СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование интереса у подростков к этнокультуре в системе дополнительного образования на занятиях по декоративно-прикладному творчеству (воронежская матрешка)

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этнокультурное воспитание школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного материала в обучении родному языку, художественным ремеслам, песенному творчеству и др. очень важно для понимания школьником своего места в мире, осознании себя, которое начинается с родной земли, с «малой» родины.этнокультурное воспитание школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного материала в обучении родному языку, художественным ремеслам, песенному творчеству и др. очень важно для понимания школьником своего места в мире, осознании себя, которое начинается с родной земли, с «малой» родины.этнокультурное воспитание школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного материала в обучении родному языку, художественным ремеслам, песенному творчеству и др. очень важно для понимания школьником своего места в мире, осознании себя, которое начинается с родной земли, с «малой» родины.этнокультурное воспитание школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного материала в обучении родному языку, художественным ремеслам, песенному творчеству и др. очень важно для понимания школьником своего места в мире, осознании себя, которое начинается с родной земли, с «малой» родины.этнокультурное воспитание школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного материала в обучении родному языку, художественным ремеслам, песенному творчеству и др. очень важно для понимания школьником своего места в мире, осознании себя, которое начинается с родной земли, с «малой» родины.этнокультурное воспитание школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного материала в обучении родному языку, художественным ремеслам, песенному творчеству и др. очень важно для понимания школьником своего места в мире, осознании себя, которое начинается с родной земли, с «малой» родины.этнокультурное воспитание школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного материала в обучении родному языку, художественным ремеслам, песенному творчеству и др. очень важно для понимания школьником своего места в мире, осознании себя, которое начинается с родной земли, с «малой» родины.этнокультурное воспитание школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного материала в обучении родному языку, художественным ремеслам, песенному творчеству и др. очень важно для понимания школьником своего места в мире, осознании себя, которое начинается с родной земли, с «малой» родины.этнокультурное воспитание школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного материала в обучении родному языку, художественным ремеслам, песенному творчеству и др. очень важно для понимания школьником своего места в мире, осознании себя, которое начинается с родной земли, с «малой» родины.этнокультурное воспитание школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного материала в обучении родному языку, художественным ремеслам, песенному творчеству и др. очень важно для понимания школьником своего места в мире, осознании себя, которое начинается с родной земли, с «малой» родины.этнокультурное воспитание школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного материала в обучении родному языку, художественным ремеслам, песенному творчеству и др. очень важно для понимания школьником своего места в мире, осознании себя, которое начинается с родной земли, с «малой» родины.этнокультурное воспитание школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного материала в обучении родному языку, художественным ремеслам, песенному творчеству и др. очень важно для понимания школьником своего места в мире, осознании себя, которое начинается с родной земли, с «малой» родины.этнокультурное воспитание школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного материала в обучении родному языку, художественным ремеслам, песенному творчеству и др. очень важно для понимания школьником своего места в мире, осознании себя, которое начинается с родной земли, с «малой» родины.этнокультурное воспитание школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного материала в обучении родному языку, художественным ремеслам, песенному творчеству и др. очень важно для понимания школьником своего места в мире, осознании себя, которое начинается с родной земли, с «малой» родины.этнокультурное воспитание школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного материала в обучении родному языку, художественным ремеслам, песенному творчеству и др. очень важно для понимания школьником своего места в мире, осознании себя, которое начинается с родной земли, с «малой» родины.этнокультурное воспитание школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного материала в обучении родному языку, художественным ремеслам, песенному творчеству и др. очень важно для понимания школьником своего места в мире, осознании себя, которое начинается с родной земли, с «малой» родины.этнокультурное воспитание школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного материала в обучении родному языку, художественным ремеслам, песенному творчеству и др. очень важно для понимания школьником своего места в мире, осознании себя, которое начинается с родной земли, с «малой» родины.этнокультурное воспитание школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного материала в обучении родному языку, художественным ремеслам, песенному творчеству и др. очень важно для понимания школьником своего места в мире, осознании себя, которое начинается с родной земли, с «малой» родины.этнокультурное воспитание школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного материала в обучении родному языку, художественным ремеслам, песенному творчеству и др. очень важно для понимания школьником своего места в мире, осознании себя, которое начинается с родной земли, с «малой» родины.этнокультурное воспитание школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного материала в обучении родному языку, художественным ремеслам, песенному творчеству и др. очень важно для понимания школьником своего места в мире, осознании себя, которое начинается с родной земли, с «малой» родины.этнокультурное воспитание школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного материала в обучении родному языку, художественным ремеслам, песенному творчеству и др. очень важно для понимания школьником своего места в мире, осознании себя, которое начинается с родной земли, с «малой» родины.этнокультурное воспитание школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного материала в обучении родному языку, художественным ремеслам, песенному творчеству и др. очень важно для понимания школьником своего места в мире, осознании себя, которое начинается с родной земли, с «малой» родины.этнокультурное воспитание школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного материала в обучении родному языку, художественным ремеслам, песенному творчеству и др. очень важно для понимания школьником своего места в мире, осознании себя, которое начинается с родной земли, с «малой» родины.этнокультурное воспитание школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного материала в обучении родному языку, художественным ремеслам, песенному творчеству и др. очень важно для понимания школьником своего места в мире, осознании себя, которое начинается с родной земли, с «малой» родины.этнокультурное воспитание школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного материала в обучении родному языку, художественным ремеслам, песенному творчеству и др. очень важно для понимания школьником своего места в мире, осознании себя, которое начинается с родной земли, с «малой» родины.этнокультурное воспитание школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного материала в обучении родному языку, художественным ремеслам, песенному творчеству и др. очень важно для понимания школьником своего места в мире, осознании себя, которое начинается с родной земли, с «малой» родины.

