СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ключевых компетенций через исследовательскую деятельность

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени

Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций через исследовательскую деятельность»

Формирование ключевых компетенций через исследовательскую деятельность.

Михайлович Оксана Анатольевна

Учитель истории

МБОУ «СОШ№18»с. Новорусанрвка

« Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни

он будет только подражать, копировать"

Л.Н. Толстой

Цели образования 21 века, сформулированные Жаком Делором:

  • научиться познавать;

  • научиться делать;

  • научиться жить вместе;

  • научиться жить

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным социуму. Профессиональным учебным заведениям, производству, семье нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы, попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия «компетенций» и“компетентности”, более соответствующие пониманию современных целей образования..

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

Формирование у учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным подходом к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий..

В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся.

Компетенции “закладываются” в образовательный процесс посредством:

  • Технологий;

  • Содержания образования;

  • Стиля жизни ОУ;

  • Типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.

Компетентность является сложным образованием, интегрированным результатом обучения. Выделяют виды или направления компетентностей. Их можно разделить на три группы.

  • 1. Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).

  • 2. Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор).

  • 3. Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития)

Комплекс этих жизненных умений является центральным в системе компетентноcтного подхода, а так же конечным результатом обучения.

Модель охватывает все звенья и виды образования: дошкольную, базовую и полную среднюю, профессиональную и высшую, внешкольную, последипломную и дистанционную с выходом на беспрерывное образование, на способность личности учиться на протяжении всей жизни.

Субъектами деятельности в системе компетентностно- ориентированного подхода являются – прежде всего, это ученик, родители и государственные структуры, которые, как прямо, так и косвенно, через государственную политику образования, влияют на становление личности. Это также субъекты педагогического процесса в системе образования – воспитатель, психолог, учитель.

Рынок труда меняется с каждым годом. В том числе, и в своих требованиях к соискателям. Какие навыки необходимо в себе развивать, чтобы в 2020 году быть востребованным? Что работодатели будут ценить больше всего? Ответы мы найдем в прогнозах аналитиков Всемирного экономического форума (World Economic Forum). По их предположению, в ближайшие годы изменится 35% ключевых востребованных компетенций. Так какими же навыками должен обладать идеальный сотрудник будущего?

1. Умение решать сложные задачи
 . Потребность в обладателях такой компетенции возрастет на 52%.

2. Критическое мышление. Эта компетенция входит в число ключевых и в прогнозах на 10-15 лет. Практически любую информацию можно найти в свободном доступе. Более того, информация самого разного содержания и качества на нас "вываливается" в СМИ, соцсетях и т.д. Чтобы понять, что в этом потоке является действительно ценным и внушающим доверия, необходимы навыки отбора.
3. Креативность. Способность найти нестандартный подход и сейчас ценится во многих профессиях. Но в уже недалеком будущем это умение станет необходимым из-за усложнение процессов в целом. Как решить стандартную задачу, можно найти в интернете, стоит только правильно сформулировать запрос для поисковика. Цениться будут люди, способные "выдать" то, чего не знает поисковик. 
4. Управление людьми. Многие компании будут идти по сращивают человеческого и искусственного интеллекта, объединению усилий людей и роботов, поэтому среда станет более сложной. Умение работать с людьми, особенно с учетом того, что многие из них будут еще более высокоразвиты чем сегодня, продолжит оставаться важной задачей. Востребованными останутся либо самые дешевые сотрудники , либо высокопрофессиональные.
5. Навыки координации, взаимодействия. Пятое место в рейтинге World Economic Forum. По российским прогнозам значимость этой компетенции несколько выше.
6. Эмоциональный интеллект. Сегодня многие компании инвестируют в развитие эмпатии у своих сотрудников. Надо отметить, что это одно из направлений развития, популярное во многих крупных организациях. Этот прогноз подтверждается и данными российский исследований.
7. Суждение и скорость принятия решений. В усложняющемся мире потребуется быстро принимать решения. Как сказал Герман Греф по итогам поездки в Силиконовую долину: "В Uber нам сказали одну фразу, что конкуренция со стороны китайцев дошла до такой степени, что нам кажется: если мы утром проснулись с очень интересной новой идеей по поводу новых продуктов, то в обед, когда мы собираемся на встречу, чтобы это обсудить, китайцы ее уже воспроизводят". Важно будет не только качество, но и скорость принятия решений. 
8. Клиентоориентированность (сервисная ориентация). Напрямую зависит от развитости эмоционального интеллекта.
9. Умение вести переговоры. Может, через какое-то время в этом человека заменят роботы, но точно не в ближайшую пятилетку.
10. Когнитивная гибкость. В условиях открытого, большого, очень поливариантного мира эта способность будет действительно важна. Владея ею, мы сможем применить свою креативность и решить сложные задачи.


