СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и совершенствование двигательной функции

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование и совершенствование двигательной функции»

Формирование у детей двигательной функции.



Чтобы успешнее и полнее решать задачи физического воспитания в школе с учетом современных требований, необходимо всесторонне изучать природу и условия развития двигательной деятельности человека,

Одна из важных частей этой проблемы — изучение педагогических аспектов развития двигательной функции у детей школьного возраста. Способность человека осуществлять сложные по координации движения, переключаться с одних движений на другие, быстро производить новые двигательные акты в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды — все это свойства двигательной функции, обусловленные биологическим и педагогическим факторами.

Биологический фактор связан с возрастными особенностями детей и подростков, его влияние существенно сказывается на их двигательной функции. Биологическому развитию ее способствуют: созревание двигательного анализатора; возрастные особенности коры больших полушарий (функциональные ее возможности) и нервно-мышечного аппарата; биологическая зрелость (половое созревание); явление акселерации; физическое развитие. Все компоненты биологического фактора изучаются физиологами, гигиенистами, морфологами, врачами; нам, педагогам, нужно их учитывать и действовать сообразно с их проявлениями,

Однако двигательная зрелость связана еще и с режимом двигательной деятельности. Следовательно, формирование и совершенствование двигательной функции возможно путем педагогического воздействия при соблюдении основных условий.

Первое из условий — обучение двигательным действиям. Чем богаче двигательный опыт школьников, чем большим запасом условно рефлекторных связей они владеют, чем многообразнее эти связи, тем легче и быстрее формируются у них новые формы движений. Очевидно, обучение школьников по более широкой программе с включением в нее упражнений основной гимнастики, игр, плавания, передвижения на лыжах, спортивных упражнений будет способствовать формированию двигательной функции.

Второе условие — развитие физических качеств. Чем выше уровень их развития (с учетом сенситивных периодов), тем успешнее формируются двигательные навыки, а, следовательно, и двигательная функция. У детей необходимо развивать равномерно все физические качества, акцентируя внимание в 6—7 лет на быстроту одиночных движений, гибкость, ловкость, статическую силу мышц туловища; в 8—10 лет — на быстроту, ловкость, статическую — силу мышц туловища; в 11—13 — на скоростную силу; в 14—16 лет — на максимальную силу и выносливость,

Третье условие (наиболее важное) — обучение умению точно оценивать движения в пространстве, во времени и по степени мышечных усилий. Реализация этих условий зависит от деятельности учителя. В процессе обучения двигательным действиям все условия педагогического воздействия взаимодействуют, так как интегральным показателем двигательной функции является формирование двигательных навыков, Исключение какого-либо из них может задерживать или осложнять процесс обучения. Тем не менее, нельзя не отметить особую роль третьего условия.



Точность и координация движений обеспечиваются хорошо развитым мышечным чувством. Оно является результатом деятельности двигательного анализатора, которую можно совершенствовать только при специальном обучении с помощью физических упражнений. И. П. Павлов, говоря о возможности управлять движениями, указывал, что если человек не чувствует в каждый момент своих движений, то и не может управлять ими. В свое время П. Ф. Лесгафт убедительно доказал, что только через восприятие времени и пространства, дающее возможность анализировать различные движения частей тела и сравнивать их между собой, можно научить детей владеть ими в совершенстве.

Очевидно, одно из главных условий успешного обучения школьников двигательным действиям — воспитывать у них способность управлять движениями, которая обусловливается развитием двигательного анализатора и тесно связана с умением оценивать выполняемые движения во времени, пространстве и по степени мышечных усилий. К сожалению, это условие почти не соблюдается при обучении на уроках физической культуры! в школах.

В связи с этим мы и остановимся подробно на выполнении этого условия.

Экспериментальным путем установлено, что точность пространственной, временной и силовой оценки движений вырабатывается у детей при применении специально направленных на это движений и метода срочной информации о величине допускаемой ошибки. Установлено также, что формирование умений оценивать двигательные акты в пространственных и временных границах подчиняется общим закономерностям, по которым формируются двигательные навыки, и тесно связано с координационной сложностью двигательного действия, при выполнении которого формируется это умение.

Вначале нужно научить детей различать отдельные характеристики движений в грубой форме, т. е. выполнять движения отдельными частями тела по большой и малой амплитуде (руками, туловищем, ногами) и всем телом в виде приседаний прыжков, те же движения, но делать их медленно и быстро, с малыми усилиями и с большим напряжением мышц. При этом важно чередовать движения с большой и малой амплитудой, быстрые и медленные, с большими и малыми усилиями. Резко отличающие по характеру движения легче запоминаются, нежели сходные, имеющие малые различия. Такого рода двигательные задания доступны детям 7 летнего возраста. Они сравнительно легко различают быструю ходьбу и бег от медленной, Большие расстояния при броске мяча от малых, медленные движения от быстрых.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!