Просмотр содержимого документа
«Формирование интереса у подростков к этнокультуре в системе дополнительного образования на занятиях по декоративно-прикладному творчеству (воронежская матрешка)»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Центр непрерывного совершенствования профессионального мастерства

педагогических работников



Реферат на тему:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА У ПОДРОСТКОВ К ЭТНОКУЛЬТУРЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

(ВОРОНЕЖСКАЯ МАТРЕШКА)

программа

«Современные подходы к этнокультурному воспитанию учащихся

в предметной области "Искусство"





Выполнил: учитель изобразительного искусства

МКОУ Верхнекарачанской СОШ Грибановского муниципального района


Пекач Любовь Викторовна

(тел.: 89805463368, e-mail [email protected])

Руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна

Ерошенко Юлия Владимировна

___________________________

(подпись)



Воронеж – 2020



Содержание

Введение......................................................................................................

3

Воронежская матрешка как символ воронежского края (автор, особенности, техника изготовления)........................................................


6

Мастер-класс по изготовлению воронежской матрешки в рамках дополнительного образования обучающихся общеобразовательной школы (из опыта работы)...........................................................................



8

Заключение.................................................................................................

13

Список литературы.....................................................................................

14













Введение

В последние годы наблюдается активный рост национального самосознания, повышение интереса к своей истории и традиционной культуре. Вспомним, как вся страна совсем недавно «болела» за выступление вокального коллектива «Бурановские бабушки» на Евровидении-2012. Слова песни – на удмуртском, костюмы – удмуртские, манера исполнения – удмуртская. Это очень отличалось от привычных эстрадных номеров. Но ведь победили! Значит, это настоящее! То, на что откликается человек душой, на подсознательном уровне. Это сейчас нужно многим. Но не все это осознают. Педагогическое сообщество должно понимать необходимость изучения своей этнокультуры в первую очередь.

Этнокультура каждого народа имеет свои неповторимые материальные и духовные ценности. В них содержится мощный воспитательный потенциал для развития и формирования полноценной личности. Сегодня особенно важно обратиться к традициям, восстановить те нити, которые в прежние времена связывают старшее и младшее поколения. Необходимо передать подрастающему поколению те нравственные устои, которые пока ещё живы в людях старшего поколения, сохранивших доброту, отзывчивость, чувство любви к своему народу.

Благодаря своему разнообразию народные традиции представляют интерес не только с историко-культурной, но и с педагогической точки зрения. Освоение и осмысление основ народной культуры, быта, традиций, их природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры будущего гражданина. Простота, художественный вкус, отсутствие вычурности, надуманности и в то же время мудрость, осознанность в деталях, форме, цвете – вот что отличается народное творчество.

Осмысление ценностей народной культуры, формирование национального самосознания невозможно без знания этнокультурных процессов, национальных аспектов, которые во многом воздействуют на русскую национальную культуру.

