СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование исследовательской позиции учащихся средствами технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (на примере урока-исследования "Своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательские уроки по ТРКМЧП

Исследуя идейное-художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова - Щедрина, доказать,что жанр сказки позволяет писателю в завуалированной форме обратить внимание на злободневные вопросы общественной жизни, стать на защиту народа. Вызвать интерес к сказкам Салтыкова - Щедрина и нравственным проблемам, поднятым в сказках, формировать исследовательскую позицию ученика.

Просмотр содержимого документа
«Формирование исследовательской позиции учащихся средствами технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (на примере урока-исследования "Своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина")»

Формирование исследовательской позиции учащихся средствами технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (на примере урока-исследования "Своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина")



Цель и задачи урока. Исследуя идейно-художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова - Щедрина, доказать, что жанр сказки позволяет писателю в завуалированной форме обратить внимание на злободневные вопросы общественной жизни, стать на защиту народа. Вызвать интерес к сказкам Салтыкова-Щедрина и нравственным проблемам, поднятым в сказках, формировать исследовательскую позицию учащихся.


Оборудование урока. Материалы для групповой работы (карточки с заданиями и справочным материалом, таблички с литературоведческими терминами), портрет М. Е. Салтыкова - Щедрина, бумага, фломастеры, мультимедийный проектор для демонстрации презентации, подготовленной учащимися к уроку.


Этапы урока: мотивация, осмысление, рефлексия.


...то, что господин Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему назначению;

его сказки - та же сатира, и сатира едкая, направленная против общественного и политического нашего устройства...


I. МОТИВАЦИЯ


1. Вступительное слово учителя сопровождается мультимедийным показом. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.)


Дома вы читали сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Творчество Салтыкова-Щедрина разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, рассказы, статьи, рецензии.

Сказки - итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. Писателем написано 32 сказки " для детей изрядного возраста". Щедрин не предназначал свои сказки для детей, однако и для взрослых они были непросты. Значителен и тот факт, что печатались сказки нелегально. Цензура в печать их не пропускала.

Возникают вопросы: Почему сказки Салтыкова-Щедрина не разрешали печатать? В чем их своеобразие?

На эти и другие вопросы мы будем вместе искать ответы.


2. Обозначим тему нашего урока: "Своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина".


3. Главной целью работы на уроке определим исследование данной темы.


4. Выскажите ваши предположения.

Почему сказки Салтыкова-Щедрина не печатали?

Каковы особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина?

Почему Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?


Ребята предполагают, что в сказках есть сатира на современную М.Е. Салтыкову-Щедрину действительность, сочетание вымысла и реальности, фантастического и комического с элементами фольклора. Отмечают, что необычная форма и содержание продиктованы необходимостью обратить внимание на злободневные вопросы общественной жизни России XIX века и обойти цензуру.


5. Обращение к эпиграфу урока.

Цензор Лебедев дал такое заключение: "…то, что господин Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему назначению; его сказки - та же сатира, и сатира едкая, направленная против общественного и политического нашего устройства".


(Зачитывается эпиграф.)


6. Гипотеза. (Гипотезу формулируют сами учащиеся).

Предположим, что сказки Салтыкова-Щедрина - едкая сатира, направленная против общественных пороков и общественного устройства России второй половины 19 века. Жанр сказки позволяет писателю в завуалированной форме обратить внимание на злободневные вопросы общественной жизни, стать на защиту интересов народа.

Данную гипотезу мы можем доказать или опровергнуть в ходе исследования.


II. ОСМЫСЛЕНИЕ

Начнём исследование.

Учащиеся предлагают начать работу с определения задач, затем продолжить исследование в группах.

Учитель предлагает применить приём "Зигзаг": начинается исследование в рабочих группах, продолжается - в группах экспертных.

Определим задачи исследования.

Ребята предлагают задачи:

  • провести анализ художественной формы и идейного содержания сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина;

  • выявить особенности формы и содержания сказок, сопоставив сказки писателя с народными;

  • обобщить полученные результаты и сделать вывод;

  • представить (защитить) результаты исследования.


Исследование в рабочих группах.


Пять рабочих групп, сформированных ранее (по желанию учащихся), дома читали сказки: "Дикий помещик", "Премудрый пескарь", "Коняга", "Карась- идеалист", "Самоотверженный заяц".

Каждая рабочая группа на уроке анализирует одну сказку, доказывая или опровергая гипотезу.

Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме.

Рабочие группы становятся экспертами в области изучения определенной сказки.

Рабочая группа, выявив особенности сказки Салтыкова-Щедрина, обсуждает и планирует эффективные способы передачи информации вновь созданным (экспертным) группам.

Для облегчения решения исследовательской задачи для каждой группы учителем подготовлен справочный материал и задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).


4. Исследование в экспертных группах.


Экспертные группы создаются из представителей рабочих групп. Вновь созданные группы выслушивают каждого эксперта, заполняют схему "Общее - особенное", делают вывод, подтверждают или опровергают гипотезу.


III. РЕФЛЕКСИЯ

Подтверждение или опровержение гипотезы.

Составление синквейна по теме "Сказки Салтыкова-Щедрина".

Просмотр мультимедийной презентации, подготовленной учащимися к уроку (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Анализ достижений: заполнение "Карты успехов" (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).


Домашнее задание.


Подготовить ответ по теме урока, используя одну из предложенных форм: кластер, эссе, устное сообщение, презентации

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!