знаем о героях войны.
  • Синяя шляпа обобщение высказываний каждой группы.

мнения между группами могут не совпадать, тогда рождается дискуссия.

назад

 Прием  синквейн  (лучше использовать на стадии рефлексии- это синтез материала). Составить синквейн По истории: Александр Невский  Отважный, решительный  Сражается, побеждает, вдохновляет  Борец за свободу русской земли Дмитрий Донской Смелый, находчивый Решился, отстоял, не отступил Патриот земли русской По обществознанию Социальная мобильность Горизонтальная, вертикальная Перемещать, проникать, сменять социальный слой Социальный лифт Обратное задание – составить сообщение по синквейну. назад

Прием синквейн (лучше использовать на стадии рефлексии- это синтез материала).

Составить синквейн

По истории:

Александр Невский

Отважный, решительный

Сражается, побеждает, вдохновляет

Борец за свободу русской земли

Дмитрий Донской

Смелый, находчивый

Решился, отстоял, не отступил

Патриот земли русской

По обществознанию

Социальная мобильность

Горизонтальная, вертикальная

Перемещать, проникать, сменять социальный слой

Социальный лифт

Обратное задание – составить сообщение по синквейну. назад

Прием Кластер ( любая графическая организация материала) можно использовать на стадии рефлексии. Также подходит на стадии вызова и осмысления.  Обществознание тема «Общество»  развитие хозяйства  формирование этноса и наций забота о воспитании  общество добыча пищи Защита территории  развитие культуры Правила жизни, законы  назад

Прием Кластер ( любая графическая организация материала) можно использовать на стадии рефлексии. Также подходит на стадии вызова и осмысления.

Обществознание тема «Общество»

развитие хозяйства

формирование этноса и наций забота о воспитании

общество добыча пищи

Защита территории

развитие культуры Правила жизни, законы

назад

Прием «Фишбоун» – используется для анализа   Голова - проблема текста            Скелет - пути решения проблемы Хвост – вывод по проблеме                        назад

Прием «Фишбоун» – используется для анализа

Голова - проблема текста

Скелет - пути решения проблемы

Хвост – вывод по проблеме

назад

Фишбоун на уроке истории в 6 классе  Тема «Политическая раздробленность на Руси Усиление экономичес-кой мощи отдельных земель Междоусобные войны и борьба за киевский престол Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами Города не хотят подчиняться Киеву, стремятся к самостоятельности Причины распада Древней Руси Раздробленность на Руси была неизбежна Не был определен порядок наследования киевского престола Различия территорий по природным и хозяйственным условиям Натуральное хозяйство Рост и развитие городов

Фишбоун на уроке истории в 6 классе Тема «Политическая раздробленность на Руси

Усиление экономичес-кой мощи отдельных земель

Междоусобные войны и борьба за киевский престол

Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами

Города не хотят подчиняться Киеву, стремятся к самостоятельности

Причины распада Древней Руси

Раздробленность на Руси была неизбежна

Не был определен порядок наследования киевского престола

Различия территорий по природным и хозяйственным условиям

Натуральное хозяйство

Рост и развитие городов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!