СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и свойства почвы.

Категория: География
Тема: Почвы

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке рассматривается один из главных  природных компонентов  - почва. Следует обратить внимание на процесс формирования почвы как результат взаимодействия всех природных компонентов. на первом уроке рассматривается понятие "почва" . Почва - это особое природное тело, которое образовалось в результате взаимодействия литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы.

Просмотр содержимого документа
«Формирование и свойства почвы.»

Тема 7. Почвы России

Урок по теме «Формирование и свойства почвы»

Домашнее задание: § 28 учить, уметь составлять схемы по сложным вопросам на стр. 178 или выполнить задание от теории к практике на стр. 178. Подготовить сообщение о значении работ В.В.Докучаева.

Цель

Ознакомление с условиями формирования почвы, её составом и структурой.

Задачи урока:

  1. Создать педагогические условия для обучающихся, при которых они смогут:

  • Давать определения понятиям по теме урока;

  • Называть состав почвы и почвенные горизонты;

  • Выявлять причины почвообразования;

  • Определять особенности строения почвенных профилей;

  • Характеризовать причины, влияющие на образование почв.

  1. Составить формулу почвообразования

  2. Рассмотреть состав и структуру почвы.

  3. Проанализировать почвенный профиль.

  4. Сформировать предметные и метапредметные учебные действия на основе тематического содержания урока.

Оборудование: карты атласа, компьютер, презентация, учебник, портрет В.В. Докучаева.

Методы: частично-поисковый, самостоятельная работа, беседа

Тип урока: урок новых знаний

УЭ – 1 Цель: Мотивация.

  • Проблемный вопрос:

  • Скажите, что на ваш взгляд является национальным богатством?

  • Когда мы слышим выражение «национальное достояние», нам представляется что-то очень весомое, дорогостоящее и редкое, что составляет основное богатство страны.

  • А тут почва, то, что у нас под ногами. Потребляя пищу, вряд ли мы задумываемся, что почва – это важнейшее условие и средство получения еды.

  • А можем ли мы существовать без пищи? Соответственно, и без почвы?

  • Какова роль почвы в жизни человека?

Вывод учащихся:

  1. Почвы – национальное достояние страны!

? Позволяют ли российские почвы обеспечивать страну собственным продовольствием?

Земледелие – величайшее достижение человечества, зародившееся около 5 тыс. лет назад.

На ранних стадиях, его развития люди обрабатывали землю лишь для того, чтобы прокормить себя. А в настоящее время сельское хозяйство – одна из отраслей экономики страны.

  1. Почва в нашей стране не только кормилица, но и важнейшая забота крестьянина.

Всему начало – плуг и борозда,

Поскольку борозда под внешним небом

Имеет свойство обернуться хлебом.

С. Викулов

  1. Огромный вклад в изучении почвы внёс учёный В.В. Докучаев.

В.В. Докучаев – основатель научного почвоведения!

Докучаев понял, что «почва не горная порода и не пахотный слой, а особое естественно-историческое тело, результат взаимодействия органического и неорганического мира».

Докучаев установил не только, что такое почва, но и как и из чего она образуется.

??? Какие природные оболочки участвуют в образовании почвы?

  • ? Что такое почва?

  • Из каких компонентов она состоит?

  • От каких факторов зависит процесс почвообразования? На эти вопросы нам предстоит ответить.

  1. Почва* - особое естественно - историческое тело, результат взаимодействия органического и неорганического мира.

Почва = (рельеф + климат + вода + растения + животные +микроорганизмы + деятельность человека) X время


  • При этом почва – не мёртвое, но и не живое тело, она занимает промежуточное положение. Почва есть результат многовекового взаимодействия живой и не живой природы.

  • Поэтому не случайно В.И. Вернадский назвал почву биокосным образованием, то есть состоящим из живого и неживого вещества.

  • ЗА 100 лет образуется всего лишь от 0,5 см до 2 см почвы.


Почвой называется верхний слой земной коры, обладающий плодородием, то есть способностью обеспечивать жизнь и развитие растениям.

Основное свойство почвы – плодородие*, которое зависит от содержания особого почвенного вещества - гумуса* (питательные вещества, которые образуются при перегнивании растительных и животных остатков) (стр. 175)

Что такое гумус (перегной)?