Развитие личности всегда происходит в социокультурном пространстве жизни этноса, обладающего своей историей, культурой, своим менталитетом. Ребенок автоматически включается в это пространство по случаю своего рождения. Но для того, чтобы произошло становление его личности, формирование его самосознания как носителя и продолжателя национальной культуры, представителя определенной человеческой общности, как субъекта собственной жизнедеятельности необходимо внедрять этнокультурный компонент в обучение и воспитание учащихся.1

Задачами преподавания этнокультурного компонента является формирование у учащихся целостной картины прошлого и настоящего родного края, приобщение к историко-культурным ценностям, воспитание уважения к своей этнической группе на основе краеведческой работы.

Современная образовательная деятельность невозможна без создания в ней условий для развития человека культуры, способного приобщаться к традициям и ценностям предков, стремящегося сохранить свою уникальную, этнокультурную самобытность. Об этом упоминается и в Декларации прав ребенка (ст. 29), где выдвигается в качестве обязательного условия «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает».2

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рассматривается формирование личностных универсальных учебных действий, в составе которых выдвигаются требования к становлению основ идентичности (гражданской, этнической), которая трактуется как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. В связи с этим предусматривается формировать представление у младших школьников о своей этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях, культуре, способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за свою страну, стремления уважать ее историю, культурные и исторические памятники, посещать театры, музеи, библиотеки.3

Воспитательное значение этнокультуры связано не только с возможностью передать общечеловеческие и национальные ценностей, но и с вероятностью включить в деятельность по созданию предметов народного искусства. Мир этнокультуры открывает детям нравственные ценности русского народа: милосердие, трудолюбие, любовь к природе, родной земле. Народная культура воплощена в доступных для школьников формах: играх, песнях, сказках, традициях, обычаях, в предметах быта, ремеслах. Обращение к этнокультуре предоставляет ребенку возможность познать себя с помощью разных ролей и видов деятельности: пения, танцев, рисования, лепки, игры, приема гостей, приготовления пищи и т. д., тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка, а также формированию навыков межличностного общения

Таким образом, этнокультурное воспитание школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного материала в обучении родному языку, художественным ремеслам, песенному творчеству и др. очень важно для понимания школьником своего места в мире, осознании себя, которое начинается с родной земли, с «малой» родины.





Воронежская матрешка как символ воронежского края

(автор, особенности, техника изготовления)

В середине прошлого века воронежская художница создала каплевидную игрушку, которая затем вошла в топ-25 народных художественных промыслов страны.

Эта деревянная расписная кукла, внутри которой находятся такие же игрушки меньших размеров, стала подлинным достоянием воронежского региона только в 1969 году. До этого матрешки были в Воронежской области, но они ничем не отличались от своих аналогов по России.

Матерью самобытной игрушки стала мастерица Елена Геннадиевна Матвеева. Она работала на фабрике, куда в середине прошлого столетия токарь принес бракованную деревянную заготовку. Выбрасывать это Е.Г. Матвеевой было жалко. Она то и дело обращала внимание на кусок дерева, а затем взяла кисть и стала расписывать негодную заготовку. Получилась расписная куколка в виде девицы в народном костюме. Даже сучок на деревяшке, по воспоминаниям Матвеевой, сгодился. Из него мастерица сделала подобие пряди волос.

С тех пор Елена Геннадиевна вместе с мужем занялась изготовлением матрешек. Мастера стали строго следовать традициям воронежского народного костюма. Представления о нем во времена СССР были довольно скудные. Матвеевы собирали факты по крупицам. Они узнали, что в наших краях в народе было принято использовать в одежде черный, красный и белый цвета. Не избегали наши предки также оранжевых, розовых, зеленых и сине-голых цветов. Ткани использовали конопляные, шерстяные и крапивные. Наконец, сама вышивка была линейно-геометрической. Чаще всего использовали ромбы, ромбы с выступающими линиями по краям – некими «усиками», прозванными «репьями», символами плодородия и жизни.
В старину, как в костюмах, так и в игрушках, каждая мелочь имела определенное значение. По ним можно было судить о возрасте человека, его социальном статусе, достатке и роде занятий. У женщин костюмы обязательно должны были быть украшены растительными узорами. Мужчины, в свою очередь, носили наряды с узорами, очень схожими с украинскими. То есть рубаху с прямой вышивкой от горла к животу.

