СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование информационной компетенции учащихся как необходимое условие повышения качества образования

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационные технологии как один из компонентов целостной системы обучения не только открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения.

Просмотр содержимого документа
«Формирование информационной компетенции учащихся как необходимое условие повышения качества образования»












Самоанализ

педагогической деятельности

учителя русского языка и литературы

Романовой Вероники Евгеньевны.


























Формирование информационной компетенции учащихся как необходимое условие повышения качества образования


Информационные технологии как один из компонентов целостной системы обучения не только открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения.

Начало XXI века в России отмечается осознанным интересом научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования. В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Одной из главных задач современного общего образования является формирование информационной компетентности: владение информационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон, способность критически оценивать информацию, распространяемую различными средствами и рекламой. Таким образом, включение новых технологий в образовательный процесс стало социально обусловленной необходимостью.

Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Накопив определенный опыт работы в школе, я считаю, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновленная роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. По словам Г.К. Селевко, задача современного учителя – «учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании»…». Требования к информационной компетентности выпускника старшей школы определены в «Требованиях к метапредметным результатам основной образовательной программы начального общего образования» Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОСНОО).

Важное место в реализации этих требований отводится предметам «Русский язык» и «Литература». Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии (ИКТ). Внедрение ИКТ в работу учителя способствует улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве.

Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Современный урок ценен не столько получаемой на нем информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажером знаний, презентаций результатов собственной деятельности. Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс.

Уровень учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе свидетельствует о положительной динамике. За три последних года показатели успеваемости стабильны и составляют 100%, качество знаний представлено в следующей таблице:

Учебный год

Качество знаний

Литература

Русский язык

2013-2014

64%

43%

2014-2015

62,3%

47%

2015-2016

60%

43%

Результаты ЕГЭ по русскому языку


2012-2013 гг. средний балл -58, 5. Кол-во уч., набравших более 70 баллов – 3 из 14 уч., усп. – 100%.


Результаты ОГЭ по русскому языку




Год




Класс



Количе-ство

обуча-ющихся




Сдали

Получили

% успеваемости

% качества

Средний балл


«5»


«4»


«3»


«2»

2012-2013

9

12

12

-

7

5

-

100

58

28

2015-2016

9 б

26

26

17

7

2

-

100

92,3

35


По ЕГЭ и ОГЭ есть положительная динамика.

В каждом классе есть учащиеся, которые мыслят нестандартно, их отличает высокая любознательность, исследовательская активность, успешность обучения. Эти черты связаны с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Как правило, такие учащиеся не могут не вызвать со стороны учителя повышенного внимания. В нашей школе реализуется программа «Одаренные дети», целью которой является выявление таких учеников и создание условий для их развития. Работать с такими детьми интересно и трудно. Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя со способными детьми – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу. Следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, с ним надо заниматься. Важно приучить его к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Постоянная работа с такими школьниками приносит свои плоды: победы на олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах сочинений, конкурсах чтецов, успешное поступление в вузы. За последние три года мои ученики приняли участие в следующих мероприятиях:

Дата проведения мероприятия

Полное наименование

мероприятия с указанием

статуса

(международный, всероссийский, региональный, городской и пр.)

Организаторы мероприятия


Место проведения мероприятия

Количество участвующих из класса

ФИО

обучающегося


Класс

Тур

мероприятия

(очный / заочный)

Результат

участия

(статус – участник, призер с указанием места и пр.)

2013-2014



Школьная олимпиада по русскому языку

Кафедра русского языка и литературы СОШ № 31

МОБУ СОШ №31

1

Иваова Эвита

7 б

очный

1 место

Школьная олимпиада по литературе

Кафедра русского языка и литературы СОШ № 31

МОБУ СОШ №31

1

Евдокимова Виктория

7 б

очный

2 место

2014 г

Международная олимпиада «Русский медвежонок»


МОБУ СОШ №31

31

Иванова Эвита

7 б

заочный

I место по школе

19.02.2014.

Открытая российская интернет-олимпиада по русскому языку «Зима, русский язык»

Центр гуманитарного образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Меташкола.


2

Бочкарева Айаана

Бугаева Анна

5 а

онлайн

Диплом 2 степени

Осенняя интернет-олимпиада по русскому языку, 17-23 ноября 2014

Открытая российская интернет-олимпиада по русскому языку «Зима, русский язык»

Центр гуманитарного образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования «Меташкола»


1

Бугаева Анна

5 а

онлайн

Диплом 2 степени

2014 -2015г.


Всероссийская олимпиада по русскому языку

РС(Я)

МОБУ СОШ №3

1

Иванова Эвита

8 б

очный

Призер

2014

Школьная научно – практическая конференция «Путь в науку»

МОБУ СОШ № 31

МОБУ СОШ № 31

5

Дьяконов Павел

Слепцов Леван

Бугаева Анна

Абрамова Саша

Васильева Люда

очный

Участник Сертификата.

Бугаева Анна- 2 место









Сентябрь 2016

Школьный конкурс каллиграфии

МОБУ СОШ № 31

МОБУ СОШ № 31

4

Петрова Женя

Портнягина Софья

Иванов Айтал

Тарасова Милана

8 а

Очный

Петрова Женя Грамота 2 место

2016 г

Школьная олимпиада по русскому языку

МОБУ СОШ № 31

МОБУ СОШ № 31

2

Борисова Надя

Ионова Вера

10 б

очный

Борисова Надя – 2 место

29.11.2016

Всероссийская олимпиада школьников по литературе


МОБУ СОШ № 26

1

Евдокимова Виктория

10 б

очный


2016

Республиканское мероприятие журнала «Полярная звезда»

Журнал «Полярная звезда»

Дом Правительства

1

Евдокимова Виктория

10 б

очный

сертификат


Концептуальность. Использование новых информационных технологий в обучении позволяет учителю перестать быть основным (а иногда и единственным) источником информации, а занять позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся, и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач.