Дополнительное образование сегодня – это необходимое звено в воспитании многогранной личности, в её образовании и профессиональной ориентации. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, адаптироваться в современном обществе, развивать интеллект, творческий потенциал и пр. Именно дополнительное образование является одной из тех сущностных основ, которая позволяет формировать универсальные знания, самостоятельность мышления и деятельности.

В условиях модернизации Российского образования ребёнку помогают стать компетентным - использование новых технологий, которые направлены на мыслительную деятельность, и коммуникативность.

Наиболее успешными являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, исследовательской, проектной деятельностью.

На основании этого была сформулирована проблема: Учено-воспитательный процесс в ДОП образовании должен быть направлен на изменение методов обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию ключевых компетентностей учеников в зависимости от личных склонностей и интересов; в качестве ведущего дидактического средства предлагается метод проектов.

Для решения данной проблемы был разработан проект воспитательной работы школы.

Тема: Формирование ключевых компетенций через исследовательскую деятельность.

«Компетентностный подход в дополнительном образовании как средство ориентации на получение конкретных (овеществленных и субъективных) результатов решения задач личностного развития учащихся через освоение дополнительной образовательной программы».

Цель: Способствовать творческому саморазвитию личности посредством формирования ключевых компетенций в результате обучения основным направлениям ДОП образования.

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу по применению технологии компетентностного подхода в системе дополнительного образования.

  2. Выбрать направления объединений, на которых предполагается формирование ключевых компетенций для достижения поставленной цели.

  3. Руководителям объединений составить программы дополнительного образования по каждому направлению, сформулировать ключевые компетенции, которые необходимо формировать у учащихся в ходе освоения данной программы.

  4. В качестве ведущих дидактических средств формирования ключевых компетенций применять метод проектов, деятельностный метод, технологию развивающего обучения.

  5. Руководителям объединений направить образовательный процесс по программе ДОП-образования на формирование ключевых компетенций учащихся, развивать самостоятельность, активную творческую деятельность, успешность в освоении программы и получения качественного результата самостоятельной творческой деятельности ученика.

  6. Систематически отслеживать уровень сформированности ключевых компетенций у учащихся, т.е. каждый ученик должен получить результат, своей самостоятельной творческой деятельности.

Сроки реализации проекта: 3 года.

Этапы реализации проекта


Этап

Деятельность на данном этапе

Сроки реализации

Подготовительный

Формирование модели образовательной системы ДОП-образования, направленной на творческое саморазвитие личности путем формирования ключевых компетенций и обеспечение готовности участников процесса к ее реализации.

сентябрь-октябрь

2017

Этап апробации

Апробация новшеств образовательной системы ДОП- образования.


ноябрь-декабрь 2017

Преобразовательный

Работа объединений

2017-2019

Оценочно-рефлексивный

Формирование адекватных и целостных представлений о реальном состоянии образовательной системы ДОП-образования, объективное оценивание процесса и результатов инновационной деятельности.

февраль-май 2017


В нашей школе было сформировано 4 направления ДОП-образования, включающие в себя следующие объединения:


Направление

Класс

Название объединения, кружка, секции

ФИО руководителя объединения

Общеинтеллектуальное

2-8


Компьтерная грамотность

Рыбалка О.Г.

Физкультурно-оздоровительная

1-11

Волейбол, спортивные игры

Щебет Г.В.

Декоративно-прикладное

1-9

«Мастерицы»

«Умелые руки»

«Самоделкин»

Михайлович О.А.

Гой Е.А.

Свинкина А.В.

Творческое

5-11

«Вокальный»

Швецова А.А.

Формированию ключевых компетенций в нашей школе способствуют школьные и муниципальные мероприятия: конкурсы проектов - «Цвети, Земля», «Мой Приморский край»,

« Заповедное Приморье»; конкурсы исследовательских работ учащихся - «Военные училища Приморского края», «Блокадный Ленинград», « Приморье в древности», «Приморье в годы гражданской войны», олимпиады - «Законы экологии» по окружающему миру, по декоративно-прикладному направлению, участие в конкурсах «Дорога без опасности», «Мы жить желаем в мире без пожаров», «Русь Православная» и мн. др.

При подготовке исследовательских работ воспитанники:

  • учатся принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков - это ценностно-смысловая компетенция;

  • работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека - это общекультурная компетенция;

  • самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учатся на собственных ошибках и ошибках товарищей - это учебно-познавательная компетенция;

  • детям приходится осваивать современные средства информации и информационные технологии - это информационная компетенция;

  • учатся представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы - это коммуникативная компетенция;

  • ребёнок, выполняя работу над исследованием, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет - это и социально-трудовая компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования.

При подготовке к конкурсам у обучающихся формируются информационно-коммуникативные компетенции. Они самостоятельно ищут, анализируют и отбирают необходимую информацию (архивные материалы, статьи из газет, литературу по данной теме). Юные исследователи выступают на классных часах, школьных конференциях по защите избранных тем.

