СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование идей будущего устами фантаста

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная научно-исследовательская статья посвящена краткому и в то же время глубокому анализу деятельности великого писателя фантаста А.Азимова. Примечательным в работе представляется рассмотрение основных идейных ориентиров и направлений деятельности фантаста, при котором он смог дать напаврление целому ряду новейших отраслей науки и в то же время литературы. Фундаментальным вкладом писателя в современное мироустройство принято считать разработанные им законы робототехники и космической научной мысли. 

Просмотр содержимого документа
«Формирование идей будущего устами фантаста»

Формирование идей будущего устами фантаста

Развитие человечества во все времена было ориентировано на формирование и накопление все более новых знаний в области естественных наук, оказывающих непосредственное влияние на научно-технический прогресс, как математика, физика, биология, анатомия, химия и т.д. Научные открытия в области физики, астрономии, химии и анатомии стали основой современного технологически развитого поколения, приемлющего высокую концентрацию информационных потоков. Гуманитарные же науки в свою очередь являли собой идейно-психологическое и социально-экономические стороны развития общества, индивида. Но в этом утверждении следует учитывать, что основой всех наук признается философия, которая во все времена причислялась к числу гуманитарных, что ставит общечеловеческие науки на уровень выше естественных.

Философия – это наиболее широкое понимание и осознание окружающего мира путем наблюдения и накопления познавательных аспектов мышления. Утверждение касательно второстепенности гуманитарных наук является в корне ошибочным в силу того, что без умственного осознания и высокого уровня воображения человек не в коей мере не сможет сформулировать свою цель и беспрестанно следовать ей.

В этой связи уместным является упоминание слов национального поэта А. Орипова, которые гласят: «Temur tigi yetmagan joyni, Qalam bilan oldi Alisher», что в переводе означает: «Что мечом не смог достичь Темур, то пером смог обрести Алишер». Данные строки наглядно демонстрируют насколько гуманитарные науки, а в частности литература имеют значение для научно-технического прогресса. Ведь направление стремлений и интересов индивида формируют его воображение, обогащённое непосредственно идейным вдохновением литератора.

Еще одним наиболее ярким примером являются великие географические открытия, имевшие место в XVI в. Известно, что за 3 века до этих открытий венецианский торговец Марко Поло смог достичь границ Китая и некоторое время трудился при императоре. Оставленные после его ухода из жизни записи и дневник вызвали широкий диссонанс в научном сообществе европейских держав того периода. Кроме того, исторически известно, что Х. Колумб идейное вдохновение для путешествия в Индию брал именно от записей Марко Поло.

Переходя от теоретической плоскости в область практической значимости выше приведенной информации, автор данной статьи поставил перед собой цель изучить и научно описать общую симптоматику вопросов, чтобы ответить на один единственный, но главный, между тем, вопрос – насколько творчество писателя фантаста Айзека Азимова, оказало влияние на формирование современного научно-технического прогресса.

Великий писатель родился 2 января 1920 г. в Белоруссии, в местечке под названием Петровичи, в семье мельников. Согласно утверждениям самого писателя, его фамилия изначально писалась как Озимов. Примечательно, что основное образование писатель получил в качестве химика, а писательский талант и любовь к литературе он почувствовал в 11 летнем возрасте. Первый рассказ А. Азимова был опубликован в 1939 г. хотя и не увенчался большим успехом. Но короткий произведение «Приход ночи» автора вышедшее в 1941 г. стало подлинным бестселлером среди поклонников научной фантастики. Писатель на протяжении жизни написал более чем полусотни книг и рассказав в различных жанрах литературы: от научной фантастики до детективов и фэнтези. Из жизни Азимов ушел 6 апреля 1992 г. по причине сердечной и почечной недостаточности, осложненную вич-инфекцией.

Практически весь творческий потенциал А. Азимова и его литературные произведения так или иначе связаны с научной фантастикой и/или около научной тематикой. Научное составляющее в произведениях Азимова представляет собой несомненно высокую степень знаний и воображения, проведенных через призму научной обоснованности и понятийного аппарата.

По мере накопления литературного опыта писателем его произведения становились более широкими, в плане проработанности внутреннего мира, которые в конечном итоге привели к созданию шедевров научной фантастики. Отдельного внимания в спектре творчества писателя заслуживают такие произведения автора как «Академия», «Детектив Илайжд Бейли и робот Оливер», «200 летний человек», «Я робот» и др.