И вот, Елена Матвеева стала расписывать необычные матрешки для всей остальной страны. Игрушки имели форму яйца. Художница использовала акварельные краски, гуашь, лак. Она одевала матрешки в черные панёвы (юбки), прорисованные красными линиями, образующими клетки. Это символизировало плодородие и черноземы, которыми богата Воронежская область. Ромбы, в свою очередь, означали солнце, часто светящее в наших краях.

За воронежские матрешки Елена Матвеева награждалась бронзовой медалью на выставке ВДНХ. Игрушки представляли в Швейцарии, на конкурсе ООН «Моя Россия». Наконец, в топ-25 народных художественных промыслов нашей страны Воронежская матрешка заняла 22-е место (По материалам https://bloknot-voronezh.ru/news/tvorcheskiy-poryv-masteritsy-proslavil-voronezh-na-1208063).

Мастер-класс по изготовлению воронежской матрешки в рамках дополнительного образования обучающихся общеобразовательной школы (из опыта работы)

Ежегодно мои воспитанники принимают участие в фестивале «Русь мастеровая». Один из мастер-классов был посвящен изготовлению воронежской матрешки. Он состоял из нескольких этапов.









А вот таким стихотворением матрешка была представлена на фестивале:

Воронежская матрёшка,

Как ты хороша!

Яркая одежда

На тебе всегда.



Сарафаны расписные

Выдумал народ,

И одежды дорогие

Носишь круглый год.



Зависит наряд твой

От места рожденья.

И имя дано тебе

Из места селенья.



Сарафан я расписала

Яркими цветами.

Точками, кружочками,

Кудрявыми листочками.



Постаралась я немножко-

Стала радостной матрёшка!

Матрешки всюду славятся.

Они нам очень нравятся!

Это не просто народная игрушка. Матрёшка стала традиционным сувениром России и хранительницей исконно русской культуры.



Заключение

Этнополитическая стратегия государства в области системы образования открыла путь к широкому и активному использованию элементов этнокультуры в образовательном процессе, направленной его этнопедагогизации. Провозглашение культуросообразности, антропоцентричности и поликультурности в качестве определяющих принципов системы национального образования потребовало обновления концептуальной системы взглядов на организацию дошкольного этнокультурного образования.

Все это послужило основанием для поиска путей решения проблемы становления этнокультурной образованности и разработки концепции и модели педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста. Педагогическая стратегия реализуется в концепции и модели, включающих цель, задачи, закономерности, принципы, содержание, выбор организационно-педагогических условий, методику становления этнокультурной образованности детей.

Для педагога этнокультурный аспект – это серьезный вопрос со спецификой терминов, понятий. А для детей – это должно стать увлекательным процессом, во время которого незаметно, но прочно входят в сознание детей понятия народной культуры, развивается художественный вкус, происходит открытие не только мира, но и самого себя, своих способностей, таланта.





Список литературы

  1. Афанасьева А.Б. Совершенствование этнокультурного образования современных педагогов [Текст] // Академ. вестн. ин-та образования взрослых Российской академии образования. 2008. № 4.

  2. Бабунова, Е.С. Место культуры и её этнических функций в этнокультурном образовании / Е.С.Бабунова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4.

  3. Басова, А.Н. Этнокультурное образование как фактор формирования основ национального менталитета у школьников Текст.: Автореф. дис. . .к-та пед. наук / А.Н. Басова. Кострома, 2002.

  4. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства.Искусство, М., 1971.

  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008.

  6. Бондарева Н.А. Технология этнокультурного воспитания [Текст] // Школа, 2001. - №5.

  7. Комарова Т. С. Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста // В сб.: Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Шуя, 2004.

  8. Конвенция о правах ребёнка: Конвенция ООН.М.: РИОР. 2010.



  1. Кучегура М.А. Этнокультурный компонент в структуре и содержании начального образования: Начальная школа. № 11, 2004.

  2. Садохин А.П. Этнология: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гардарики, 2006.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Российская академия образования. 2010.

  4. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования [Текст]: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01: Ставрополь, 1997

  5. Шпикалова Т.Я. Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающим поколением народного искусства и традиционной культуры России - Шуя, 2004.

  6. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2013.

  7. Шпикалова Т.Я. Развитие детского творчества средствами декоративно-прикладного искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1965.

1 Кучегура М.А. Этнокультурный компонент в структуре и содержании начального образования: Начальная школа. № 11, 2004. — 106 с.

2 Конвенция о правах ребёнка: Конвенция ООН.М.: РИОР. 2010. 24 с.

3 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Российская академия образования. 2010. 96 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!