УЭ – 2 Цель: Состав почвы (компоненты)

Работа с текстом на стр. 175. Составляем схему «Состав почвы». Объясняем.

  1. Твёрдые (минеральные и гумусовые) вещества (песок и глина, которые стали рыхлой основой для формирования почвы).

  2. Жидкие вещества (вода с раствором минеральных солей, органическими веществами), т.е. почвенный раствор (в виде почвенного раствора необходимые вещества становятся доступными для растений).

  3. Газообразных веществ (почвенный воздух, кислород, углекислый газ) (корни дышат)

  4. Почвенные микроорганизмы. Они активно участвуют в процессе переработки органических остатков и превращения их в гумус.


УЭ – 3 Цель: Как образуется почва?

Образование почвысложный и длительный процесс, в котором участвуют многие факторы: животные, микроорганизмы, деятельность человека.


Почва = (рельеф + климат + вода + растения + животные +микроорганизмы + деятельность человека) X время


Ведущим условием почвообразования

является взаимодействие совокупности живых организмов. Так как живые организмы способствуют накоплению органических веществ, влияют на химический и минеральный состав почв.

УЭ – 4 Цель: Почвенный профиль

Работа с текстом учебника: стр. 176, рис. 108

Выяснить чем отличаются почвенные горизонты? Сделать схему и краткое описание.

  • А –1 - гумусовый горизонт накопления

  • А – 2 - горизонт вымывания (светло-серый, бедный минеральными и органическими соединениями)

  • В - горизонт вмывания (красноватый оттенок)

  • С – материнская порода, не затронутая почвообразованием

Циркуляция почвенного раствора (обмен веществ)

Почвенный профиль* - набор почвенных горизонтов, характерный для каждой почвы.

УЭ – 5 Цель: Механический состав почвы

«Горькая супесь,

сухой чернозём, смиренная глина и щебень с песком…»

Н.А. Клюев

Механический состав – оказывает влияние на содержание в почвах влаги и почвенного воздуха.

Почвы по механическому составу выделяют:

  • Глинистые

  • Суглинистые

  • Супесчаные

  • Песчаные

  • Скелетные

УЭ – 6 Цель: Структура почв

Структура почв* – это способность почвенных частиц соединятся в относительно устойчивые комочки (прочность почвы увеличивается если есть кальций).

  • Мелкокомковатая (зернистая) – от 1-10 мм. Например, чернозём.

  • Бесструктурная (песчаные)

Структура определяет особенности водного и воздушного режимов почв.

Это один из признаков - плодородия.

Основные свойства почвы – плодородие!

Плодородие* - способность обеспечить растения необходимым набором и количеством питательных веществ, воздухом.

Плодородие зависит от содержания в почве питательных веществ, состава и структуры.


УЭ – 7 Цель: Земельные ресурсы

Земельные ресурсы* - один их важнейших природных ресурсов, под которым понимается территория с определённым качеством почв, климатом, рельефом, растительностью.

Земельные ресурсы – это основа размещения народнохозяйственных объектов, расселения населения и главное средство производства в сельском и лесном хозяйствах.

Наша страна необычайно богата землёй, территорией, или, как говорят, земельными ресурсами.

Но избыток земли лишь кажущийся. Одни пространства заболочены, другие засолены, на третьих так холодно или жарко, что впору искать другое место для жизни.

И оказывается, только 13% территории страны используется в сельском хозяйстве. Это сельскохозяйственные угодья.

Распахивается – 8% территории, то есть на каждого жителя приходится около 0,9 га земли, той земли, которая обладает плодородием.

УЭ – 8 Цель: Закрепление

  1. Что нового вы узнали на уроке? Что вас заинтересовало?

  2. Почему почвы – это национальное достояние?

  3. Что такое земельные ресурсы?

  4. Какое важнейшее и отличительное свойство почвы?

  5. Почему почвы относят и к живым, и к неживым, и к историческим природным телам?

  6. Оценки

Домашнее задание: § 28 учить, уметь составлять схемы по сложным вопросам на стр. 178 или выполнить задание от теории к практике на стр. 178.

Подготовить сообщение о значении работ В.В.Докучаева.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!