На сегодняшний день имя А. Азимов связывают, в большинстве, с робототехникой. Исторически известно, что в начале своего существования термин «робот» ассоциировался с негативным восприятием со стороны человека и являлся своего рода «хоррором». В мае 1939-го Айзек Азимов приступил к написанию первого повествования о роботах под названием «Робби». Спустя год появляется рассказ «Лжец» - история о роботе, который умел читать мысли людей. В этом произведении Азимов впервые опишет так называемые три закона роботехники. По словам писателя, впервые эти законы сформулировал писатель Джон Кэмпбелл, хотя тот, в свою очередь, настаивал на авторстве Азимова. 

Звучат законы следующим образом:

  1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.

  2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.

  3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам. [1]

Интересным явлением в данном случае представляется полное описание «позитронного мозга» робота, в которым больше половины алгоритмов занимали именно эти три закона. Современное состояние роботехники как сфера научного исследования до сих пор опирается на эти три закона и принципы создания искусственного интеллекта, разработанные А. Азимовым. Кроме всего прочего, современная японская роботехника, при создании роботов пользуется кодовым именем «Asimo», что непосредственно являются данью уважения к писателю. Интересным фактом является детальная проработка психолого-идеологической составляющей мира, созданного Азимовым, в котором он полностью описал внутренние конфликты роботов, возникающие вследствие сложившихся обстоятельств их функционирования.

Последующие произведения автора имели еще более широкий резонанс в литературном сообществе, в силу такого фактора как периодичность произведений. Каждый читатель более-менее знакомый с библиографическим фондом писателя обращает внимание на хронлогическую и периодическую взаимозависимость практически всех его произведений. Хронология его рассказов в данном случае охватывает период приблизительно 3 тыс. лет., что в сравнении дает возможность ставить А.Азимов в один ряд с такими выдающимися литераторами как Дж. Толкиен сумевших создать в своих произведениях целый детально проработанный новый мир со своей альтернативной вселенной.

В особенности высокий уровень интеллектуального потенциала автора демонстрирует произведение «Академия». Исключительным данное произведение является по причине рассматриваемых в нем широкого спектра вопросов, когда жизнь и стремления одного ученого имеют галактическое значение для продолжения истории всего галактического сообщества в целом. Написанный в 7 томах труд Азимова Академия являет собой сосредоточие исторического опыта и потенциального будущего жизни человечества. К числу проблем, рассматриваемых в произведении, входят, следующие положения:

- приоритет исторически-психологических аспектов развития человечества, через которые индивид находит в себе силы идти дальше и искать знания вне зависимости от преград на его пути;

- цикличность исторических процессов, выражающееся в повторении ошибок человечества, по причине потери истории;

- значимость научно-технического прогресса, имеющее место во всех аспектах человеческой жизнедеятельности;

- идея о всесторонне развитом человеке, стремящегося к лучшей жизни и труду. [3]

Примечательным в произведениях автора является отсутствие идеологического фона, составлявший основу многих писателей, в том числе и его современников. В своих произведениях писатель ориентировался не на отдельные факты борьбы между человеческими цивилизациями, а на идеи гуманистического развития всего человечества в целом. В них он оперировал идеей создания процветающей галактической цивилизации людей. В отличие от других литераторов в жанре научной фантастики он придерживался концепции о единичном случае зарождения жизни в галактике и считал человечество полноправным и единственным жителем вселенной.

Таким образом произведения А. Азимова представляют собой кладезь знаний научно-технического прогресса, с точки зрения идейного вдохновения и направленности просвещения. При этом идейные замыслы автора на многие столетия опережают современное состояние мира и являются тем мостом соединяющим прошлое-настоящее-будущее. Подтверждением тому являются слова автора, которые гласят: «История достигла точки, когда человечеству больше не разрешается враждовать. Люди на Земле должны Дружить. Я всегда старался это подчеркнуть в своих произведениях… Не думаю, что можно заставить всех людей любить друг друга, но я желал бы уничтожить ненависть между людьми. И я совершенно серьёзно полагаю, что научная фантастика есть одно из звеньев, которые помогают соединить человечество. Проблемы, которые мы поднимаем в фантастике, становятся насущными проблемами всего человечества… Писатель-фантаст, читатель фантастики, сама фантастика служат человечеству». [5]








Библиография

[1] А. Азимов. Приход ночи. - М.: «Мир». - 1989.

[2] А. Азимов. Я, робот. - М.: Радуга. - 2005.

[3] А. Азимов. Академия (цикл книг). - М.: Радуга. - 2008.

[4] А. Азимов. Детектив Илайдж Бейли и робот Оливио. - М.: «Мир». -2009.

[5] История успеха Айзека Азимова. Доступно на: https://constructorus.ru/istorii-uspexa/ajzek-azimov.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!