Применение компьютерных технологий позволяет мне наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность, поддерживать самостоятельность в освоении возможностей компьютерных технологий и идти в ногу со временем. Мною разработаны презентации, развивающие творческое мышление учащихся, дающие им наглядно представить тот или иной материал, комплекс уроков, элементов уроков с использованием информационных технологий для каждого класса. Подготовка и проведение урока с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения. Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету, наша главная цель − это душа ребёнка, проблемы нравственности, развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.

Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Перед учителем-словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер. В связи с этим на уроках русского языка и литературы я использую информационные технологии согласно возрастным особенностям учеников, потому что компьютер не сможет никогда заменить человеческое общение, столь необходимое на уроках литературы.


Ведущая педагогическая идея. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», − утверждал В. Сухомлинский. Эти слова не потеряли своей значимости. Чтобы ученикам было интересно учиться, а нам, учителям, интересно учить, необходимо повышать свою информационную культуру, идти в ногу со временем. Я убеждена, что учитель должен быть современным. Он должен сочетать в своей педагогической деятельности традиционные и новые современные методы обучения. Компьютерная деятельность на уроке русского языка и литературы ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребенка повышенного интереса к нему.

Именно поэтому я активно использую в своей педагогической деятельности ИКТ не как дань моде, а как возможность проводить уроки на новом современном уровне. Он помогает учителю создавать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также меняет способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня. Я изучаю опыт учителей по данной теме.

Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка. Я считаю, что все эти задачи можно успешно реализовать, если разумно использовать ИКТ на уроках русского языка и литературы.


Оптимальность и эффективность средств. Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока-наблюдения, урока-семинара, урока-практикума, урока-виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину писателя. Большой опыт накоплен у меня по проведению уроков контроля за знаниями учащихся: уроки-зачеты, тестирование по различным темам. Использую как готовые пакеты контролирующих программ и программ-тренажеров, так и собственные, составленные мною.

Методика преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера как технического средства обучения, позволяет интенсифицировать процесс обучения:

  • повысить темп урока;

  • увеличить долю самостоятельной работы учащихся;

  • проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся;

  • использовать большое количество иллюстративного материала

  • углубить степень отработки практических умений и навыков;

  • вести дифференцированную работу с каждым учеником;

  • выявить пробелы в его грамотности.


Многие учителя, которые уже применяют в преподавании своего предмета информационные технологии, надеюсь, согласятся со мной, что самым распространенным или популярным средством ИКТ в школе является презентация. В этом случае компьютер с мультимедийным проектором заменяет всю совокупность технических и нетехнических средств обучения: доску и книгу, телевизор и видеомагнитофон, иллюстративный материал и звуковое сопровождение.

Я создаю различные презентации для своих уроков, так как считаю, что это позволяет в ряде ситуаций максимально заинтересовать учащихся темой.

Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока. Например, при объяснении нового материала я использую презентации с иллюстративным материалом — рисунки, картины, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы; в других ситуациях − демонстрационные программы, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. Следует отметить, что иллюстрации компьютерного альбома выгодно отличаются от того иллюстративного материала, который содержится в учебниках и учебных пособиях, − они часто более продуманны, наглядны и, что самое главное, позволяют, как правило, полностью представить тему.

Уроки, полностью построенные на одной презентации, отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и должны быть продуманы так, чтобы учитель мог руководить деятельностью учащихся на уроке посредством этой презентации. Такой вариант применения ИКТ является одной из эффективных форм урока-лекции, урока-открытия.


Результативность опыта. Я применяю компьютер на уроке в различных режимах, а именно: 

  • использование готовых программных продуктов;

  • работа с программами MS Office (Word, PowerPoint);

  • работа с ресурсами Интернета;

  • ЭОР;

  • текстовые материалы;

  • тесты;

  • презентации учебного материала, разработанные мной для уроков;

  • электронные энциклопедии;

  • самостоятельная работа учащихся (закрепление).


Каждому ученику предоставлены возможности проявить творчески свою индивидуальность, добиваться качественных результатов. Электронные словари и энциклопедии, видеоматериалы позволяют мобильно получать дополнительные знания и использовать их на уроке. Используя Интернет-ресурсы, мои ученики готовят различные доклады, рефераты, занимаются проектной деятельностью. Написание, оформление и представление рефератов, докладов и исследовательских работ повышает уровень активности учащихся. При подготовке презентации ученик проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, выбирает из обширного литературного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет творческий подход к оформлению слайдов. В процессе демонстрации презентаций он приобретает опыт публичных выступлений.

Учащиеся классов, где систематически ведется работа с компьютерными презентациями, реально повышают свое качество знаний, уровень воспитанности и интеллектуальное развитие. Использование ИКТ в процессе обучении позволило мне значительно повысить мотивацию учащихся к изучению моих предметов и, как следствие, их уровень обученности и качество знаний.


Возможность тиражирования


Мною разработаны уроки, мероприятия, презентации, которые могут помочь как учителю, так и ученику. Познакомиться с моими наработками можно на моем персональном сайте на портале «Мультиурок» http://multiurok.ru/veronikaromanova/





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!