СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся в условиях ФГОС в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема формирования ИКТ - компетентности обучающихся в условиях ФГОС в начальной школе очень атуальна. Учитель начальных классов должен научить ребенка грамотно пользоваться информационно- коммуникативными технологиями.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ИКТ-компетентности обучающихся в условиях ФГОС в начальной школе»

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

в условиях ФГОС в начальной школе



Учитель начальных классов

Бондикова Ольга Викторовна


XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Сегодня в традиционную схему «учитель- ученик – учебник» прочно вошло новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

При обучении детей младшего школьного возраста надо учитывать, что ребенок, переступающий порог школы, уже на практике знаком с современными технологиями передачи и обработки информации. Об этом свидетельствует наличие у детей различных гаджетов и весьма активное умелое применение их на практике. Учитывая это, вопрос о необходимости формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования горячо обсуждался в течение многих лет.

Учитель начальных классов наряду с умениями читать, писать, считать должен научить каждого ребенка грамотно пользоваться информационно-коммуникационными технологиями. Информационно-коммуникационные технологии – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.

В соответствии с новым Федеральным государственным стандартом (ФГОС) основной акцент образовательной программы начальной школы делается на метапредметных результатах обучения. Важнейшим результатом реализации Стандарта становится формирование универсальных учебных действий.

Основы ИКТ-компетентности (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью этих метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий. Таким образом, формирование ИКТ-компетентности учащихся проходит во всех предметных областях начальной школы.

Важнейшим результатом реализации Федерального государственного стандарта второго поколения становится формирование ИКТ-компетентности обучающегося.

ИКТ-компетентность обучающихся – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.

Где наиболее важным является формирование осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ.

Сегодня в начальной школе реализуются четыре основных формы работы учащихся с применением средств ИКТ: работа в адаптированных обучающих программных средах, проектная деятельность, работа с предметными тренажерами, коммуникация на учебных сайтах.

Уроки с использованием мультимедийного ресурса имеют ряд методических преимуществ:

  • применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

  • использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

  • повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).

  • расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

  • обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

По стандартам второго поколения ИКТ-компетентностью должен обладать каждый ученик начальной школы. В связи с этим много того, что должны уметь учащиеся в области этой самой компетентности, изучая на других предметах.

  • «Русский язык»

Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Овладение квалифицированным клавиатурным письмом. Знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере и простыми видами редактирования текста.

  • «Литературное чтение»

Работа с мультимедиа сообщениями. Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео - и аудиофрагментов. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстрированный ряд на компьютере. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете.

  • «Математика »

Применение математических знаний и представлений и методов для решения учебных задач. Представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами. Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов. Использование дидактических игр.

  • «Окружающий мир»

Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ. Поиск дополнительной информации для решения учебных задач, в том числе и в контролируемом Интернете. Использование компьютера при работе с картой (планом территории, лентой времени), добавление ссылок в тексты и графические объекты.

Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и любом этапе урока:

- в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме или создания проблемной ситуации, при повторении пройденного материала,

- для быстрой проверки знаний;- на этапе объяснения нового материала, используя таблицы, видеофрагменты, рисунки;

- на этапе закрепления для определения уровня усвоения темы

( показывается не только задание, но и ответ);

- использование тестового контроля.

Таким образом, формирование ИКТ-компетентности обучающихся носит системно-деятельностный характер, позволяющий ученику выступать в качестве субъекта образовательного процесса. Расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; в общем, способствует повышению качества образования.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!