При знакомстве с исследовательскими работами участников конкурса, можно было увидеть, что «юные исследователи» духовно обогатились, развили необходимые современному человеку личностные качества, культуру мышления и поведения, освоили способы духовного и интеллектуального саморазвития. В этом выразилась компетенция личностного совершенствования.

Информационная компетентность обеспечивает навыки деятельности воспитанников с информацией, содержащейся в окружающем мире – формирование информационных компетенций.

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Целью профессиональной ориентации в общеобразовательном учреждении является формирование у обучающихся способности выбирать сферу деятельности, оптимально соответствующую своим способностям, интересам и психологическим особенностям личности с учетом конъюнктуры рынка труда.

Поэтому целью данной работы является изучение вопросов формирования общих и профессиональных компетенций молодежи

Профориентация включает в себя:

  • профессиональное просвещение – обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;

  • профессиональное воспитание – формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;

  • профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;

  • профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.

Мы считаем, что в нашем учреждении созданы условия, которые позволяют:

  • изучить профессиональные намерения учащихся, мотивы их выбора профиля обучения и будущей профессиональной деятельности;

  • проводить профессиональное консультирование учащихся по определению их индивидуальных особенностей, склонностей к тому или иному виду деятельности;

  • формировать у воспитанников обоснованные профессиональные намерения на основе их индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей;

  • организовать эффективное обучение учащихся с целью развития и совершенствования их способностей;

  • привлечь учащихся во внеурочное время к освоению определенных специальностей и, таким образом, способствовать их профессиональному самоопределению, саморазвитию, самосовершенствованию.

Реализуя поставленные перед педагогическим коллективом задачи, работа в школе ведется по следующим направлениям:

  • образовательная деятельность: формирование базовых ключевых компетенций учащихся;

  • познавательно-развлекательная деятельность и организация творческого досуга: проведение деловых игр, интеллектуальных конкурсов, турниров;

  • научно-исследовательская деятельность: формирование навыков исследовательской деятельности;

  • практическая деятельность: организация кружковойи деятельности;

  • совместная деятельность педагогов и родителей: выработка стратегии воспитания подростка;

  • консультационно-методическая деятельность: работа по сбору, систематизации и оформлению методических материалов, по повышению профессиональной компетентности педагогов.

Мы не ставили перед собой цели подробно остановиться на каждом направлении деятельности педагогического коллектива. Хотелось бы просто отметить, что помимо обучения учащихся основам профессий, в школе проводится большая социально-ориентированная работа, так как каждый педагог является еще и руководителем кружка, осуществляя большую воспитательную работу. Наши воспитанники регулярно участвуют в различных мероприятиях, развивая интеллектуальные и творческие способности.

Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способствовать к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И мы строим процесс обучения так, чтобы помочь раскрыться духовным качествам ребёнка, научить его мыслить, прививаем навыки практических действий обучающимся.

Система поощрения воспитанников и руководителей объединений ДОП-образования

Дипломы, свидетельства, сертификаты, возможность для победителей школьных конкурсов и соревнований выхода с проектными, творческими и исследовательскими работами на участие в конкурсах районного (муниципального) и регионального уровня. Большой потенциал для самообразования учителей-руководителей объединений, готовящихся к аттестации.

Перспективы реализации проекта


В настоящий момент в МБОУ « СОШ№ 18» с Новорусановка обучается 40 детей. Большая часть из них занята в кружках и секциях, что дает большой потенциал для работы над формированием ключевых компетенций личности учащегося.

Работая над формированием ключевых компетенций учащихся, мы должны стремиться к тому, что каждый из них работает на результат своей творческой деятельности. Конечным продуктом должны стать проекты учеников, исследовательские работы, творческие поделки, победы на состязаниях и соревнованиях. Результаты деятельности учащихся должны быть представлены на выставках, концертах, организованных в дни посещения школы родителями, гостями школы, приглашенными на массовые культурные общешкольные мероприятия, такие как: « День учителя», «Общешкольное родительское собрание», «Вечер встречи», « День матери» и др.

Данные мероприятия станут способом контроля и самоконтроля для всех участников учебно-воспитательного процесса объединений.

В заключение перечислим советы, которые необходимы при формировании ключевых компетенций в работе над качеством образования:

  • Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а педагог своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

  • На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

  • Помогайте воспитанникам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите учиться.

  • Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

  • Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

  • Приучайте воспитанников думать и действовать самостоятельно.

  • Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

  • Необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения.

  • Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

  • В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого воспитанника, объединяйте в дифференцированные подгруппы обучающихся с одинаковым уровнем знаний.

  • Изучайте и учитывайте жизненный опыт воспитанников, их интересы, особенности развития.

  • Поощряйте исследовательскую работу воспитанников.

  • Учите так, чтобы воспитанник понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

  • Объясняйте воспитанникам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Эти полезные советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить о них, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить педагогу достижение наиважнейшей цели – формирования и развития свободной личности гражданского общества.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!